Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Словарь литургических терминов. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
АКАФИСТ – (¢ ak¢ aqistoz) – неседален, т.е. такое песнопение, во время которого не разрешается сидеть. Первый акафист составлен в честь Богоматери диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским и воспет по случаю чудесного избавления жителей Константинополя от врагов в 626г. Акафист Божией Матери состоит из 12 кондаков и 12 икосов, расположенных в порядке 24 букв греческого алфавита так, что за каждым кондаком следует икос. Первый кондак: «Взбранной Воеводе…» не входит в этот общий счет, он стоит отдельно и служит темой всего акафиста. Каждый кондак, кроме 1-го, оканчивается припевом: «Аллилуия», а каждый икос оканчивается ангельским приветствием Богородице: «Радуйся, Невесто неневестная». Весь акафист по своему содержанию делиться на две части: первая (начальные 12 песней, до 7-го икоса) имеет содержание историческое, здесь излагается. История воплощения и первые годы жизни ИисусаХриста; вторая часть (последние 12 песней) имеет содержание догматическое и нравоучительное, причем в кондаках изображается таинство воплощения Бога Слова и обилие дарованной Им благодати, а в икосах прославляется Божия Матерь за Ее высочайшие совершенства, величие пред Богом и благодеяния, оказываемые Ею верующим. Литургическое употребление акафиста предписано Типиконом в 5-ю субботу Великого Поста на утрени; это так называемая «Похвала Пресвятой Богородицы». По образу этого акафиста составлены и другие акафисты: Иисусу Сладчайшему, св. Николаю и др.
АКРОСТИХ – это фраза, состоящая из начальных букв главных стихов канона. Эта черта греческих канонов удержалась и в некоторых канонах русского происхождения: так, в каноне св. Димитрию Царевичу из начальных букв главных стихов составляется фраза: «Хвалю славу царевича Димитрия». В настоящее время из канона поются только ирмосы, а припевы и тропари читаются. Полностью поется только пасхальный канон.
АЛЛИЛУАРИЙ – стих, который поется при пении «Аллилуия» на Литургии после чтения Апостола (т.е. перед чтением Евангелия). Аллилуарии имеют отношение как к Евангельскому чтению, так и к службе дня, святого, праздника, а потому и называются «аллилуария дне», «аллилуария гласа», «аллилуария праздника». Пение «аллилуария» перед чтением Евангелия имеет такое же значение, как и пение прокимна перед Апостолом.
АНТИФОНЫ – понятие вошедшее в литургическую практику в глубокой древности. В сущности, это даже и не форма особых песнопений, как например тропарь кондак, стихира, а скорее способ исполнения тех или иных песнопений. Название это происходит от греческого (ant¢ ijwnoz) – и означает «попеременное пение». Происхождение этого способа пения – древнегреческое. В христианской истории первое свидетельство об антифонном пении (и одно из древнейших сообщений и о христианах, и о Христе) мы находим в известном письме Плиния Младшего, наместника в Вифинии, к императору Траяну. По сообщению автора письма, христиане собирались в известные дни до восхода солнца и пели в честь Христа свои песни попеременно, т.е. антифонным способом. Церковный историк Сократ повествует, что св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, имел видение ангельских чинов, воспевавших в честь Св. Троицы антифонные гимны, и ввел такое пение в своей Церкви. Об антифонном пении говорит и св. Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокесарии. На Западе инициатором этого богослужебного обычая был папа Дамас (366 – 384); в Милане его вводит св. Амвросий в 386 г., в Константинополе – св. Иоанн Златоуст. Но кроме этого своего значения как способа пения, слово «антифон» употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений и частей песенного материала. Ниже приводятся основные случаи употребления этого термина.
а) Антифоны Псалтири. Первая кафизма Псалтири «Блажен муж…», разделяясь, как и другие кафизмы, на три «Славы», удерживает за ними на языке нашего Типикона наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафизма, или первая ее «Слава» (первый антифон) поются в известные дни антифонно, т.е. попеременно двумя клиросами.
б) Антифоны изобразительные. К этим антифонам относятся псалом 102 «Благослови душе моя, Господа…» и псалом145 «Хвали душе моя, Господа…», которые поются в субботние, воскресные и праздничные дни на Литургии после великой ектении. При пении антифонов изобразительных вместо 3-го антифона поются блаженны «во Царствии Твоем…» с тропарями из 3-й и 6-й песен утреннего канона.
в) Антифоны вседневные. Это псалмы 9, 92, 94. Первый антифон «Благо есть исповедатися Господеви» с припевом к стихам «молитвами Богородицы Спасе, спаси нас». Второй антифон «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» с припевом к стихам «Молитвами святых Твоих Спасе, спаси нас». Третий антифон «Приидите, возрадуемся Господеви…» с припевом к стихам «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый поющия Ти: Аллилуия». Вседневные антифоны по Уставу положено петь на Литургии в непраздничные дни вместо изобразительных. г) Праздничные антифоны. Праздничные антифоны составлены из стихов различных псалмов, соответственно содержанию праздника, и поются на Литургии в двунадесятые Господские праздники, а также на Пасху в течение всей Пасхальной седмицы. Эти стихи псалмов соединяются с особыми припевами. Припевом к стихам 10го праздничного антифона служат слова «молитвами Богородицы Спасе, спаси нас». Припев к стихам 2-го праздничного антифона соответствует содержанию праздника. Так, например: на Воздвижение – «Спаси ны Сыне Божий, плотию распныйся поющия Ти: аллилуия»; на праздник Рождества Христова – «Рождейся от Девы…»; на Преображение – «Преобразивыйся на горе…»; на Пасху – «Воскресый из мертвых…»; на Вознесение – «Вознесыйся во славе…»; на Пятидесятницу – «Спаси ны, Утешителю Благий…» и проч. Припевом к стихам 3-го праздничного антифона служит тропарь праздника.
д) Степенные антифоны. Они поются на воскресной утрени по гласам, а в праздничные дни (на полиелейной службе и выше) поется степенный антифон 4-го гласа «От юности моея…». Степенные антифоны составлены св. Иоанном Дамаскиным применительно к 15 псалмам (ст. 119 – 133), называвшимся песнями степеней, или песнями восхождения, потому что они пелись иудеями на 15 ступенях Иерусалимского храма. Общее число степенных антифонов 8, по числу гласов, каждый состоит из 3-х частей, кроме 80-го, имеющего 4 части. Это песнопения духовно-аскетического содержания, в них говорится об очищении души от страстей и греха и устремлении ее к Горнему миру. Поются они на особый напев. К каждому степенному присоединено в конце прославление Святого Духа, как Источника света, жизни и освящения для разумных существ.
БЛАЖЕННЫ – тропари предваряемые стихами из евангельских блаженств (Мф. 5: 3-12). Они поются на Литургии вместо 3-го антифона перед малым входом. Тропари берутся с 3 и 6 песней канона (иногда и из других песней).
БОГОРОДИЧНЫ – песнопения в честь Божией матери. За великие заслуги Богоматери в деле спасения рода человеческого Церковь установила каждое чинопоследование заканчивать призыванием Ее святого имени. Так, в конце ектении диакон говорит: «Пресвятую, Пречистую…». Богородичны в конце каждого ряда песнопений (стихир, тропарей, седальнов, светильнов) поются с припевом: «И ныне и присно…».
ВОСКРЕСНЫ – песнопения, в которых прославляется воскресение Христово. К ним относятся воскресные тропари, кондаки, каноны и др. Это наименование указывает и на время употребления этих песнопений за богослужением, а именно – в воскресенье и в период от Пасхи до Пятидесятницы.
«ВОНМЕМ» - повелительная. Или точнее будет сказать, пригласительная форма глагола " «внимать" »- " «будем внимать", «будем внимательны», «со вниманием будем слушать». Такое приглашение делается во время богослужения тогда, когда от предстоящего народа требуется особое внимание или для слушания Божественного учения, или для уразумения совершаемого таинства либо обряда, имеющего таинственное значение. Поэтому «вонмем» говорит диакон перед чтением паремий, Апостола, Евангелия и прокимна. А чтобы внимание было бдительное, для этого часто со словом «вонмем» возглашается слово «премудрость», означающее, что требуемое внимание необходимо для уразумения Божественной премудрости.
ДОГМАТИКИ – богородичные гимны, названные так составившим их святым Иоанном Дамаскиным (+745 г.) потому, что в них с похвалою Божией Матери соединяется догматическое учение о Лице Иисуса Христа, преимущественно о Его воплощении и соединении в Нем двух естеств. Догматики распределяются по гласам. Они поются в конце стихир на «Господи воззвах…» (на «…и ныне»): а) в воскресные дни; б) на службах с великим славословием и выше; в) по пятницам в дни отдания гласа. Догматик 1-го гласа, его начальные слова: «Всемирную славу…». В нем раскрывается истина о воплощении Сына Божия с указанием о всемирной славе Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены. Догматик 2-го гласа – «Прейде сень законная…». Здесь показывается отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям. Догматик 3-го гласа – «Како не дивимся…». Показан образ рождения Господа. Догматик 4-го гласа – «Иже Тебе ради богоотец пророк Давид…». Раскрывается сотериологическое значение рождения Господа. Догматик 5-го гласа – «В чермнем мори…». Показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы. Догматик 6-го гласа – «Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево…». Раскрывается неслитное и нераздельное соединение естеств в Лице Господа.. Догматик 7-го гласа – «Мати убо позналася еси…». Раскрыто учение о сверхъестественности и таинственности воплощения Сына Божия. Догматик 8-го гласа – «Царь небесный…». В этом догматике дается положительное и краткое изложение Боговоплощения – важнейшего догмата христианства. Догматики великолепны как по своему содержанию, так и по своей поэтической форме. Они служат лучшим подтверждением того, что по своему внутреннему содержанию наша гимнография есть храмовое исповедание наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных песнопений христианин за богослужением посвящается в таинственные глубины нашей веры.
ЕКТЕНИЯ – ряд молитвенных прошений, протяжно (от ε ̀ κ τ ε ί ν ω - протягиваю) произносимых священником или диаконом. Ектения бывает великая, малая, сугубая и просительная. Ектения «Миром Господу помолимся» называется великой, потому что в ней имеется более прошений, чем в других ектениях. Ектения «Паки и паки миром Господу помолимся» называется малой, ибо состоит из двух прошений великой ектении. Ектения «Рцем вси…» и «Помилуй нас, Боже…» называется сугубой, потому что в ней усугубляется, или повторяется трижды моление «Господи, помилуй».просительная ектения состоит из 6-ти прошений, после которых поют: «Подай Господи». Есть еще ектении заупокойные (великая, малая и сугубая).
ИПАКОИ – (˜ υ π α κ ο υ ̉ ̀ ̀ ̀ ̀ ̉ ω – подпевать или upako¢ h - внимательное слушание.) так называются песнопения, которые поются по гласу на воскресной полунощнице после Троичных св. Григория Синаита, и Трисвятого по «Отче наш…», и на утрени перед антифонами и чтением Евангелия. Свое наименование эта песнь получила оттого, что ее за певцом или чтецом подпевал народ. Но для того чтобы петь со слов другого, требуется внимательно прислушиваться к произносимым словам, а потому и наименование «ипакои» указывает на большое внимание, с которым подобает слушать эту песнь; она требует особого внимания и ради важности ее содержания, которым служит истина Воскресения Христова и благовестие о нем мироносицам, апостолам и всему миру. Ипакои всегда должны быть выслушиваемы стоя.
КАНОН – слово греческое (kan ¢ wn) – и означает в переводе – норма, правило, в частности, правило веры, правило истины. В богослужении каноном называется группа песнопений, входящих преимущественно в состав утрени и связанных единством темы (прославление того или иного святого или события из евангельской истории). От правильности и стройности соединения отдельных частей в одно целое и получило свое наименование это песнопение. Канон разделяется на так называемые песни. Полное число песен в каноне – девять или восемь (практически восемь, т.к. 2-я песнь обычно опускается – ее положено петь во вторник в седмицы Великого поста). Но есть каноны не полные, состоящие из четырех, трех и двух песен, называемые четверопеснцами, трипеснцами и двупеснцами. В целом каноне раскрывается одна главная тема, отчего каноны и получили свое название воскресных, крестовоскресных, троичных, богородичных; многочисленные каноны посвящены святым. Каждому стиху (тропарю) канона предшествует соответствующий главной теме всего канона «припев». Например, в каноне воскресном – «Слава Господи, святому воскресению Твоему», в Богородичном – «Пресвятая Богородице спаси нас» и т.п. Каждая песнь канона состоит из стихов (st¢ icoV). Первый стих, являющийся образцом и связью для последующих стихов данной песни, называется ирмосом (e¢ irmnV - связь). Остальные стихи называются тропарями (от trepw - обращаюсь), потому что они «обращаются» к ирмосам, т.е. подчиняются им и приближаются к ним по своему содержанию, размеру, напеву. Особый ирмос, который поется в конце песни, называется катавасией (от katabas¢ ia - схождение), так как для пения его певцы сходились с обоих клиросов на середину храма (Тип. 19 гл.) Каноны составляют самый обширный отдел православной христианской гимнографии. Их писали лучшие песнотворцы (гимнографы) Восточной Церкви – св. Андрей Критский (+726), преподобные Косма Маиумский (+743), Иоанн Дамаскин (+745), Феодор Студит (+826) и его брат Иосиф Студит (+830) и многие другие. Значительная часть канонов писалась на греческом подлиннике метрическими стихами; некоторые, кроме того имеют акростихи.
КАФИЗМА – (от греческого kaq¢ izw - сижу) – сидение. Так называются псалмы Псалтири, разделенные на 20 отделов, или кафизм, после чтения (на утрени) которых дозволялось сидеть.
КОНДАК и ИКОС – краткие песнопения, выражающие сущность праздника или похвалу святому. Вместе с тропарем кондак является основным песнопением дня. Различие между кондаком и икосом состоит в том, что в кондаке заключается общая мысль (тема), которая уже шире раскрывается в икосе. Поэтому кондак всегда помещается вместе с икосом (после 6-й песни канона). Эти песнопения сходны не только по своему содержанию, но и по форме: писаны одним размером, оканчиваются нередко одними и теми же словами, поются на один и тот же глас. Творцом кондаков является св. Роман Сладкопевец (V век), который составил их на основании жизнеописаний святых и мученических актов, читавшихся во время богослужения в дни памяти святых. Так как кондаки св. Романа кратко передают содержание жизни святых, то они получили свое наименование ( от kond¢ akion - «краткий», «малый» и o¢ ikoV - «дом»). Кроме того, песни, составленные св. Романом, могли получить свое наименование и от того материала, на котором они писались; по сообщению св. Марка Ефесского, св. Роман получил дар песнопений от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей ему свиток (t¢ omoV) с повелением съесть его. Он, исполнив это, тотчас встал, пошел в храм, поднялся на амвон и, так как тогда был праздник Рождества Христова, воспел кондак «Дева днесь…». Первые икосы также были составлены св. Романом. По свидетельству св. Марка Ефесского, св. Роман пел свои икосы дома (ο ̉ ί κ ο ς – дом), где имел обыкновение проводить ночь в бдении, от чего икосы и получили свое название
КРЕСТОБОГОРОДИЧНЫ – песнопения, в которых изображается скорбь Божией Матери о крестной смерти Ее Сына и истинного Бога. Они поются по средам и пятницам вместо Богородичных.
КРЕСТОВОСКРЕСНЫ – песнопения, в которых прославляются крестные страдания и вместе воскресение Господа. В Октоихе на каждый воскресный день после воскресного канона находится крестовоскресный канон.
МЕРТВЕННЫ и ПОКОЙНЫ – содержащие молитвы о упокоении усопших. Они положены в службе субботней (Октоихе) и в чине погребения.
МУЧЕНИЧНЫ – пени в честь мучеников, содержащиеся в Октоихе на все седмичные дни, кроме воскресения: на утрени – в седальнах, в канонах (кроме четверга) и в стихирах на стиховне; на вечерне – в стихирах на стиховне (в субботу – на «Господи воззвах…»); на Литургии – в тропарях на «блаженны». Мученичны находятся в Октоихе и Триодях. В указанных книгах перед этими песнопениями имеется надпись «мученичен». Но песнопения Минеи, где полагаются целые службы в честь мучеников, не надписываются этим обозначением. НЕПОРОЧНЫ – это 17-я кафизма (118 псалом), начинающаяся словами: «Блажени непорочнии…».
ОТПУСТИТЕЛЬНЫ – песнопения, поемые в конце служб вечерни, повечерия, утрени. Отпустительные бывают тропари, кондаки и Богородичны.
ПОДОБЕН – песнопение, которое пользуется другим песнопением как «самоподобным» образом для себя. Иными словами, «подобны» тем или иным песнопениям (например, стихире «Доме Евфрафов») являются наиболее «безличными» и зависимыми из всех песнопений. Сказанное можно пояснить на таком примере из богослужебных книг. Под 23 декабря на утрени «на хвалитех» значатся стихиры 6 гл. «подобен»6 «Ангельские предыдите…»; самое песнопение «Ангельские предыдите…» находится в службе 20 декабря на утрени, на хвалитех; подобны «Ангельския…» надлежит петь по метрическому и мелодическому образцу этого самоподобна. Вот их текст:
В греческом оригинале соблюдено строгое соответствие не только мелодии, но и метрики, что, разумеется, не могло сохраниться в славянском переводе, почему наши подобны соответствуют самоподобным только по мелодии. Еще пример из того же предпразднства:
ПОКОЯННЫ и УМИЛИТЕЛЬНЫ – содержащие исповедание грехов перед Богом и выражающие сердечное сокрушение о них. Эти песнопения положены на службах понедельника и вторника и находятся в изменяемых песнопениях Октоиха (в стихирах и первом каноне).
ПОЛИЕЛЕЙ – пение на утрени псалмов 134 и 135: «Хвалите имя Господне…». Название свое это пение получило от частого повторения в указанных псалмах слова милость (¢ eleoV, ¢ elehtiuV) или оттого, что во время пения псалмов Устав предписывает возжигать много свечей и елея.
ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ – так называется 103-й псалом, «Благослови душе моя, Господа», поемый или читаемый на вечерни, потому что им начинается суточный круг богослужений.
«ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ» – возглашение, произносимое священнослужителями для того, чтобы предупредить предстоящих богомольцев, что на следующее за этим возглашением чтение, пение или священнодействия должно быть обращено исключительное внимание и стоять в это время нужно прямо.
ПРИЧАСТЕН – (киноник от koinonik¢ on - причастен) есть стих из псалма с припевом «аллилуия», который поется на Литургии во время причащения священнослужителей в Алтаре. По своему содержанию причастен имеет отношение или к дневной службе, или к службе воспоминаемого святого, или к службе праздника, а потому и называется»причастен дне», «причастен святаго», «причастен праздника».
ПРОКИМНЫ – краткие стихи из псалмов и других книг Священного Писания, предваряющие (pr¢ oke¢ imai - предлежу) чтение Апостола, Евангелия и паремий. За прокимном всегда следуют другие стихи, составляющие продолжение прокимна и тесно с ним связанные. Прокимен указывает на содержание и силу чтений или на значение дня, т.е. молитвословий и песнопений, относящихся к дню. Различаются: «прокимен Апостола» и «прокимен дня». Кроме этих прокимнов, есть еще великие прокимны, которые поются на вечерне недель Великого поста: 1) «Не отврати лица Твоего…»; 2) «Дал еси достояние…»; на вечерне двунадесятых Господских праздников: 1) «Кто Бог велий яко Бог наш…»; 2) «Бог наш на небеси…» и во всю Пасхальную седмицу. Великий прокимен имеет три стиха и поется четыре с половиной раза, а дневной прокимен имеет один стих и поется два с половиной раза.
САМОГЛАСЕН – песнопение, имеющее свою метрику и мелодию, но не служащее образом для других песнопений. Самогласен является самым индивидуальным типом песнопений.
САМОПОДОБЕН – песнопение, которое не пользуется метрикой или мелодией какой-либо иной песни, но имеет свою собственную метрику и мелодию; самоподобен является метрическим и мелодическим образцом для других песнопений.
СВЕТИЛЬНЫ – в этих песнопениях говорится о просвещающем нас свете Божественной благодати (великопостные, триодные светильны); находясь в конце утрени, перед рассветом и перед возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет», светильны естественно возвещают эту духовную зарю. Светильны для всех гласов помещаются в конце Октоиха; светильны Минеи находятся после 9-й песни канона.
СЕДАЛЕН – (kaq¢ isma) наименование, противоположное акафисту: обозначает песнопение, за которым верующим разрешалось садиться для слушания следовавшего «чтения» поучений, толкований слова Божия, повествований о жизни святого или празднуемого события. «Чтения» были введены Лаодикийским Собором с той целью, чтобы молящиеся не утомлялись продолжительностью чтения псалмов, но могли бы после известных отделов Псалтири посидеть и отдохнуть на чтениях. Седальны положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3-й песни канона. Однако есть такие седальны, во время которых не позволяется сидеть, - их следует выслушивать стоя; например, не полагается сидеть во время пения седальнов в Великий Пяток на утрени, во время чтения огласительного слова св. Иоанна Златоуста в Пасху и др.
СТИХИРЫ – (stichr¢ a) – «многостишие», от слов st¢ icoV - «стих» и aer¢ ew - «беру», «выбираю». Песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером, на определенный глас, чередующиеся со стихами из Священного Писания, большей частью из псалмов – ветхозаветными поэтическими писаниями, которые у древних Отцов Церкви называются стихирами; по их образцу и начали составляться христианские стихиры. Первым составителем стихир является Анатолий, патриарх Константинопольский, живший в V веке, - первым лишь в том смысле, что более ранние христианские стихиры нам не известны. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены Господу, Божией Матери, какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются: «На Господи воззвах…»(на вечерне), «на стиховне» (на вечерне и утрени), «на хвалитех» (на утрени). Количество их за различными богослужениями различно. Стихиры на «Господи воззвах…» называются так по тому, что им предшествуют стихи из псалмов 140, 141, 129, 116, а псалом 140 начинается словами «Господи воззвах…». Стихиры «на стиховне» поются в конце вечерни и утрени. От стихир на «Господи воззвах…» они отличаются тем, что сочетаются со стихами не одних и тех же, а разных псалмов. Стихиры «на стиховне» – это значит стихиры со своими стихами. Так, например, в седмичные дни к стихирам «на стиховне» на вечерне в Октоихе всегда указываются два стиха: 1) «К Тебе возведох очи мои…»; 2) «Помилуй нас, Господи…», и на утрени: 1) «Исполнихомся заутра милости Твоея…»; 2) «И буди светлость Господа Бога…». Стихиры на «хвалитех» или «хвалитные» поются в конце утрени и предваряются стихами из псалмов 148, 149, 150, называемых по их содержанию псалмами хвалитными, так как в них многократно повторяются слова «хвалите». Кроме этих стихир, есть еще стихиры литий, которые поются на литии (на вечерне). Все стихиры заканчиваются пением Богородична или Крестобогородична на «и ныне и присно…».
ТРОИЧНЫ – песнопения, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице положено петь троичный канон, особый на каждый глас, и после канона -–особое прославление Пресвятой Троицы – Троичны св. Григория Синаита. В седмичной службе поются Троичны на утрени, после пения «Аллилуиа», когда оно поется вместо «Бог Господь» (в настоящее время только в Великий пост).
ТРОПАРЬ – песнопение, в котором кратко изображается сущность праздника или главные черты из жизни святого, призывающие нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению празднуемому святому.
ТРОПАРИ ПО НЕПОРОЧНЫХ – перед которыми поется 12-й стих 118 псалма (17 кафизма): «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Есть воскресные тропари по непорочных, которые положено по Уставу петь в определенный период года на воскресной утрени вместо полиелея. Они начинаются так: Припев: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Тропарь: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася…» и др. Воскресными они называются потому, что в тропарях говорится о поклонении жен мироносиц Воскресшему Господу. Мертвенные тропари по непорочных поются на погребении, свое название они получили оттого, что в тропарях содержится моление о усопших: Припев: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим». Тропарь: «Святых лик обрете источник жизни…».
ХВАЛИТНЫЕ – псалмы 148, 149, 150, исполняемые на утрени перед славословием.
ЭКСАПОСТИЛАРИЙ – (¢ exapost¢ ellw) – высылаю, поется в воскресные дни на утрени после канона, вместо светильна. Свое наименование это песнопение получило или оттого, что содержанием его служит обещание Спасителя о ниспослании Святого Духа на апостолов и послание их в мир для проповеди Евангелия, или оттого, что в Константинопольской Церкви для пения его был высылаем один из певцов на середину храма. В эксапостилариях кратко излагается содержание воскресного Евангелия. Воскресных утренних Евангелий 11, значит и 11 эксапостилариев. Они составлены императором Константином Багрянородным (912-959 г.), а отец его, Лев Мудрый составил соответствующие им по содержанию Евангельские стихиры. Воскресные эксапостиларии и стихиры составляют 2-е (после «столпов») приложение Октоиха. Седмичные эксапостиларии также находятся в приложениях Октоиха. ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы