Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди
Пасхальная утреня предваряется торжественным КРЕСТНЫМ ХОДОМ вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима[186]. Перед началом утрени священник в полном облачении, имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестом, а в правой - кадило, совершает вместе с диаконом каждение престола (трижды). В 12 часов ночи - удар в колокол. После каждения священник становится на горнем месте и поет с диаконом стихиру (трижды): " Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". Вначале царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса; при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход, а хор продолжает: " И нас на земли сподоби..." [187]. Старший священнослужитель берет Евангелие (с правой стороны престола), а с левой - икону Христа Спасителя, покрытые платом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: " Воскресение Твое, Христе Спасе...", крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается[188]. Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника. После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно НАЧАЛО УТРЕНИ[189] (без возгласа диакона: " Благослови, владыко" ): " Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". Духовенство трижды поет тропарь: " Христос воскресе...", и хор трижды повторяет тропарь. Затем духовенство поет стихи: " Да воскреснет Бог...", " Яко исчезает дым...". " Тако да погибнут грешницы...", " Сей день, его же сотвори Господь...", " Слава...", и " И ныне", а хор после каждого стиха - тропарь " Христос воскресе...". После тропаря на " И ныне" священнослужители поют первую половину тропаря: " Христос воскресе из мертвых", а хор допевает: " И сущим во гробех живот даровав". В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря " Христос воскресе..." входят в храм, ликуя и радуясь, " узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща". Священник входит в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению. После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанн Дамаскин (VIII в.)[190]. Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например: духовенство поет первые слова ирмоса " Воскресения день...", а хор продолжает " Просветимся, людие...". После каждого тропаря канона припев: " Христос воскресе из мертвых". Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: " Христос воскресе..." (трижды)[191]. На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих[192]. Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами: " Христос воскресе". Верующие отвечают: " Воистину воскресе" и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением. На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он такие приветствует народ словами: " Христос воскресе". После каждой песни и заключительного пения тропаря " Христос воскресе" диакон произносит малую ектению, а священник - особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге " Служба на пасхальную седмицу". После 3-й песни поется ипакои: " Предварившия утро..." По 6-й песни - кондак: " Аще и во гроб..." и икос: " Еже прежде солнца...", затем - " Воскресение Христово видевше..." (трижды) и " Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость" (трижды). На 8-й песни перед Троичным тропарем: " Отче Вседержителю..." поется припев: " Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". На 9-й песни вместо припева: " Христос воскресе из мертвых..." поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): " Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца", и т.д. По 9-й песни - ексапостиларий: " Плотню уснув..." (трижды)[193]. Затем поются хвалнтные стихиры и стихиры Пасхи: " Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его" [194], " Пасха свящанная нам днесь показася...". При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы. Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста: " Аще кто благочестив и боголюбив...", в котором - на основании притчи Спасителя о работниках виноградника (Мф. 20, 1-16) - все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: " Уст твоих..." (единственное песнопение святому в службе Пасхи). Затем произносятся две ектении - сугубая и просительная. После возгласа: " Твое бо есть..." Диакон: " Премудрость", Хор: " Благослови". Священник: " Сый благословен..." Хор: " Аминь". " Утверди, Боже". Священник (вместо возгласа: " Слава Тебе, Христе Боже..." поет " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор допевает: " И сущим во гробех живот даровав". Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст[195]. " Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" [196]. После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: " Христос воскресе". Народ трижды отвечает: " Воистину воскресе". Хор поет тропарь: " Христос воскресе..." (трижды), " И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению", а затем многолетие. Пасхальные часы. Они поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. На Светлой седмице 1-й час поется после утрени, 3-й и 6-й часы - перед литургией и 9-й час - перед вечерней. 1-й час во всю Светлую седмицу начинается сразу после утрени. Священник возглас: " Благословен Бог наш..." [197]. Хор поет тропарь: " Христос воскресе..." (трижды), " Воскресение Христово видевше..." (трижды), ипакои: " Предварившия утро..." кондак: " Аще и во гроб...", тропарь: " Во гробе плотски...", " Слава: Яко Живоносец...", " И ныне: " Вышняго освященное Божественное Селение...", " Господи, помилуй" (40), " Слава, и ныне", " Честнейшую", " Именем Господним благослови, отче". Иерей: " Молитвами святых отец наших...". Хор: " Аминь. Христос воскресе..." (трижды), " Слава, и ныне", " Господи, помилуй" (3), " Благослови". Иерей - отпуст: " Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть, поправый...". Так же поются 3-й, 6-й и 9-й часы[198]. 3-й и 9-й часы начинаются возгласом священника: " Благословен Бог наш...", 6-й и 9-й часы оканчиваются отпустом[199]. Во время пения пасхальных часов совершается проскомидия и бывает обычное каждение. Тотчас за ними совершается литургия св. Иоанна Златоуста[200]. Литургия Литургия в день Св. Пасхи бывает " порану", " труда ради бденнаго". Начало литургии[201] - такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: " Благослови, владыко". Священник: " Благословенно Царство...". Хор: " Аминь". Затем священник перед престолом, имея в левой руке Крест и трисвечник, а в правой - кадило, и диакон на горнем месте со свечой поют трижды тропарь: " Христос воскресе...". Хор трижды повторяет. Далее священнослужители поют стихи: " Да воскреснет Бог...". Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: " Христос воскресе...". Священник с диаконом в это время совершает каждение престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: " Христос воскресе". Возвратившись в алтарь и стоя у престола, священнослужители поют: " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор: заканчивает: " И сущим во гробех живот даровав". Затем - мирная ектения и пение праздничных антифонов: " Воскликните Господеви вся земля..." (они поются во все дни Светлой седмицы). Малый вход с Евангелием бывает не через царские врата, а как обычно[202]. Входной стих: " В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых" (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь: " Христос воскресе...", ипакои: " Предварившия утро...", " Слава, и ныне" - кондак: " Аще и во гроб...". Вместо Трисвятого поется: " Елицы во Христа крестистеся..." [203]. Прокимен: " Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь". Затем чтение Апостола (Деян., зач. 1-е) и Евангелие (от Иоанна, зач. 1-е). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов (Мк.16, 15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке[204]. После чтения Евангелия произносятся ектении сугубая и об оглашенных; заупокойной ектении не бывает (до вторника Фоминой седмицы). Задостойник на литургии поется с припевом: " Ангел вопияше Благодатней..." и ирмос 9-й песни: " Светися, светися, новый Иерусалиме...". Причастный стих: " Тело Христово приимите, Источника бозсмертнаго вкусите". Перед причащением народа - диакон: " Со страхом Божиим..." Хор: " Христос воскресе..." (единожды). Священник читает молитвы: " Верую, Господи, и исповедую...". После причащения -священник: " Спаси, Боже, люди Твоя...". Хор: " Христос воскресе..." (один раз). Священник: " Всегда, ныне и присно..." Хор - " Христос воскресе..." (один раз). Ектения: " Прости приемше...", возглас. Затем священник: " С миром изыдем" и заамвонная молитва, после которой освящается артос по особому чину (см. ниже). Затем хор поет трижды " Христос воскре-се..." (священник: " Благословение Господне на вас..." и затем, после " Аминь", поет с диаконом в алтаре " Христос воскресе..." (до половины), а хор заканчивает. Отпуст - такой же, как и на утрени, только без трисвечника[205]. Но если совершается крестный ход (а это бывает со второго дня Пасхи), то отпуст священник творит по его окончании. После возгласа: " Благословение Господне на вас..." духовенство поет в алтаре " Христос воскресе..." (до половины), а хор заканчивает его и сразу начинается крестный ход. Впереди идет свещеносец с фонарем, за ним несут запрестольный Крест, иконы, хоругви и идут певцы[206]. Священник идет с Крестом и трисвечником и кропит народ святой водой. В это время хор поет пасхальные ирмосы. По выходе из храма, возле притвора, священник читает Евангелие. Диакон произносит: " И о сподобитися нам...". Хор: " Господи, помилуй" (3), затем - " Премудрость, прости". Священник: " Мир всем". Хор: " И духови твоему". Священник: " От Матфея святаго Евангелия чтение". Хор: " Слава Тебе, Господи...", и читается Евангелие. По окончании его диакон возглашает: " Господу помолимся, рцем вси". Хор: " Господи, помилуй" (трижды). Священник кропит народ св. водой со словами: " Христос воскресе". Верующие отвечают: " Воистину воскресе". Таким же образом - чтение Евангелия совершается и на других сторонах храма. По возвращении в храм диакон произносит на амвоне сугубую ектению: " Помилуй нас, Боже...". Возглас: " Яко милостив и Человеколюбец Бог...". Затем священнослужители поют " Христос воскресе..." (до половины), а хор заканчивает: " И сущим во гробах живот даровав". Священник творит отпуст[207]. По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни. Обычай дарить пасхальные яйца, согласно древнему церковному преданию, ведет свое начало от св. Марии Магдалины, которая преподнесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием: " Христос воскресе". Чин освящения артоса В конце литургии в день Пасхи, после заамвонной молитвы, совершается освящение АРТОСА (в переводе с греческого означает " хлеб" ). Артосом называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В день Пасхи она полагается на аналое в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. Во время крестного хода на этой седмице обычно носят и артос, а в монастырях после литургии он переносится в трапезную при пении тропаря. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В светлую пятницу вечером, т.е. на субботу, артос раздробляется и раздается верующим в субботу после литургии для вкушения (прежде принятия обычной пищи). Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам. Апостолы, привыкшие вкушать трапезу вместе с Господам, и по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для Него и так представляли Его как бы присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни[208]. Чин освещения артоса совершается следующим образом. На солее, на приготовленном аналое или столе, полагается артос (может быть их и несколько). По заамвонной молитве священник совершает каждение артоса. Диакон: " Господу помолимся". Священник читает молитву на освящение артоса (из Требника, часть 2-я): " Боже Всесильный и Господи Вседержителю..." [209]. Хор: " Аминь". Священник окропляет артос св. водой, произнося трижды: " Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Хор поет вместо " Буди имя Господне..." - " Христос воскресе" (трижды). Затем священник: " Благословение Господне на вас...". Хор: " Аминь". Священник поет вместо " Слава Тебе, Христе Боже...". " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор допевает: " И сущим во гробех живот даровав". И бывает отпуст литургии. В этот день также освящаются куличи, пасхи, яйца и " брашна мяс". Освящение яств бывает вне храма, так как, по Уставу, их запрещено вносить в храм. Священник читает молитву из Требника: " Во еже благословити брашна, мяса во святую и великую Неделю Пасхи" и затем окропляет яства святой водой. В это время поются песнопения пасхального канона. Если освящение куличей и пасох совершается в Великую Субботу (до светлой утрени), то пасхальных песнопений петь нельзя; следует петь тропарь Великой Субботы: " Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный...". Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы