Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 1. Зачем превозносить Бога в проповеди?Стр 1 из 5Следующая ⇒
Величие Бога в проповеди Джон Пайпер
Посвящается прихожанам Вифлиемской Баптисткой Церкви, которая узрела Божье величие и живет, чтобы насладиться им, прославляя Бога, укрепиться им, возрастая в праведности, и несет его всем народам во имя Иисуса Христа, Господа нашего. Книги этого автора: Страсти Христовы Видя и наслаждаясь Иисусом Христом Бог и есть Благая весть Да веселятся народы! Жаждущие Бога Аннотация Люди жаждут познать величие Бога, но большинство из них будет отрицать, что корень их проблем находится в этом неудовлетворенном желании. Познание Его величия — это действенное лекарство, которое, к сожалению, не пользуется спросом. Проповедь, лишенная аромата величия и славы Бога, не в состоянии достичь глубины сердца, кричащего Богу: «Яви мне свою славу! » В чем более всего нуждаются прихожане наших церквей? В святости. В ней нуждается и каждый христианин в отдельности. А святость человека есть не что иное, как его жизнь, погруженная в Бога, когда все — и взгляды, и принципы — обновлены в Нем. Сам Бог, Его величие, истинность, святость, праведность, мудрость, суверенность воли, благодать — все это должно стать обязательной частью любой проповеди. Джон Пайпер служит пастором в баптистской церкви «Вифлеем» (Миннеаполис, США). Он закончил Уитонский колледж и Фуллеровскую богословскую семинарию. Содержание Часть 1. Зачем превозносить Бога в проповеди? Глава 1. Цель проповеди - слава Бога Глава 2. Основание проповеди - крест Христа Глава 3. Дар проповеди - сила Духа Святого Глава 4. Серьезная и радостная проповедь Часть 1. Зачем превозносить Бога в проповеди? Глава 1. Цель проповеди: Слава Бога Сентябрь 1966 года. Тогда я был молодым студентом и собирался поступать на медицинский факультет. Позади осталось еще одно лето, за которое я успел пройти курс химии, влюбиться до беспамятства в будущую супругу Ноэл и переболеть мононуклеозом. Пожалуй, за всю свою жизнь я никогда еще так сильно не болел. В связи с этим я три недели провел в больнице. Эти три недели стали для меня временем решений. Три недели, за которые я не прекращаю благодарить Бога. Я вспоминаю то время. Новый учебный год начался с Недели Духовного Возрождения. В качестве докладчика был приглашен Гарольд Джон Окэнгэй. Это был первый и последний раз, когда я слышал его проповедь. Лежа на больничной койке, находясь всего в двухстах метрах от него, я слушал его лекции, передаваемые по студенческой радиостанции. Слово Божье, проповеданное пастором Окэнгэй, навсегда изменило мои планы относительно собственной жизни. Я до сих пор помню, как мое сердце буквально разрывалось от глубокого желания обращаться с Писанием так же, как это делал Окэнгэй. Через те проповеди Господь призвал меня к служению Слову. Я просто не мог сопротивляться Его зову. С тех пор я убедился в том, что одним из субъективных признаков Божьего призвания к служению проповедника, по словам Сперджена, “является сильное, всепоглощающее желание работать”.1 После выписки из больницы я забросил органическую химию и, чтобы получить степень бакалавра, стал изучать философию, настроившись при этом на лучшее библейское и богословское образование. Спустя двадцать два года (ко дню написания этих строк) я могу засвидетельствовать, что у меня ни разу не было, ни тени сомнения, что мое призвание проповедовать - от Бога. Сегодня я понимаю это ясно как никогда. И вот, спустя чуть более двух десятков лет, я, спасенный от власти греха, служитель Слова, нахожусь в Гордон-Конвельской семинарии в качестве докладчика на лекциях, посвященных Гарольду Джону Окэнгэй. Этот факт еще раз заставляет меня трепетать перед силой провидения Господа. Быть приглашенным читать эти лекции - большая честь. Я молю Бога, чтобы они стали достойной данью памяти д-ра Окэнгэй, который никогда не знал меня. Это еще раз убеждает в том, что проповедник подобен сеятелю, который сеет семена, видит всходы будущих деревьев и даже собирает с них плоды. Проходит год, два, проповедник умирает, но деревья продолжают цвести и цвести, и приносить плоды уже в вечности. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною раждать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Ис.55: 10-11
Д-р Окэнгэй так никогда и не узнал, какую роль сыграли его проповеди в моей жизни. В вашем служении Бог также скроет от вас многое из того, что Он произрастит через вас. Конечно, Господь явит достаточно благословений, чтобы надежда и радость служения не покидала вас, но не настолько, чтобы вы возгордились, видя результаты своей работы. Потому что Бог желает, чтобы было превознесено Его имя, а не имя проповедующего. Последнее предложение, наконец, и подвело нас к основной теме этой книги: “Величие Бога в проповеди”. В первой части книги мы рассмотрим три аспекта служения проповедника: Цель проповеди: Слава Бога. Основание проповеди: Крест Христа. Кор.4: 6
Только смирение перед Божьим Сыном может просветить человеческие души до такой степени, что в них, как в зеркале, можно будет увидеть ясное и славное отражение Его величия и красоты. И между моим стремлением удовлетворить все свои нужды и Его желанием прославить Свое имя нет никакого противоречия. Наоборот, они дополняют друг друга. В этом и заключаются чудо Евангелия и сила, высвобождающая человека от рабства греха. Цель проповеди - слава Бога, отраженная в людских сердцах, радостно преклоняющихся пред Ним. Дайте в вашей проповеди место Его величию. Пусть ваши слушатели утолят свою жажду по Его славе. Пусть Небесное Царство станет сокровищем. Ис.2: 11; 48: 11; 5: 15-16; 10: 22
Цель проповеди – слава Божья, отраженная в радостном служении Божьих созданий. И есть два препятствия на пути достижения этой цели: одно заключается в Боге, а другое - в человеке. Гордый человек не может насладиться познанием величия Господа, равно как и Бог не позволит, чтобы Его праведность стала объектом насмешек. Будут ли звучать проповеди, прославляющие Его праведность и утоляющие жажду слушающих? Смягчит ли праведный Бог Свой гнев на грех и на тех, кто его совершил? Будет ли сокрушена гордость творения и сможет ли оно, наконец, найти свой покой в Боге? Можем ли мы надеяться? И если да, то на что? Что могут изменить наши проповеди? Смогут ли они пробудить в нас надежду? И есть ли ответы на эти вопросы? Ответ есть. Это крест Христа. Смерть Христа понадобилась, чтобы преодолеть два препятствия: с одной стороны, сопротивление Бога гордыне человека, а с другой - гордое сопротивление человека Богу. Таким образом, крест Христа - сила, дающая проповеди право как на собственное существование, так и на явление Его милости. Рассмотрим эти два утверждения более подробно. Кор.2: 2
На мой взгляд, для Павла это означало, что он наполнил свой разум распинающей силой креста. Благодаря этому во всём, что бы он ни говорил, от каждого слова исходил запах смерти: смерти собственной самонадеянности, гордости и “хвастовства пред Господом”. Ощущая запах смерти, люди обращались к жизни, жизни Христа, обращались к силе, силе Бога, а не человека. Но почему? Почему Павел хотел, чтобы в его проповеди люди видели “Бога, а не его самого”?.. Ответ мы находим в пятом стихе: ...чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, а на силе Божьей.
Другими словами, цель Павла - прославление Бога, а не проповедника, чтобы люди доверяли Богу, а не человеку. Вот в чем заключается истинная цель проповеди! В заключение я хотел бы подвести маленький итог этой главы. Крест Христа - это сила проповедника, благословляющая его на проповедь Благой вести: святой Бог может быть прославлен и будет прославлен через радостное смирение грешников пред Ним. Крест Христа также призывает нас через проповедь к смирению. Его крест - это не просто историческое событие “умилостивления за грехи наши”, но и ежедневное распятие собственных грехов. Крест превозносит славу Бога и смиряет гордость проповедника и слушателей. Крест преподает нам знание о Боге и о христианской этике. Павел пишет, что проповедь будет бессильна, если проповедник не смирит себя перед крестом ( 1Кор.1: 17 ). Ибо от избытка сердца проповедника будут говорить его уста. Поэтому мы переходим к третьей главе - силе Духа Святого. Евр.13: 17 Пастор, действительно любящий прихожан своей церкви, прочитав эти стихи, уже не сможет безразлично относиться к чувству радости, испытываемой от служения. Этот отрывок учит нас тому, что безрадостное служение не приносит пользы людям. Поэтому любовь к людям не означает отрицание радости в служении Слову. Пётр говорит то же самое, но только в форме заповеди: 2Пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду. 1Пет.5: 2-3 Слова “охотно” и “усердно” являются знаменами радости. Итак, наслаждение в служении является необходимой составной нашей любви. Почему? Одна из причин заключается в том, что мы не можем давать людям то, чего у нас нет. Если вы не даёте радости, то вы уже учите закону, а не Евангелию. Пастор, служащий в безрадостном “послушании”, передаёт своё настроение слушателям. Это уже называется лицемерием и путами закона, а не свободой тех, чьё иго благо и бремя легко. 2. Вторая причина кроется в том, что служитель церкви, на лице которого нет радости, не прославляет Бога. Он не может прославлять Бога своей жизнью, думая, что познание Бога и служение Ему не приносит удовольствия и радости его душе. Заскучавший и утомленный экскурсовод в горах Альп бесчестит величие гор и противоречит самой их сути. Филлипс Брукс утверждает, что успех проповеди заключается в наслаждении, которое проповедник испытывает от своего служения. Вот что он писал: “Наивысшая радость состоит в величайшей цели: прославить Господа и спасти души людей. Нет другой такой радости, которая могла бы сравниться с ней. Знакомясь с жизнями величайших проповедников прошлого или видя сильных проповедников Слова сегодня, мы начинаем ощущать глубокую радость, испытываемую ими в служении”.8 Таким образом, радость, наполняющая проповедь - это, с библейской точки зрения, необходимость, требующаяся от тех, кто любит людей и хочет прославить Бога, желает достичь служением эти две величайшие цели. Какая же разница между радостью Эдвардса и улыбками и шутками тех пасторов, для которых понятие “счастье” не имеет ничего общего со святой строгостью? Эдвардс писал: “Все благодатные чувства – это сладкий аромат для Христа, наполняющий души христианина небесной свежестью; они - чувства смиренного сердца”.9 Только осознание тяжкого бремени наших грехов, величия Божьей святости и важности нашего призвания как проповедников может придать радости привкус смирения и строгости. Серьёзная проповедь имеет право на существование, так как проповедь Самим Богом предназначена для того, чтобы обращать грешников, пробуждать церкви, способствовать постоянству святых в вере. Если она не может выполнить эти задачи, то последствия будут весьма плачевны. Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божьей, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 1Кор.1: 21
Господь спасает грешный мир от полной гибели через проповедь. Павел особенно остро осознавал эту ответственность: 15Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? 2Кор.2: 15-16
Когда я проповедую, в моём мозгу стучит мысль: “Сейчас на чаше весов вечности находятся души грешников! ” Если эта мысль не делает проповедника серьёзным и искренним, то люди неосознанно научатся тому, что к аду и раю можно относиться легкомысленно. Мне становится страшно при мысли, что именно такое небрежное отношение сквозит сегодня со многих кафедр. Джэймс Дэнни писал: “Никто из смертных не может прославлять одновременно свой ум и Христа-Спасителя”.10 Джон Генри Джоуэт утверждал: “Невозможно достичь потаённых уголков человеческой души, пользуясь приёмами конферансье или шута”.11 Однако многие проповедники по-прежнему убеждены, что они должны сказать что-нибудь смешное. Я заметил, что некоторые проповедники даже боятся “до корня волос искренности” Чалмерса. Я много раз видел, как проповедник создавал особую атмосферу, особую тишину в церкви, и затем, видимо, намеренно, быстро развеивал её легкомысленной шуткой, каламбуром или колкостью. Похоже, что сегодня целью пастора стало рассмешить людей, а не привести к покаянию. Если люди смеются - значит, им хорошо. Если им хорошо - значит, вы им нравитесь. Если вы им нравитесь - значит, они идут за вами. Если они идут за вами - значит, у вас есть сила. Выходит, что игнорирование в проповеди реальности греха, святости Бога, опасности ада и необходимости смирения являются признаками успешного общения. Я не перестаю удивляться - на конференциях пастора говорят о том, что мир нуждается в духовном возрождении, а затем сами же создают атмосферу, в которой оно никогда не появится. Недавно я прочитал книгу Уильяма Сприга “ Лекции о возрождении ” и воспоминания Асахэл Неттлетона, вдохновенного евангелиста времён Второго Великого пробуждения. Глубокое и непреходящее духовное пробуждение было исполнено идущим от Духа серьёзным отношением людей к служению. Вот некоторые выдержки из воспоминаний о Неттлетоне:
Осень 1812 года. Южный Салем, Коннектикут: “Его проповедь внесла торжественность в умы людей... Серьёзное отношение к служению быстро передалось всем и вопрос о вере стал доминирующим, присутствуя теперь в любом разговоре.” Весна 1813 года, Северный Лайм: “В начале служения никакой особой серьёзности не было. Но уже очень скоро некая торжественность проникла во все уголки собрания.” Август 1814 года, Восточный Грэнби: “Эффект, произведенный его появлением, был подобен эффекту удара молнии: всё здание школы было забито трепещущими верующими. Собрание наполнилось торжественной и серьёзной атмосферой.”12
Рассуждая о силах, способствующих духовному возрождению, Спрагью в первую очередь упоминает такое качество, как серьёзность:
Я обращаюсь к тем, кто жил во время духовного Возрождения. Разве вы не ощущали на себе присутствие того праздничного, торжественного отношения?.. Любое желание быть беспечным было бы неуместно. И совершенно нелепо полагать, что с подобной работой можно справиться, используя любые методы - лишь бы избежать глубоко серьёзного отношения, или же делать что-либо, с целью пробудить несерьёзные чувства. Подобное отношение никому даже не приходило в голову. Когда Святой Дух вселяется в сердца собравшихся, тогда уже нет места нелепым анекдотам, нелепым выражениям, нелепым жестам, нелепому отношению. Такое отношение огорчает Святой Дух, потому что прямо противоречит тому, для чего Он был послан: обличению грешников в грехе и обновления их покаянием.13
Читая эти строки, мы начинаем понимать, что подобная историческая ситуация была весьма очевидна и проистекала из самой природы духовных вещей. Однако, несмотря на то, что многие пастора и понимают это и оплакивают отсутствие признаков Возрождения в наши дни, они всё же остаются верными своей старой напыщенной манере держаться на кафедре. Мне иногда кажется, что именно легкомысленность является главнейшим врагом истинного взращивания духовных плодов в душах людей. Чарльз Сперджен обладал поистине хорошим и здоровым чувством юмора. Используя его, он мог добиваться большого эффекта. Однако Робертсон Николл спустя три года после смерти великого проповедника Сперджена написал: “Благовестие, основанное на смехе, привлекает массы народа, но сжигает душу в пепел и убивает всякие начатки веры. Многие, не имея чёткого представления о его проповедях, называют их “юмористическими”. На самом же деле ещё не было другого такого проповедника, чей тон был бы от начала и до конца искренним, ревностным и торжествующим”.14 По глубокому убеждению Сперджена, юмор и смех в проповеди должны занимать надлежащее место. Будучи преподавателем, он учил, что “мы должны бороться, особенно некоторые из нас, со своим стремлением к легкомысленности. Есть большая разница между святой радостью, которая есть добродетель, и общей легкомысленностью, которая есть порок. Легкомысленный человек не умеет смеяться от всей души, а может только шутить по разным поводам. Такой смех - несерьёзен, пуст и подделен”.15 Одним из признаков сего века стало то, что проповедники являются знатоками больше смеха, чем слёз. Павел говорил о грешниках со слезами, потому что они поступали “как враги Креста Христова” ( Фил.3: 11 ). Без такого плача возрождение не наступит, не будет и глубокого, постоянно пребывающего обновления. Представьте себе, что пастор начнёт пасхальную проповедь не с шутки или милой истории, а словами Джона Донна: “Какое море может поделиться со мной своими водами, чтобы мне хватило их исплакать, когда я думаю, что могу не увидеть в день воскресения по правую руку Бога одного из тех, кто сейчас смотрит на меня”.16 Разве после таких слов собрание не исполнилось бы духом любви и прозрения? Серьезность и искренность – важные составляющие проповеди. И не только потому, что проповедь является орудием в руках Бога, спасающего души грешников и пробуждающего церковь, но и по той причине, что проповедь – это инструмент, требующийся для постоянства святых в вере. Павел писал Тимофею: Посему я всё терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. 2Тим.2: 10
Труд ради избранных Божьих – не просто сладкая помадка на торте их вечного пребывания в вере. Проповедь – это средство, предназначенное Богом для вечного утверждения в вере. Вечное пребывание в благодати – дело не одного верующего, взятого отдельно, но всей церкви ( Евр.3: 12-13 ), и проповедь – это один из способов сохранения в ней. Бог действенно призывает нас, Словом и им же действенно хранит нас до дня соединения во Христе. Мы можем сказать, что вечная гарантия спасения несомненна для христиан. Однако необходимо избегать такого понимания – если я спасён, то теперь вправе делать всё, что угодно. Оно уничтожает всю искренность служения проповедника Божьим святым. С библейской точки зрения, Бог использует в церкви средства благодати для сохранения Своих детей в вере. Одним из таких средств благодати является проповедь Слова Божьего. Каждое воскресенье наши церкви находятся на фронтовой линии, разделяющей небеса и ад – и не только из-за присутствия на богослужении неверующих, но и потому, что наши прихожане спасены, “если только пребывают, тверды и непоколебимы в вере” ( Кол.1: 23 ). Павел связывает непоколебимость веры с проповедью Слова Божьего через благовестие ( Рим.10: 17 ). Естественно, что каждый проповедник со всей искренностью может вскликнуть: “Кто же способен сделать это: спасать грешные души, возрождать церкви, сохранять святых в благодати!? ” Я же в ответ хочу только повторить уже сказанное выше: пусть радость и серьёзность сольются в жизни и проповеди пастора так, чтобы они отрезвляли беззаботных и подслащали бремя святых. Любить людей не означает легкомысленно относиться к духовной действительности, которая, напротив, должна внушать нам благоговение (отсюда - серьёзность в служении). Любить людей не означает отяжелять их ношу безрадостным послушанием (отсюда - радость в служении). Ниже приведены семь практических советов, которые, возможно, помогут взрастить серьезность и радость в проповеди. Во-первых, стремитесь на деле, с искренним и серьезным отношением в сердце, везде и во всем жить свято. Это необходимо потому, что нельзя в воскресенье быть кем-то одним, а в течении недели - другим. По крайней мере, долго вы так не продержитесь. Нельзя быть “до корней волос искренним”, читая проповеди, и легкомысленным на Совете или званом обеде в церкви. Также невозможно явить славу Бога и через радостное проповедование, если в течении недели вы были угрюмы, мрачны и недружелюбны. Стремитесь быть не проповедником, а человеком. Второе. Пусть ваша жизнь, особенно ваша учеба, станет постоянным общением с Богом в молитве. Аромат Бога не пребудет на человеке, который не пребывает пред Богом. Ричард Сисил говорил: “Основным недостатком христианских служителей является отсутствие привычки проводить время с Богом”.17 Мы призваны к служению Словом и молитвой, потому что без молитвы Бог, которого мы так стремимся познать через изучение Писания, останется для нас Богом, не внушающим ни страха, ни вдохновения. Плодотворное изучение Слова и горячая молитва живут вместе и умирают вместе. Б. Б. Уорфилд вспоминает, как однажды кто-то ему сказал, что десять минут на коленях приносят больше истинного и глубокого знания о Боге, чем десять часов, посвященных изучению книг. На что Уорфилд ответил: “Что? Вы хотите сказать, что нет ничего более плодотворного, чем десять часов, проведенных на коленях перед книгами в молитве? ”18 Пусть наше отношение к проповеди, равно как и подготовка к ней, будут такими же. Коттон Майерс придерживался правила, что после каждого нового написанного параграфа проповеди он останавливался для молитвы, исследования своего сердца, чтобы спроецировать в нем свои святые впечатления о предмете будущей проповеди.19 Без подобного молитвенного отношения мы не сможем удержать серьезность и радость пред троном Благодатного. Третье. Читайте книги, написанные теми, “в чьих жилах течет сама Библия”, теми, кто живет истинами, о которых пишет. Совет одного профессора семинарии, где я учился, изменил мою жизнь. Он посоветовал мне выбрать одного из великих богословов и “погрузить” себя в его жизнь и книги. Сейчас я вижу, что это действительно очень мне помогло. Я решил, что буду жить “вместе” с Джонатаном Эдвардсом. Начиная со времени моей учебы в семинарии каждый день, из месяца в месяц через него я узнавал и других самых убежденных в своей вере людей: Кальвина, Лютера, Буньяна, Баррофа, Бриджеса, Флавела, Оуэна, Чернока, Гюрнолла, Уатсона, Сиббса, и Райля. Ищите книги, написанные людьми, которые были “до корней волос” убеждены в своей вере в Бога, и вы увидите, что эти книги поведут вас путями радости, и сделают это лучше, чем любые произведения современных писателей. Четвертое. Обращайте свой разум к созерцанию смерти. Господь иногда медлит, но она неизбежна, и об этом всегда важно помнить. Наивно полагать, что смерть не имеет никакого отношения к нашей жизни и к проповеди. Эдвардс был тем, кем он был - со всей своей глубиной и силой (будучи отцом одиннадцати достойных верующих детей) - благодаря тем решениям, которые он принял еще в молодости:
9. Решено, что буду помногу, всегда думать о своей смерти и обстоятельствах, приводящих к ней.
55. Решено, что буду изо всех сил стараться сделать все возможное, чтобы поступать так - и думаю, что этот путь верный - как будто я уже видел счастье небес и мучения ада.20
Похоронные церемонии, в которых я принимаю участие, всегда производят на меня отрезвляющее действие. Перед тем, как что-либо сказать, я представляю себя, или мою жену, или моих сыновей лежащими там, в гробу. Смерть и болезнь удивительно быстро изгоняют туман обыденности из нашей жизни, меняя его на мудрость, серьезность и радость надежды воскресения. Пятое. Всегда помните о том, что вы как проповедник подвергнетесь более строгому суду: Братья мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению... Иак 3: 1
Автор Послания к евреям, обращаясь к пасторам, писал: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно. Евр 13: 17
Слова Павла звучат как еще более строгое предупреждение: 26Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех; 27ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Деян 20: 26-27
Очевидно, что игнорирование или неверность Божьему Слову, или учение не во всей его полноте оставят наши руки запачканными в крови прихожан. Серьезное и ответственное отношение ко всему вышесказанному, а также радость ожидания успешного окончания поприща отточат всякое дело, которое мы будем делать. Шестое. Всегда берите в пример Иисуса. Он был добр, мягок и нежен - как и должно быть праведнику. Он не был угрюмым. Современники говорили об Иоанне Крестителе, будто он одержим бесом, а об Иисусе - что Он был чревоугодник, пьяница, друг мытарей и грешников. Иисус не страдал манией уничтожать в человеке радость. Он познал горе, был мужем скорбей. Никогда с Его уст не срывалось небрежное слово, не звучали легкомысленные проповеди. Мы знаем, согласно Библии, что Он никогда не шутил, и весь Его юмор был только ножнами для острейшего лезвия меча истины. Иисус - величайший пример для проповедника. Толпы людей слушали Его с радостью, дети сидели на Его коленях, женщинам Он оказывл должное уважение. Тем не менее, никто до Него не говорил об аде так часто, словами, вселяющими ужас. Седьмое. Всеми силами жаждайте познать Бога, смиряйте себя под Его крепкую руку (1 Пет 5: 6). Не довольствуйтесь короткими прогулками вашей церкви у подножья гор Его славы. Поднимитесь на ранее неприступные утесы Его величия. Пусть истина наполняет ваши сердца и пусть высоты Божьи никогда не истощаются. Взбирайтесь к тем вершинам, которые вы видите там, высоко, исчезающими в облаках, от которых вас отделяют многие километры величественной красоты Бога. Взбирайтесь ввысь, размышляйте о тех грядущих временах, когда вы воочию узрите Бесконечное Существо Бога. Да укрепится ваша радость в Его славе, и пусть в вашем серце поселится серьезность. Пробуждайте святые чувства Хорошая проповедь способствует пробуждению “святых чувствований”: ненависти ко греху, восхищения Господом, упования на Его обетования, благодарности за Его милость, стремления к святости и тихого смирения. Отсутствие святых чувств у христиан - отвратительно. “Вера сама по себе настолько велика, что проявления сердца, по своей природе и важности, не будут соответствовать ей, если они не будут живыми и сильными. Ни в чем другом наше рвение в поступках не важно настолько, насколько оно важно в религии; и ни в чем другом равнодушие не выглядит так отвратительно”.1 Далее Эдвардс замечает, что “если истинная вера наполнена святыми чувствованиями, то мы можем сделать вывод, что нам необходимо проповедовать Слово таким образом, чтобы глубоко проникнуть в сердца наших прихожан”.2 Конечно же, исполненное чувства собственного достоинства духовенство в Бостоне посчитало стремление пробуждать в верующих такие “чувствования” крайне опасным. К примеру, Чарльз Чанси писал: “Очевиден и неоспорим тот факт, что сегодня мы видим, как проповедники обращаются к пылким чувствам верующих так, как будто главной целью религии является нарушение человеческого спокойствия”.3 Ответ Эдвардса был весьма дипломатичен и взвешен:
Я не думаю, что проповедников можно обвинять в том, что они пробуждают в своих слушателях очень сильные эмоции, если эти чувства достойны, а их высота соответствует важности обсуждаемого вопроса... Почитаю своей обязанностью создавать накал эмоций у моих слушателей до такой степени, насколько это возможно, при том только условии, что в их сердцах в этот момент горит истина, если только они чувствуют то, что соответствует природе обсуждаемой темы. Я знаю, что на протяжении долгого времени искренняя и трогательная манера проповедовать оставалась в презрении; хорошим проповедником назывался только тот, кто обладал наибольшими знаниями, силой логики, правильными методами и хорошей риторикой. Но я, со всяким смирением в сердце, стал задумываться: а не в силу ли недостатка нашего понимания и игнорирования самой природы человеческой души мы считаем лучшим образцом именно такую манеру проповедовать, считая, что именно она отвечает чаяниям и нуждам слушателей? Обилие же фактов из настоящего и прошлого подтверждает эту точку зрения.4
Сегодня кто-нибудь, может, и спросил бы Эдвардса: “А почему ваша цель - чувства, а не дела любви, милосердия и справедливости? ” На что можно ответить, что мишенью проповедей Эдвардса было не поведение верующих, а именно чувства их сердца, которые являются источниками поведения. На это есть две причины. Во-первых, доброе дерево не может приносить худые плоды. Самая большая глава “Трактата о религиозных чувствах” посвящена доказательству тезиса о том, что “благодатные и святые чувства найдут свой выход в практической жизни христианина”.5 Эдвардс был нацелен на чувства потому, что считал их источником праведных поступков. Посадите доброе дерево, и оно принесет вам добрые плоды. Во-вторых, Эдвардс понимал, что пробуждать святые чувствования необходимо, поскольку “нет такого плода, который был бы благ и не происходил бы из благих чувств”.6 Другими словами, внешние добрые и милостивые поступки проистекают только из нового, данного Богом сердца, радующегося, что можно теперь положиться на Бога, искать Его славы; в противном случае наши благие дела - просто законничество и не приносят чести Господу. Если и отдадим свое тело на сожжение, а любви не имеем - нет в том никакой пользы ( 1 Кор 13: 3 ). Таким образом, хорошая проповедь должна пробуждать святые чувства в тех, кто слушает. Мишень проповеди - сердце. Просвещайте разум Да, Эдвардс говорил, что “нашим прихожанам нужно не столько заполнить головы, сколько смягчить сердце. Им нужна именно такая проповедь, которая предназначена прежде всего для сердец”.8 Тем не менее, существует разница между тем, как Эдвардс подвигал сердца своих слушателей и тем, как проповедуют современные, ориентированные на психологию, вооруженные психоанализом проповедники. Когда Эдвардс проповедывал в день своего назначения на должность пастора в 1744 году, он взял за основу отрывок из Евангелия от Иоанна об Иоанне Крестителе: “Он был светильник светящий” ( Ин 5: 35 ). Через всю проповедь красной нитью проходил основной тезис: “Проповедник должен гореть и светить”. В сердце должен быть огонь, а в голове - свет, но тепла должно быть не больше и не меньше, чем света.
Если служитель церкви светит без тепла, развлекает слушателей заученными речами, безвкусными из-за отсутствия святости, в которых нет и намека на огонь духа, рвения о Господе и благосостоянии душ, то он просто доставляет удовольствие ушам прихожан, заполняя их головы пустой болтовней, которая не может ни сердце согреть, ни душу спасти. Или же, если его слова полны неистового и неуемного рвения, обжигающего огня, но сам проповедник не дает света, то он рискует разжечь в сердцах слушателей подобие святого огня, разжечь искаженные страсти и чувства; они никогда не сделают прихожан лучше, не помогут им приблизиться еще на один шаг к Небесному Царству, но быстро собьют с дороги.8
Тепло и свет. Пламя и сияние. Крайне важно просветить разум. Чувства не могут быть святыми, если они не проистекают из разума, просвещенного истиной. К примеру, Эдвардс пишет: “Если в вере нет духовного света, то это не вера детей света и дня, но самонадеянность детей тьмы. Следовательно, проповедник, настойчиво призывающий к вере, но не светящий, сильно способствует обманам князя тьмы”.9 Эдвардс даже прибегает к еще более сильным словам: “Предположим, что святые чувства действительно возникли на почве крепкого убеждения в истинности христианской веры. Однако чувства не стали лучше, если эта убежденность неразумна. Под разумной убежденностью я подразумеваю уверенность, возникшую на основании реальных действительных доказательств, или хороших доводов, или достойных причин”.10 Поэтому хороший проповедник, стремясь пробудить святые чувства, должен стремиться объяснить “что, где и почему”. Эдвардса нельзя обвинить в том, что он пытался манипулировать чувствами людей. Для него слушатели были разумными созданиями, и чувства в сердцах он пробуждал только светом истины. Именно поэтому Эдвардс говорил о том, что “для служителей церкви будет весьма полезно научиться ясно и разборчиво объяснять истины Библии, раскрывать смысл трудных доктрин Писания, убеждать силой доводов и аргументов, придерживаться простых и понятных методов и порядка в рассуждениях, чтобы легко усвоить и запомнить Слово”.11 Таким образом, проповедь должна просвещать разум слушателей святой истиной. Удивительным сочетанием Бог пробудил Новую Англию почти 250 лет тому назад: теплом и светом, пламенем и сиянием, разумом и седцем, учением и чувствами. А разве сегодня Бог не может использовать это сочетание для просвещения разума и зажигания сердец? Исторгайте страхом Эдвардс ясно представлял себе ад. Но еще лучше он представлял Небеса. Когда я вспоминаю последние годы учебы в Мюнихском университете, то перед моими глазами живо возникает картина: я и моя жена Ноэл, сидя на диване, вместе читаем одну из проповедей Эдвардса “Небеса - это мир любви”. Величественная картина! Я уверен, что если бы мы, проповедники, сегодня смогли бы нарисовать в воображении прихожан подобные великие картины славы, страстно желая познать Бога, как это делал Эдвардс, то обязательно наступило бы новое возрождение церквей. Те, кто умещает в своих сердцах Небеса, более всех содрогаются от страшных картин ада. “Это учение ужасно и странно, но оно от Бога”.19 Поэтому для Эдвардса грозы Иисуса были особым проявлением любви. “Кто же скажет “безумный, ” подлежит геенне огненной” ( Мт 10: 28 ). Эдвардс же мог молчать там, где говорил Иисус. Геенна ожидает каждого, кто не обратится к Богу. Любовь предупреждает их угрозами Господа. Сегодня редко можно услышать, как проповедник использует в проповеди угрозы и предупреждения. Обычно приводят две причины, почему этого следует избегать. С одной стороны, такой прием вызывает чувство вины и страха, что считается “непродуктивным”. С другой стороны, с точки зрения догматики, такой подход неоправдан, потому что святые “навечно пребудут в благодати” и поэтому не нуждаются в угрозах и предупреждениях. Эдвардс отверг оба аргумента. Если страх и чувство вины отражают истинное положение вещей, то их использование в проповеди разумно и является проявлением любви. Святые пребывают в благодати тогда, когда они слушаются библейских предупреждений и пребывают в любви к Богу. “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” ( 1 Кор 10: 12 ). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы