Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Для учащихся по курсу «Основы философии».



Конспект лекций

Для учащихся по курсу «Основы философии».

Содержание.

 

1. Пояснительная записка …………………………………….стр.3

2. План-конспект лекции «Философия и ее роль в обществе»……..стр.4-5

3. План-конспект лекции «Философия Античности и Средних веков» ….стр.6-8

4. План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени» ….стр.8-10

5. План-конспект лекции «Современные философские учения» ….стр.10-12

6. План-конспект лекции «Бытие как философская категория» ….стр.12-13

7. План-конспект лекции «Познание как объект философского анализа» ….стр.13-14

8. План-конспект лекции «Природа как предмет философского осмысления» ….стр.14-15

9. План-конспект лекции «Философское понимание общества» ….стр.15-16

10. План-конспект лекции «Бытие человека как проблема философии» ….стр.16-17

11. План-конспект лекции «Глобальные проблемы и философия» ….стр.17-18

.стр.

снительная записка...

 

Пояснительная записка.

Конспект лекций составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы философии» для средних специальных учебных заведений и рабочей программы, разработанной Макуриной Е.В. на основе типовой программы по данной дисциплине.

Цель работы заключается в том, что бы познакомить учащихся с базовыми философскими понятиями, содействовать формированию навыков теоретического анализа проблем, стоящих перед обществом и человеком в современном мире.

План-конспект лекции «Философия и ее роль в обществе».

1. Философия как разновидность мировоззрения.

2. Специфика философского знания.

3. Предмет и метод философии.

4. Функции философии и ее структура.

5. Основной вопрос и основные направления в философии.

Философия как разновидность мировоззрения.

 

Мировоззрение – это целостный взгляд человека на мир, общество, природу и самого себя. Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология – это форма общественного сознания, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Миф пытается дать ответы на следующие вопросы: 1) происхождение Вселенной, Земли и человека; 2) объяснение природных явлений; 3) жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; 4) вопросы долга, чести, этики и нравственности. Черты мифа: 1) очеловечивание природы; 2) наличие богов, их общение и взаимодействие с человеком; 3) отсутствие абстрактных размышлений; 4) практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач; 5) однообразие мифологических сюжетов.

Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении чувственная форма восприятия окружающей действительности преобладает над рациональной.

Философия – это научно-теоретический тип мировоззрения, имеющий следующие черты: 1) основано на знании; 2) мысль обращена на саму себя; 3) логично, т.е. имеет внутреннее единство и систему; 4) опирается на четкие понятия и категории. Три стадии эволюции философии как мировоззрения: 1) космоцентризм (философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество, всесильность и бесконечность Космоса; характерно для философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции); 2) теоцентризм (философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство Бога; характерно для средневековой Европы); 3) антропоцентризм (философское мировоззрение, в центре которого стоит проблема человека; характерно для философии Возрождения, нового, новейшего времени и современных философских школ).

Предмет и метод философии.

Предмет философии (круг, изучаемых вопросов) – это содержание четырех основных разделов: онтология (наука о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. В рамках данных разделов рассматриваются следующие частные вопросы: 1) сущность бытия; 2) происхождение бытия; 3) материя и ее формы; 4) сознание, его природа и происхождение; 5) взаимоотношение материи и сознания; 6) бессознательное; 7) человек, его сущность и существование; 8) душа и духовный мир человека; 9) общество; 10) общество и человек; 11) природа; 12) природа и человек; 13) духовная сфера жизни общества; 14) материально-экономическая сфера жизни общества; 15) социальная сфера общества; 16) общественно-экономические формации и проблемы цивилизации; 17) перспективы человека и общества; 18) экология и проблемы выживания; 19) особенности познания; 20) ограниченность и безграничность познания; 21) философские категории; 22) диалектика и многие другие вопросы.

Основные методы философии (пути и средства философского исследования): 1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин, следствий, единства и борьбы противоположностей); 2) метафизика (метод, противоположный диалектики, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно); 3) догматизм (восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер); 4) эклектика (метод, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий и концепций); 5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных посылок, новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу); 6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов).

Функции философии и ее структура.

Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение. Функции философии: 1) мировоззренческая (способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте в нем человека); 2) методологическая (вырабатывает основные методы познания окружающей действительности); 3) мыслительно-теоретическая (учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность); 4) гносеологическая (разрабатывает механизм познания); 5) критическая (подвергает сомнению окружающий мир и существующие знания; расширяет границы познания и разрушает догмы); 6) аксиологическая (оценивает объекты окружающего мира с толчки зрения различных ценностей); 7) социальная (объясняет общество, вскрывает противоречия и указывает пути совершенствования); 8) воспитательно-гуманитарная (культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу); 9) прогностическая (прогнозирует тенденции развития).

Структура философии:

Онтология Учение о бытии
Гносеология Учение о познании
Философская антропология Учение о человеке
Праксеология Учение о практической деятельности человека
Аксиология Учение о ценностях
Этика Учение о морали
Эстетика Учение о прекрасном
Философия истории Теория исторического процесса
Философия языка Лингвистическая философия
Социальная философия Учение об обществе
История философии Исследование жизни и творчества философов
Философия и методология науки Исследование особенностей и закономерностей научного познания
Кроме этого существует: философия техники, философия образования, философия религии, философия управления, философия права, философия глобальных проблем и т.д.

 

План – конспект лекции «Философия Античности и Средних веков».

1. Досократическая философия: главные черты и крупнейшие представители.

2. Философия Сократа.

3. Философия Платона.

4. Философия Аристотеля.

5. Основные черты средневековой теологической философии.

6. Главные представители средневековой философии.

7. Значение средневековой философии.

Философия Сократа.

 

Основные идеи философии Сократа (469 – 399 гг. до н.э.):

· Метод майевтики: учить нужно не истине, а логическим приемам, которые могут привести к самостоятельному нахождению истины;

· Любое знание есть добро; любое зло совершается от незнания;

· Добродетель состоит в знании добра;

· «Познай самого себя» - познание мироздания начинается с познания сущности самого человека;

· «Я знаю, что ничего не знаю» - абсолютное знание не достижимо для человека, никто из смертных не может обладать полной истиной. Чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него возникает.

 

Философия Платона.

Основные работы Платона (427 – 347 гг. до н.э.): «Апология Сократа», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

Историческое значение философии Платона:

· Первый философ, который оставил собрание фундаментальных произведений;

· Положил начало идеализму как крупнейшему философскому направлению;

· Впервые исследовал не только проблемы природы, но и общества;

· Предпринял попытку выделить философские категории (бытие, вечное и др.);

· Создал философскую школу, просуществовавшую более 1000 лет, из которой вышли многие великие философы (Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах и др.).

 

Философия Аристотеля.

 

Основные работы Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.): «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

Историческое значение философии Аристотеля:

· Внес существенные коррективы в философию Платона (нельзя отрывать мир идей от реального мира, который имеет свои собственные характеристики);

· Материалистическая трактовка происхождения мира и человека;

· Выделил 10 философских категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание);

· Дал определение бытия через категории (бытие – это сущность, обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания);

· Определил сущность материи (материя – это потенция, ограниченная формой);

· Выделил шесть типов государства (монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия, полития);

· Внес колоссальный вклад в развитие логики, определив дедуктивный метод и систему силлогизмов;

· Осуществил классификацию наук, разделив их на три части – теоретические, практические и творческие.

 

План-конспект лекции «Философия Возрождения и Нового времени».

1. Философия Возрождения.

2. Эмпиризм и рационализм в новоевропейской философии.

3. Немецкая классическая философия.

Философия Возрождения.

Предпосылки возникновения · Кризис феодализма; · Развитие ремесла и торговли; · Усиление городов и рост их значения; · Централизация государств и усиление светской власти; · Кризис церкви и схоластической философии; · Повышение уровня образованности; · Великие географические открытия; · Научно-технические открытия (порох, огнестрельное оружие, микроскоп, телескоп, доменная печь, книгопечатание и др.).
Основные черты · Антропоцентризм (философское учение, согласно которому человек рассматривается как центр мироздания); · Гуманизм (признание ценности человека и вера в его безграничные возможности); · Оппозиция церкви и церковной идеологии; · Перемещение основного интереса от идеи к содержанию; · Новое, научно-материалистическое понимание мира; · Повышенный интерес к социальным проблемам; · Торжество индивидуализма; · Распространение идей социального равенства.

 

 

Основные течения философии Возрождения
Течение Крупнейшие представители Главные идеи
Гуманистическое · Данте Алигьери; · Петрарка; · Лоренцо Валла Все внимание обращено к человеку, его достоинствам, величию и могуществу.
Неоплатоническое · Кузанский; · Пико делла Мирандола; · Парацельс Развитие учение Платона, познание Космоса и человека с точки зрения идеализма.
Натурфилософское · Коперник · Бруно · Галилей Новое представление о мироздании, построенное на научных и астрономических открытиях. Пантеизм – учение, согласно которому понятия «Бог» и «природа» совпадают.
Реформационное · Лютер; · Мюнцер; · Кальвин; · Роттердамский Коренной пересмотр церковной идеологии и взаимоотношений между церковью и верующими.
Политическое · Макиавелли · Гвиччардини Проблемы управления государством и поведения правителей.
Утопическо - социалистическое · Мор · Кампанелла Идеально-фантастические формы построения государства

 

План-конспект лекции «Современные философские учения».

 

Философское течение Крупнейшие представители Главные идеи
Волюнтаризм Артур Шопенгауэр (1788-1860) «Мир как воля и представление»; «Афоризмы житейской мудрости». · «Жизнь – это плесень на одном из шаров». · Мир неподконтролен разуму, а подчиняется воле. · Воля – идеальная сила и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. · Человек – это сгусток вожделений, его постоянно мучает ненасытная жажда, хотение, которое он никогда не сможет полностью удовлетворить. · Неудовлетворенные желания приносят страдания. · Страдание – это постоянная форма проявления жизни. · Привнес в философию тему трагичности бытия отдельного человека и человечества в целом.
Фридрих Ницше (1844-1900) «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихристианин». · Жизнь – это единственная реальность, существующая для конкретного человека. · Задача философии – помочь человеку приспособиться к жизни («падающего – толкни», «воля к власти», «переоценка ценностей», «Бог умер»).
Марксизм Карл Маркс (1818-1883) Фридрих Энгельс (1820-1895) «Святое семейство», «Немецкая идеология». · Материалистическое понимание истории; идея преобразования мира. · Учение о социально-экономических формациях и классовой борьбе. · Диалектический материализм – признание первичности материальных процессов перед духовными.
Прагматизм Чарлз Сандерс Пирс(1839-1914 гг.). Уильям Джеймс (1842-1910 гг.) Джон Дьюи(1859-1952 гг.) · Мышление - вид приспособительной функции организма. · «Мир есть то, что мы из него делаем». · Истинно то, во что удобнее верить.
Позитивизм и неопозитивизм Огюст Конт (1798-1857) «Курс позитивной философии». Спенсер, Рассел, Витгенштейн, Карнап, Поппер. · Философское знание должно быть точным и достоверным. · При познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук. · Философия должна исследовать только факты, а не их причины. · Философия не должна иметь оценочного характера. · Философия должна занять конкретное место среди прочих наук, а не возвышаться над ними.
Экзистенциализм Серен Кьеркегор (1813-1855). Николай Бердяев (1874-1948). Карл Ясперс (1883-1969). Жан-Поль Сартр (1905-1980). Альбер Камю (1913-1960) · В центре внимания философии лежит проблема сущности человеческой жизни. · Смысл существования заключен в самом существовании. · Этот смысл скрыт от человека повседневностью и обнаруживается только в пограничных ситуациях – между жизнью и смертью.
Психоанализ Зигмунд Фрейд (1856-1939). Адлер, Юнг, Фромм, Райх. · Бессознательное – это психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени его контролирует. · Основные противоречия человеческого существования: матриархат и патриархат; власть и подчинение; личное бытие и историческое бытие. · Задача философии – помочь человеку эти проблемы решить.

 

План-конспект лекции «Бытие как философская категория»

 

Движение и развитие.

Движение – это любое изменение состояний природных процессов и явлений. Движение вечно, неуничтожимо, неотрывно от материи и абсолютно. Покой относителен и имеет преходящий характер.

В науке выделяют два основных типа движения. Первый связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, т.е. не изменяют своего качества. Это количественные изменения.

Движение может сопровождаться изменением внутренней структуры предмета, что ведет к изменению качества вещи и превращению ее в совершенно другую вещь. Такой тип движения называется развитием. Если развитие сопровождается усложнением структуры, повышением уровня организации – это прогресс; если оно идет от более развитых форм к менее развитым – это регресс.

Пространство и время.

 

Любое тело, вещь или явление всегда соседствуют с другими предметами и явлениями действительности, обладают протяженностью, т.е. имеют пространственные характеристики. Они также непрерывно изменяют свои внутренние и внешние состояния по отношению друг к другу, и в разных конкретных случаях это происходит с различной скоростью, темпом, ритмом и длительностью. Таким образом, пространство и время, выступают как формы бытия бесконечной в своем многообразии реальности.

В философии сложилось два направления в понимании пространства и времени: субстанциональное и реляционное.

В субстанциональном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности (Аристотель, Ньютон).

Второе направление, реляционное, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами существующего мира (Лейбниц).

Современные философские представления о пространстве и времени неразрывно связаны с последними достижениями в области физики, биологии, астрономии, других естественных и точных наук и подтверждают обоснованность реляционных взглядов на их природу. Так, в соответствии с теорией относительности Эйнштейна пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в такой неразрывной связи с материей, что не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят от скорости движения материальных тел, когда при увеличении относительной скорости движения тела его пространственные характеристики сокращаются, а время в отношении его замедляет свое течение.

По существу пространство характеризуется протяженностью, однородностью, многомерностью, а время – длительностью, необратимостью и изотропностью (равноправность всех возможных направлений).

 

План – конспект лекции «Познание как объект философского анализа»

Познание – это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познания, человек, может исследовать самого себя (самопознание).

Раздел философии изучающий познание называется гносеология.

Результаты познания остаются не только в сознании познающего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей (книг, рисунков и т.д.).

В процессе жизни человек выполняет два вида действия по познанию:

  • Познает окружающий мир непосредственно (т.е. открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
  • Познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы и т.д.).

В философии существует две основные точки зрения на процесс познания: гносеологический оптимизм и агностицизм.

Сторонник гносеологического оптимизма (Беркли, Гегель, Дидро, Фейербах, Маркс и др.) считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (Кант, Юм) либо отрицают возможность познать мир, либо считают человека ограниченным в своих познавательных возможностях.

Разновидностью агностицизма являются релятивизм (Гераклит, Протагор) и скептицизм (Пиррон, Тимон). Релятивизм исходит из условности и относительности всяких знаний, скептицизм подвергает сомнению возможность познания мира. Релятивисты и скептики не отрицают познание полностью, они отрицают возможность достоверного познания.

Современная гносеология стоит на позициях гносеологического оптимизма и базируется на следующих принципах:

  • К проблеме познания нужно подходить с точки зрения развития и взаимосвязи всех явлений в мире, т.е. диалектически;
  • Рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
  • Признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
  • Убеждение в самой возможности познания;
  • Признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
  • Творческое отображение действительности;
  • Искать индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектом является человек. В сознании человека выделяют три подсистемы, каждая из которых решает познавательные задачи:

    1. Познавательная сфера состоит из чувственного (внешние чувства) и рационального (внимание, память, воображение, мыслительная деятельность) познания;
    2. Эмоциональная сфера включает внутренние чувства человека (радость, горе, любовь, сострадание и т.д.), аффекты (ужас, ярость, гнев), эмоциональное состояние (настроение), элементарные эмоции (голод, жажда и т.д.);
    3. Мотивационно-волевая сфера включает мотивы, интересы, потребности и волю.

Объектом познания является окружающий мир.

В процессе познания человек стремится к обретению истины. Истина – это адекватное отражение объекта в сознании субъекта. Истину, содержащую нравственную оценку, называют правдой. Противоположностью правды является ложь. Ложь – это преднамеренное искажение знаний, ее цель ввести в заблуждение тех, кому она предназначена.

Заблуждение – несоответствие знаний действительности. Заблуждение может возникать в силу самых разных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, истолкования вероятных знаний как достоверных, предубеждений, несовершенства познавательных средств и т.д.

Наряду с понятием заблуждение может употребляться понятие ошибка. Ошибки принято делить на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным построение мысли. Логические делят на непреднамеренные ( паралогизмы ) и преднамеренные ( софизмы).

Критерием истины является практика. Практика – это конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Познание можно разделить на два уровня: научное и ненаучное. Ненаучное делят на донаучное, обыденное и вненаучное (паранаучное).

Донаучное познание – это исторический этап в развитии познания, предшествующий научному познанию.

Обыденное (житейское) познание основано на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном жизненном опыте.

К вненаучному познанию относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, но с наукой несовместимое (алхимия, магия, астрология, уфология, спиритизм и т.д.).

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и мышлении.

 

 

План – конспект лекции «Природа как предмет философского осмысления».

 

  1. Понятие природы.

 

Термин «природа» употребляется в философии в трех основных значениях: широком, узком и специальном. В широком смысле, природа – это все сущее (бытие); в узком смысле, природа – это окружающая человека среда, жизненное пространство человека; в специфическом контексте, под природой понимают суть, основное содержание чего-либо.

 

  1. Этапы взаимодействия общества и природы.

 

В первобытную эпоху человек был полностью «растворен» в природе и находился в полной зависимости от нее не противопоставляя себя ей. По мере появления земледелия и скотоводства человек стал отделять себя от природы, начиная воспринимать её как противостоящую враждебную внешнюю силу. Античные философы, пытаясь осмыслить природу, стали воспринимать её как ценность, с которой нужно жить в согласии, подчиняясь ее законам. В христианском мировоззрении одухотворенный человек и бездуховная природа оказались на разных ступенях мироздания. Человек возвысил себя над природой, но продолжает относиться к ней как к божественному творению. Эпоха Возрождения расценила природу как источник красоты и вдохновения, нацелив человека на ее активное познание. В Новое время природа превращается не только в объект научного изучения, но и в поприще активной деятельности человека. Уверенность человека в своем безграничном превосходстве над природой крепла по мере развития НТП. Сегодня негативное антропогенное влияние на природу достигло той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Такое положение принято называть экологическим кризисом.

 

  1. Основные географические школы.

 

Школа Представители Идеи
Географическая школа Тюрго Закон убывающего плодородия почвы: каждое добавочное вложение труда и капитала в обрабатываемую землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением результат, а по достижению определенного предела всякий дополнительный результат становится невозможным.
Мальтузианство Мальтус Количество людей на планете увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как средства существования возрастают в арифметической. Это ведет к перенаселению и социальным бедам. Поэтому допустимы «естественные» регуляторы: голод, войны, эпидемии и т.д.
Механический географический детерминизм Монтескье, Бокль, Реклю, Мечников Жизнь людей, их нравы, законы, обычаи и политическое устройство непосредственно проистекают из географических и климатических условий в которых они живут.
Географический индетерминизм Маркс Во взаимодействии природы и общества, человек всегда выступает как активная сторона.
Геополитика Ратцель, Хаусхофер, Маккиндер, Мэхэн, Спикмен, Челлен Природные условия являются определяющим фактором развития государств в мировой истории, а само государство рассматривается как биологический организм, сформировавшийся под влиянием различных факторов географической среды.
Пассионарная теория этногенеза Гумилев Этнос – это биосферный феномен, тесно связанный с ландшафтом. Социальное развитие идет по спирали, а этническое – дискретно, то есть имеет начало и конец.
Теория ноосферы Вернадский Ноосфера (сфера разума) – это высшая ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и согласовываться с общими законами развития природы. Это высший этап эволюции, которого еще нет, но который обязательно должен быть, если человечество хочет жить достойно и избежать потрясений. Этого состояния можно достичь если общество и природа будут эволюционировать в одном направлении (коэволюция).

 

 

План – конспект лекции «Философское понимание общества».

  1. Философское понятие общества.

 

Самое широкое философское понятие общества звучит следующим образом: общество – это совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. По мере развития философии на проблему общества возникали самые различные взгляды:

 

Философ Идея
Демокрит Общество возникло как результат естественных потребностей людей (необходимость делать и применять оружие, строить жилища, шить одежду и т.д.)
Аристотель Человек – общественное существо. Общество – это развитая семья.
Гоббс У общества есть два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии идет непрерывная борьба всех против всех («Человек человеку волк»). Прав тот, у кого сила. Но люди стремятся к самосохранению, поэтому заключают договор и передают часть своих прав государству, в результате чего возникает гражданское общество.
Гегель Гражданское общество – это сфера экономических отношений, которая вытекает из права.
Маркс Общество – это сам человек в его общественных отношениях.
Современная западная философия Общество – это совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы.

 

Философское понимание общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.

Являясь открытой динамической системой, общество включает в себя следующие подсистемы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни.

Под социальной подсистемой понимают все, что относится к разновидностям социума: семейно-родственные, национально-этнические, территориально-населенческие сообщества.

Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему.

Духовная подсистема – это сложное взаимодействие индивидуального и общественного сознания. Общественное сознание – это возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Индивидуальное сознание – восприятие отдельным человеком различных сторон бытия.

 

  1. Общество как исторический процесс.

Общество представляет собой непрерывный процесс изменения и развития. Принято выделять следующие основные концепции исторического развития:

 

Философ Идея
Средневековые философы Провиденциализм: история – это божественный план спасения человечества.
Мыслители эпохи Возрождения История – это творчество самих людей.
Гегель История – это особый вид закономерности, который может реализоваться только в результате сознательной деятельности людей.
Сен-Симон Определяющую роль в развитии общества играет индустрия (экономическая деятельность людей и соответствующие ей формы собственности).
Маркс Теория общественно-экономических формаций: соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений (первобытно-общинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).
Конт Общество – это социальный организм, который можно рассматривать статически и динамически.
Органическая школа (Спенсер, Сорокин) Социальная динамика – это социальная физиология.
Структурно-функциональный циклизм (Парсонс) Общество – независимая система, существующая за счет собственных ресурсов.
Шпенглер История человечества – это история замкнутых национальных культур, каждая из которых проходит в своем развитии два этапа: 1) восхождение и расцвет; 2) разложение и гибель.
Тойнби История – это существование локальных цивилизаций, замкнутых в себе и абсолютно неповторимых и уникальных.
Ростоу Теория стадий роста: 1) доиндустриальное общество; 2) индустриальное; 3) постиндустриальное.

 

Все изменения, происходящие в обществе, принято делить на эволюционные и революционные. Эволюция – это сумма количественных изменений, которые подготавливают изменения качественные. Революция – это скачок или серия скачков, которые в итоге приводят к замене старого новым.

 

План – конспект лекции «Бытие человека как проблема философии».

Философская антропология – это раздел философии, изучающий человека, его природу и сущность.

 

Античность Человек – это часть космоса; микрокосм, подчиненный судьбе. Человек космоцентричен. Идеальный человек – философ и олимпиец в одном лице.
Средние века Человек – это промежуточное существо между ангелом и животным. Бессмертная душа и смертная плоть. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Идеальный человек – образ святого.
Новое время Человек поверил в себя. Главное предназначение человека – познание мира. Человек господин природы.

 

Человек – особое существо, явление природы, обладающее с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации.

Личность - это совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание; характеризует человека как представителя общества.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека.

Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Свобода – это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельности с учетом этой необходимости. Способность и возможность действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Ответственность – социальное отношение к общественным ценностям.


Поделиться:



Популярное:

  1. CПИСОК ТЕМ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
  2. DOUBLE NEEDS PANG PANG ТУШЬ ДЛЯ РЕСНИЦ от TONY MOLY – 660 руб
  3. E) для факторов - капитал и земля
  4. E) Способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, при помощи которого достигается усвоение знаний, умений и навыков, развитие познавательных процессов, личных качеств учащихся.
  5. I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  6. II. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ГОЛОСОМ.
  7. II.2. Краткий словарь философских понятий по курсу философии и методологии науки
  8. III. Определите значимость для переводчика изучения особенностей литературного направления, к которому относится тот или иной автор.
  9. III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания)
  10. IV. Здания для проживания людей
  11. IX.3. Прелестные девушки для странных парней
  12. MS Excel. Для автоматического построения диаграммы по выделенным данным


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1298; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь