Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Алтарь и его принадлежности.
Алтарь является главной частью св. храма в силу того, что в нем помещаются важнейшие священные принадлежности и совершаются важнейшие церковные службы, – прежде всего, Божественная Литургия. Алтарь обычно устраивается в восточной стороне храма. Такой обычай объясняется тем, что древние пророки, предсказывая пришествие спасителя, называли Его Востоком, Сам Он называл Себя «Светом мира». По этой причине христиане и строят свои алтари в восточном направлении, где появляется утренний свет. Алтарь как показывает значение самого латинского слова АЛТА АРА – возвышенный жертвенник, устраивается выше других частей храма – одной ступенью, двумя или более. Таки образом он становится видимым для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает, что он знаменует горний мир, означает небо, означает место, где особо присутствует Бог. Возвышенный и закрытый алтарь изображает собою место вечного блаженства верующих, а также напоминает нам о земном рае, в котором пребывали наши прародители до грехопадения. Алтарь знаменует те места. Откуда Господь шествовал на проповедь, где Он страдал, претерпел крестную смерть, где совершилось Его воскресение и вознесение на небеса. В нескольких храмах, как уже упоминалось, имеется несколько алтарей, один из них, центральный, называется главным, по нему и храм носит название, остальные алтари называются «приделами». В алтарь, никому, кроме лиц, имеющих сан и прислуживающих в храме, входить не дозволяется. Алтарь – святое место, доступное для лиц, освященных на служение Церкви, и недоступное для мирян, особенно для женщин. Самую главную принадлежность алтаря составляет святой Престол (trá peVa), знаменующий собой Престол невидимого Бога. Он изображает место таинственного присутствия Самого господа вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви. Иногда престол называют жертвенником, потому что на нем приносится бескровная жертва «о всех и за вся», т.е. за весь мир. Престол изображает собой Гроб Христов, так как на нем полагается тело Христово. Во изображении единственности жертвы Христовой на одном престоле в Один день совершается только одна Литургия. Престол представляет собой стол с крышкой квадратной формы, сооружается Престол из твердого Материала: дерева, камня, металла, во изображение Христа – краеугольного камня и твердого основания Церкви. Престол находится по середине алтаря, против Царских врат. Его квадратная форма указывает на то, что на нем преподается Божественная пища верующим всех четырех стран света. Поскольку Престол имеет значение и Гроба Господня, и Престола Божия, он имеет два вид одежды, или облачения. Нижнее облачение называется срачицею, которая надевается при освящении Престола и остается несменяемой. Она изображает погребальные пелены (плащаницу), которую было обвито тело Иисуса Христа при погребении. Срачица делается из белого полотна. Верхняя одежда называющаяся «индитией» (ẻ ndú w - одеваю), делается из парчи или другого дорогого материала. Она изображает собою славу Престола Божия. Индития может быть темного цвета, а на Пасху, в честь христианской радости, - светлой. Срачица и индития покрывают престол со всех сторон. Иногда индития представляет собой металлический оклад, мраморную доску. Престол покрывается покрывалом. На святом Престоле находятся следующие священные предметы: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и мирохранительница. Антиминс (от греч. ả ntí - вместо, и лат. tepsa стол – «вместо стола», «вместопрестолие») – это освященный архиереем шелковый или льняной плат (*платок) с изображением на верхней его стороне положения во гроб Христа Спасителя, 4-х евангелистов и орудий страданий Спасителя и с зашитой под изображением частицей св. мощей. На антиминсе и имеется надпись, что, этот антиминс дан таким-то архиереем в такую-то церковь. На престоле, не имеющем антиминса, Литургия не может быть совершена. Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства. Первые христиане в условиях гонений на них со стороны римских императоров совершали богослужения в подземных пещерах, чаще всего в катакомбах. Здесь они хоронили своих собратьев по вере, мученически пострадавших за Церковь Христову. Надгробия св. мучеников служили для них престолом. Позднее, когда появились надземные храмы, христиане стали устраивать Престолы и под ними полагать мощи святых. Епископ, приезжавший освятить храм, прежде чем надеть срачицу на Престол, ставил на него ковчег, или ларец со св. мощами. По дальности расстояния епископ часто не мог освятить все храмы, тогда он поручал это кому-нибудь из священников, посылая с ним свою грамоту, и к ней прилагал частицу св. мощей. Антиминс является главной святыней храма, поскольку в нем имеются св. мощи, в то де время он служит свидетельством того, что богослужение в этом храме совершается не самочинно, а по благословению епископа. Обычай полагать мощи святых под Престолом имеет основание в Священном Писании. В данном случае Церковь руководствуется: 1) Откровением св. Иоанн Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за Слово Божие и «за свидетельство, еже имеяху» (Апок. 6, 9) и 2) тем, что кровь мучеников, после Крови Христовой, служит как бы вторым основанием Церкви, служит для нее «багряницею и виссом» (тропарь при освящении храма). Такова история антиминсов. Св. антиминс был введен в употребление для того, чтобы удобнее сохранить святыню храмов от кощунства еретиков и язычников, нападавших на православные христианские храмы и разорявших их. Антиминсы для большей сохранности завертываются в другой плат, называемый илитоном - (ẻ il΄ hton - обвертка, повязка). Он напоминает собой «сударь», которым была обвязана голова Иисуса Христа при погребении. Антиминс развертывается только на Литургии, а именно перед началом Литургии верных, и свертывается в конце ее. Если во время службы храму угрожает опасность, например, от пожара, то священник должен вынести антиминс из храма и, положив его на приличном месте, закончить Литургию. Илитоны – платы, которыми вытирают уста причащающимся.
Евангелие – (eủ agg΄ elion - благовестие), как содержащее учение Спасителя, напоминает нам о присутствии на Престоле Самого Иисуса Христа, как Учителя, просветившего людей светом евангельского учения. Напрестольное Евангелие украшается священными изображениями: - на верхней части изображением воскресения Спасителя, а по четырем сторонам 4-х евангелистов, на обратной стороне обычно бывает изображение креста и орудий страданий Иисуса Христа. Поскольку престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом, то на нем полагается Крест, как орудие нашего спасения, Крест означает присутствие Иисуса Христа, Искупителя всего грешного мира. Дарохранительница и мирница стоят в восточной части св. Престола. Дарохранительница представляет собой металлическое изображение храма или надгробной часовни в миниатюре. В ней в небольшом ларце хранятся Св. Дары, которые могут понадобиться для причащения больных и умирающих, Дарохранительницу, в целях охранения от пыли, иногда закрывают стеклянным футляром. Сосуд, в котором священник несет запасные Дары, когда идет на дом к больному или умирающему, называется дароносицей. Она представляет собой небольшой серебряный или золотой ковчежец, в котором имеются маленький потир (чаша), лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Этот ковчежец влагается в мешочек, сделанный из дорогого материала. При случаях причащения на дому священник всегда несет дароносицу у себя на груди. В остальное время она хранится на св. Престоле. Дарохранительницу называют: киворием, кивотом, ковчегом. Ковчег означает: 1) место, где был погребен и воскрес Иисус Христос, 2) стражу, которая была приставлена ко гробу спасителя, дабы ученики тайно не унести Его тела 3) напоминает ковчег Завета ветхозаветной церкви, где хранилась Святыня Божия. Некоторые же литургисты (как А. Дмитриевский) киворием называют сень над Престолом (балдахин). Около дарохранительницы стоит мирница – ларец, где находится флакон со св. миром, употребляемым при таинстве Миропомазания. Миро (происходит от слова m¢ uron - благовонный сок, благовонный елей) – маслянистая жидкость, которая варится в Москве в храме Донского монастыря из ароматических масел и растений и освящается в Москве в Богоявленском Сборе Святейшим Патриархом. Патриарх рассылает миро по мере надобности епархиальным архиереям, а те подведомственным им церквам. Над престолом устраивается сень (балдахин), символизирующая небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи всего мира. В древности внутри кивория висело изображение голубя, в котором полагались Св. Дары. За Престолом же поставляется подсвечник с семью свечами, называемый семисвечником, а так же запрестольный крест и икона. Семисвечник символизирует семь даров Св. Духа (Запрестольный крест и икона выносятся на крестных ходах). Место за престолом по направлению к востоку называется горним, т.е. высшим. Святой Иоанн Златоуст называет его «горним Престолом». Горнее место - это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище (kaq¢ edra) епископа. Архиерей на горнем месте сидит во время чтения Апостола и стоит во время чтения Евангелия. Когда архиерей находится на Горнем месте, он изображает собою Господа Славы – Самого Иисуса Христа. Горнее место напоминает нам гору блаженств, а так же гору Елеонскую, с которой Спаситель вознесся на небо. В катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах на Горнем месте устраивалось седалище, высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкой и локотниками. Здесь епископ восседал в определенные моменты богослужения. На это же место возводился новопоставленный епископ. Отсюда и происходит слово «интронизация», по-славянски «воспрестолие» – «настолование». На Горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это вместе взятое называется сопрестолием. Сослужащие епископу изображают святых апостолов и их преемников. Жертвенник – понятие о нем, его назначение, духовный смысл, священные предметы на жертвеннике. Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет Жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от Престола. Жертвенник представляет собой стол, меньший чем Престол, имеющий такие же одежды. На Жертвеннике во время последования первой части Литургии – проскомидии – приготовляются дары (вещество) для священнодействия Божественных Тайн, т.е. здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. Жертвенник иногда называют предложением - ( pr¢ oqetiV ) - столом, где полагаются дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии. При совершении Проскомидии воспоминаются рождение и страдания Спасителя. Поэтому жертвенник знаменует Вифлеем и вертеп, где родился Спаситель, а так же гору Голгофу, место Его страданий. На жертвеннике при приготовлении веществ для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Св. Причащения. К ним относятся: дискос, чаша или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров. Дискосом – (d¢ iskoV - глубокое блюдо) называется священное блюдо, на котором полагается Св. Агнец, т.е. та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Св. Духа прелагается в истинное в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на Литургии, тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Св. Дары и держать его на голове. На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслех, и выгравировываются по окружности слова: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира». В разные моменты Литургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было его многострадальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением креста, употребляется при изъятии агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфор частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших. Потир (pot¢ hr - чаша, сосуд для питья) – это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Св. Духа в истинную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь и св. Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копие, губка, гвозди), и пишутся слова: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя». Потир собой символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной Жизни. Кроме того. Он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Плоть. После освящения Св. Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода. Как дискос, так и потир введены в употребление со времен апостольских. Дискос тогда делали из дерева, а потир – из стекла, теперь же эти сосуды изготовляются из серебра и золота. Звездица – ( ả st¢ hr - звезда) состоит из двух металлических дуг, соединенных между собой винтом так, что их можно сложить вместе и раздвинуть крестообразно. Она введена в употребление св. Иоанном Златоустом для того, чтобы при покрытии дискоса покровцом не были смешаны частицы вынутые из просфор и положенные в определенном порядке. Звездицей дискос покрывается так же тогда. Когда на нем полагаются св. мощи, например, при освящении храма. Звездица, когда она употребляется на проскомидии, знаменует ту звезду, которая привела волхвов к родившемуся в Вифлееме Спасителю мира. Копие (Lỏ uch) – нож с черенком, сделанный наподобие копья, острый с обеих сторон, употребляемый для изъятия из просфоры Св. Агнца и его прободения, а так же для изъятия частиц за живых и умерших. Оно изображает то копье, которым римский воин ударил в ребро Христа Спасителя. Лжица - (Lab¢ iV) – маленькая ложечка с крестом на ручке, употребляемая для причащения мирян. Она знаменует те клещи, которыми Серафим взял уголь от небесного алтаря, прикоснулся ими к устам пророка Исаии и очистил их (Ис. 6, 6). Угль Тела и Крови Христовых очищает тело и душу верующих (смотри об этом в Дополнительном Требнике). Губа, или губка, или муса (Mousa) – высушенное морское растение, употребляемое для вытирания священных сосудов (потирная губка) и для собирания с дискоса частиц (после причащения), полагаемых в потир (антиминсная губка). Она знаменует собою ту губку, посредством которой воины напоили распятого Спасителя уксусом, смешанным с желчью. Покровы (ả ¢ hr) – употребляемые для покрытия дискоса и потира. Их бывает три: одним покрывается дискос, вторым потир, третьим – и потир и дискос вместе. Первые два носят название покровцев, а третий – покрова. Обычно покров и покровцы называются воздухами. Но покровец над дискосом называется Diskok¢ alumma, а покровец над чашей deuterok¢ alumma, третий называется – воздухом ả ¢ hr, так как эти покровом над святыми Дарами во время пения Символа веры священник колеблет, потрясает воздух и тем самым изображает землетрясение, случившееся после смерти Спасителя и при Его воскресении. Колебание воздухом символизирует веяние Св. Духа. Покровцы на проскомидии символизируют младенческие пелены Иисуса Христа, а после Херувимской песни: 1) сударь, которым была повита голова Спасителя во гробе; 2) плащаницу, которой было обвито тело Иисуса; 3) камень, приваленный к двери гроба. За Жертвенником устанавливается Крест с распятием Спасителя и лампада.
Сосудохранительница.
Как северная, левая часть Алтаря предназначается для Жертвенника, так южная, правая - для сосудохранения. Здесь хранятся книги. Облачения и священные сосуды. Употребляемые при богослужении, а также хлебы, «прежде Литургии принесенные и в свое время освященные» (Нов. Скр., с.27), и вода, освященная в день Богоявления Господня. Эту воду диаконы в древности выносили и давали кающимся и отлученным от причастия. Сосудохранительница называлась диаконником, потому что она находилась в непосредственном распоряжении диаконов, которые и являются хранителями священных вещей, здесь держащихся; она называлась также местом сбережения сосудов и одежд. В диаконнике хранятся, в частности, купель, сосуд для мира, венцы, хоругви, светильники, кадильницы. Кадило, или кадильница, является необходимым богослужебным предметом. Кадило представляет собой чашечку, закрываемую сверху крышкой, к чашечке прикрепляются три или четыре цепочки, за которые держат кадило при совершении каждения. В кадиле воскуряется ладан (благовонная, душистая древесная смола). В древности, да и в некоторых монастырях (на Афоне ) и сейчас употребляется ручное кадило, называемое кацией. Воскурение ладана (фимиама) при каждении является выражением желания молящихся, чтобы их молитвы возносились к горнему престолу Божию, подобно тому как дым из кадила возносится к небу; чтобы они были так приятны богу, как бывает приятно благоухание фимиама. Когда священнослужитель совершает каждение всех присутствующих, этим изображается благодать Святого Духа, распространяющаяся везде и на всех. Каждением святых икон, креста, Евангелия и прочих священных предметов изображается чествование Самого Господа Бога и Его святых. Каждение всегда соединяется с молитвой, которую произносит священник иди архиерей при благословении кадила. В молитве он просит, чтобы Господь принял кадило «в воню» благоухания духовного, т.е. чтобы люди, предстоящие и молящиеся, были духовно приятным благоуханием Христу, чтобы Господь, принимая кадило в пренебесный Свой жертвенник, ниспослал молящимся благодать Своего Пресвятого Духа. Чин каждения указан в 22 главе Типикона. При совершении Литургии употребляются также сосуды второстепенного значения, например, ковш – небольшой сосуд с ручкой, которым на проскомидии вливается в потир вино с водою и в котором приносится теплота (теплая вода) вливаемая в чашу перед причащением. Сосуд, в котором освящают воду (на праздник Крещения Господня и перед Литургией в храмовые праздники), называется водосвятной чашей. При ней обыкновенно кропило (кисть, сделанная из тонких стебельков морской травы), служащее для кропления святой водою лиц и вещей, требующих освящения.
Кладбища и их назначения.
Согласно библейскому учению о возвращении тела в землю (Быт.3, 19), христианская Церковь придает своих умерших членов земле. Для погребения умерших членов Церкви существуют особые места – кладбища. Для православного христианина кладбище есть святое место, где покоится прах усопших до определенного Богом времени: «Грядет час, в оньже вси сущие во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшия благая в воскресение живота, а сотворшие злая в воскрешение суда» (Ин. 5, 28-29). Погребая умерших, христиане ставят над их гробами кресты-памятники. Кладбища как по церковным, так и по гражданским правилам должны устраиваться за пределами города или населенных мест. Издревле существует обычай совершать на кладбищах богослужение. Поэтому, на кладбищах, отдаленных от приходских храмов, часто устраивались церкви и часовни. Слово «часовня» произошло от того, что здесь могут совершаться часы. То храма часовни отличаются тем, что не имеют алтаря, в них нет Престола и антиминса и, следовательно, в них не может быть совершена Божественная Литургия. В прежние времена, когда храмы в небольших населенных пунктах стояли по соседству с полем, а в более крупных населенных пунктах часто граничили с незастроенными местами, кладбища устраивались около храмов, даже в церковной ограде.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы