Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кроме предпразднства и попразднства, при одном святом, имеющем службу без знака или шестеричную или при двух малых святых.



М ы рассмотрели несколько подготовительных тем: богослужебное время, богослужебные книги, богослужебные тексты. Все они готовят нас к тому, чтобы заниматься уже собственно чинопоследованием служб; ведь для этого нужно понимать, к какому кругу относится та или иная служба, из какой богослужебной книги и, следовательно, из какого богослужебного круга взят тот или иной текст, какое он имеет происхождение. Важно помнить о соединении богослужебных текстов различного происхождения: основу образуют тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между ними вставляются молитвы верующих (самые распространенные, общие молитвы – ектеньи) и гимнография (тексты, составленные церковными авторами). Все эти тексты самого разного происхождения образуют единую службу. Конечно, сразу почувствовать своеобразие этих соединений различных текстов, различных кругов времени невозможно, но с каждым годом осмысленной и напряженной богослужебной жизни мы будем узнавать и понимать все больше и глубже. Итак, мы рассматриваем: Богослужение седмичных дней, т.е. дней кроме субботы и воскресенья. Оставшиеся пять дней называются седмичными или буднями: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница – ими мы будем заниматься, они имеют свой особый устав служения, изложенный в 9-й главе Типикона.

Периода пения Октоиха, т.е. книги, которая соответствует седмичному богослужебному кругу. Октоих действует практически круглый год, и никогда не исчезает полностью (за редким исключением), но в году есть период, когда Октоих играет определяющую роль в устроении богослужения, когда богослужение идет практически только по Октоиху и Минее. Это тот период, когда не поется Триодь Постная и Цветная. Период пения Октоиха – от Недели Всех святых (первая неделя после праздника Троицы) до Недели о мытаре и фарисее. В этот период года Октоих взаимодействует только с Минеей, и большинство богослужений в их изменяемой части образуются взаимодействием Октоиха и Минеи, т.е. седмичным кругом и неподвижными праздниками годового круга.

Кроме (т.е. вне) предпразднства и попразднства. Что такое предпразднство и попразднство? Все двунадесятые Господские и Богородичные праздники, а также некоторые другие имеют предпразднство и попразднство. Предпразднство – это те дни, когда праздник еще не наступил, но когда мы уже ждем его, когда в службе появляются песнопения, ему посвященные. Попразднство – это несколько дней с первого дня праздника до его отдания, когда мы продолжаем его праздновать. Эти периоды, имеющие специфические правила построения богослужения, разбирать в этой главе мы не будем. Чтобы понять, что такое шестеричный святой и святой без знака, пройдем тему:

 

Знаки праздников месяцеслова (47-я глава Типикона).

Месяцеслов – это система неподвижных праздников годового круга, тех, которые закреплены за определенным числом определенного месяца. По сути дела, каждый день бывает какой-нибудь праздник, но праздники эти разные: они бывают великие, средние и малые. В Типиконе все праздники имеют знаки, которые соответствуют разным типам службы, 47-я глава Типикона “О знамениях праздников месяцеслова” начинается такими словами: “Подобает ведати, яко праздницы разделени суть на великие, средние и малые.”

Великие праздники имеют знак “крест окружен, ” т.е. в Типиконе напротив дня, в который празднуется великий праздник, на полях стоит знак Крест в Круге и изображается он красным цветом. Великими праздниками являются все неподвижные двунадесятые и, кроме того, Обрезание Господне, Покров, Рождество и Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также память свв. апостолов Петра и Павла. Далее в Типиконе говорится о том, какая служба совершается в дни этих праздников – в эти праздники совершается бдение. Перечислим службы дневного круга, которые будут совершаться в этот день: девятый час и малая вечерня, великая вечерня и полиелейная утреня, первый час, примыкающий к утрени, и часы третий и шестой.

Великая вечерня и полиелейная утреня с первым часом – это бдение, служба бденная, которая по Уставу должна длиться всю ночь. Она образуется великой вечерней и полиелейной утреней, слитыми в одну службу. (Впрочем, следует отметить, что Типикон позволяет даже в дни великих праздников, за исключением Рождества и Богоявления, совершать в малых обителях, где нет достаточного количества чтецов и певцов, и в приходских храмах, не бдение, продолжающееся всю ночь, а отдельно Великую вечерню с повечерием, а утром – полунощницу с полиелейной утреней).

Далее в Типиконе говорится о средних праздниках, они имеют два знака.

Крест с полукружием красного цвета – этот знак означает, что в праздники, имеющие этот знак, служба совершается тоже бденная, и состав служб дневного круга точно такой же, как и при знаке.

Полный круг с крестом красного цвета отличаются лишь изменяемые части службы: при совершении бденной службы среднего праздника на утрени читается не только канон праздника; перед ним вставляется канон Божией Матери.

Еще один знак средних праздников – крест един точию красный. При праздниках, имеющих этот знак, совершаются службы дневного круга в следующем порядке: девятый час и великая вечерня, повечерие, полунощница, полиелейная утреня, первый, третий и шестой час. Такой тип службы кратко называют “полиелей, ” по самой праздничной части богослужения.

Мы видим, что когда по Уставу совершается бденная служба, то служится малая вечерня, а когда служба только полиелейная и бдения нет, малая вечерня не служится. При бдении также нет места повечерию и полунощнице, потому что вечерня и утреня слиты в одну службу и нельзя что-нибудь вставить между ними, а при полиелее есть место для повечерия и полунощницы.

Следующий знак относится уже к малым праздникам месяцеслова и имеет название: “три точки, несовершенно окружены.” Этот знак может быть двух цветов: черный и красный, будем обозначать их так: *** Добавить знаки, где следует ***

При красном знаке совершаются следующие службы суточного круга: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, утреня с праздничным окончанием, первый, третий, шестой час. Такое богослужение называется службой с великим славословием.

При черном знаке (такую службу называют шестеричной) богослужение строится следующим образом: девятый час, будничная вечерня, повечерие, полунощница, будничная утреня, первый, третий, шестой час. В Типиконе есть еще один тип службы, но его невозможно изобразить графически, это служба без знака. При службе без знака совершаются те же дневные службы и в том же порядке, как и при знаке.

Поговорим о том же несколько с другой стороны. Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках: , , великая совершается при трех знаках: , , , будничная вечерня совершается при знаках: и, а также службе без знака.

Утрени бывают: полиелейная – служится при, , и; утреня с праздничным окончанием – она совершается только при одном знаке; и будничная утреня – при знаке и службе без знака.

Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба; – служба с великим славословием или служба с праздничным окончанием; шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона).

Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты.

Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: “Аще пето Бог Господь” – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя).

Начинается 9-я глава словами: “Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало...”

Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандаловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение.

“И знаменует в кампан” – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает “чредной священник, ” тот, чья “череда, ” и дальше описывается ход службы.

Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга – это вечерня, а последняя – девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т.е. не того дня, к которому будет относиться вечерня.

На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом. Другое название этого псалма – “предначинательный.” В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читать предстоятель, т.е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено.

Первой ектеньей всякой службы является великая ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.

Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектенья: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.

Вечерние (или воззвашные) псалмы – 140-й, 141-й, 129-й и 116-й, находящиеся в Часослове, должны быть полностью пропеты на каждой вечерне. К заключительным их стихам (в зависимости от количества стихир) припеваются стихиры, которые и называются “стихирами на Господи, воззвах”: пропевается стих, после него стихира, и т.д. К сожалению, в нашем приходском богослужении эти псалмы полностью не поются: от них остались только начальные и заключительные стихи.

Свете тихий – по Уставу этот текст должно не петь, а читать, и читать должен предстоятель. Этот текст очень важен для вечерни.

“Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит.”

Это не Священное Писание, это гимнография, очень древний гимн, восходящий еще ко II или III веку (по крайней мере, к IV веку было утрачено имя автора). Хотя в Часослове автор указывается – Софроний, патриарх Иерусалимский, но это, скорее всего, неверно. Текст этот очень древний, он во многом определяет характер именно вечерней службы. Здесь Господь Иисус Христос называется “тихим Светом.”

Вечером свет дневной гаснет, а для нас все только начинается, потому что для нас Господь – Свет Немеркнущий и Незаходящий. Здесь так и говорится: “Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний” – т.е. видя последние лучи солнца уходящего дня, мы славим Святую Троицу, мы поем: “Достоин еси... пет быти гласы преподобными” – Ты достоин того, чтобы Тебя воспевали голоса святых людей. Затем еще прибавляется: “Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит” – Ты, Господи, даешь жизнь, и поэтому мир Тебя славит. Заметим, что в этом песнопении нет просьбы или какого-то прошения, даже хвалебный и благодарственный характер в нем пребывает прикрыто. Это гимнография созерцательного характера, удивительный и прекрасный текст.

“Прокимен дне” – для дней седмицы есть прокимен вечерне, он поется на вечерни практически всегда и вытесняется только великими прокимнами. Помещаются эти прокимны в Служебнике и Часослове. По Уставу этот прокимен должен возглашать канонарх (брат, особо учиненный канонаршить на клиросе, который возглашает громко стихи). В нашей практике прокимен перешел в ведение диакона, поэтому и находится он в Служебнике (заметим, что, согласно Уставу, диакон вообще не участвует в будничной службе).

Богослужение седмичных дней с Бог Господь: в период пения Октоиха (службы без знака, шестеричная, двух малых святых; без пред- и попразднства)

Что поется / читается Кто поет / читает Бого- служебные книги Глава Типикона Примечания
Благословен Бог наш... С С    
Начало обычное Ч Ч    
Девятый час Ч С Ч М Читаются тропарь и кондак уходящего дня
Вечерня
Благословен Бог наш... С С Если был пропущен 9-й час, читается начало обычное
Предначинательный псалом (103-й) Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем
  Светильничные молитвы С С  
Великая ектения Д Л С С  
Рядовая кафизма Ч П 9, 17 Если накануне служилось бдение, кафизма не читается. В приходских храмах иногда читают псалом за кафизму
  Малая ектения Д Л С С Опускается, если не было кафизмы
Господи, воззвах (псалмы 140, 141, 129 и 116) Л Ч 9, 22  
  Стихиры на Господи, воззвах Л Ч О М 9, 48 Св. без знака: 0: 3 М: 3 Шестеричн.: М: 6 2 мал. свв.: 1М: 3, 2М: 3 Слава: М; И ныне: Б
Свете Тихий Л Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем
Прокимен дне Д Л С Ч По указанию Типикона возглашается канонархом
Сподоби, Господи Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем или чтецом
Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения Д Л С С С С    
Стихиры на стиховне Л О М 9, 48 Стихиры Октоиха со своими стихами Слава: М; И ныне: Б
Ныне отпущаеши Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоят.
Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Ч Ч  
Тропарь Л М 9, 48 Т: М, Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу:
Сугубая ектения Д Л С С  
Окончание вечерни С Л С  

Условные обозначения: Кто поет / читает: С – священник, Д – диакон, Ч – чтец, Л – лик.

Богослужебные книги: С – Служебник, П – Псалтирь, Ч – Часослов, О – Октоих, М – Минея

Примечания: О – Октоих (0: 3 – 3 стихиры Октоиха), М – Минея (1М – стихиры 1-го святого Минеи, 2М – 2-го святого), Б – Богородичен, Т – тропарь святого Минеи (2-й Т – тропарь 2-го святого), К – канон.

 

Сподоби, Господи – по Уставу дан выбор, его может читать предстоятель, а может чтец. Это очень важная вечерняя молитва, ее значение сравнимо со значением великого славословия на утрени. Восхваление Господа сочетается в ней с молитвой о том, чтобы Он помог нам избавиться от грехов; благодарственная и просительная темы переплетаются: “Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам... Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь...” По Уставу эта молитва должна читаться, но читаться очень важным лицом. Устав на протяжении всей службы выделяет определенные тексты, – тексты, отнесенные в ведение предстоятеля.

“Стихиры на стиховне” – это отдельный вид стихир, в абсолютном большинстве случаев их три, причем стихиры на Славу, и ныне никогда не входят в счет. Как в стихирах на Господи, воззвах, так и в стихирах на стиховне соединяются праздничные богослужебные круги. Стихиры, взятые из Октоиха, соответствуют седмичному кругу, темам дней седмицы, а те стихиры, которые берутся из Минеи, говорят о событии, которое празднуется по месяцеслову – происходит соединение богослужебных кругов времени.

Ныне отпущаеши – по Уставу также читает предстоятель. Это текст из Нового Завета, и легко понять, сколь важное значение он имеет для вечерни. “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...” – это слова, произнесенные Симеоном Богоприимцем в тот день, который теперь называется Сретением и которым мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, ожидания Спасителя и исполнения этого ожидания. Этот текст (а по Уставу он всегда должен читаться) образует лицо вечерни, и именно потому, что он появляется в конце вечерни (а чем ближе к концу, тем возвышеннее, полнее и торжественнее служба), мы можем говорить о вечерни как о службе, содержащей в себе тему ожидания Спасителя, – вот, это ожидание уже на пороге своего исполнения. На этом же пике вечерни читается Трисвятое по Отче наш. Это самые главные и самые сжатые молитвы, в которых содержится все, что есть в службе. И здесь же поется самый главный текст из изменяемых частей службы, тропарь Минеи.

После вечерни полагается идти на братскую трапезу, после которой совершается повечерие. Типикон дает такое указание после повечерия: “Должно есть и сие ведати: по отпущении... не подобает монахом творити беседы друг со другом, но с молчанием исходити в келлии своя, и упражнятися на молитву и на чтение, и тако упокоятися, яко да со вниманием на утреннее славословие востанем бодростне.”

Типикон говорит, что после повечерия уже нельзя разговаривать.

После этого будет полунощница и будничная утреня; именно уставом будничной утрени мы сейчас и займемся.

Утреня имеет своего рода заставку, которая называется “двупсалмие.” Из самого этого слова ясно, что эта часть службы образуется двумя псалмами, эти псалмы всегда одинаковы: 19-й и 20-й. К ним примыкают некоторые постоянные тексты, которые находятся в Часослове. Псалмы, входящие в состав двупсалмия – мессианские. Непосредственно в них говорится о царе пророке Давиде; но он, в свою очередь, выступает, как прообраз вечного Царя – Христа. Мы уже говорили о том, что утреня – служба преимущественно мессианского характера; ее центральная тема – пришествие в мир обещенного Спасителя, которое соотносится с Рассветом и явлением видимого солнца (по Уставу утреня начинается еще до восхода, затемно). И вот, с самого начала службы уже появляется эта тема.

Шестопсалмие по Уставу назначено читать предстоятелю, и оно имеет такой подробный комментарий в Типиконе, какого не имеют другие части утрени. Про шестопсалмие сказано, что его надо читать “тихим гласом и легким, косно (т.е. медленно) и во услышание всех.”

Про шестопсалмие сказаны и другие важные для нас слова: “Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати (т.е. особенно внимательно стараться слушать): покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших.” Редкая часть в службе имеет подобный комментарий в Типиконе.

Бог Господь со стихами по Уставу должен возглашать не диакон, а канонарх, подобно тому, как и на вечерне прокимен по Уставу возглашает канонарх.

На будничной утрени читаются две или три кафизмы, какие и сколько кафизм в каждый конкретный день, можно узнать из 17-й главы Типикона. После каждой кафизмы читаются (а по Уставу должны петься) седальны из Октоиха.

Пс.50-й – неизменяемая и неотъемлемая часть утрени.

 

На будничной утрени читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу – каноны Кресту и Божьей Матери, в четверг – апостолам и свт. Николаю. По Уставу в каждой песни канона должен быть ирмос (ирмос поется только первого канона, остальные пропускаются) и 13 тропарей всего 14 строф, гимнографических единиц; однако на практике каноны сильно сокращаются. Тропари канона должны припеваться (заметим, что Типикон знает только пение канона и никогда не говорит о чтении) к стихам библейских песен. Сейчас почти повсеместно библейские песни употребляются лишь Великим постом, а перед тропарями канона читаются соответствующие его теме припевы (напр., Слава, Господи, Кресту Твоему Честному, Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.). Песни 3-я, 6-я, 8-я и 9-я не только открываются, но и закрываются ирмосами; они берутся из канона Минеи. Малые ектеньи, которые возглашаются по 3-й, 6-й и 9-й песням: делят канон на три части.

После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен.

Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры.

Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель.

С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни.

Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени.

По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий.

 

Утреня

Благословен Бог наш... С С 23, 9 В приходских храмах часто опускается  
Двупсалмие Ч С Ч С 22, 9  
Слава Святей... С С      
Шестопсалмие Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем  
  Утренние молитвы С С    
Великая ектения Д Л С С    
Бог Господь со стихами Д Ч С Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом  
  Тропари на Бог Господь Л М 9, 48 Т: М - 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу:  
Рядовые кафизмы (две или три) Ч П 9, 17 В приходских храмах иногда читают псалом за Славу.  
  Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение Л (Ч) О 9, 10 Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается.  
50-й псалом Ч Ч    
Канон Л (Ч) Д С О М И 11, 18, 20, 48, 16, 9 Служба без знака: Шестеричный св.: Два малых свв.:  
К: О 1-й с ирм. на 6 К: О 2-й на 4 К: М на 4 К: О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К: О 2-й на 4 К: М на 6 К: О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4  
 
 
 
По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне: Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим... ирмос канона Минеи, Честнейшую По9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: - светилен М.; И ныне: Б.  
Хвалитные псалмы Л (Ч) (148, 149, 150) Л (Ч) Ч Если в Минее есть стихиры на Хвалитех, псалмы поются, если нет – читаются.  
  Стихиры на Хвалитех Л Ч М 9, 48 Иногда бывают у шестеричных святых. Если стихир нет – вместо них: Слава: И ныне: Тебе слава подобает...  
Слава в Вышних... Сподоби, Господи (т.н. вседневное славословие) Л Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем  
Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения Д Л С   С С   С      
Стихиры на стиховне Л О М 9, 48 Стихиры Октоиха со своими стихами Слава: М; И ныне: Б  
Благо есть Ч Ч 9, 7 По указанию Типикона читается предстоятелем  
Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Ч Ч    
Тропарь Л М 9, 48 Т: М, Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-м Т на Славу:  
Сугубая ектения Д Л С С    
Окончание утрени С Л С Без отпуста  
1 час  
Первый час Ч С Ч М 9, 48 С великим отпустом  

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь