Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бытие как философская категория. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Проблемы бытия и небытия, существования и несуществования изучает онтология. В первые проблему бытия как философской категории выделил Парменид. Досократическая философия отождествляет бытие с вечным и совершенным космосом. Понимание бытия значительно расширил Платон, который указал на то, что бытием может обладать не только материальное, но и идеальное. Для средневековой философии «истинное бытие» – Бог, неистинное – бытие, сотворенное Богом. Немецкая классическая философия ввела понятие «субстанция» – некая сущность, лежащая в основе мироздания. Философия 20 века связала понятие бытия с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. Бытие – это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Современная наука предлагает следующую структуру бытия:
БЫТИЕ
Бытие неживой природы Бытие живой природы
Бытие неживой ест. Быт. Неж. Искусст. Быт. Жив. Неодухот. Быт. Жив. Од.
Бытие конкр. людей Бытие соц. Бытие идеального
Проблема субстанции в философии.
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции («то, что лежит в основе» лат.), в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета какой-то одной субстанции, получили название «философский монизм». Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, такая философская позиция называется дуализмом; если более двух – плюрализмом. Монизм может быть материалистическим: мир изначально материален, материальность лежит в основе его единства. Идеальное – это свойство материи. Идеалистический монизм считает, что идеальное является вечной, неуничтожимой первоосновой любого бытия. Таким образом, философия рассматривает две самостоятельные субстанции – материю и сознание. Движение и развитие. Движение – это любое изменение состояний природных процессов и явлений. Движение вечно, неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой относителен и имеет преходящий характер. В науке выделяют два основных типа движения. Первый связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества. Это количественные изменения. Движение может сопровождаться изменением внутренней структуры предмета, что ведет к изменению качества вещи и превращению ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения называется развитием. Если развитие сопровождается усложнением структуры, повышением уровня организации – это прогресс; если оно идет от более развитых форм к менее развитым – это регресс. Пространство и время.
Любое тело, вещь или явление всегда соседствуют с другими предметами и явлениями действительности, обладают протяженностью, т.е. имеют пространственные характеристики. Они также непрерывно изменяют свои внутренние и внешние состояния по отношению друг к другу, и в разных конкретных случаях это происходит с различной скоростью, темпом, ритмом и длительностью. Таким образом, пространство и время, выступают как формы бытия бесконечной в своем многообразии реальности. В философии сложилось два направления в понимании пространства и времени: субстанциональное и реляционное. В субстанциональном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности (Аристотель, Ньютон). Второе направление, реляционное, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами существующего мира (Лейбниц). Современные философские представления о пространстве и времени неразрывно связаны с последними достижениями в области физики, биологии, астрономии, других естественных и точных наук и подтверждают обоснованность реляционных взглядов на их природу. Так, в соответствии с теорией относительности Эйнштейна пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в такой неразрывной связи с материей, что не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят от скорости движения материальных тел, когда при увеличении относительной скорости движения тела его пространственные характеристики сокращаются, а время в отношении его замедляет свое течение. По существу пространство характеризуется протяженностью, однородностью, многомерностью, а время – длительностью, необратимостью и изотропностью (равноправность всех возможных направлений).
План – конспект лекции «Познание как объект философского анализа» Познание – это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познания, человек, может исследовать самого себя (самопознание). Раздел философии изучающий познание называется гносеология. Результаты познания остаются не только в сознании познающего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей (книг, рисунков и т.д.). В процессе жизни человек выполняет два вида действия по познанию:
В философии существует две основные точки зрения на процесс познания: гносеологический оптимизм и агностицизм. Сторонник гносеологического оптимизма (Беркли, Гегель, Дидро, Фейербах, Маркс и др.) считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (Кант, Юм) либо отрицают возможность познать мир, либо считают человека ограниченным в своих познавательных возможностях. Разновидностью агностицизма являются релятивизм (Гераклит, Протагор) и скептицизм (Пиррон, Тимон). Релятивизм исходит из условности и относительности всяких знаний, скептицизм подвергает сомнению возможность познания мира. Релятивисты и скептики не отрицают познание полностью, они отрицают возможность достоверного познания. Современная гносеология стоит на позициях гносеологического оптимизма и базируется на следующих принципах:
Познающим субъектом является человек. В сознании человека выделяют три подсистемы, каждая из которых решает познавательные задачи:
Объектом познания является окружающий мир. В процессе познания человек стремится к обретению истины. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании субъекта. Истину, содержащую нравственную оценку, называют правдой. Противоположностью правды является ложь. Ложь – это преднамеренное искажение знаний, ее цель ввести в заблуждение тех, кому она предназначена. Заблуждение – несоответствие знаний действительности. Заблуждение может возникать в силу самых разных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, истолкования вероятных знаний как достоверных, предубеждений, несовершенства познавательных средств и т.д. Наряду с понятием заблуждение может употребляться понятие ошибка. Ошибки принято делить на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным построение мысли. Логические делят на непреднамеренные ( паралогизмы ) и преднамеренные ( софизмы). Критерием истины является практика. Практика – это конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Познание можно разделить на два уровня: научное и ненаучное. Ненаучное делят на донаучное, обыденное и вненаучное (паранаучное). Донаучное познание – это исторический этап в развитии познания, предшествующий научному познанию. Обыденное (житейское) познание основано на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном жизненном опыте. К вненаучному познанию относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, но с наукой несовместимое (алхимия, магия, астрология, уфология, спиритизм и т.д.). Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и мышлении.
План – конспект лекции «Природа как предмет философского осмысления».
Термин «природа» употребляется в философии в трех основных значениях: широком, узком и специальном. В широком смысле, природа – это все сущее (бытие); в узком смысле, природа – это окружающая человека среда, жизненное пространство человека; в специфическом контексте, под природой понимают суть, основное содержание чего-либо.
В первобытную эпоху человек был полностью «растворен» в природе и находился в полной зависимости от нее не противопоставляя себя ей. По мере появления земледелия и скотоводства человек стал отделять себя от природы, начиная воспринимать её как противостоящую враждебную внешнюю силу. Античные философы, пытаясь осмыслить природу, стали воспринимать её как ценность, с которой нужно жить в согласии, подчиняясь ее законам. В христианском мировоззрении одухотворенный человек и бездуховная природа оказались на разных ступенях мироздания. Человек возвысил себя над природой, но продолжает относиться к ней как к божественному творению. Эпоха Возрождения расценила природу как источник красоты и вдохновения, нацелив человека на ее активное познание. В Новое время природа превращается не только в объект научного изучения, но и в поприще активной деятельности человека. Уверенность человека в своем безграничном превосходстве над природой крепла по мере развития НТП. Сегодня негативное антропогенное влияние на природу достигло той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Такое положение принято называть экологическим кризисом.
План – конспект лекции «Философское понимание общества».
Самое широкое философское понятие общества звучит следующим образом: общество – это совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. По мере развития философии на проблему общества возникали самые различные взгляды:
Философское понимание общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание. Являясь открытой динамической системой, общество включает в себя следующие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни. Под социальной подсистемой понимают все, что относится к разновидностям социума: семейно-родственные, национально-этнические, территориально-населенческие сообщества. Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему. Духовная подсистема – это сложное взаимодействие индивидуального и общественного сознания. Общественное сознание – это возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Индивидуальное сознание – восприятие отдельным человеком различных сторон бытия.
Общество представляет собой непрерывный процесс изменения и развития. Принято выделять следующие основные концепции исторического развития:
Все изменения, происходящие в обществе, принято делить на эволюционные и революционные. Эволюция – это сумма количественных изменений, которые подготавливают изменения качественные. Революция – это скачок или серия скачков, которые в итоге приводят к замене старого новым.
План – конспект лекции «Бытие человека как проблема философии». Философская антропология – это раздел философии, изучающий человека, его природу и сущность.
Человек – особое существо, явление природы, обладающее с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации. Личность - это совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание; характеризует человека как представителя общества. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека. Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Свобода – это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельности с учетом этой необходимости. Способность и возможность действовать в соответствии со своими интересами и целями. Ответственность – социальное отношение к общественным ценностям. Мораль – совокупность правил и норм поведения, которыми люди, руководствуются в своей жизни. Этика – философское учение о морали. Аксиология – философское учение о ценностях. Ценности – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности. Альтруизм – готовность бескорыстно действовать ради блага других в ущерб собственным интересам, следуя моральному долгу и состраданию.
План – конспект лекции «Глобальные проблемы и философия». Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают и интересы человечества в целом, и каждого человека в различных точках планеты, то есть проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Любая проблема только тогда считается глобальной, когда она является актуальной для любого региона планеты. Особенности глобальных проблем:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы