Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Способ созыва верующих к богослужению.



 

В Православной Церкви верующие созываются к богослужению посредством звона колокола. Колокола составляют одну из принадлежностей христианского храма. Колокольный звон в церквах имеет свой глубокий смысл и значение. Он – не предмет роскоши и эстетического удовольствия. Церковный звон не только оповещает о времени богослужения, но и подготавливает христиан к богослужению. Звон производит на душу христианина благодатное действие; такое мнение является общепризнанным в Православной Церкви. Звон в известном смысле есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки.

В ветхозаветной церкви иудеев созывали к богослужению посредством звуков серебряных труб; ветхозаветное богослужение, как известно, состояло преимущественно из музыки; и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи с ним новозаветного богослужения, более духовного и возвышенного, это последнее имеет свою священную музыку в колокольном звоне. Колокольный звон есть наиболее простой, строгий и безыскусный род музыки.

Как и все церковные богослужения, церковный звон имеет свою историю. В первые века христианства, во времена гонений епископы созывали верующих к богослужению через специально посылаемых за ними лиц или же после каждого богослужения уславливались о месте и времени следующего богослужения. После прекращения гонений вошли в употребление различные способы созыва к богослужению. Например, в египетских монастырях братия созывались стуком в дверь кельи. Молоток для стука в дверь кельи (будильный молоток) – самое древнее орудие созыва к богослужению (IV – V вв.).

Позднее христиане стали созываться звуками трубы или рога, звуками «тока», «клепала»; «била» и «клепала» были распространены почти повсеместно. Било представляет собой деревянную, железную или медную доску изогнутой или прямой формы; по этой доске ударяют молотком, сделанным из такого же материала, как и доска. Била различают: 1)по материалу: деревянные, железные; 2)по величине: «великое», «малое» (или «бильце») и самые большие (праздничные), называемые «тяжкая»; 3) по способу употребления: ручные и подвесные.

Ручное било держат рукой или кладут на левое плечо серединою; подвесные вешают на цепи или веревке, продетой в середину била. В било ударяют молотком, в результате чего получается требуемый звук. Характерно, что если удар производить ближе или дальше от середины доски, получается звук разной высоты и образуется целая гамма тонов (особенно на металлическом биле), благодаря чему звон в било получает вполне музыкальный характер. Сообразно с характером каждого била и звону усвояется различное символическое, внутреннее значение.

1) Ударение в «малое» било («бильце»), которое положено совершать перед малой вечерней, повечерием, полунощницей и часами, как малозвучное и глуховатое, означает голос древних пророков – как бы сень и прообраз будущих событий.

2) ударение в «великоре било», которое положено совершать на праздничных утренях, дающее звонкий и далеко разносящийся по воздуху звук, знаменует апостольскую проповедь («во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их») – проповедь Евангелия;

3) ударение в «тяжкая» напоминает нам о будущем суде и знаменует ту апостольскую трубу, которая созовет всех на всеобщий суд.

Колокола появились гораздо позже, чем «била» и «клепала». Впервые они стали входить как средство созыва христиан на богослужение на Западе, в одной из областей Италии – Кампании. Вначале они были небольших размеров и делались из меди или листового железа. С развитием литейного дела, колокола с VIII века стали лить из меди, иногда добавляя к ней серебро. На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали входить в употребление с IX века. На Руси колокола появились с принятием христианства. Они проникали сюда их Византии, и с Запада. Об этом упоминает летопись с XI века (колокола военная добыча завоевателей). В XIV веке летописи упоминают о колоколах на Руси – колокольнях Пскова и Новгорода и колокольных мастерах Москвы и Твери.

Уставное церковное название колокола – «кампан», или «звон». «Звон» - от русского слова «звонить», а «кампан» – или от латинского слова campus – «поле» (место их литья; поле – место, где для путешествующих нет препятствий; так и высокий удар медного колокола разносится всюду), или – более вероятно – от римской провинции Кампания, где, как уж было сказано, впервые появились колокола.

Цель употребления колокольного звона: призывать верующих в храм на молитву и возвещать тем, кто не присутствует за богослужением, о времени отправления богослужений, о важных моментах богослужения, а также выражать торжество Церкви. Сообразно с такими целями и назначением звона соответственно свойству и времени богослужения существуют различные способы звона. В основном различают два вида звона: благовест и собственно звон.

Благовест – звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько колоколов, но не во все вместе, а по очереди в каждый колокол. Благовест называется так потому, что сообщает добрую весть о начале в храме Божием богослужения, и о том, что милосердие Божие еще долготерпит над нами, что Господь с высоты небес внимает нашим молитвам. Да и сам призыв верующих в храм есть добрая, радостная весть для благочестивого и доброго сердца. «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 121, 1) – говорит пророк Давид. Так веселится и Доброе сердце, слыша звон, призывающий в дом Господень.

Звон в собственном смысле слова бывает тогда, когда ударяют одновременно в несколько колоколов.

Благовест различается следующих видов:

а) благовест в собственном смысле слова – мерные, неторопливые удары в один колокол;

б) перезвон, – когда последовательно от большого колокола до малого ударяют по несколько раз в каждый из них; этот прием повторяется несколько раз;

в) перебор, – когда ударяют медленно в каждый колокол по порядку один раз, а затем делают одновременный удар во все колокола.

Звон, совершающийся в три приема, т.е. когда трижды повторяется музыкальный период гармонического сочетания, называется трезвоном. Трезвон может быть: а) «трезвон во вся» (35 глава типикона); б) «трезвон в двои», т.е. в два колокола (часы Великого Пятка).

Изучив детально смысл и назначение церковного звона, мы можем убедиться в великом значении этого явления в церковной жизни. Христианин, услышав звон, невольно отрывает все мысли и помыслы от земли и уносит их в поднебесную высь, сердце его наполняется радостным, светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая. И до сих пор, услышав церковный благовест, русский человек набожно креститься, и вспоминает о Боге. В этом заключается огромное духовное и нравственное значение церковного звона: он не дает засыпать совести и душе, постоянно напоминая ей о бытии Божием, о вечн6ой правде, о великой христианской любви. Не напрасно колокола называются благовестниками: действительно, их звон наполняет душу радостью и надеждой. На одном из колоколов имеется надпись: «Благовествуй миру радость велию». Таким образом, церковный звон – глашатай Церкви, ее внешний голос, тогда как богослужение – голос внутренний. Христианин, услышав звон, обязан перекреститься со словами: «Господи помилуй» (трижды) или: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

 

О праздниках.

 

Понятие о праздниках.

 

Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Создателя и Благодателя, «на всякое время и на всякий час». Каждый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Господа и служения Ему: «На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века»…Однако Святая Церковь выделяет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божиих. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями. Праздники установлены, во - первых, для того, чтобы сделать наше общение с горним миром более близким, более крепким (ведь по немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские заботы и забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам о «едином на потребу»), во – вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы. Из Священного Писания мы знаем, что праздники – Божие установление: «Помни день субботний…» гласит 4-я заповедь Божия.

В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые. Великие праздники в Церковном уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге.

 

Двунадесятые праздники.

 

К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господских и Богородичных, называемые двунадесятыми, а именно:

1. Рождество Пресвятой Богородицы - 8 сентября

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября

3. Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта

4. Рождество Христово - 25 декабря

5. Сретение Господне - 2 февраля

6. Крещение Господне (Богоявление) - 6 января

7. Преображение Господне - 6 августа

8. За неделю до Пасхи – «Вход Господень в Иерусалим» (эта неделя называется Неделей Ваий, или Вербным Воскресением).

9. В сороковой день по Пасхе (в четверг) – Вознесение Господне.

10. В 50-й день по Пасхе (в воскресенье) – день Пятидесятницы, или Троицы.

11. Успение Божией Матери - 15 августа

12. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня-14 сентября.

(Праздники перечислены по порядку празднуемых событий.)

Праздник Пасхи – это «праздников праздник и торжество торжеств». Он бывает в различные дни месяца марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по старому стилю в первый воскресный день после весеннего новолуния).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь