Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Богослужения ВЕЛИКОЙ ПЯТНИЦЫ
В Великую Пятницу совершаются три основные службы: УТРЕНЯ, ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ и ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ с МАЛЫМ ПОВЕЧЕРИЕМ. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а такие и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте. УТРЕНЯ. " Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христе" должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА составляет чтение 12 Евангелий - избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского. Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется " Аллилуиа" со стихами великопостными и тропарь: " Егда славнии ученицы..." (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает также и перед 12-м Евангелием, а перед остальными - малое каждение. По скончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: " И сподобитися нам..." ) читается 1-е Евангелие св. Страстей. Перед чтением каждого Евангелия поется: " Слава страстем Твоим, Господи" (По Уставу, петь: " Слава Тебе, Господи, слава Тебе" ) (а после Евангелия - " Слава долготерпению Твоему, Господи" ). При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: " И о сподобитися нам..." и читается Евангелие. Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник. После 6-го Евангелия поются (или читаются) " Блаженны" с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: " Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий", после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие - о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маиумского: " К Тебе утреннюю..." (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни " Честнейшую" не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: " Честнейшую херувим...", а хор продолжает: " И славнейшую..." [168]. Причем после 5-й песни произносится малая ектения, а по 9-й песни - малая ектения и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: " Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя". После светильна читается 9-е Евангелие - о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: " Хвалите Господа с небес..." и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие - о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие - о погребении тела Господа в новом гробе. Затем - стиховные стихиры (они же и на вечерни на " Господи, воззвах" ) и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтения Евангелие уносится в алтарь. После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается " Благо есть" - единожды, Трисвятое по " Отче наш", поется тропарь Великого Пятка: " Искупил ны еси от клятвы законныя.. ", затем сугубая ектения: " Помилуй нас, Боже...". Диакон: " Премудрость". Хор: " Благослови". Священник: " Сый благословен...". Хор: " Утверди, Боже...". Священник: " Пресвятая Богородице...". Хор: " Честнейшую..." Священник: " Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: " Слава, и ныне" и " благослови", и бывает отпуст: " Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" [169]. 1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами. ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных), по чину великих часов в Навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На " Слава" на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны " поскору", начиная: " Во царствии Твоем помяни нас Господи" и т.д. и бывает особый отпуст (см.: Служебник): " Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец". (Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени). Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.) А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени. На ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня -около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м по полудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа и Его погребение. Начало: " Благословен Бог..." Чтец: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", " Царю Небесный..." и т.д. После мирной ектении, стихир на " Господи, воззвах..." и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны[170]. После паремий читаются Апостол (Коринф., зач. 125 - о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка), -о страданиях и крестной смерти Господа. После Евангелия - сугубая ектения, " Рцем вси...", " Сподоби, Господи...", просительная ектения и стиховные стихиры. На " Слава, и ныне" поется стихира: " Тебе одеющагося светом, яко ризою..." В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается " Ныне отпущаеши", Трисвятое по " Отче наш", и при пении тропарей: " Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое..." и " Слава, и ныне" - " Мироносицам женам..." Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагается посреди храма, на особом столе или гробнице. Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его во гроб[171]. Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: " Премудрость", хор: " Благослови" и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую пятницу тот же, что и на великих часах. Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон о распятии Господа и " На плач Пресвятой Богородицы". Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается - на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. По окончании 9-й песни вместо " Достойно" поется ирмос 9-й песни. Затем Трисвятое по " Отче наш" и читается кондак: " Нас ради распятого..." Далее 40 раз " Господи, помилуй" и читается последование обычное. По прочтении молитвы: " Упование мое Отец..." священник произносит " Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: " Слава, и ныне" и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию[172]. (Елеем в это время не помазывают). Согласно указу Святейшего Синода (в 1855 г.), вынос Плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великую Пятницу[173], следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители - в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении " Верую" открываются царские врата и поется стихира: " Тебе одеющагося..." (каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря " Благообразный Иосиф", Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и " На плач Пресвятой Богородицы". По распоряжению митрополита Филарета (в 1855 г.) и святейшего патриарха Алексия (в 1950 г.) чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы: поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты) и далее все совершается по обычному чину (приведенному на стр. 255-256). Затем - " Буди имя Господне", 33-й псалом и прочес литургийное окончание в отпуст (см. стр. 243)[174]. ВЕЛИКАЯ СУББОТА В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предсказывается и славное Воскресение Христово. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: " Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный". Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней. УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двухпсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и " Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: " Благообразный Иосиф...", на " Славу" - " Егда снизшел еси и смерти..." и на " И ныне" - " Мироносицам женам...". Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются " непорочны", т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или " похвалы" в честь Господа, " в мертвецех вменившагося". В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами. "... Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение" [175]. " Непорочны" с " похвалами" разделяются на 3 статии, или " славы", из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон и иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется. Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: " Ангельский собор удивися..." и совершается каждение всего храма. После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: " ВОЛНОЮ МОРСКОЮ", представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного поснотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды[176]. Припев к тропарям канона: " Слава Тебе Боже наш, слава Тебе". При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль. По 8-й песни вместо " Честнейшую" поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: " Не рыдай Мене, Мати", хор продолжает[177]: " зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия". После канона и ектении поется: " Свят Господь Бог наш" и стихиры на хвалитех, (на " И ныне" - " Преблагословенна еси, Богородице Дево..." ). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного " Святый Боже..." совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, при пении " Святый Боже...", чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя. Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками. После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был " на престоле со Отцем и Святым Духом". Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: " Премудрость, прости". Хор поет один раз тропарь: " Благообразный Иосиф...". В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды)[178]. Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекиила (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 - о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 113 - о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи). Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон " Премудрость" и бывает особый отпуст - тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу. После отпуста - целование Плащаницы при пении стихиры: " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго..." (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа - малый: " Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (См.: Службы на каждый день Страстной седмицы, стр. 271 об.). Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе " поскору", без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: " Христос, истинный Бог наш...". После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней[179]. Она начинается возгласом: " Благословено Царство...". По Уставу, литургия начинается поздно, " о часе 10-м дне" (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества - Христова Воскресения. На вечерни, после глубокосодержательных стихир на " Господи, воззвах" (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения " Свете тихий", диакон сразу произносит: " Премудрость" (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви[180]. По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: " Поим Господеви, славно бо прославися". Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев: " Славно бо прославися", а чтец читает стихи этой песни. По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: " Господа пойте и превозносите Его во веки", а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты. После паремии следует малая ектения, возглас: " Яко свят еси..." Вместо Трисвятого поется: " Елицы во Христа крестистеся..." - в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой, Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения. Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо " Аллилуиа" поются стихи 81-го псалма с припевом: " Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех". Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые - в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом. В Евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется тропарь: " Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: " Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". Вместо " Достойно есть..." - ирмос 9-й песни канона: " Не рыдай Мене, Мати...". Отпуст воскресный: " Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" [181]. После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина[182] - в память того, что древние христиане, оставаясь в храмах от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения. ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ Ее содержание и происхождение Цветная Триодь охватывает период от первого дня Пасхи до Недели всех святых, т.е. 50 дней, отсюда и ее греческое название " ПЕНТИКОСТАРИОН" (Пятидесятница). Название же Триоди " Цветная" объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны - временем цветов, которые могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты и изящества самих песнопений Цветной Триоди. По своему построению эта Триодь подобна Постной Триоди. Содержание Цветной Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Святого Духа на апостолов. Все дни от Пасхи до Пятидесятницы (период пения Цветной Триоди) можно разделить на три отрезка времени: I) Пасхальная седмица; 2) от Недели апостола Фомы до отдания Пасхи; 3) от отдания Пасхи до Недели всех святых. Песнопения Цветной Триоди, так же как и Постной, составлены святыми отцами, отдельные имена которых остались неизвестными. Многие песнопения Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений - канон на Святую Пасху. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили и Постную Триодь, т.е. св. Феодору и Иосифу Студитам. Однако и после них содержание Цветной Триоди пополнялось вплоть до ХIV века, т.е. ее дополнил синаксариями Никифор Каллист. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы