Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВСЕДНЕВНОЙ ПОЛУНОШНИЦЫ
Первая часть Священник в одной епитрахили возглашает: " Благословен Бог наш..." Чтец: " Аминь" и читает начальные молитвы: " Царю небесный", " Трисвятое", " Отче наш", " Господи, помилуй" (12 раз), " Слава, и ныне", " Приидите, поклонимся..." (трижды). Далее читается 50 псалом (покаянный: " Помилуй мя, Боже...", 17 кафизма, состоящая из 118 пс., " Символ веры", " Трисвятое", " Отче наш"... Затем читается или поется тропарь: " Се жених грядет в полунощи..." Слава: " День он страшный помышляюще..." На " И ныне" ~ Богородичен: " Тебе, необоримую стену..." Далее: " Господи, помилуй" (40 раз), " Иже на всякое время...", " Честнейшую херувим...", " Именем Господним благослови, отче". Священник: " Боже ущедри ны..." Чтец: " Аминь" - и далее читает молитву: " Владыко Боже отче Вседержителю..." На этом и заканчивается первая часть. В зимнее время (с 29 сентября, нового стиля, до недели Ваий) после молитвы: " Владыко Боже Отче..." прибавляются еще две молитвы; " Господи Вседержителю Боже сил..." и " Тя благословим, вышний Боже... " В течение же всего Великого поста после возгласа: " Боже, ущедри ны..." произносится молитва Св. Ефрема Сирина: " Господи и Владыко живота моего..." Вторая часть. Вторая часть Полунощницы состоит из прошений об умерших, и по составу подобна службе часов. Вначале читается " Приидите, поклонимся" (трижды), затем читаются два псалма: " Возведех очи мои в горы..." (120 пс.), " Се ныне благословите Господа..." (133 Пс.). После этих псалмов чтец продолжает: " Слава, и ныне", " Трисвятое", " Отче наш..." и заупокойные тропари: " Помяни, Господа, яко благ рабы Твоя...", " Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй..." На " Слава" поется кондак " Со святыми упокой...", на " И ныне" - Богородичен " Блажим Тя вей роди, Богородице Дево..." После тропарей произносится: " Господи, помилуй" (12 раз), и заупокойная молитва " Помяни, Господи, в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу... " Заключительную часть полунощницы составляют молитвы: " Преславная Приснодево..." и " Упование мое Отец...". Далее священник произносит: " Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе". Хор или чтец: " Слава, и ныне"." Господи, помилуй" (трижды) и далее малый отпуст. После отпуста, так же как и по окончании повечерия, совершается обычное прощение. (Смотри выше в конце повечерия). Священник произносит ектению: " Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Пимене"... После ектений говорит: " Молитвами святых отец наших..." и на этом заканчивается последование вседневной полунощницы. В дни праздничные, например: 8-го сентября, 26 декабря, 7-го января, в понедельник Св. Духа, в субботу Лазаря, в отдание Пасхи, по первом Трисвятом и по " Отче наш..." вместе " Се жених..." поется тропарь праздника, а по втором Трисвятом и по " Отче наш...", вместо указанных заупоконых тропарей, поется кондак праздника. Но только тогда молитва " Помяни, Господи в надежди воскресения..." не произносится (Типикон, см. последование этих дней). ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ СУББОТНЕЙ ПОЛУНОЩНИЦЫ Субботняя полунощница, как и вседневная, состоит из двух частей. Она отличается от вседневной полунощницы тем, что на субботней полунощнице вместо 17 кафизмы читается 9-я, в которой прославляется Господь Спаситель мира, Своими страданиями и смертью победивший ад (17-я кафизма в этот день читается на утрене, после шестопсалмия в числе рядовых кафизм). В соответствии с 9-й кафизмой после Символа веры поются или читаются тропари не о втором прошествии и Страшном суде (" Се жених..." ), а в прославление Пресвятой Троицы " Несозданное естество, всех Зиждителю...", на " Слава", тропарь " Выш-ния силы подражающе на земли...", на " И ныне" - " От одра и сна воздвигл мя еси, Господи..." и после молитвы: " Владыко Боже Отче Вседержителю..." читается еще другая молитва: " Величая Величаю Тя, Господи... " В дни праздничные, например: 26 декабря, 7 января, в суб~ боту Лазаря и друг. - поется тропарь праздника, как и на вседневной полунощнице. На субботней полунощнице никогда не бывает великих поклонов с молитвой: " Господи и Владыко живота моего..." ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ПОЛУНОШНИЦЫ Воскресная полунощница отличается от вседневной и субботней тем, что она значительно короче и состоит из одной только первой части. Второй части нет, нет и кафизмы, а вместо кафизмы поется новозаветная песнь в прославление Пресвятой Троицы, а именно: Троичный канон рядового гласа. Порядок этой полунощницы следующий: возглас, обычное начало, 50 псалом и поется канон Пресвятой Троице рядового гласа (из Октоиха), " с благоговением и умилением" (Типикон, 7 гл.). После канона поются особые троичные тропари: " Достойно есть, яко воистину, славити Тя, Бога Слова..." и друг. (см. Часослов). Затем " Трисвятое", " Отче наш..." и поются ипакои гласа. Чтец: " Господи, помилуй" (40 раз), " Слава, и ныне", " Честнейшую..." После возгласа священника: " Боже, ущедри ны..." читается молитва " Всемогущая и животворящая Святая Троица...". Затем произносится отпуст (" чин обычного прощения", см. в конце повечерия) и ектения: " Помолимся о великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Пимене..." Конечный возглас: " Молитвами святых отец наших... " На этом и заканчивается воскресная полунощница. УТРЕНЯ Утреня получила свое название от времени совершения. С утром соединены многие священные воспоминания, например, мы благодарим Бога за сохранение нас во время прошедшей ночи и дарование нам нового дня жизни. Затем каемся в своих согрешениях и просим Господа, чтобы Он озарил нас как естественным, так и истинным и благодатным Своим светом, дабы нам " бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти" в ожидании пришествия светлого и явленного дня Сына Божия - Иисуса Христа. В утреннем богослужении мы также чествуем святых угодников Божиих или отмечаем какие-либо священные события. Утренний свет, впервые озаривший устрояемую Творцом вселенную, был первым утром мира. В Ветхом Завете ежедневно ранним утром совершались всесожжения и молитвы (Исх. 30, 7). В Новом Завете - в царстве благодати - с утром соединены многие священные, воспоминания, например, два важнейших события из жизни Спасителя совершились ранним утром, т.е. до рассвета, а именно: Рождество Христово и Воскресение. Самый свет утренний напоминал первым христианам об Иисусе Христе, Который назвал Себя Светом миру. Православная Церковь призывает нас к утреннему богослужению с первых дней своих. Например, в Апостольских Постановлениях говорится: " По-утру благодарите Бога за то, что Он осветил нас, удаливши ночь и приведши день..." В Апостольское время утреннее молитвословие начиналось до рассвета и продолжалось до наступления дня, поэтому-то и наша утреня предваряется пением или чтением перед шестопсал-мием ангельской песни: " Слава в Вышних Богу...", а в конце утрени бывает возглашение: " Слава Тебе, показавшему нам свет". Итак, освящать утро дня соответствующими времени песнопениями - обычай древний. Есть много свидетельств, подтверждающих этот обычай древности. Так, например, историк Евсевий Кесарийский (1У в.) называет псалмы и песни, которыми прославляется Божество Иисуса Христа на утреннем богослужении, издревле установленными и сложенными (кн. 5, 28). В творениях св. Василия Великого (IV в.) также есть упоминание о способе сти-хословия утренних псалмов, отличая их от молитв и псалма покаянного (Псол.204 ). У св. Афанасия Великого (IV в.) имеется указание на употребление в утреннем богослужении великого славословия. Существует три вида утрени: 1. Вседневная, т.е. служба святому, имеющему шестеричный знак или не имеющему никакого знака. Устав обычной утрени находится в Служебнике, Часослове, в 9 гл. и других местах Типикона. 2. С великим славословием, т.е. когда великое славословие поется, а не читается. 3. Полиелейная, имеющая знаки: крест, крест в круге и крест в полукруге. Устав праздничной утрени находится в некоторых изданиях Служебника, Часослова, Следованной Псалтири, Октоиха, во 2, 3, 4 гл. и других местах Типикона. Православная утреня имеет четыре части, чему соответствует древнее деление ночи на четыре стражи. Части эти следующие: 1. Начальные псалмы - шестопсалмие с великой ектенивй итропари на " Бог Господь". 2. Кафизмы, на праздничной утрени - полиелей с Евангелием. 3. Канон. 4. Хвалитные стихиры со славословием и ектениями. К этому присоединяется заключительная часть, начинающаяся возгласом " Премудрость", и отпуст. Все эти четыре части внутренне связаны и представляют собой как бы непрерывно развертывающуюся картину, в которой сочетаются скорбь и радость, мрак и свет, покаяние и славословие. В дальнейших текстах (" Бог Господь, и явися нам..." ) эта картина становится еще величественнее, озаряемая светом упований и надежд, достигающих своей вершины (если совершается праздничная утреня) в блеске полиелея и радости праздничного Евангелия. За этим, подобно полноводной реке, начинает свое величавое течение канон, в котором прославляются священные лица и объясняется смысл праздника. За каноном следует хвала и славословие единому, истинному Виновнику всякого торжества, Богу; затем прославление праздника пением тропаря, и благословение Господне, на отпусте. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 1499; Нарушение авторского права страницы