Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОТДАНИЕ праздника Благовещения



(26 марта).

В самый день праздника - вечером св. Четыредесятницы службу в седмичные дни (кроме субботних и воскресных дней -вечерам, т.к. в эти дни служба начинается с вечерни, а затем малое повечерие и утреня) следует начинать с малого повечерия, на котором по прочтении " Честнейшую" произносится молитва св. Ефрема Сирина со всеми поклонами. Отпуст малый: " Христос истинный Бог..." [22].

Далее следует утреня (см. Тип. 26 марта и Марковы главы).

На 9-й песни канона вместо " Честнейшую" следует петь праздничные запевы[23].

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

(2 февраля)

История праздника.

Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V века при папе Геласии (494 г.).

В 543 году при императоре Юстиниане, по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.

Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25 декабря)[24].

Особенности богослужения.

Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Поэтому, если он случится в Неделю (воскресенье), то служба воскресная не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как в Богородичные праздники (см. Типикон, 2 февраля). Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется " очищением" Пресвятой Девы.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входной стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник). (Этот отпуст отменяется и заменяется воскресным, если праздник случится в воскресенье)[25].

На всенощном бдении читаются три паремии: первая (Исх. 12, 51; 13, 1-3; 10-16; Лев. 12 гл.) - об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (Ис., 6 гл.) - о духовном очищении от грехов посредством прикосновения горящего угля к устам пророка; третья (Ис.10, 1-21) - о видении пророком Исаией Египта, куда " придет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его, и ведом будет Господь египтяном", что вскоре после Сретения Господня действительно и исполнилось, когда Он с Марией, Матерью Своей, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

На благословении хлебов, на " Бог Господь" и в конце утрени, тропарь праздника (гл. 1-й):

" Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение". На полиелее величание праздника:

" Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень" .

Прокимен: " Помяну имя Твое...", Евангелие от Луки, зач. 8. На " Слава": " Молитвами Богородицы...", " И ныне": то же, " Помилуй мя, Боже"...

Канон праздника " Сушу глубородительную землю", творение св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды, тропари - на 12. Катавасия - праздника. Припев к праздничному канону поется: " Пресвятая Богородице, спаси нас". По 3-й песни - седален, по 6-й песни - канон и икос.

Кондак: " Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче". На 9-й песни " Честнейшую" не поем, но поем припевы праздника (их всего 14). (После первых двух припевов поется ирмос:

" В законе сени и писаний..."; после каждых следующих четырех - читается тропарь песни). В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: " Богородице Дево, упование Христианом, покрый, соблюби и спаси на Тя уповающих".

Ирмос: " В законе сени и писаний (в тени и букве закона -А. И.) образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят (посвящается - А.И.) Богу.

Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем".

На литургии - входной стих: " Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою". Прокимен: " Величит душа Моя...". Апостол к Евр., зач. 316. Евангелие от Луки, зач. 7. Причастен: " Чашу спасения прииму...".

1) Богослужение Сретения, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Не-деля мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между 11 января и 15 февраля и праздник Срете-ния (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. " Покаяния отверзи..." во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо Покаяния..." следует петь: " Молитвами Богородицы...", " И ныне" - то же и " Помилуй мя, Боже...". А псалом 136, " На реках Вавилонских...", следует петь в Недели - блудного, мясопустную и сыропустную[26].

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина, на 6-м часе и на вечерни - паремия. Примечание: Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой' вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на " Слава" и на утрени на хвалитех - тоже на " Слава".

Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы.

Если Сретение приходится на Сырную неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания.

Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника, переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную[27].

II) Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случится. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста.

III) Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу.

IV) Попразднство имеет обычно 7.дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной - попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней.

В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно - в четверг, пятницу или субботу. Примечание. Если праздник Сретения случится:

а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы;

б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг;

в) во вторник или среду сырной седмицы - отдание в сырную субботу;

г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную неделю;

д) в Сыропустную неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет.

Второй день праздника - 3 февраля - Церковь посвящает памяти участников события - святых праведных Симеона Богоприимца и анны пророчицы (служба шестеричная).

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(15 августа)

История праздника

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января праздновалась " кончина Девы Марии", а 14 августа - " взятие на небо". Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших Человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке - два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Особенности богослужения.

Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы)[28].

В Успенском посту, как и в постах Петровом и Рождественском, в дни, не отмеченные никаким праздничным знаком, положено по уставу (Типикон, послед. 3 и 4 августа) петь " Аллилуиа" вместо " Бог, Господь", читать молитву св. Ефрема Сирина с поклонами и совершать часы вместо литургии. " Аллилуиа" и великие поклоны отменяются в дни предпразднства, попразднства, и в самый праздник Преображения (с 5 по 13 августа). В течение поста такое постное богослужение возможно только 2 раза: 3 и 4 августа (см. Типикон).

На всенощном бдении читаются три паремии - те же, что и на Рождество Богородицы (о таинственной лествице, виденной патриархом Иаковом; видение пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма; о доме и трапезе Премудрости).

На благословении хлебов, на " Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника (трижды).

" В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, представилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша".

Вынос плащаницы совершается на всенощном бдении. По одной практике, плащаницу выносят через царские врата на " Бог Господь" при пении тропаря праздника, кафизма и малая ектения опускается. Хор сразу поет " Хвалите имя Господне...". По другой практике, плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектении, при пении " Хвалите имя Господне". Настоятель идет с Евангелием под плащаницей. Затем поется величание и совершается каждение всего храма, остальное - по обычаю. Величание:

" Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое". Прокимен, гл. 4, " Помяну имя Твое...". Евангелие от Луки, зач. 4, " Слава: Молитвами Богородицы...", " И ныне" - то же, " Помилуй мя, Боже..." и стихира: " Егда преставление Пречистаго Твоего тела..."

Канонов - два: первый - " Преукрашенная Божественною славою", гл. 1, Космы Маиумского (VIII в.) и второй - " Отверзу уста моя", гл. 4, Иоанна Дамаскина (VIII в.). По 6-й песни - кондак, гл. 2:

" В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста, якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную".

На 9-й песни вместо " Честнейшую..." поется припев и ирмос 1-го канона (служащие и Задостойником на литургии). Припев: " Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо" [29]. Ирмос: " Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая: действует бо рождество (рождение остается девственным), и живот предобручает смерть (и смерть обручается с жизнью); по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое". На литургии. Все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен. Задостойник " Побеждаются естества уставы..." с припевом поется до отдания.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14 августа) и 8 дней попразднства. Отдание праздника - 23 августа.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь