Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БДИТЕЛЬНОСТЬ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ АХИМСЫ.



Джайнские священные тексты не только указывают на чрезвычайно широкий и всеохватывающий характер доктрины ахимсы и объясняют, каким образом базовый принцип ахимсы представлен во всех пяти основных и семи дополнительных обетах, предписанных мирянам, но также и выразительно подчёркивают настоятельную необходимость крайней бдительности при осуществлении принципа ненасилия в обычной жизни. Особо отмечается, что двенадцать обетов должны соблюдаться в должном духе и действии. В этой связи рекомендуется избегать умственных и поведенческих ошибок и изъянов при соблюдении указанных обетов. Об этих дефектах говорится следующим образом: «Если в процессе соблюдения обетов случится потеря чистоты ума, то это называется атикрама; если возникнет желание чувственных удовольствий, то это называется вьятикрама; если возникнет вялость и праздность, то это называется атичара; а когда имеет место прямое нарушение, то это определяется как аначара».

 

Из перечисленных видов нарушений особый акцент делается на избегании атичары с тем, чтобы сделать практику ахимсы более совершенной и более полезной. Главная цель такого предписания – поддержка чистоты ахимсы во всех аспектах и на всех стадиях соблюдения двенадцати обетов. Подчёркивается, что ради поддержки святости ненасилия каждый обет должен соблюдаться с величайшим вниманием и рвением, ибо лишь такие обеты могут принести желаемые плоды и стать средствами морального и духовного возвышения. Именно в этом и состоит причина того, что бдительность при соблюдении ахимсы подчёркивается столь жёстким образом, и именно с этой целью писания говорят о пяти видах нарушений каждого из двенадцати обетов и особо указывают мирянам на необходимость избегать такого рода нарушений. Таттвартха-сутра приводит следующий перечень пяти нарушений каждого из обетов:

 

Обет ненасилия.

 

Частичные нарушения малого обета ненасилия таковы:

 

1. бандха: лишение свободы;

2. вадха: битьё;

3. ччхеда: нанесение увечий;

4. атибхараропана: чрезмерные нагрузки;

5. аннапана-ниродха: лишение пищи.

 

Обет правдивости.

 

Частичные нарушения обета правдивости таковы:

 

1. митхьопадеша: проповедь ложных учений;

2. рахобхьякхьяна: разглашение того, что делается втайне (между мужчиной и женщиной);

3. куталекхакрия: подделки (и клятвопреступления);

4. ньясапахара: жульничество с помощью речи (например, когда А отдаёт в залог или на временное хранение Б 1000 рупий, а затем, полагая, что отдал только 900, требует вторую сумму, и в соответствии с этим требованием Б возвращает 900, то в такой ситуации имеет место частичное нарушение обета, т.е. ньясапахара);

5. сакара-мантрабхеда: разглашение того, о чём можно догадаться на основании жестов и поведения других.

 

Обет неприсвоения чужого.

 

Частичные нарушения обета неприсвоения чужого таковы:

 

1. стенапрайога: подстрекание к воровству;

2. тадабхритадана: укрывание краденого;

3. вируддха-раджьятикрама: нелегальная торговля;

4. хина-дхикаманонмана: ложные весы меры;

5. пратирупака-вьявахара: обман путём подделки товаров.

 

Обет целомудрия.

 

Частичные нарушения обета целомудрия таковы:

 

1. паравиваха-карана: устройство браков людей, не принадлежащих к собственной семье;

2. итварика-париграхитагамана: связь с замужней женщиной дурного поведения;

3. итварика-апариграхитагамана: связь с незамужней женщиной дурного поведения;

4. ананга-крида: половые извращения;

5. камативрабхинивеша: чрезмерное сексуальное желание.

 

Обет нестяжательства.

 

Частичные нарушения обета нестяжательства связаны с нарушением ограничений, наложенных на имущество в следующих категориях последнего:

 

1. кшетра-васту: земля и дом;

2. хиранья-суварна: серебро и золото;

3. дхана-дханья: скот и зерно;

4. даси-даси: слуги и служанки;

5. купья-бханда: одежда и предметы обихода.

 

Обет ограниченного пространства.

 

Частичные нарушения обета ограниченного пространства таковы:

 

1. урдхва-вьятикрама: подниматься выше, чем позволяет обет;

2. адха-вьятикрама: опускаться ниже, чем позволяет обет;
3. тирьяг-вьятикрама: нарушение обета в горизонтальном направлении;

4. кшетра-вриддхи: увеличение границ разрешённой территории;

5 смрити-антарадхана: забывать о пределах передвижения, установленных обетом.

 

Обет ограниченного места.

 

Частичные нарушения обета ограниченного места таковы:

 

1. аньяна: заказ вещей за пределами данного места;

2. прешьяпрайога: отправка представителей за пределы данного места;

3. шабданупата: привлечение внимания производством шума;

4. рупанупата: привлечение внимания жестами и знаками;

5. пудгалакшепа: выбрасывание предметов за пределы данного места.

 

Обет избегания бесцельных грехов.

 

Частичные нарушения обета избегания бесцельных грехов таковы:

 

1. кандарпа: произнесение вульгарных слов;

2. кауткучья: вульгарные шутки, сопровождаемые жестами;

3. маукхарья: пустая болтовня;

4. асамикшьядхикарана: необдуманные действия;

5. упабхога-парибхоганартхакая: накопление чрезмерного количества предметов, приносящих разовое или длительное наслаждение.

 

Обет самайики.

 

Частичные нарушения обета самайики таковы:

 

1. мано-душпранидханам: неправильная направленность ума во время медитации;

2. кая-душпранидханам: неправильное положение тела в время медитации;

3. вак-душпранидханам: неправильное использование речи во время медитации;

4. анадара: недостаток интереса;

5. смритьянупастхана: колебания мысли.

 

Обет ограничения использования вещей.

 

Частичные нарушения обета ограничения использования вещей таковы:

 

1. сачитта-ахара: поедание предметов, содержащих жизнь (например, зелёных овощей);

2. сачитта-самбандха-ахара: приём пищи в контакте с иными предметами, содержащими жизнь (например, использование зелёного листа в качестве тарелки).

3. сачитта-саммишра-ахара: поедание продуктов, смешанных с другими предметами, содержащими жизнь;

4. абхишава-ахара: приём возбуждающей пищи;

5. духпаква-ахара: приём дурно приготовленной пищи.

 

Обет поста.

 

Частичные нарушения обета поста таковы:

 

1. апратьявекшита-апрамарджита-утсарга: испражнения на землю без предварительной проверки и выметания выбранного для этого места;

2. апратьявекшита-апрамарджита-адана: класть вещи на землю без предварительной проверки и выметания места;

3. апратьявекшита-апрамарджита-самстаропакрамана: размещение постелей и сидений без предварительной проверки и выметания места;

4. анадара: выказывание отсутствия интереса или энтузиазма (к предписанным обязанностям по причине чувства голода);

5. смритьянупастхана: колебания мысли.

 

Обет совместной трапезы.

 

Частичные нарушения обета совместной трапезы таковы:

 

1. сачитта-никшепа: размещение пищи на предметах, содержащих жизнь (например, на зелёных листьях пальм);

2. сачитта-апидхана: накрывание пищи предметами, содержащими жизнь;

3. павра-вьяпадеша: передача обязанностей по приёму гостей другому;

4. матсарья: недостаток уважения или ревность к другому дающему;

5. калатикрама: даяние пищи в недолжное время.

 

Из вышеприведённого описания пяти нарушений каждого из пяти основных и семи вспомогательных обетов становится очевидным, что домохозяевам предписывается соблюдать свои двенадцать обетов таким образом, чтобы они могли избежать указанных нарушений. Поскольку все двенадцать обетов были установлены с целью поддержки и усиления практики ахимсы, то и избегание их нарушений делает практику ненасилия настолько безупречной, насколько возможно. Таким образом, домохозяевам всегда указывалось на крайнюю важность бдительности при соблюдении ненасилия с тем, чтобы сделать практику этих обетов максимально точной.

 

ОСУЩЕСТВИМОСТЬ АХИМСЫ.

Поскольку ненасилие считается важнейшим из джайнских принципов, вся джайнская этика нацелена на его практическую реализацию. Соблюдению ненасилия придаётся громадное значение, ибо оно формирует базис правильного поведения, ведущего к достижению освобождения. Вследствие того всеобъемлющего характера, который носит теория и практика ахимсы в джайнизме, джайнские писания предписывают разработанные до мельчайших подробностей правила поведения. Но, принимая во внимание чрезвычайно широкие теоретические предпосылки, лежащие в основе постоянного и не допускающего ни малейших отклонений практического осуществления указанных правил, время от времени поднимается вопрос о степени выполнимости обета ахимсы. Существует опасение, что воплотить данный обет в жизнь проблематично. Однако подробный анализ правил соблюдения ахимсы, установленных джайнскими писаниями, показывает, что такие опасения абсолютно необоснованны.

Категоризация ненасилия.

Действительно, кодекс поведения, разработанный в джайнизме с целью достижения освобождения – высочайшей цели человеческой жизни, одинаков для всех верующих. Но, в то же самое время, эти правила подразделяются на две категории: сакала-чаритра, т.е. полное правильное поведение, и викала-чаритра, т.е. ограниченное правильное поведение. Монахи практикуют первое, а миряне – второе. Вот почему в Пурушартха-сиддхьюпае, знаменитом джайнском тексте, домохозяевам рекомендуется следовать ограниченным правилам правильного поведения в течение всей жизни: «Домохозяину, желающему окончательного освобождения, необходимо каждый миг и без перерыва следовать пути Трёх Драгоценностей хотя бы частично».

 

Отсюда ясно, что малый обет ненасилия должен практиковаться мирянами в соответствии с их ситуацией и способностями, тогда как великий обет ненасилия, не допускающий никаких компромиссов, предназначен лишь для монахов. Такого рода различия возникли в связи с тем, что полное правильное поведение возможно лишь для тех, кто был посвящён в монашество, тогда как миряне вплоть до возможного принятия монашества практикуют частичное правильное поведение. Отсюда следует, что викала-чаритра предваряет сакала-чаритру. Другими словами, викала-чаритра подразумевает экадеша-вирати, т.е. частичное отречение, тогда как сакала-чаритра – самаста-вирати, т.е. полное отречение. На этом основании Пурушартха-сиддхьюпая рекомендует всем, кто ещё не готов к принятию монашества, практиковать частичное отречение: «Тот, кто, несмотря на все увещевания, неспособен вступить на путь полного отречения, должен в такой ситуации следовать пути частичного отречения».

 

Отсюда становится ясным, что, хотя правила поведения одинаковы для всех, следовать им необходимо поэтапно. По этой причине все обеты, включая и ахимсу, подразделяются на две категории: ануврата, т.е. малые обеты, и махаврата, т.е. великие обеты. Домохозяин практикует первые, монах – вторые. Подобным же образом трактуются и конкретные методы их соблюдения: умеренность – вот ключевая нота жизни мирянина, а строгость – жизни монаха. Важной отличительной чертой джайнской этики служит тот факт, что такой постепенный курс предписывается с тем, чтобы каждый верующий смог соблюдать эти правила, проходя через приемлемые для него градации. Отсюда следует, что и обет ненасилия должен практиковаться мирянами как ануврата, т.е. в ограниченной степени.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. AT : химич. Природа, строение, свойства, механизм специфического взаимодействия с АГ
  2. AVC достигают макс. величины при этом объеме
  3. Aбстрактные классы, используемые при работе с коллекциями
  4. E) может быть необъективным, сохраняя беспристрастность
  5. E) Способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, при помощи которого достигается усвоение знаний, умений и навыков, развитие познавательных процессов, личных качеств учащихся.
  6. Else write('не принадлежит')
  7. else write('не принадлежит')
  8. Gerund переводится на русский язык существительным, деепричастием, инфинитивом или целым предложением.
  9. I. Общие обязанности машиниста перед приёмкой состава в депо.
  10. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  11. I. Предприятия крупного рогатого скота
  12. I. Прием и отправление поездов


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь