Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Просительная ектиния, молитва приношения.
После Великого входа Церковь начинает приготовление молящихся к принесению бескровной жертвы. Диакон, выйдя северными дверьми на солею и став на обычном месте, произносит просительную ектинию: «Исполним (восполним) молитву нашу Господеви». Хор: «Господи, помилуй» (см. Служебник). Во время просительной ектинии священник тайно читает молитву приношения, которая по сходству с проскомидийной молитвой называется «Молитвой проскомидии» и отличается от нее лишь тем, что относится к Честным Дарам, окончательно приготовленным для святой Евхаристии. На литургии св. Иоанна Златоуста: «Господи Боже Вседержителю, Едине Святе…» На литургии св. Василия Великого: " Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию..." Священник, заканчивая молитву приношения, возглашает: " Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". В просительной ектении есть прошение, прибавляемое только в этой части литургии: " О предложенных Честных Дарех Господу помолимся", то есть, чтобы Господь милостиво их принял от нас и освятил силою Святаго Духа. В тайной молитве приношения, читаемой в это же время, священник просит, чтобы Господь удостоил его принести Честные Дары в жертву духовную и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, в силу Своих щедрот и милосердия. Далее верующие приготовляются к святому возношению - выражением мира и любви и исповеданием православной веры. Священник, обратившись лицом к западу и благословляя молящихся, из алтаря возглашает: " Мир всем". Хор: " И духови твоему". Мир душевный должен выражаться во взаимной любви; к ней и призываются затем молящиеся приглашением диакона единодушно выразить свою веру. Диакон: " Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы" (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру). Хор, доканчивая слова диакона, поет: " Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную". В это время священник читает тайно: " Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь - Утверждение мое и Прибежище мое..." (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, исцелует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой.[49] 1, В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия лобызали друг друга (женщины - женщин, мужчины - мужчин). Этот обычай лобзания друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служащих священников несколько, они все целуют дискос, и потир, и престол, и друг друга в плечо. Старший священник говорит: " Христос посреде нас". Младший отвечает: " И есть, и будет". 2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и священники. (В практике же диаконы совершают лобзание перед причащением Святых Тайн). 3. Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: " Христос воскресе", а младший отвечает: " Воистину воскресе". Символ веры Вслед за кратким исповеданием Святой Троицы - " Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа"..., следует подробное исповедание православной веры -в пении Символа веры. Диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, поклоняется, целует крест на ораре и возглашает: " Двери, двери, премудростию вонмем! " (более точный перевод с греческого: " премудрости вонмем" ). В это время в ознаменование Воскресения Христова открывается завеса царских врат (она остается открытой до возглашения: " Святая святым" ). Священник отнимает воздух от Святых Даров, напоминая этим священнодействием о камне, отваленном от дверей Гроба Господня. Кроме того, открытие завесы царских врат и отнятие воздуха с Честных Даров совершаются в знак того, что вера открывает нам тайны Божественной Премудрости. В Древней Церкви слова диакона: " Двери, двери..." относились к привратникам-стражам церковных дверей храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, или других лиц, которые не имели права присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения. Со временем изменилось практическое значение этого возгласа. Церковь словами " Двери, двери..." приглашает верующих блюсти двери своего ума и сердца от посторонних помыслов и попечений. Словами " премудростию вонмем", предшествующими пению Символа веры, указывается на сокрытую в нем Божественную премудрость и на то, чтобы молящиеся внимательно и с благоговением слушали Символ веры. По возгласе диакона хор поет (по благословению Святейшего Патриарха Алексия вошло в обыкновение общее пение народом): " Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя...". Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Тайн. Во время пения Символа веры священник сам читает его, подъемля и колебля воздух над Честными Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наития Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра. Кроме того, поднятие и колебание воздуха напоминает о землетрясении при открытии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба - событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил: явить Свое Воскресение. Если служат несколько священников, то они все держат воздух за края и производят им колебательные движения, читая про себя Символ веры. По прочтении Символа веры предстоятель целует воздух и отлагает его в верхнюю левую часть престола. После исповедания веры молящиеся несколькими возгласами совершенно приготовляются к достойному молитвенному участию в принесении Бескровной Жертвы. Диакон: " Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити". " Станем добре", то есть будем стоять с благоговением, со страхом Божиим, будем внимательны, чтобы в душевном мире принести Богу Жертву (Честные Дары), помня, что эта Жертва приносится Богу не только за нас,, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как посторонние зрители или слушатели, а как соучастники Божественной службы. Хор, выражая от лица молящихся готовность к участию в святом возношении, поет: " Милость мира, жертву хваления", то есть будем возносить Святую Жертву, которая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодатного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная - Святая Евхаристия. Диакон, поклонившись, в это время входит в алтарь южными дверьми и молится вместе с священником. Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольское приветствие (благожелание), как изъявившим свою готовность участвовать в святом возношении, и призывает на них спасительные дары Святой Троицы: " Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами". Хор: " И со духом твоим". Словами " И со духом твоим" верующие молитвенно выражают пожелание предстоятелю взаимно тех же благ Священник: «Горе имеим сердца". Хор: " Имамы ко Господу". Этот возглас священник " Горе имеим сердца" (то есть отрешимся от всего земного и устремимся к горнему, небесному) произносится для достойного приготовления верующих к участию в Евхаристии. Молящиеся словами " Имамы ко Господу", отвечают, что они имеют ум и сердце устремленными к Богу. СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВА. Евхаристический канон По надлежащем приготовлении молящихся к Евхаристии священник возглашает: " Благодарим Господа". Хор: " Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней". Возглашением " Благодарим Господа" священник начинает совершение Святаго Таинства и внушает верующим воздать благодарение Богу, как и Сам Спаситель начал священнодействие Бескровной Жертвы, при ее установлении на Тайной вечери, благодарением Богу Отцу. По возглашении священника " Благодарим Господа" диакон переходит с южной к северной стороне престола, целует его, кланяется предстоятелю и становится у престола. На литургии св. Иоанна Златоуста: " Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити…" На литургии св. Василия Великого: " Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый..." В этой молитве священник от лица всех верующих прославляет величие Божие, Его бесконечное совершенство и Его благодеяния роду человеческому. Он благодарит за сотворение мира и человека, за искупление человека Сыном Божиим и за все милости, явные и тайные, благодарит Господа и за то, что Ему угодно принимать от нас службу сию, то есть литургию, хотя Ему предстоят архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, " победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". В таких выражениях ангельскую песнь слышал в видении св. пророк Исаия. В подобных же выражениях слышал ее и св. Иоанн Богослов. Из Священного Писания известно, что св. Иоанн Богослов (Откр. 4, 7-8) и св. пророк Исаия (6, 1-3) созерцали славословящих Господа ангелов в образе орла, тельца, льва и человека. Заключительные слова этой части евхаристической молитвы священник произносит вслух: " Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Хор добавляет и самые слова ангельской победной песни: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних". К этому ангельскому славословию Святой Троицы хор присоединяет еще и земное приветствие отроков еврейской: при торжественном входе Спасителя в Иерусалим: " Осанна в вышних (то есть: дай спасение в вышних, на Небе). Благословен Грядый во Имя Господне". Диакон во время произнесения священником слов " Победную песнь поюще..." поднимает звездицу с дискоса правой рукой (с орарем, который держит тремя перстами) и творит ею над дискосом образ креста, касаясь звездицей дискоса каждым из четырех концов: при словах священника " поюще" - восточной стороны дискоса; " вопиюще" - западной стороны; " взывающе" - северной и " глаголюще" - южной стороны. По окончании слов священника " Победную песнь..." диакон, сложив звездицу и поцеловав, отлагает ее в верхнюю часть престола.[50] Во время пения, славословия " Свят, Свят, Свят..." священник продолжает читать евхаристическую молитву. На литургии св. Иоанна Златоуста: " С сими и мы блаженными: Силами..." На литургии св. Василия Великого: " С сими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче..." В этой молитве священник исповедует святость Божию и вместе с тем прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, Который послал для нашего спасения Единородного Сына Своего. Пришедший на землю Спаситель совершил и завещал нам совершать в Свое воспоминание Таинство Святаго Причащения. Слова Спасителя (установительные слова Таинства, слова установления) священник произносит вслух: На литургии св. Иоанна Златоуста: " Приидите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов". На литургии св. Василия Великого: " Даде (дал) святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов". Во время произнесения этих слов священник правой рукой, обращенной ладонью кверху, и держа персты вместе, показует на Святый Хлеб, лежащий на дискосе. То же делает и диакон, держа орарь..тремя перстами правой руки. Хор: " Аминь". Священник: На литургии св. Иоанна Златоуста: " Подобно и Чашу по вечери, глаголя" (тихо). И вслух: " Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже на вы и за многия изливаемая во оставление грехов". На литургии св, Василия Великого: " Подобие и Чашу от плода лознаго приемь, растворив, благодарив, благословив, освятив" (тихо). И вслух: " Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов". При произнесении этих слов священнослужители показуют на потир так же, как перед этим на дискос. Хор: " Аминь". Возношение Святых Даров Слова Спасителя при установлении Евхаристии и Его заповедь " Сие творите в Мое воспоминание" дают священнику основание приступить к священнодействию и возношению Святых Даров. Священник молится: На литургии св. Иоанна Златоуста: " Поминающие убо спасительную сию заповедь и вся, яже о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие". На литургии св. Василия Великого: " Сие творите в Мое воспоминание; елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедаете". Поминающие убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий Крест, тридневное погребение, еже из мертвых Воскресение, еже на небеса возшествие, еже одесную Тебе, Бога и Отца, седение, и славное и страшное Его второе пришествие". И вслух (молящихся) священник возглашает: " Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". При произнесении слов " Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" диакон, а если его нет, то сам священник, крестообразно сложив руки, берет правой рукой дискос, а левой -потир, возвышает их над престолом, а затем снова поставляет на место. Это священнодействие является святым возношением Святых Даров в жертву Богу от всех верующих. Возглас священника имеет такое значение: " Твоя", то есть Твои дары (хлеб и вино), " от Твоих", то есть от лица Твоих верных и из Твоих бесчисленных многих даров избранные (по примеру и повелению Самого Христа Спасителя), мы приносим Тебе, Богу, в благодарственную жертву о всех и за вся, то есть за всех и за все Твои благодеяния, к нам бывшие, и ради всяких Твоих милостей будущих. Хор, доканчивая слова молитвы священникаа, поет: " Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш". Преложение Святых Даров За возношением Святых Даров, во время пения " Тебе поем..." совершается их преложение. В тайной молитве священник прежде всего просит Господа ниспослать Духа Святаго на него и на предлежащие Святые Дары: На литургии св. Иоанна Златоуста: " Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, [51] низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия". Налитургии св.Василия Великого: " Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы, грешнии и недостойнии раби Твои, сподобьшиися служити святому Твоему Жертвеннику, не ради правд наших - не бо сотворихом что благо на земли, - но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси богатно на ны, дерзающе приближаемся святому Твоему Жертвеннику. И, предложение вместообразная Святаго Тела и Крове Христа, Твоего, Тебе молимся и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости, приими Духу Твоему Святому на ны и на предлежащия Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати". Затем священник в сознании своего духовного недостоинства, с умилением воздевая руки, молится (тихо произнося): " Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом (дат. мн.ч.) Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся". Диакон: " Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей". Оба после этого благоговейно поклоняются пред престолом. Священник: " Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа..." Диакон: " Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене". И снова оба поклоняются пред престолом. Священник: " Господи, Ижс Пресвятаго Твоего Духа..." Оба делают третий поклон пред престолом. Диакон, приклонив главу и показуя орарем на Святый Хлеб, говорит священнику: " Благослови, владыко, Святый Хлеб". Священник, приблизившись к престолу с чувством священного трепета, благословляет Святой Хлеб, говоря: На литургии св. Иоанна Златоуста: " И сотвори убо Хлеб Сей, Честное Тело Христа Твоего". На литургии св. Василия Великого: " Хлеб убо Сей - Самое Честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Диакон: " Аминь". Благослови, владыко, Святую Чашу (показует на неё орарем). Священник, благословляя Святую Чашу, говорит: На литургии св. Иоанна Златоуста: А еже в Чаши сей - Честную Кровь Христа Твоего". На литургии св. Василия Великого: " Чашу же сию - Самую Честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Диакон: " Аминь". Священник: " Излиянную за живот мира". Диакон: " Аминь". Диакон, обращаясь к священнику, говорит: " Благослови, владыко, обоя (показует орарем на Святые Дары). Священник, благословляя Святые Дары вместе, говорит: " Преложив Духом Твоим Святым" (то есть просит Бога, чтобы Он силою Духа Святаго преложил Хлеб в Тело Христово, а вино в Честную Кровь Христову). Диакон: " Аминь, аминь, аминь". И делают оба земной поклон. (Если священник служит один, то слов диаконских он не говорит, но непременно произносит трижды " Аминь" ). Диакон, приклонив главу, говорит священнику: " Помяни мя, святый владыко, грешнаго". Священник: " Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков". Диакон: " Аминь". В это время (по преложении Святых Даров) священник - ради этой великой Жертвы, приносимой за весь мир, - тайно молится Богу за причастников и за всех в вере отшедших. Священник молит Господа за причастников, чтобы Святые Дары послужили им во отпущение грехов, а не в суд или во осуждение. На литургии св. Иоанна Златоуста: " Якоже быти причащающимся..." На литургии ср. Василия Великого: " Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся..." Прославление Божией Матери Молитвенное поминовение святых угодников Божиих имеет целью свидетельствовать плоды, Голгофской Жертвы Христа Спасителя. После того как священник от лица верующих вознес молитву Богу о почивших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках и всякой праведной душе, достигшей конца земного поприща, он воспоминает в особенности (слав. - " изрядно" ) о Богоматери, как ближайшей к Богу из всех людей и Предстательнице за род человеческий пред Сыном Божиим. Священник принимает от диакона кадильницу и, покадив ею трижды по трижды пред престолом, возглашает: " Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии" - и отдает кадильницу диакону, который, продолжая каждение, кадит престол с остальных трех сторон, горнее место, алтарные иконы и всех служащих и молящихся в алтаре, и отлагает кадильницу. (Некоторые священнослужители полагают, что каждение священника относится к Святым Дарам, а не к престолу, и поэтому диакону надлежит кадить престол и с передней стороны). Хор поет: На литургии св. Иоанна Златоуста: " Достойно есть..." На литургии св. Василия Великого: " О Тебе радуется..." В двунадесятые праздники Господни и Богородичные и во все дни их попразднств (по их отдание включительно), а также в Лазареву субботу, в Великий четверг и Великую субботу, от дня Святой Пасхи по ее отдание, в день Преполовения и в его отдание вместо указанных песнопений (то есть вместо " Достойно есть..." и " О Тебе радуется..." ) поется ирмос 9-й песни канона утрени, с праздничным припевом или без него, и тогда этот ирмос называется задоотойником. В среду на 4-й и 5-й седмицах по Пасхе, то есть в день Преполовения и в его отдание, задостойником служит ирмос Преполовения " Чуждо матерем девство..."; в прочие же дни на 4-й и 5-й седмицах по Пасхе, а также на 6-й, кончая средой, задостойник пасхальный: " Светися, светися..." Поминовение живых и умерших По возгласе " Изрядно о Пресвятей..." священник тайно молится, воспоминая от лица Церкви святых, спасенных Крестной Жертвой Христа Спасителя и уже прославленных Богом, благодарит Господа и прославляет Его за то, что Он, по своей благости, удостоил их Своего Божественного прославления и соделал ходатаями за нас на Небе, а также молится за усопших в вере и надежде воскресения и о живых членах Святой Церкви. На литургии св. Иоанна Златоуста: " О святом Иоанне Пророце..." (см. Служебник) На литургии св. Василия Великого: " О святом Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители..." (см. Служебник). После поминовения усопших возносится молитва о здравии и спасении всех живых. Священник, продолжая молитву, произносит возгласно: " В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшего Климента архиепископа (или: митрополита, или: епископа, титул епархиального архиерея), ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины". Хор: " И всех и вся". Священник продолжает молитву втайне: На литургии св. Иоанна Златоуста: " Помяни, Господи, град сей..." На литургии св. Василия Великого: " Помяни, Господи, всякое епископство православных..." (См. Служебник). Священник (возгласно): " И даждь нам единеми усты и идинем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков". Хор: " Аминь". Священник, обратившись лицом на запад и благословляя верующих именем Господа Иисуса Христа, возглашает: " И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами". Хор: " И со духом твоим". Этим оканчиваются благодарственные, хвалебные молитвы, положенные по совершении Святого Таинства. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1545; Нарушение авторского права страницы