Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Причащение священнослужителей.
После «Един Свят…» хор поет причастен.[52] Во время причащения священнослужителей, на клиросе после причастного стиха поется праздничное песнопение, имеющее отношение к памяти дня, или читаются молитвы пред причащением. (Затем иногда произносится проповедь). Диакон, войдя в алтарь говорит священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб» (при архиерейской службе: «Раздроби, владыко, Святый Агнец»). Священник с особым благоговением разламывает Святый Хлеб по надрезу на четыре части, тихо произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и не разделяемый, всегда едомый и никогда же иждиваемый, но причащающиеся освящаяй». Агнец Божий, по учению Церкви, выраженному в этой молитве, не разделяем, потому что Господь Иисус Христос присутствует в каждой частичке всецело, истино и действенно, никогда не иждиваемый, ибо Святое Таинство Тела и Крови Христовой установленно на все времена. Четыре части Святого Хлеба полагаются на дискосе крестообразно: частица с печатью ИС – в верхней стороне дискоса, частица с печатью ХС – в нижней стороне, частица с печатью НИ - с северной, частица с печатью КА - с южной стороны дискоса. Диакон, показуя (указывая) орарем на потир, говорит священнику: «Исполни, владыко, святый потир". Священник, взяв частицу ИС и сотворив ею знамение креста над потиром, опускает ее в потир со словами: " Исполнение Духа Святаго". Диакон: " Аминь". И, взяв ковшец с теплотой (горячей водой), подносит его священнику, говоря: " Благослови, владыко, теплоту". Священник, благословляя, говорит: " Благословена теплота святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Диакон крестообразно вливает теплоту в потир в количестве, необходимом для причащения, говоря при этом: " Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь". После этого священник берет часть Святаго Агнца с печатью ХС и разделяет се на частицы по числу причащающихся священнослужителей. Затем все священнослужители со умилением молятся: " Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец". После молитвы священнослужители полагают земной поклон пред престолом, кланяются друг другу и верующим, находящимся в храме, со словами: " Простите ми, отцы и братие", и снова творят земной поклон со словами: " Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему". Священник: " Диаконе, приступи". Диакон, подходя с северной стороны, произносит: " Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Священник дает диакону частицу Святого Тела со словами: " (имя рек) священнодиакону, преподается Честное, и Святое, и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную". Диакон принимает (эту частицу) Святого Хлеба в ладонь правой руки, лежащей на ладони левой, целует подающую руку священника и отходит к северной или восточной стороне престола, где, приклонив главу и держа руки над престолом, ожидает (одновременно со священником) чтения молитвы пред причащением. Священник берет себе частицу Святого Хлеба левой рукой, полагает на ладонь правой, говоря: " Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя рек), священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную". После этого священнослужители тайно каждый молятся: " Верую, Господи..." " Вечери Твоея тайныя днесь..." И причащаются со страхом Божиим и " всяким утверждением" (Служебник). Причастившись Святаго Тела Христова, священник берет обеими руками потир, причащается трижды из него Божественной Крови, говоря: " Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, священник (имя рек), во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Ампнь". Чтобы ни одна капля не упала из потира, причащающиеся пользуются особым платом, один конец которого влагается за верхний передний край фелони, а вторым концом плата берут в руки потир. Во время троекратного причащения Крови Христовой священнослужители обычно говорят: " Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь". По причащения священник отирает уста свои и край потира тем же платом и целует край потира, как бы пронзенные ребра Спасителя, произнося: " Се, прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит" (подразумевается: Господь). Целуя потир, священник говорит: " Слава Тебе, Боже" (трижды). Затем обращаясь к диакону, он произносит: «Диаконе, приступи». Диакон подходит и, благоговейно творя поясной поклон, говорит: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему. Преподаждь ми владыко, Честную и Святую Кровь Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Священник: «Причащается раб Божий, диакон (имя рек)», Честныя и Святыя крове Господа и Бога, и Спаса нашего, Иисуса Христа, во оставление грехов своих и жизнь вечную». По причащении диакона, священник говорит: «Се, прикоснуся устнам Твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит». После этого священник читает молитву благодарения за причащение. На литургии св. Иоанна Златоустого: «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче…» На литургии св. Василия Великого: «Благодарим Тя, Господи Боже наш…» Затем священник разделяет части Святаго Агнца с печатью НИ и КА на столько частиц, чтобы было достаточно на всех причащающихся верующих, и опускает эти частицы в потир. Опустив в потир частицы, священник покрывает потир покровцем или платом, полагает на него лжицу. Диакон открывает царские врата (которые остаются открытыми до окончания литургии) и принимает от священника Святую Чашу. Причащение мирян. Диакон, выйдя вместе со священником, на солею через царские врата, подъемля (поднимая) Святую Чашу вверх, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите! »[53] - и передает Святую Чашу священнику. (На практике диакон иногда держит Чашу во время чтения молитвы «Верую Господи и исповедую…», и священник, говоря слова: " Сие есть Самое Пречистое Тело Твое и Сия есть Самая Честная Кровь Твоя...", указывает рукой на держимую диаконом Чашу. По прочтении молитвы священник обычно берет Чашу в свои руки). Выход со Святыми Дарами знаменует явление Господа Иисуса Христа народу по Его Воскресении. Молящиеся благоговейно поклоняются Святым Тайнам, как Самому Воскресшему Спасителю, и с радостью встречают Воскресшего, восклицая устами хора: " Благословен Грядый..." Хор: " Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам". Священник читает молитву пред причастием: " Верую, Господи, и исповедую…" По окончании чтения молитвы причастники-миряне полагают земной поклон, подходя к Святой Чаше с благоговением, крестообразно сложив руки на груди, и называют свои имена. У Чаши во избежание пролития Святой Крови не полагается креститься. Священник, подавая лжицей Святые Дары, произносит: " Причащается раб Божий (имя рек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную". Диакон или алтарный служитель отирает платом уста причащающихся, и причастившись, поцеловав, если возможно, с благоговением и осторожностью край Святой Чаши, отходят и приемлют теплоту. Хор (во время причащения): " Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите". 1. В Великий четверток во время причащения поется " Вечери Твоея тайныя..." 2. В Светлую седмицу, поется вместо " Благословен Грядый..." - " Христос воскресе..." (один раз); во время причащения мирян -" Христос воскресе..." (многажды). После причащения мирян священник с диаконом входят в алтарь. Священник ставит Святую Чашу на престол и, взяв дискос и читая воскресные песнопения: " Воскресение Христово видевше...". " Светися, светися, Новый Иерусалим...". " О Пасха велия и священнейшая, Христе!.." - опускает в потир частицы, вынутые из просфор, лежащих на дискосе, со словами: " Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Антиминсной губкой священник отирает дискос, чтобы не осталось на нем и самых мельчайших частичек. После опускания частиц в потир он покрывает Святую Чашу покровцем, а на дискос полагает звездицу, копие, лжицу, второй покровец и плат. Затем священник, обращаясь лицом к молящимся и. благословляя их, возглашает: " Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое". Хор: " Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть". Вместо " Видехом Свет истинный..." поется (один раз): а) со дня Святой Пасхи до отдания ее - " Христос воскресе" б) с праздника Вознесения Господня до отдания его - тропарь " Вознеслся еси..." в) в субботу пред Пятидесятницей - тропарь " Глубиною мудрости..." Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2278; Нарушение авторского права страницы