Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА СО СЛУЖБОЙ СВЯТОМУ, ИМЕЮЩЕМУ БДЕНИЕ, ИЛИ ХРАМОВОМУСтр 1 из 17Следующая ⇒
На малой вечерни: На " Господи, воззвах" - стихиры святого, " Слава" - святого, " И ныне" - праздника. На стиховне -стихиры святого, стиховные праздника великой вечерни со своими стихами, " Слава" - святого, " И ныне" - праздника. По Трисвятом - тропарь святого, " Слава, н ныне" - праздника. На великой вечерни: " Блажен муж..." - первый антифон. На " Господи, воззвах" - стихиры праздника - 6 и святого - 4, " Слава" - святого, " И ныне" - праздника. Вход. Прокимен дня. Паремии святого. Ектении: " Рцем вси..." " Исполним вечернюю молитву...". На литии - стихиры храма и святого; если празднуемый святой храмовой, то все стихиры святого, " И ныне" - праздника. На стиховне - стихиры праздника, " Слава" - святого, " И ныне" праздника. По " Ныне отпущаеши" - тропарь святого (дважды) и праздника (единожды). На утрени: на " Бог Господь" - тропарь праздника (дважды), " Слава" - святого, " И ныне" - праздника. После кафизм малые ектении и седальны праздника. Полиелей. Величание святому. И каждение всего храма. После ектении - седальны святого, " Слава, и ныне" - праздника. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие - святого. Псалом 50-й. " Слава: Молитвами святого...", " И ныне: Молитвами Богородицы...", " Помилуй мя, Боже..." и стихира святого. Каноны: праздника с ирмосом на 8, ирмосы по дважды, и святого на 6. Катавасия - праздника (или рядовая).Если праздника два канона, то 1-й канон праздника с ирмосом на 6, 2-го канона на 4 и святого на 4. Ирмосы канона по дважды. По 3-й песни - кондак и икос святого и седален (дважды), " Слава, и ныне" - праздника. По 6-й песни - кондак и икос праздника. Если святой храмовой, то по 6-й песни кондак его и икос, а кондак и икос праздника по 3-й песни. На 9-й песни поется не " Честнейшую", а припевы праздника. Светилен - праздника. " Слава" - святого, " И ныне" - праздника. На хвалитех - стихиры праздника на 4 и святого на 4, " Слава" - святого, " И ныне - праздника. Славословие великое. Тропарь святого, " Слава, и ныне" праздника. Ектении и полный праздничный отпуст. На часах: тропарь праздника, " Слава" святого; кондаки - праздника и святого - чередуются. На литургии: " Блаженны" - от канона праздника, песнь 9-ая, на 4 и святого, песнь 6-я, на 4. По входе - тропарь: праздника (если праздник Господень), храма Богородицы, празднуемого святого; кондак праздника, " Слава" - святого, И ныне" - храма Богородицы; если храм святого, то " Слава" -кондак святого, " И ныне" - праздника. Если отдание праздника храма Богородицы, то тропарь храма Христова, праздника, празднуемого святого; кондак храма Христова, " Слава" - святого, " И ныне" - праздника. Прокимен, Аллилуарий и причастен праздника и святого; Апостол и Евангелие святого и праздника, если отдается Богородичный праздник. Если же отдается праздник Господень, то Апостол и Евангелие одного святого. Задостойник праздника. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (25 марта) История праздника Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и, теперь поются Церковью. Особенности богослужения По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Он принадлежит к числу двунадесятых Богородичных праздников, но так как часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только один день предпразднества и один день попразднества или отдание праздника. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Предпразднство и попразднство праздника Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если Благовещение бывает в неделю Ваий или в Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. ПРИМЕЧАНИЕ: Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а служба попразднства - под 26 марта. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ Иногда начинается великим повечерием (как в праздник Р.Х.), иногда великой вечерней, а иногда -сразу утреней. 1. Великим повечерием всенощное бдение праздника начинается тогда, когда в канун его (т.е. 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паремиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (если праздник случается во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу св. Четыредесятницы и во вторник, среду и четверг Страстной седмицы). 2. Великой вечерней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Неделю (воскресения) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы. 3. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение случится в Великий Пяток (вечерня была накануне, в четверг пред литургией св. Василия Великого) и в Великую Субботу (вечерня совершалась особо накануне, в Пятницу). На благословении хлебов, на " Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4-й): " Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление; Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". (Кондак: " Взбранной Воеводе победительная..." ). На утрени: полиелей и величание: " Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! " Евангелие (Лк. зач, 4-е). Канон праздника по обычаю читается двумя чтецами (до 9-й песни)[17]: один читает тропари Ангела, другой Богородицы. Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8-й песни канона " Честнейшую", как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника Благовещения (до Недели Ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели Ваий и в Пасхальную седмицу). Исключением здесь является празднование Благовещения в Недели (воскресения) 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, когда по 8-й песни поется " Честнейшую". Великое славословие, как правило, читается во все дни Великого поста, в которые случится Благовещение, за исключением суббот и воскресений, когда великое славословие не читается, а поется. На Пасхальной седмице, в день Благовещения, великое славословие не положено. Когда великое славословие читается, то в конце утрени бывает ектения " Помилуй нас, Боже" и три великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (если они положены в эти дни Великого поста). ИСКЛЮЧЕНИЕ: 1) Если Благовещение случится в Пасху (так называемая Кириопасха), на светлой заутрени, пред великой ектенией, на " Слава" и затем на " И ныне" поется тропарь Благовещения. Полиелея и величания не бывает. Евангелие праздника Благовещения (Лк., зач. 4) на утрени читается после 6-й песни канона (пред этим поется прокимен Благовещения). Канон праздника соединяется с пасхальным каноном. На литургии после пасхального Евангелия читается Евангелие Благовещения (Лк., зач. 3). 2) Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то на благословении хлебов поется тропарь Благовещения (дважды) и Недели Ваий (единожды), после полиелея - величание Благовещения. Прокимен и Евангелие Недели Ваий, " Воскресение Христово" не поем. " Слава: Днесь Христос входит во град Вифанию...", " и ныне" - то же. " Помилуй мя, Боже...". 3) Если Благовещение случится в Великий Пяток, то на утрени читаются 12 дневных (" Страстных" ) Евангелий. После 7-го Евангелия бывает полиелей и величание праздника, а затем поются степенны - 1-й антифон 4-го гласа, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединяется с трипеснцем Великого Пятка[18]. Часы бывают или вседневные, когда Благовещение случится в субботу и Неделю (воскресение) Четыредесятницы, а также в Великий Четверг и Великую Субботу, или великопостные - в остальные дни Четыредесятницы и Страстной Седмицы. Поклоны на великопостных часах бывают только на 1-м часе и изобразительных (по 3 великих поклона), а на Страстной седмице - на всех часах (тоже по 3 великих поклона). Если Благовещение случится в Великий Пяток или на Пасхальной седмице, то часы совершаются те, которые положены в эти дни (т.е. соответственно Великие часы и Пасхальные). В самый день Благовещения совершается вечерня. Она начинается литургийным возгласом и совершается пред литургией (непосредственно соединяясь с ней) в те дни, когда на Благовещение совершаются великопостные часы (понедельник вторник, среду, четверг и пятницу), а также в Четверг, Пятницу и Субботу Страстной седмицы. Вечерня совершается после литургии, в свое время - вечером, когда праздник бывает в субботу и воскресенье 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста и на Пасхальной седмице. ЛИТУРГИЯ в праздник Благовещения всегда совершается по чинопоследованию св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров в этот день не совершается. Литургия св. Василия Великого совершается в том случае, когда праздник случится в Недели (воскресения) Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в Великий Четверг и Великую Субботу. Литургия св. Иоанна Златоуста бывает в остальные дни, в том числе и в Великий Пяток (вслед за вечерней). На литургии в праздник Благовещения вместо " Достойно" поется Задостойник праздника. Но если Благовещение случится в Великий Четверг или Великую Субботу, то на литургии св. Василия Великого поется Задостойник не праздника, а дня (в Великий Четверг - " Странствия Владычня", в Великую Субботу - " Не рыдай Мене, Мати" ). Если же храм Благовещению, то поется Задостойник праздника. ЗАДОСТОЙНИК: Припев: " Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу! " и ирмос " Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". Прокимен: " Благовестите день от дне...". Апостол (Евр., ач. 306), Евангелие (Лк., зач. 3). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 917; Нарушение авторского права страницы