Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ахимса и апариграха: ненасилие и нестяжательство.



Апариграха, т.е. воздержание от мирских привязанностей, также рассматривается как ненасилие, поскольку париграха бывает двух видов:

 

1. абхьянтара париграха: внутренняя привязанность;

2. бахья париграха: внешняя привязанность.

 

Внутренняя привязанность к собственности бывает четырнадцати видов: извращённые воззрения, смех, потворство, уныние, горе, страх, отвращение, гнев, гордость, лживость, жадность и желание чувственных удовольствий с мужчиной, женщиной и обеими. Внешняя привязанность имеет два аспекта: к живым объектам и к неживым.

 

Как внешний, так и внутренний аспекты париграхи ни в коем случае не исключают насилия. Внутренняя привязанность, т.е. желание иметь множество вещей, отрицательным образом сказывается на чистоте души, и именно этот ущерб, наносимый чистоте души, и будет в данном случае насилием. Подобным же образом внешняя привязанность или реальное владение живыми и неживыми объектами создаёт привязанность к таковым, что также оскверняет чистоту души и, таким образом, является насилием. Как следствие, в интересах практики ахимсы верующим рекомендуется отбросить как внешний, так и внутренний аспекты привязанности. Однако, поскольку для мирянина не представляется возможным отбросить всю собственность полностью, домохозяевам предписывается ограничение имущества определённым пределом богатства, скота, слуг, недвижимости и т.д. Именно по этой причине малый обет нестяжательства также называется париграха-паримана-ануврата, т.е. малым обетом ограниченной собственности.

 

Ненасилие и дополнительные обеты (шила-врата).

Наряду с соблюдением пяти основных обетов, известных как анну-врата, от домохозяина ожидается, согласно джайнским писаниям, также и следование семи дополнительным обетам, в состав которых входят гуна-врата («качественные» обеты) и шикша-врата (дисциплинарные обеты). В джайнских писаниях практике данных дополнительных обетов придаётся немаловажное значение, поскольку таковые играют важную роль в совершенствовании практики пяти основных обетов подобно тому, как стены охраняют город. Сверх того, поскольку малые обеты выстроены вокруг базовой доктрины ахимсы, то практика дополнительных обетов рекомендуется в качестве необходимой поддержки соблюдения принципа ахимсы в максимально возможной степени. Итак, подобно малым обетам, дополнительные также помогают сделать практику ненасилия более полноценной.

 

Ненасилие и качественные обеты.

Качественные обеты (гуна-врата) являются, по сути, усиливающими, поскольку они предназначены для повышения уровня соблюдения пяти основных обетов. Они следующие:

 

1. дига-врата: обет ограниченного пространства;

2. бхога-упабхога-врата: обет ограничения использования вещей;

3. анартхаданда-врата: обет избегания бесцельных грехов.

 

Дига-врата: обет ограниченного пространства.

Обет ограниченного пространства подразумевает пожизненное обязательство ограничения своей мирской жизнедеятельности до определённой точки в каждом из десяти направлений (включая верх и низ). Домохозяин обязуется установит такие пределы на базе определённых хорошо известных объектов и выполнять всю свою деятельность в этих пределах. Если вся жизнедеятельность ограничена установленными пределами, то и практика ненасилия вне таковых становится совершенной.

 

Бхога-упабхога-врата: обет ограничения использования вещей.

 

Данный обет подразумевает ограничение наслаждения различными предметами: съедобными и несъедобными. Он может включать в себя ограничение или полный отказ от употребления в пищу каких-либо овощей, фруктов и т.д., содержащих бесчисленное количество жизней, и ограничение использования таких вещей, как одежда, мебель и т.п. Также он может касаться и отказа от таких грехов, как ложь, сексуальная нечистота и т.п. Кроме того, наслаждение вещами следует ограничивать определённым фиксированным количеством дней и ночей, а в пределах этих рамок установить новые, продолжительностью в несколько часов, ограничения. Таким образом, обет предписывает постепенное отречение, прогрессирующее с ростом способности к нему. По этому поводу в Пурушартха-сиддхьюпае говорится: «Тот, кто таким образом удовлетворяется небольшими ограниченными чувственными наслаждениями, отвергает большую их часть, соблюдает тем самым ненасилие, поскольку воздерживается от сколь-либо серьёзного насилия».

 

Анартхаданда-врата: обет избегания бесцельных грехов.

Данный обет подразумевает обязательство не совершать бесцельных грехов. В контексте этого обета писания говорят, что мирянин должен избегать следующих грехов:

 

1. ападхьяна: дурных мыслей;

2. папопадеша: дурных поучений;

3. прамадачарья: невнимательной деятельности;

4. химсадана: передачи другим средств совершения насилия;

5. дух-шрути: слушания дурного;

6. дьюта: азартных игр.

 

Более подробное значение указанных обетов состоит в следующем:

 

1. Не следует думать о таких предметах, как охота, победа, поражение, битвы, супружеские измены, воровство и т.д., поскольку ни к чему, коме греха это не ведёт.

2. Не следует давать дурных советов людям, занятым искусством, торговлей, литературой, сельским хозяйством, ремеслом, в сфере обслуживания или промышленности.

3. Не нужно без нужды копать землю, вырывать деревья, топтать траву, разбрызгивать воду, срывать листья и плоды.

4. Не нужно давать другим такие инструменты насилия, как ножи, яды, огонь, плуги, мечи, луки и т.д.

5. Не следует слушать и пересказывать дурные истории, говорящие о росте привязанности и т.п. или абсурдные рассказы.

6. Не следует даже приближаться к азартным играм, поскольку это – первая из всех зол, разрушитель довольства, жилище обмана и источник воровства и лжи.

 

Подчёркивается, что тот, кто сознательно отвергнет все эти и прочие ненужные грехи, будет следовать принципу ахимсы до окончательной победы.

 

Ненасилие и дисциплинарные обеты:

Шикша-врата, т.е. дисциплинарные обеты нацелены на подготовку мирянина к монашеской жизни и предназначены для содействия практике пяти основных обетов. В эту категорию входят четыре обета:

 

1. самайика-врата;

2. дешавакашика-врата;

3. паушадха-врата;

4. атитхи-самвибхага-врата.

 

Самайика-врата.

Самйика означает принятие на себя обязательства посвящать определённое время каждый день медитации с целью духовного прогресса. Она учит равностности, т.е. безразличию к любви и ненависти, боли и удовольствию, потере и приобретению и т.д. Такая равностность делает практику ахимсы более совершенной, поскольку самйика подразумевает отсутствие всякой греховной деятельности.

 

Дешавакашика-врата.

Дешавакашика-врата, т.е. обет ограниченного места, означает принятие обязательства ограничивать свою мирскую деятельность ещё более узкими рамками, чем те, которые уже установлены обетом ограниченного пространства (дига-врата). Таким образом, принимая данный обет, домохозяин обязуется в течение определённого периода времени осуществлять всю свою жизнедеятельность в пределах очень ограниченной территории, например, деревни, базара, улицы или дома. Как следствие, мирянин, очистивший свой ум и ограничивающий указанным способом сферу своей жизнедеятельности, соблюдает в течение определённого периода совершенное ненасилие, поскольку сама возможность совершения насилия на более широкой территории была устранена принятием этого обета.

 

Паушадха-врата.

Паушадха-врата означает принятие обязательства поститься в течение четырёх дней каждого лунного месяца, а именно по два дня на восьмой и четырнадцатый дни. Такой регулярный пост содействует практике самайики, т.е. равностности, дхьяны, т.е. медитации и свадхьяи, т.е. изучения писаний. Помимо того, пост гарантирует соблюдение полного ненасилия в период его проведения.

 

Атитхи-самвимбхага-врата.

Атитхи-самвибхага-врата подразумевает принятие обязательства не принимать пищу до тех пор, пока не будут накормлены какие-либо достойные лица: монахи, добродетельные домохозяева и т.п. Предлагаемая пища должна быть приемлемой для лиц, соблюдающих аскезу и полезной для духовных занятий. Кроме того, пищу следует предлагать только истинно верующим людям и без ожидания мирской награды. Такой дар, фактически, будет актом ахимсы, поскольку представляет собой антитезу жадности, т.е. формы насилия. Этот дар способствует очищению души дающего и его духовному прогрессу.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь