Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богоучрежденная церковная иерархия



По мнению протестантов, иерархия есть не более чем цер­ковное представительство, достаточно выбрать наиболее до' гой-ных людей и доверить им служение учительства, священно­действия и управления. Протестантское учение о церковной иерархии отличается от православного следующими основны­ми положениями.

1. Согласно протестантскому учению, иерархия есть не Боже­ственное учреждение, а человеческое и существует только для удобства. Иерархии может и не быть, при этом в Церкви ниче­го существенно не изменится, поскольку в случае нужды лю-


бой мирянин может совершить любое священнодействие или таинство.

2. Служители Церкви избираются и поставляются людьми.

3. Рукоположение, т. е. возведение человека на иерархичес­кую степень, — это только видимый знак поставления на слу­жение; в нем не сообщается никаких благодатных даров, кото­рые отличали бы клирика от мирян.

Эти положения протестантского учения о священстве, не­сомненно, находятся в противоречии с данными Божественного Откровения. Так, ап. Павел говорит, что иерархическое служе­ние в Церкви установлено Самим Господом: "...Он поставил одних Апостолами, ...иных пастырями и учителями, к совер­шению святых, на дело служения..." (Еф. 4, 11—12). Священ­ство предполагает избранничество свыше: " Не вы Меня избра­ли, а Я вас избрал и поставил вас..." (Ин. 15, 16), и " И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон". (Евр. 5, 4) Какой бы высоконравственной жизни не был человек, какое бы ни имел образование, он не сможет стать хорошим священнослужителем, если не будет иметь соответ­ствующего призвания свыше. Что касается третьего положе­ния протестантов, то возражения против него будут рассмотре­ны несколько позднее.

В Свщ. Писании говорится о нескольких иерархических степенях.

Апостолы

Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: " Итак идите, на­учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель "...дунул, и говорит им: при­мите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22—23).

Согласно этим словам Господа, апостольское служение пред­полагает: учительство (" научите" ), священнодействие (" крес­тя" ) и служение управления (" уча их соблюдать" ). Слова " при­мите Духа Святаго" свидетельствуют, что служение связано с особыми дарами Святого Духа.

Христианское учительство и проповедь — это дары Духа Святого, потому что христианское учительство не есть простое научение, это не система доказательств; в христианском учи-т\е.


тельстве истина " не доказуется, а показуется" (о. П. Флоренс­кий), является силою Святого Духа, содействующего пропове­ди. Именно так понимали дело учительства сами апостолы: " И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах челове­ческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божи-ей" (1 Кор. 2, 4-5).

Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были по­лучены власть и сила совершать установленные Господом свя­щеннодействия с целью низведения на верующих даров благо­дати, например, крещение (Мф. 28, 19), покаяние (Ин. 20, 21-23) причащение. Совершив Тайную Вечерю с учениками, Господь произнес слова: "...сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19).

Также апостолы получили дары, связанные с управлением Церковью, необходимые для того, чтобы научить верующих со­блюдать все то, чему учил Господь учеников. Когда ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоин­стве, Господь обращается к нему со словами: "...паси агнцев Моих, ...паси овец Моих" (Ин. 21, 15-17). Слово " паси" означа­ет служение управления, апостол должен управлять верующи­ми, подобно тому как пастырь управляет стадом. Свщ. Писание не оставляет сомнения в том, что Господь сообщил ученикам власть вязать и решить, т. е. принимать решения, обязатель­ные к исполнению всеми членами Церкви, к которым эти реше­ния относятся. Например: " Истинно говорю вам: что вы свя­жете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18, 18). Ап. Павел говорит об апостолах, что они обладают властью, " которую Гос­подь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему". Эта власть вязать и решить была бы неполной, если бы она не под­разумевала власть суда с правом наказания виновных. Обра­тимся к ап. Павлу: " Для того я и пишу сие в отсутствие, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом..." (2 Кор. 13, 10) или "...пишу прежде согрешив­шим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу" (2 Кор.13, 2).

Несомненно, у апостолов было сознание, что они носители такой власти. Так, на Апостольском Иерусалимском Соборе, формулируя обязательные для исполнения христианами запо­веди, они сознавали, что действуют не от себя, не по своей соб-


ственной воле, но властью, дарованной Духом Святым. Поэто­му с тех пор решения Церковных Соборов предваряются форму­лой " ибо угодно Святому Духу и нам..." (Деян. 15, 28).

Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) с древнейших времен называется общим словом " пастырство". Первоначально служение пастырства было уде­лом только 12-ти, а также апостола Павла, апостольское дос­тоинство которого приравнивалось к достоинству 12-ти. Сам ап. Павел говорил: "...у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов" (2 Кор. 11, 5).

Повеление Спасителя, данное ученикам, заканчивается сло­вами: " Я с вами во все дни до скончания века". Следовательно, повеление дано не только самим апостолам, но и их преемни­кам на все времена, и само это служение сохранится в Церкви " до скончания века". Это значит, что апостолы также обладали властью и силой передавать это служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам. Об этом свидетельствует, например, эпизод с Симоном волхвом (Деян. 8, 20). Если бы этот дар невозможно было передать другим, то Симон не пред­лагал бы за него деньги. Кроме того, об этом говорится в 1 и 2 Посланиях ап. Павла к Тимофею.

4.8.2. Епископы

Епископы являются непосредственными преемниками и про­должателями служения апостолов. На тесную связь апостоль­ского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Свщ. Писании назван не только апо­столом (Евр. 3, 1), но и епископом (1 Пет. 2, 25). В синодаль­ном переводе в этом месте стоит слово " блюститель". Жребий апостольского служения называется " епископством" (Деян. 1, 20) ( в синодальном переводе — " достоинство" ).

Несомненно, образ служения апостолов и епископов разли­чен: апостолы совершают свое служение в масштабах Вселен­ской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия.

О том, что служение епископов есть действительно служе­ние пастырское, говорит ап. Павел (обращение апостола к ефес-ским епископам): "...внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте — епископами), пасти Церковь Господа и Бога..." (Деян. 20, 28)? is


Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение:

" Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства" (1 Тим 4 14);

"...напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение" (2 Тим. 1, 6).

Два этих свидетельства опровергают протестантское мне­ние, согласно которому в таинстве священства не преподается никаких особых благодатных даров, отличающих клирика от мирянина.

На примере Тимофея, ученика ап. Павла, можно показать, что апостолы передали своим преемникам пастырское служе­ние во всей полноте. Конечно, апостолы обладали и уникаль­ными дарами, присущими только им, но эти дары не являются существенно необходимыми для бытия Церкви, без них Цер­ковь не перестает быть Церковью, тогда как без иерархии Цер­ковь существовать не может. Апостолы передали то, что суще­ственно для жизни Церкви.

В служении, которое исполнял Тимофей, мы можем разли­чить все три составляющих пастырского служения:

Учительство. " Проповедуй сие и учи" (1 Тим. 4, 11); " про­поведуй слово..." (2 Тим. 4, 2); "...совершай дело благовестни-ка, исполняй служение твое" (2 Тим. 4, 5); "...занимайся чтени­ем, наставлением, учением" (1 Тим. 4, 13).

Священнодействие. " Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах..." (1 Тим. 5, 22). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Ефесе: " Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров..." (Тит. 1, 5).

Служение управления, "...обличай, запрещай, увещевай..." (2 Тим. 4, 2); "...увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя" (Тит. 2, 15).

В протестантской и отчасти в католической литературе су­ществует широко распространенное мнение, что первоначаль­но в древней Церкви не было различия между епископами и пресвитерами, что это было единое служение. Это мнение раз­деляли и некоторые западные отцы Церкви (блж. Иероним). На христианском Востоке его никто никогда не разделял. Со­гласно Восточным отцам, некоторая неясность в этом вопросе


обусловлена отсутствием в ранней Церкви единой терминоло­гии. Поэтому различные иерархические-степени могли назы­ваться по-разному.

Если обратиться к примеру Тимофея, то видно, что его отно­шение к подчиненным ему пресвитерам практически не отли­чалось от тех отношений, которые существовали в последую­щее время между епископами и священниками. Во-первых, Ти­мофей, так же как и Тит, мог рукополагать пресвитеров, во-вторых, Тимофей имел право награждать и поощрять пресвите­ров: " Достойно начальствующим пресвитерам должно оказы­вать сугубую честь..." (1 Тим. 5, 17). В-третьих, он имел право разбирать обвинения, т. е. судить пресвитеров: " Обвинение на пресвитеров не иначе принимай, как при двух или трех свидете­лях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели" (1 Тим. 5, 19-20). Служение Тимофея было ограничено пределами одной Поместной Церкви. Апостол Павел говорит Тимофею: "...я просил тебя пребыть в Ефесе..." (1 Тим. 1, 3). Но как бы ни называлось то служение, которое исполнял Тимо­фей, по своему существу оно не отличается от того служения, которое мы ныне называем епископским.

Учитывая особую важность епископского служения, Цер­ковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемствен­ность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было тех, кто сами себя поставили во епископы, чтобы не было самосвят-ства. Уже во II веке одним из главных аргументов православ­ных в споре с еретиками, в частности с гностиками, заключался в том, что еретики не могли документально подтвердить преем­ство своих епископов от апостолов, в то время как православ­ные это успешно делали. Так, свщмч. Ириней Лионский (" Про­тив ересей" ) пишет: " Мы можем перечислить тех, кто от апос­толов поставлен епископами в Церквах, и их преемников даже до нас". О том же самом говорит и Тертуллиан (" О предписа­ниях" ): " Пусть покажут начало своих Церквей и объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый епископ имел своим виновником или предше­ственником кого-либо из апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с апостолами, ибо Церкви апостольские ведут списки своих епископов именно так: Смирнская, напри­мер, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, Римская — Климента, рукоположенного Петром". Поскольку благода­тью священства во всей полноте обладают только епископы, то,

Fin


по словам, Тертуллиана, " без епископов нет Церкви".

Пресвитеры

В первенствующей Церкви пресвитеры, как это видно из Свщ. Писания, поставлялись на служение либо апостолами (Деян. 14, 23), либо епископами, что следует из 1 и 2 Тим. и Тит. Практически во всех книгах Свщ. Писания, где вообще упоми­наются пресвитеры (Деян., 1 и 2 Тим., Тит., Иак., и 1 Пет.), о них говорится во множественном числе. Из этого можно сде­лать вывод, что они составляли особый церковный чин, т. е. было нормой иметь в каждой поместной общине несколько пре­свитеров. Пресвитеры составляли некоторый орган, игравший существенную роль в церковной жизни, который назывался пре-свитериумом.

Права пресвитеров ограничены по сравнению с правами епис­копов. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т. е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное предание также исключает такую возможность.

В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее пре-свитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством. По существу оно предполагает те же три состав­ляющие, которые мы видим у епископов.

Учение. Ап. Павел в 1 Тим. (5, 17) говорит о пресвитерах, "...которые трудятся в слове и учении".

Священнодействие. Апостол Иаков говорит о совершении пресвитерами таинства Елеосвящения: " Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне" (Иак. 5, 14).

Служение управления. " Пастырей (ярестр^тероис; ) ваших умо­ляю я, сопастырь (сгицлрестр^терод), свидетель страданий Хрис­товых и соучастник в славе, которая должна открыться: " паси­те Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Пет. 5, 2-3). Слово " надзирая" (греч. — btUJKOTiouvrel; ), указывает, что служение пресвитеров тоже предполагает слу­жение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Как видим, эта власть была настолько велика даже в первые десятилетия бы­тия Церкви, что уже в те времена существовала реальная угро-241


за злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью. Например, из книги Деяний известно, что пресвитеры принимали участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме.

Служение епископов и пресвитеров есть пастырство, и хотя они занимают в Церкви совершенно особое место и обладают особыми благодатными дарами, тем не менее в Церкви отно­шения между пастырями и пасомыми отличаются от отноше­ний между жречеством и народом в языческих религиях и даже в религии Ветхого Завета. " Епископы и священники не образуют клира, как обособленной от остальной массы верую­щих касты, чье посредничество необходимо для умилостивле-ния Божества. Они воплощают в себе преобразующее жизнь единство общины, они — отцы, рождающие людей для жизни бессмертной и нетленной, единой и в то же время разделенной между всеми, как в лоне семьи. Вовсе не случайно ранняя Цер­ковь уподобила соединяющие общину узы семейному родству" Х.Яннарас (" Вера Церкви", с.196).

Из Свщ. Писания Нового Завета мы видим, что, действи­тельно, отношения между пастырями и пасомыми выражались по образу отношений между отцами и детьми: "...у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Хри­сте Иисусе благовествованием" (1 Кор. 4, 15). Для апостолов характерны такие обращения к своим пасомым, как " дети мои! " (1 Ин. 2, 1 и 3, 18), " дети" (1 Ин. 2, 18 и 3, 7), " сын мой" (2 Тим. 2, 1).

Диаконы

Впервые о диаконах говорится в книге Деяний (гл. 6). Точ­нее, там говорится о " семи мужах", которые были избраны для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Сами они в книге Деяний (гл. 6) диаконами не называются, но само слово " служение" по-гречески звучит как " диакония" и поэто­му в Предании за этими " семью мужами" утвердилось назва­ние " диаконы", т. е. " служители". В Деян. (6, 2) говорится о их служении, как о попечении " о столах".

Изначально диаконы выступают как помощники апосто­лов в практической прикладной деятельности. Однако, очевид­но, что их служение не ограничивалось только этим, иначе труд­но объяснить сам критерий, по которому происходит избрание этих мужей избирали не лучших специалистов, а людей, " ис-242


полненных Святого Духа и мудрости" (Деян. 6, 3).

В середине II века мч. Иустин Философ так описывает слу­жение диаконов: " Так называемые у нас диаконы дают каждо­му из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совер­шено благодарение, вина и воды и относят к тем, которые от­сутствуют". Следовательно, служение носило также богослу-жебно-благодатный характер, поэтому и поставление их совер­шалось через возложение рук с молитвой, как это описано в Деян. 6, 6. Первоначально диаконы рукополагались апостола­ми, затем епископами.

Служение диаконов не есть пастырство. Они прежде всего помощники апостолов, затем епископов. Так, послание Флп. начинается с приветствия ап. Павла епископам и диаконам. Диаконы участвуют в совершении таинств, но сами их не совер­шают; правда, известно, что Филипп, один из семи диаконов, крестил самарян (Деян. 8, 5) и евнуха, вельможу Ефиопской царицы Кандакии (Деян. 8, 38). Но это не есть основание, что­бы считать совершение таинств составной частью диаконского служения, поскольку Крещение в случае необходимости может совершить всякий христианин.

Диаконы принимают и некоторое участие в управлении Цер­ковью в той его части, которая касается практической жизни общины, выступая как помощники епископов и пресвитеров в управлении паствой, как исполнители их поручений.

Что касается учительства, то здесь есть некоторая неясность. Так, Стефан, один из семи диаконов, учительствовал и пропове­довал; Филипп, крестивший самарян, даже называется " благо-вестником" (Деян. 21, 8). Но трудно сказать, было ли это слу­жение харизматическим, т. е. их личным даром, или оно изна­чально рассматривалось как составная часть диаконского слу­жения вообще. Исторически среди диаконов было достаточно много ученых людей, которые играли видную роль в жизни Церкви. Участие диаконов в учительском служении Церко­вью никогда не запрещалось и даже поощрялось. Но вряд ли можно утверждать, что учительство является необходимой со­ставной частью их служения.

О служении диаконов Х.Яннарас (стр. 197) говорит: " Ос­новное их предназначение — помощь нуждающимся, следова­тельно, для осуществления этой задачи необходимо особое по­священие, особый духовный дар. И в самом деле, в Церкви помощь страждущим есть проявление истины и жизни, а вов-


се не признак утилитаристского альтруизма. Благодать, полу­чаемая диаконами через рукоположение, дается им для служе­ния динамическому распространению Евхаристии на совокуп­ную жизнь евхаристического Тела, для того, чтобы преобразо­вать служение практическим потребностям выживания в под­линную жизнь, как общение в любви, согласно троичному про­образу бытия". К сожалению в истории получилось так, что именно это измерение диаконского служения, которое в Древ­ности было самым важным, практически исчезло из церков­ной жизни.

Для нормального функционирования церковного организ­ма необходимы все три иерархические степени. О том, что это изначально рассматривалось Церковью как необходимое усло­вие церковной жизни, свидетельствует свщмч. Игнатий Бого­носец, муж апостольский, согласно преданию принявший по­священие непосредственно от ап. Иоанна Богослова. Он пишет (Послание к Траллийцам, гл. 2): " Необходимо, как вы и посту­паете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как апостолам Иисуса Христа, надежде нашей, ...и диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все долж­ны всячески содействовать, ибо они не служители яств и пи­тий, но слуги Церкви Божией"; " Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апо­столов — без них нет Церкви" (Послание к Смирянам, гл. 8).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь