Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении
В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название " Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии". Она открыта в рукописях - греческих и славянских - не ранее XV века, составлена греческими песнопевцами, среди которых - великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы, и основная часть ее - " похвалы", или " непорочны" -представляет собой очень искусное подражание великосубботным " похвалам". В XVI веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта. В Синодальный период погребальный чин на Успение совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем. В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празднование, кроме Успения, и воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, а затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа[30]. В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставление Пресвятой Богородицы", или " Похвалы", получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника. Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому " Последованию" помещен в книге " Служба на Успение" [31], в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В " Богослужебных указаниях" на 1950 г. также помещен " Чин погребения", но в нем вместо великой вечерни перед утреней дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой субботы). Последование утрени с " Похвалами" в " Богослужебных указаниях" напечатано полностью (по Иерусалимскому последованию). Особенности Всенощного бдения погребения следующие: Возглас: " Слава Святей...", псалом 103, " Блажен муж..." На " Господи, воззвах..." - 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского устава. " Слава, и ныне" - стихира праздника. Если погребение совершается в субботу, то на " Слава" - стихира праздника, а на " И ныне" - догматик текущего гласа, т.е. отдание гласа. Вход. Прокимен, гл. 2: " Воскресни, Господи, в покой Твой...". Стих: " Клятся Господь Давиду...". Паремии три, которые читались на самый праздник. На литии - шесть стихир (из Минеи). На стиховне - четыре стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословение хлебов - тропарь праздника (трижды). Стихира: " Тебе одеющуюся светом, яко ризою" - составлена в Подражание подобной же стихире в Великий Пяток на вечерни. Погребение Божией Матери в современной церковной практике. Погребение в храме Московской духовной академии по благословению Святейшего Патриарха совершается в тот же день вечером, но по Уставу положено на третий день. Богослужение начинается с бдения. Вначале праздничная вечерня, а затем утреня. На " Бог Господь..." при пении особых тропарей из Иерусалимского последования " Благообразных ученик лик" , " Слава: " Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати бессмертная" " И ныне: Священным учеником в Гефсиманию тело Матери Божия носящим...", поющихся распевом на подобен " Благообразный Иосиф...", духовенство выходит к плащанице, и читаются статии " Непорочны". Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-ой - малое, после 3-й статии поются особые тропари: " Архангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся..." с припевом " Благословенная Владычица, просвети мя светом Сына Твоего". В это время совершается каждение всего храма. Затем малая ектения, антифон 4 гласа: " От юности моея..." (полиелей и величание не поются), прокимен " Помяну имя Твое..." и Евангелие Луки, зач. 4. Потом - " Слава: Молитвами Богородицы...", " И ныне" - то же, " Помилуй мя, Боже..." и стихира праздника. Далее " Спаси, Боже, люди Твоя...", возглас и каноны 2, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском последовании. В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великом славословии вновь выходит к плащанице. Совершается трижды каждение вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет " Святый Боже...". После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника (" Премудрость, прости" не говорится). Затем трижды каждение вокруг плащаницы и совершается помазание елеем, ектении и отпуст. Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской духовной академии. На " Господи, воззвах" - 3 стихиры воскресные, одна - анатолиева и 6 стихир праздника Успения (из Иерусалимского последования). " Слава" - стихира праздника, " И ныне" - догматик гласа. Прокимен " Господь воцарися". Лития праздника (из Минеи). Стиховны стихиры Октоиха, " Слава, и ныне" - праздника. По " Ныне отпущаеши" - тропарь " Богородице Дево..." (дважды) и праздника (единожды). На утрени. " Бог Господь...", тропарь воскресный (дважды), " Слава: Благообразных ученик лик...", " И ныне: Священным учеником...". 17-я кафизма с Похвалами Божией Матери. По окончании третьей статьи[32] сразу же поются воскресные тропари по непорочных (из чина последования " Благословенная Владычице" опускается). Ипакои, степенны - гласа, Прокимен, Евангелие - воскресные. " Воскресение Христово...", " Слава: Молитвами апостолов...", " И ныне: Молитвами Богородицы...", " Помилуй мя, Боже...", " Воскрес Иисус из гроба...". Далее стихира праздника. Молитва " Спаси, Господи, люди Твоя..." и возглас. Канон воскресный на 4, Богородичен Октоиха на 2 и праздника из Минеи оба канона на 8. По 3-й песни - кондак и икос праздника, по 6-й - кондак и икос воскресный, по 8-й песни - " Честнейшую...", по 9-й песни - экзапостиларий воскресный, " Слава, и ныне" - праздника. На хвалитех - 4 стихиры Октоиха, 4 стихиры праздника, " Слава" - стихира Евангельская, " Н ныне: Преблагословенна еси...". Великое славословие. При пении Трисвятого - крестный ход. Тропарь " В Рождестве..." Окончание праздничное. На литургии. " Блаженны" из Октоиха на 6 и праздника песнь 3-я на 4 (из Минеи). При входе поется " Приидите, поклонимся...", " Воскресый из мертвых...", тропари - воскресный и праздника. " Слава" - кондак воскресный, " И ныне" - праздника. Прокимен, Апостол, " Аллилуиа", Евангелия читаем прежде воскресные, а затем Богородицы, те, которые читаются на Рождество Божией Матери. Причастен: " Хвалите Господа с небес..." и праздника: " Чашу спасения прииму...". ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (25 декабря) История праздника. Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в восточных и западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя. Основная и первоначальная цель установления праздника воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики - гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что " Бог послал свой Ум - первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный Духу" (Климент Александрийский). Но ничто так не увлекало христиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой, такой же. И вот Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Воплощения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновалось в один день, а именно 6 января, под общим названием Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам - Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам - в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года. Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римский Церкви в первой половине IV века (при папе Юлии). Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем. Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник обновляющегося " бога солнца" был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и проч. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем смерти. Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IV века. Впервые отдельное празднование Рождества Христова было введено в Константинопольской Церкви около 377 г. по указанию императора Аркадия и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку. Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), 25-е число декабря Месяца более всего исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа. Из богослужебных песнопений, посвященных Рождеству Христову, наиболее древними, надо полагать, являются первая стихира на " Господи, воззвах", кондак и икос. Кондак и икос составлены в VI веке преп. Романом Сладкопевцем. Им было составлено 24 икоса, из которых современная служба сохраняет лишь первые два (кондак и икос). Тропарь и светилен праздника также весьма древние. Уже в VII-VIII веках известны Минеи со службами Рождеству в целом их виде. В Х веке имелись службы предпразднства и попразднства, а в XI-XII вв. служба, посвященная Рождеству Христову, на Востоке принимает такой вид в изменяющихся ее частях, как и современная служба. Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI, VII, VIII и IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на " Господи, воззвах" и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), Косма Маиумский (канон) и другие. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы