Главные представители средневековой философии.
Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354 – 430 гг.). Основные работы: «О граде Божьем», «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке».
Основные идеи:
· Ход истории – это борьба двух царств – грешного Земного и совершенного Божественного;
· Земное царство погрязло в грехах и рано или поздно будет побеждено Божественным;
· Церковь – единственная сила, способная помочь миру;
· Высшее блаженство – это углубление человека в себя;
Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии».
Основные идеи:
· Доказательства бытия Бога;
· Разум и философия не противоречат вере, но вера всегда выше разума.
· Классификация форм государственного правления;
· Цель человеческой жизни - достижение небесного блаженства, а к этой цели человека может привести только церковь.
Иоанн Скотт Эриугена (810 – 877 гг.). Основные работы: «О разделении природы». Основная идея: Бог – начало и конец развития мира, но он же один из видов природы. Учение объявлено ересью и осуждено.
Аль Фараби (870-950 гг.). Основные работы: «Геммы мудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Большая книга музыки». Основная идея: Бог – первопричина существования мира («Первый Сущий»).
Авиценна (Ибн Сина) (980-1037 гг.). Основные работы: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания», «Канон врачебной науки». Основная идея: Бог – активное, а материя – пассивное начало мира, но они одинаково вечные начала бытия.
Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Основные работы: «История моих бедствий».
Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198 гг.). Основные работы: «Опровержение опровержения». Основная идея: Индивидуальная душа смертна, бессмертен лишь общечеловеческий, универсальный разум. Работы Аверроэса были запрещены католической церковью.
Уильям Оккам (1285-1350 гг.). Основные работы: «Свод всей логики». Основная идея: Сущности не следует умножать без необходимости («бритва Оккама»). Отлучен от церкви, учение запрещено.
Значение средневековой философии.
· Связала античную философию и философию Возрождения;
· Сохранила и сумела развить ряд античных философских идей;
· Способствовала появлению новых разделов в философии (гносеология);
· Разделила идеализм на объективный и субъективный;
· Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
· Выдвинула идею оптимизма (победа добра над злом и воскрешение).
План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени».
1. Философия Возрождения.
2. Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии.
3. Немецкая классическая философия.
Философия Возрождения.
Предпосылки возникновения
| · Кризис феодализма;
· Развитие ремесла и торговли;
· Усиление городов и рост их значения;
· Централизация государств и усиление светской власти;
· Кризис церкви и схоластической философии;
· Повышение уровня образованности;
· Великие географические открытия;
· Научно-технические открытия (порох, огнестрельное оружие, микроскоп, телескоп, доменная печь, книгопечатание и др.).
|
Основные черты
| · Антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек рассматривается как центр мироздания);
· Гуманизм (признание ценности человека и вера в его безграничные возможности);
· Оппозиция церкви и церковной идеологии;
· Перемещение основного интереса от идеи к содержанию;
· Новое, научно-материалистическое понимание мира;
· Повышенный интерес к социальным проблемам;
· Торжество индивидуализма;
· Распространение идей социального равенства.
|
Основные течения философии Возрождения
|
Течение
| Крупнейшие представители
| Главные идеи
|
Гуманистическое
| · Данте Алигьери;
· Петрарка;
· Лоренцо Валла
| Все внимание обращено к человеку, его достоинствам, величию и могуществу.
|
Неоплатоническое
| · Кузанский;
· Пико делла Мирандола;
· Парацельс
| Развитие учение Платона, познание Космоса и человека с точки зрения идеализма.
|
Натурфилософское
| · Коперник
· Бруно
· Галилей
| Новое представление о мироздании, построенное на научных и астрономических открытиях. Пантеизм – учение, согласно которому понятия «Бог» и «природа» совпадают.
|
Реформационное
| · Лютер;
· Мюнцер;
· Кальвин;
· Роттердамский
| Коренной пересмотр церковной идеологии и взаимоотношений между церковью и верующими.
|
Политическое
| · Макиавелли
· Гвиччардини
| Проблемы управления государством и поведения правителей.
|
Утопическо - социалистическое
| · Мор
· Кампанелла
| Идеально-фантастические формы построения государства
|
Эмпиризм и рационализм в Новоевропейской философии.
Течение
| Главные представители
| Основные идеи
|
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее главным источником и критерием научных утверждений опыт, совокупность чувственных данных.
| Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.)
«Новый Органон»; «Новая Атлантида».
| · Родоначальник эмпиризма и основоположник опытной науки Нового времени;
· «Знание – сила» - афоризм выражает веру в силу человеческого разума и всесилие науки;
· Разработал метод индукции (движение от единичного к общему);
· «Учение об идолах». Идолы – препятствия на пути познания: идолы рода – ошибки, обусловленные самой природой человека; идолы пещеры – ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений, образования, воспитания; идолы площади – ошибки, порождаемые речевым общением; идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением воззрений.
|
Джон Локк (1632-1704 гг.)
«Опыт о человеческом разумении»
| · Единственный источник всех человеческих идей – опыт;
· Крупнейший представитель сенсуализма – философского течения, согласно которому источником знаний являются ощущения;
|
Джордж Беркли (1685-1753 гг.)
| · Все ощущения субъективны;
· «Быть – значит быть воспринимаемым».
|
Дэвид Юм (1711-1776 гг.)
| · Человек не может выйти за рамки опыта;
· Человек может исследовать лишь содержание своего сознания, но не внешний мир;
· Действительность – поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления, - непознаваемы.
|
Рационализм – направление в теории познания, считающее разум основой познания и критерием истинности научных положений.
| Рене Декарт (1596-1650 гг.)
| · Основоположник рационализма;
· «Мыслю, следовательно, существую» - абсолютно можно быть уверенным только в собственном существовании;
· Учение о врожденных идеях;
· Механистическое объяснение души;
· Деизм – концепция, согласно которой Бог сотворил мир, но затем мир развивается без участия и вмешательства Бога
|
Бенедикт Спиноза (1623-1677 гг.)
«Этика»
| · Сторонник пантеизма;
· Анализ содержания нашего сознания дает нам истину о мире и наоборот, познавая мир, мы познаем свое сознание.
|
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716 гг.)
| · Учение о монадах (принцип многообразия основ бытия);
· Сведение законов мира к законам мышления.
|
Немецкая классическая философия.
Представители
| Главные работы
| Основные идеи
|
Иммануил Кант (1724-1804 гг.)
| «Критика чистого разума»; «Критика практического разума»; «Критика способности суждения»
| · Агностицизм – отрицание возможности познания мира;
· «Вещь в себе» – часть мира, закрытая для человеческого понимания;
· Категорический императив «Поступай так, что бы ты относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого только как к цели, и никогда бы не относился к нему как к средству».
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.)
| «Феноменология духа»; «Наука логики»; «Философия права»; «Философия природы»
| · Основа мироздания Мировой (Абсолютный) Дух;
· В своем развитии Абсолютный Дух проходит три стадии: 1) Идея-в-себе (Логос); 2) Идея-в-ином (Природа); 3) Идея-в-себе-и-для-себя (Дух);
· Сформулировал понятие о диалектики как основополагающем законе развития и существования Мирового Духа;
· «Все разумное – действительно, все действительное – разумно» - законы разума и маара совпадают.
· Систематизировал развитие мировой классической философии.
|
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.)
| «Наукоучение»
| · Единственная реальность – субъективное человеческое Я;
· «Я» образует «не-Я», т.е. внешний мир.
|
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.)
| «Система трансцендентального идеализма»; «О сущности человеческой свободы»
| · Осмысление первоначал бытия и мышления;
· Природа – это единство субъективного и объективного; вечный разум; целостный организм, обладающий одушевленностью.
|
План-конспект лекции «Современные философские учения».
Философское течение
| Крупнейшие представители
| Главные идеи
|
Волюнтаризм
| Артур Шопенгауэр (1788-1860) «Мир как воля и представление»; «Афоризмы житейской мудрости».
| · «Жизнь – это плесень на одном из шаров».
· Мир неподконтролен разуму, а подчиняется воле.
· Воля – идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
· Человек – это сгусток вожделений, его постоянно мучает ненасытная жажда, хотение, которое он никогда не сможет полностью удовлетворить.
· Неудовлетворенные желания приносят страдания.
· Страдание – это постоянная форма проявления жизни.
· Привнес в философию тему трагичности бытия отдельного человека и человечества в целом.
|
Фридрих Ницше (1844-1900) «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин».
| · Жизнь – это единственная реальность, существующая для конкретного человека.
· Задача философии – помочь человеку приспособиться к жизни («падающего – толкни», «воля к власти», «переоценка ценностей», «Бог умер»).
|
Марксизм
| Карл Маркс (1818-1883)
Фридрих Энгельс (1820-1895) «Святое семейство», «Немецкая идеология».
| · Материалистическое понимание истории; идея преобразования мира.
· Учение о социально-экономических формациях и классовой борьбе.
· Диалектический материализм – признание первичности материальных процессов перед духовными.
|
Прагматизм
| Чарлз Сандерс Пирс(1839-1914 гг.).
Уильям Джеймс (1842-1910 гг.)
Джон Дьюи(1859-1952 гг.)
| · Мышление - вид приспособительной функции организма.
· «Мир есть то, что мы из него делаем».
· Истинно то, во что удобнее верить.
|
Позитивизм и неопозитивизм
| Огюст Конт (1798-1857) «Курс позитивной философии».
Спенсер, Рассел, Витгенштейн, Карнап, Поппер.
| · Философское знание должно быть точным и достоверным.
· При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук.
· Философия должна исследовать только факты, а не их причины.
· Философия не должна иметь оценочного характера.
· Философия должна занять конкретное место среди прочих наук, а не возвышаться над ними.
|
Экзистенциализм
| Серен Кьеркегор (1813-1855).
Николай Бердяев (1874-1948).
Карл Ясперс (1883-1969).
Жан-Поль Сартр (1905-1980).
Альбер Камю (1913-1960)
| · В центре внимания философии лежит проблема сущности человеческой жизни.
· Смысл существования заключен в самом существовании.
· Этот смысл скрыт от человека повседневностью и обнаруживается только в пограничных ситуациях – между жизнью и смертью.
|
Психоанализ
| Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Адлер, Юнг, Фромм, Райх.
| · Бессознательное – это психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени его контролирует.
· Основные противоречия человеческого существования: матриархат и патриархат; власть и подчинение; личное бытие и историческое бытие.
· Задача философии – помочь человеку эти проблемы решить.
|
План-конспект лекции «Бытие как философская категория»
Популярное: