Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мнения некоторых имамов и ученых о суфизме⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42
Из книги «Аль-фикру-с-суфи» («Идеи суфизма») с небольшими изменениями и сокращениями: Слово «суфизм», или «тасаввуф» не было известно во времена сподвижников и таби’ун. Появилось оно лишь в конце второго века по хиджре. А одного этого достаточно, чтобы назвать его нововведением. Поэтому его не застали два имама Абу Ханифа и Ахмад (да помилует их Аллах) и не говорили о нем, начал же говорить о нем имам аш-Шафи’и и пришедшие после него. Имам аш-Шафи’и: Он застал начало суфизма и принадлежал к числу ученых, более других выражавших порицание суфиям. Он даже сказал о них: «Если в начале дня человек стал суфием, он еще до полудня становится глупцом». Он также сказал: «Кто сопровождал одного из суфиев в течение сорока дней – к нему навсегда возвращается разум». И он сочинил: Оставь тех, которые, приходя к тебе, предельно скромны, А, оставаясь одни, становятся волками увиливающими[730]. Он также сказал, отправляясь в Египет: «Я оставил Багдад, а еретики создали нечто, названное ими «ас-сама’» («Гармония»)» - имея в виду суфизм[731]. Имам Ахмад: Имам Ахмад устроил суфиям засаду. Сказал он о том, о чем начал говорить аль-Харис аль-Мухасаби, а это внушения и внезапные мысли: «Такого не говорили ни сподвижники, ни таби’ун». Он предостерег людей от общения с ним и сказал его другу: «Я не советую тебе общаться ним». Ибн аль-Муляккын написал биографию аль-Хариса аль-Мухасаби в книге «Табакату-ль-авлийа», сказав: «Аль-Харис ибн Асад аль-Мухасаби аль-Басри, Абу ‘Абдуллах, один из ватадов и объединивших между явным (захир) и сокрытым (батын), прозван аль-Мухасаби, поскольку он постоянно требовал отчета (мухасаба) от своей души, умер в 243 году по хиджре». Имам Абу Зар’а ад-Димашкы: После имама Ахмада ибн Ханбаля пришел имам Абу Зар’а (да помилует его Аллах), и он также говорил о книгах аль-Хариса аль-Мухасаби, когда у него спросили о них: «Остерегайтесь этих книг, ибо эти книги – нововведения и заблуждения. Читайте же хадисы и слова сподвижников, и вы найдете в них то, что избавит тебя от необходимости читать эти книги». Ему сказали: «В этих книгах – назидание». Он сказал: «Для кого Книга Аллаха не является назиданием, для того и эти книги не назидание. Слышали ли вы о том, чтобы Малик ибн Анас, Суфйан ас-Саури, аль-Авза’и и предшествующие им имамы писали книгу о внушениях, внезапно появившихся мыслях и тому подобных вещах? Они (т.е. суфии) пошли наперерез ученым. Порой они говорят словами аль-Хариса аль-Мухасаби, порой Абду-р-Рахима ад-Дубейли, порой – Хатима аль-Асамма, а порой – Шакыка аль-Бальхи». Затем он сказал: «Как быстро устремляются люди к нововведениям! »[732]. Имам Ибн аль-Джаузи: Что касается имама ‘Абду-р-Рахмана ибн аль-Джаузи аль-Багдади (ум. В 597 г.х.), то он написал уникальную книгу, критикуя все группы людей – ученых, чтецов, паломников, суфиев и других. Назвал он ее «Тальбис Иблис» («Обман Иблиса») и посветил большинство глав в ней суфиям, разъяснив то, как обманул их Шайтан. Книга эта, как говорят о ней некоторые, достойна того, чтобы быть написанной золотыми чернилами и приобретаться в каждый дом с целью ознакомления с ошибками разных направлений. Имам, шейх Ислама, Ибн Таймиййа: Что же до имама Ибн Таймиййа (да помилует его Аллах), то он лучше многих людей разъяснил людям истинную сущность суфизма и отслеживал и изучал высказывания еретиков и безбожников из числа суфиев, особенно Ибн ‘Араби, ат-Талямсани и Ибн Саб’ин. Он комментировал их высказывания, рассказывал сокрытое в них и предостерегал Умму от их зла во многих своих книгах и сочинениях, а также в своих «Фатава» («Фетвы»). Он изучал также высказывания искренних из них, у которых смешалось благое и мерзкое слово, как ат-Тирмизи, автор книги «Хатму-ль-виляйа», и аль-Газали, автор книги «Ихйа ‘улюми-д-дин» и других. Написанного, собранного и сделанного Ибн Таймиййей слишком много, чтобы описать его подробно... Что же касается наших дней, то, несмотря на распространение суфизма на фоне незнания мусульманами как Корана, так и Сунны, и невероятных усилий тех, кто плетет интриги против Ислама и мусульман, Всевышний Аллах послал мусульманам ученых, раскрывших истинную суть суфизма и их тайны. Сильнее всего налег на них имам шейх Ислама, Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб, благословенному призыву которого на Аравийском полуострове принадлежит, после Аллаха, заслуга в пробуждении Уммы от ее глубокого сна и познании ею истинной сущности заблудшего суфизма. Призыв к Таухиду распространился на западе и востоке. И искренние люди настигали осколки суфизма во всех уголках земли – так, что туча рассеялась или почти рассеялись, по милости Аллаха… После того, как тьма и зло окутали всю землю, кроме немногих приверженцев религии Истины и Таухида. Современные ученые выпустили ценные книги, раскрывающие мерзость суфизма и разъясняющие его истинную сущность, без чтения которых не обойтись человеку, желающему хорошо знать суфизм и уберечься от него: - «Аль-фикру-с-суфи» («Идея суфизма») - ‘Абду-р-Рахман ‘Абду ль-Халик. - «Ат-тасаввуф аль-манша’ ва-ль-масадир» («Суфизм: происхождение и источники») - Ихсан Иляхи Захар. - «Хазихи-хийа-с-суфиййа» («Таков суфизм») - ‘Абду-р-Рахман аль-Вакиль (в прошлом суфий). - «Ат-тасаввуф бейна-ль-Хакк ва-ль-хальк» («Суфизм между Аллахом и творениями») - Мухаммад Фахр Шакафа. - «Ат-тасаввуфу-ль-ислями фи-ль-адаб ва-ль-ахляк» («Исламский тасаввуф: этикет и поведение») - доктор Заки Мубарак. - «Аль-кашф ‘ан хакыкати-с-суфиййа ли-аввали марра фи-т-тарих» («Раскрытие истинной сущности суфизма впервые в истории») - Махмуд ‘Абду-р-Рауф аль-Касим. - «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфи» (Освящение личностей в суфийской идеологии») - Мухаммад Ахмад Ляух. - «Ан-накшбандиййа» («Накшбандийский тарикат») - ‘Абду-р-Рахман Димашкыййа. - «Ат-тасаввуф фи мизани-ль-бахс ва-т-тахкык» («Суфизм на весах изучения и исследования») - ‘Абду-ль-Кадир ибн ХабибуЛлах ас-Санади. Я воспользовался этими книгами при написании этой книги. Что меня удивляет, так это то, что некоторые ученые и выдающиеся представители обновительного движения исламской Уммы заняли по отношении к суфизму весьма мягкую позицию и описали его не так, как он есть на самом деле. Например, имам-шахид Хасан аль-Банна (да помилует его Аллах), который считал, что вначале суфизм был на верном пути, потом его исказили. И выдающийся ученый Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди (да помилует его Аллах), который считал практику суфизма делом, очищающим человека изнутри. Я считаю, что эти ученные, несмотря на их высокое положение и обширные знания, допустили некоторые ошибки в описании суфизма и его оценке. И я думаю, что их оправдывает то, что они не углублялись в изучение суфизма, и от них укрылось то, что не укрылось от нас. И да простит Аллах и нас и их… И я считаю, что ученные прошлого не обратили внимания на суфизм, не придали ему особого значения и пренебрегли им, и он распространился в таких масштабах, как мы видим это сейчас. А если бы они искоренили его при первом его появлении, он бы не смог так распространиться… Однако Аллах предопределил и сделал, как пожелал.
Заключение (хукм) Ислама относительно суфиев
Ахлю-с-Сунна выносят постановление о том, что суфизм – нововведение и заблуждение, поскольку даже само слово «суфизм» и название им – нововведение, не упомянутое ни в Коране, ни в Сунне, а каждое нововведение – заблуждение. Однако они не считают суфиев – только потому, что они суфии, - кяфирами, и не говорят о каком-то конкретном суфии, что он – кяфир, до тех пор, пока в его словах, делах или убеждениях не проявится ширк и куфр. Если же в его словах, делах и убеждениях замечен куфр как обращение с ду’а к мертвым, вера в существование у вали особого «шариата», отличающегося от Шариата Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)… Если за ним замечено это, и ему разъяснили ложность и несостоятельность этого с приведением доказательств, однако он не отказывается от этого – в таком случае он считается кяфиром из-за его слов, действий или убеждений, заключающих в себе куфр. Такое же решение выносится и в отношении того, кто, не являясь суфием, совершает, говорит или верит в то, что является куфром, при соблюдении необходимых для вынесения постановления о куфре условий, упомянутых в книгах.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
[1] Тарикат – название суфийских братств, а также: система или школа обучения в суфийском братстве, принятый в каждом из этих братств «способ следования по пути к Аллаху». (Прим. пер.) [2] «Ихйа ‘улюм ад-дин»: 3\65. [3] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа»: 181. [4] «Кылядату-ль-джавахир»: 177. [5] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа»: 313, «Аль-анвару-ль-кудсиййа»: 525. [6] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа»: 170. [7] Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а – те, кто придерживается истинной, неискаженной исламской акыды (идеологии), основанной на Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). (Прим. пер.) [8] Согласован: аль-Бухари (№3968, 6021, 6236, 6952), Муслим (№2704). Его начало: «Умерьте свой пыл – поистине, вы взываете не к глухому, и не к отсутствующему…Поистине, вы взываете к Слышащему, Близкому, и Он с вами». [9] Приведено Муслимом в длинном хадисе. [10] Приведен Ахмадом и другими. [11] Маджму’уль-фатава: 1\126. [12] «Ат-табакату-ль-кюбра» [13] Приводит ат-Табарани, он назвал этот хадис хорошим. [14] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», №5884. [15] Передает Муслим (№177) и ат-Тирмизи. [16] Согласован, передают аль-Бухари и Муслим. [17] Передает ибн Исхак в «Аль-магази». [18] «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1/199-200, «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 210-213. [19] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 107, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 125. [20] Передает ат-Тирмизи. [21] Передает ат-Тирмизи. [22] «Аль-фуйудату-р-раббаниййа», 194-196 [23] «Аль-ибриз», 238. [24] «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1/222-223. [25] «Аль-ибриз», 24. [26] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 2342. [27] То есть, я не желаю, чтобы один из вас рассказывал мне о неблаговидных поступках или дурных словах другого в его отсутствие, чтобы потом, когда вы оба предстанете передо мной, желая чтобы я рассудил между вами, я был настроен одинаково благожелательно по отношению к вам и не относился предвзято к тому, о чьем нехорошем поступке или поведении сообщил мне его товарищ перед этим. (Прим. пер.) [28] Передают Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи. [29] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1/189. [30] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/19. [31] Вали – «святой», суфийский шейх, обладающий сверхъестественными способностями и творящий чудеса. Его также называют «валийуЛлах» - «наиболее близко стоящий к Аллаху». (Прим. пер.) [32] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 258 [33] «Сейру-ль-авлия», 58 [34] Передают аль-Бухари и Муслим [35] Джахилиййя – «эпоха невежества»; эпоха язычества, доисламские времена. [36] «Аль-умм», 1/252 [37] «Аль-ибриз», 193 [38] «Ар-римах», 1/191 [39] Окийя – мера веса, равная 37, 44 г. (Прим. пер.). [40] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 139-140. [41] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 144. [42] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 199. [43] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/128. [44] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/128. [45] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 177. [46] Этот хадис передает аль-Бухари и другие в главе «Медицина». [47] «Аль-ибриз»: 193. [48] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 133-134, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 137, «Джами’а карамати-ль-авлийа», 1/146. [49] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 2/700. 4 «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/150-151. 5 «Аль-джавахиру ва-д-дурар», 130-131. [52] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/91. [53] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 143. [54] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 143. [55] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 2/709. [56] «Ар-рисаля», 2/710-711. [57] «Джами’у» ан-Набхани, 2/154. [58] «Ат-табакату-ль-кубра», 1/172 [59] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/150-151. [60] «Ар-римах»», 1/22. [61] Передают аль-Бухари и Муслим. [62] Передает аль-Бухари. [63] «Аль-джавахиру ва-д-дурар», 130-131 [64] «Аль-кюбра», 259. [65] «Аль-кюбра», 2/116. [66] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 325. [67] Аль-Гаус (букв. «помощь, избавление») – почетное прозвище некоторых суфийских вали, среди них ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни, основатель кадиритского тариката. (Прим. пер.) [68] «Аль-ибриз», 189. [69] Саййид – господин. (Прим пер.) [70] «Аль-кюбра», 1/157. [71] Ахлю-т-тасарруф – вали, наделенные сверхъестественными способностями, которые, согласно утверждениям суфиев, говорят чему-нибудь: «Будь! » - и оно тут же сбывается. (Прим пер.) [72] «Аль-ибриз», 193. [73] «Аль-кюбра», 1/159. [74] «Аль-кюбра», 1/158. [75] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/8. [76] «Аль-фусус», 1/129. [77] «Ар-рихляту-ль-канакириййа», 6. [78] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/152. [79] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/76-77. [80] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/273. [81] Передают аль-Бухари и Муслим. [82] Передают аль-Бухари и Муслим, приведена версия Муслима. [83] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 163. [84] «Танвиру-ль-кулюб», 530. [85] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 118-119. [86] Передает аль-Бухари. [87] Приводит ат-Табарани. [88] Приводит аль-Баззар в своем «Муснаде». [89] Приводят авторы «Сунан». [90] Этот хадис приводит Малик в «Аль-джами’»; аль-Альбани назвал его достоверным. [91] Муракаба – концентрация помыслов с целью «духовного общения» с Аллахом, Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), вали или шейхом наставником у суфиев. (Прим. пер.) [92] Рабита – психологическая практика суфиев: духовная связь с шейхом-наставником посредством воссоздания в сердце его образа (вплоть до «растворения» в нем). (Прим. пер.) [93] «Кылядату-ль-джавахир», 177. [94] Вирд – особые молитвенные формулы у суфиев. (Прим. пер.) [95] «Ад-дурару-с-сунниййа», 8. [96] Приводит Муслим в составе длинного хадиса. [97] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 317. [98].«Адль-мавахибу-с-сармадиййа», 145-146. [99] «Ихйау-ль-‘улюми-д-дин», 4/205. [100] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 2960. [101] Передает Муслим: 291. [102] Передает Муслим: 289. [103] Передает Муслим: 287. [104] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 3. [105] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 5. [106] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 130, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 135. [107] «Аль-ганиййа», 2/164. [108] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/153. [109] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/169. [110] «Тарбийатуна-р-рухиййа», 206. [111] «Тазкирату-ль-авлийа», 1/171. [112] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 138, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 140, «Джами’у-ль-карамати-ль-авлийа», 1/151. [113] «Аль-ибриз», 186. [114] «Сахиху-ль-джамии-с-сагыр», 7520. [115] Передают аль-Бухари и Муслим. [116] Передают аль-Бухари и Муслим. [117] «Ас-сирату-н-набавиййа» ибн Хишама. [118] «Танвиру-ль-кулюб», 534. [119] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 142. [120] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 142. [121] «Танвиру-ль-кулюб», 410. [122] Передают аль-Бухари и Муслим. [123] Приводится у Муслима. [124] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 6841. [125] Приводится у Ахмада, 5/397. [126] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 154. [127] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7217. [128] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7227. [129] «Сахиху-джами’и-с-сагыр», 4379. [130] «Карамату-ль-авлийа», 1/373. [131] «Танвиру-ль-кулюб», 534. [132] Приводит Муслим. [133] Приводит аль-Бухари. [134] Передают аль-Бухари и Муслим. [135] Приводит аль-Бухари. [136] «Ат-тавассуль» и «Вадыху-ль-ишара» с некоторыми изменениями. [137] «Авдаху-ль-ишара», с небольшими изменениями, 121. [138] «Ад-дину-ль-халис», 4/19. [139] «Ад-дину-ль-халис», 4/30. [140] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1/243. [141] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 667. [142] «Ат-табакат», 460. [143] «Аль-ибриз», 298. [144] «Ар-рисаля», 521. [145] «Аль-ибриз», 301. [146] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1/252. [147] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 4515. [148] Передают аль-Бухари и Муслим. [149] «Дурару-ль-гаввас мин фатава сеййиди ‘Али аль Хаввас», 62-63. [150] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/67. [151] «Аль-йавакыту ва-ль-джавахир», 1/151. [152] «Аль-ихйа’», 2\270. [153] «Аль-кылядату-ль-джавахир», 433. [154] «Аль-кылядату-ль-джавахир», 433. [155] Передают аль-Бухари и Муслим. [156] Передают аль-Бухари и Муслим. [157] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 4379. [158] «Аль-фатава», 26\150. [159] «Ахкаму-ль-джанаиз», 191. [160] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/95. [161] «Аль-ибриз», 29. [162] «Джавахиру-ль-ма’ани», 11/158. [163] Передают аль-Бухари и Муслим. [164] «Ар-римах», 1\118 – 119. [165] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 3124. [166] Передают аль-Бухари и Муслим. [167] «Табакату-ш-шафи’иййа», 9/211. [168] «Аль-кавакиб», 2/67. [169] «Аль-кавакиб», 2/98. [170] «Аль-мутриб фи машахир авлийаи-ль-Магриб», 51. [171] «Ат-тайсир», 484. [172] Имеется в виду удержание от порицаемого, произнесение слова Истины и т. д. [173] Приводится у Ахмада и Ибн Маджи. Шейх аль-Альбани упомянул его в сборнике «Слабые хадисы Ибн Маджи». [174] «Джамхарату расаили-ль-‘араб», 1/210. [175] «Тафсиру-ль-Кур’ани-ль-‘Азым», 2/450. [176] «Ар-римах», 1/142. [177] «Ар-римах», 1/143. [178] «Ар-римах», 2/151. [179] Приводится у Муслима. [180] Приводит Малик в «Аль-муватта’», 1711, аль-Хаким в «Аль-мустадраке», 7314, и Ибн Хаббан в своем «Сахихе», 575. [181] «Риммах хизби-р-Рахим», 2/143. [182] «Ар-римах», 2/143. [183] «Багйату-ль-мустафид», 216. [184] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/90. [185] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/163. [186] «Аль-‘акыдату-т-Тахавиййа». [187] Передает аль-Бухари и другие. [188] Приводится у Муслима и других. [189] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [190] Передают аль-Бухари и Муслим. [191] «Аль-бидайату ва-н-нихайа», 1/334. [192] Передают ьль-Бухари и Муслим. [193] Аль-Бухари и Муслим. [194] Аль-Бухари и Муслим. [195] Передает Муслим и другие. [196] Передает Муслим. [197] «Тахзиру-с-саджид», 47. [198] Приводит Абду-р-Раззак в «Аль-муснаф», №1581. [199] «Маджму’ату-р-расаиль», 1/67. [200] «Маджму’у-ль-фатава», 27/448. [201] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/125. [202] «Маджму’у-ль-фатава», 11\504. [203] «Шарху-с-судур», 11. [204] Приводится у Муслима. [205] «Шарх сахихи-ль-Муслим», 13\141. [206] Упомянуто аль-Куртуби в «Аль-джами’». [207] Рафидиты – представители одного из направлений шиизма. Прим. пер. [208] «Фираку-ш-ши’а», 44. [209] Упоминает аш-Ши’рани и комментирует: «Так сказал мой господин ‘Али аль-Хаввас…», «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\39. [210] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\77. [211] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфий». [212] Ат-табакат», 2\162. [213] «Тальбису-ль-Иблис». [214] «Ат-табакат», 1\157. [215] «Ат-табакат», 2\147. [216] «Аль-арвах», Тантави Джаухари. [217] «Акыдату-р-радж’ати ‘инда-ш-шиа’», 254. [218] Передают ибн Маджа и аль-Хаким. Ат-Тирмизи и аль-Альбани назвали его «хорошим» (хасан). [219] Кутб («ось», «полюс», «точка опоры») — верховный ранг в иерархии вали. Прим пер. [220] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1\267. [221] Гаус – верховный ранг в иерархии вали. Так называется Кутб в том случае, когда к нему обращаются за помощью и защитой. Прим. пер. [222] «Аль-джавахир», 1\227. [223] «Дурару-ль-гаввас», 15-16. [224] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1\172. [225] Ватад – ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер. [226] «Муштаха-ль-харифи-ль-джани», 559. [227] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\128. [228] Приводится у ат-Тирмизи, №3095. [229] «Танвиру-ль-кулюб», с небольшими изменениями от меня, 528. [230] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 89. [231] Приводится у Муслима. [232] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 494. [233] Приводит Абу Дауд в «Сунан» и ан-Насаи в «Делах ночи и дня», и ибн Баз назвал его иснад «хорошим» (хасан). См. «Тухфату-ль-ахйар», 24. [234] «Танвиру-ль-кулюб», 529. [235] Упоминает Ибн Исхак в «Сире». [236] Приводится у Муслима. [237] «’Аварифу-ль-ма’ариф» на полях «Аль-ихйа». [238] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\103, «Джами’» ан-Набхани, 1\294. [239] «Танвиру-ль-кулюб». [240] Приводит Муслим. [241] «Кылядату-ль-джавахир», 278. [242] Барзах – промежуточный мир, в котором пребывают умершие вплоть до Судного Дня. Прим. Пер. [243] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1\161. [244] «Шатахату-с-суфиййа», 182. [245] «Бедные» (фукора’, ед. ч. факыр) - самоназвание суфиев. Прим. пер. [246] «Аль-футухату-ль-иляхиййа», 308. [247] «Аль-футухату-ль-иляхиййа», 339. [248] Упоминается в книгах по сире. [249] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 2\36. [250] «Нафахату-ль-хакк», глава «Иршад ва хидайа». [251] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1\168. [252] «Аль-ганиййа», 2\164. [253] Передает ат-Тирмизи и ибн Хаббан в своем «Сахихе». [254] Часть хадиса, переданного Ахмадом, ат-Тирмизи и другими. [255] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1\5, «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\365. [256] «Аль-кавакибу-д-дурриййа», 246. [257] «Ат-табакат», 5. [258] «Иказу-ль-хумум фи шархи-ль-хикам», ибн ‘Аджиба, 1\5. [259] Передают Абу Дауд и ат-Тирмизи. [260] «Рисаляту фи ‘ильми-ль-батын ва-з-захир», 1\251. [261] Салик – путник, идущий по мистическому пути. Прим. Пер. [262] «Масрау-т-тасаввуф», 81. [263] «Аль-бад’у ва-т-тарих», аль-Макдиси, 5\ 91. [264] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 48. [265] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 47. [266] ‘Ариф – тот, кому даровано мистическое знание. Прим. Пер. [267] «Аль-фусус», 192. [268] «Аль-фусус», 1\92. [269] «Ат-тасаввуфу-ль-ислями фи-ль-адаб ва-ль ахляк», 1\179. [270] «Ми’раджу-т-ташаввуф иля хакыкати-т-тасаввуф», 39. [271] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 161. [272] «’Ильму-ль-кулюб», 157. [273] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3\243. [274] «Мишкяту-ль-анвар», 57. [275] Из книги «Аль-халлядж», Таха ‘Абу-ль-Бакы’ Сурур, 104. [276] «Аль-фикру-с-суфи», 62. [277] «Фусусу-ль-хикам». [278] «Захаиру-ль а’ляк фи шархи тарджумани-ль-ашвак», ибн ‘Араби, 39. [279] «Фусусу-ль-хикам». [280] «Аль-инсану-ль-кямиль», 116. [281] То же, 116. [282] То же, 11. [283] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\384. [284] «’Азаб» означает «мука, страдание». Но глагол «’азуба» имеет значение «быть приятным, сладким». Прим. пер. [285] «Аль-фусус», 1\94. [286] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-хальк», 108. [287] «Ат-тавасин», 42. [288] То же, 51-52. [289] Жена Фир’ауна не имела детей, и в этом было ее «несовершенство». Муса же устранил его, заменив ей сына и заполнив собой эту пустоту. Прим. пер. [290] «Фусусу-ль-хикам», 201 [291] То же, 212. [292] «Аль-Джавахир ва-д-дурар», 175. [293] «Аль-хильйа», 10\37. [294] То же, 10\39. [295] Приводится у аль-Бухари. [296] «Ат-та’арруф ли-мазхаб ахли-т-тасаввуф», 155. [297] «Танвиру-ль-кулюб», 486. [298] То есть, пророки. [299] Приводится у Абу Дауда, ибн Маджи и Ахмада. Аль-Альбани назвал его иснад достоверным. [300] Приводится у Ахмада и Абу Дауда. [301] Название дерева. Другие его названия – христов терн и лотус. Прим. пер. [302] Приводится у ат-Тирмизи, он назвал его достоверным. [303] Приводится у Аль-Бухари и Муслима. [304] Достоверный хадис. Его передает Ахмад и другие. [305] Приводится у Ан-Насаи, хадис с хорошим иснадом. [306] То есть мясо животных. Прим. пер. [307] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\37. [308] Абдаль, ед. ч. бадаль («заменяющие») — ранг в суфийской иерархии вали. [309] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3\65. [310] «Аль-ихйа», 3\66. [311] «’Аварифу-ль-ма’ариф». [312] То же. [313] Ибн аль-Джаузи сделал заключение о том, что этот хадис – присочиненный (вымышленный). [314] Передает ибн Маджа от ибн ‘Умара. [315] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль хальк», 175. [316] Приводится у Муслима. [317] «Аль-фикру-с-суфи» ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абду-ль-Халика. [318] Приводится у аль-Бухари. [319] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [320] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [321] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [322] Приводится у аль-Бухари, Ахмада и аль-Байхакы. [323] Приводится у Ахмада, ат-Тирмизи и ибн Маджи. Аль-Альбани назвал его достоверным. [324] Приводится у ат-Тирмизи и ибн Хаббана. [325] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 213, «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1\204, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 196. [326] «Аль-мавахиб», 203, «Аль-анвар», 192. [327] «Аль0анвар», 207, «Аль-мавахиб», 231-232. [328] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 184, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 182. [329] «Аль-мавахиб», 185. [330] «Ат-табакату-ль-кюбра» аш-Ши’рани, 1\16-17. [331] «Аль-бидайа ва-н-нихайа», 11\140. [332] «Аль-анвар», 103, «Тальбису-ль-иблис», 341. [333] «Аль Мавахиб», 61, «Аль-анвар», 104. [334] «Аль-мавахиб», 50. [335] «Хазихи хийа-с-суфиййа», 19. [336] Смотрите главу «Таухид у суфиев». [337] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 215, «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1\204. [338] Приводится у Муслима и Абу Дауда. [339] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 151, «Аль-мунтазым», 2\162, «Тарих Багдад», 8\121. [340] Салик — путник, идущий по мистическому Пути. Прим. пер. [341] То есть Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Прим пер. [342] «Аль-‘икду-с-самин», 5\329. [343] «Аль-бидайа ва-н-нихайа», 13\161. [344] «Ахбару-ль-Халлядж», 35. [345] «Аль-лям’» ат-Туси, 461. [346] «Аль-лям’», 463. [347] «Аль-лям’», 464. [348] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 47. [349] «Аль-лям’», 50. Имеются в виду пояса «зуннар», которые носили христиане в мусульманских странах, чтобы отличаться от мусульман. [350] «Аль-лям’», 490. [351] То же. [352] То же. [353] «Аль-хакыкату-т-тарихиййа», 343. [354] Приводится у аль-Хакима, и он назвал его иснад достоверным. [355] «Аль-ка’идаду-ль-джалиля», 169. [356] «Мизану-ль-и’тидаль», 2\504. [357] «Аль-инсану-ль-кямиль», 102. [358] То же, 104. [359] «Аль-ибриз», 2\84. [360] «Ар-римах», 1\14 [361] Куту-ль-кулюб», 30-31. [362] Приводится у Муслима. [363] Приводят Ахмад и ибн Маджа. [364] Приводит ат-Табарани и ибн Шахин.Сказал аль-Хейсами: «В его иснаде Абу-ль-‘Атуф, которого я не знаю; другие же передатчики надежды, но относительно некоторых существуют разногласия». [365] Приводится у Ахмада и ат-Тирмизи, который сказал о нем: «Хасан сахих». [366] «Хазихи хийа-с-суфиййа», 89. [367] «Аль-кибриту-ль-ахмар» аш-Ши’рани. [368] «Тазкирату-ль-авлийа», 2\158. [369] «Ар-римах», 1\226. [370] «Аль-ибриз», 1\172. [371] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1\172. [372] «Ат-табакат», 2\75. [373] «Ат-табакат», 2\77. [374] «Ат-табакат», 2\160. [375] «Ар-римах», 1\199. [376] «Ар-римах», 1\208. [377] «Ар-римах», 2\29. [378] Приводит аль-Бухари. [379] Приводит аль-Бухари. [380] Приводит аль-Бухари. [381] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом. [382] Приводит Малик. Аль-Альбани назвал его достоверным. [383] «Ат-тахзир мина-ль-бида’», 18. [384] Приводят аль-Бухари и Муслим. [385] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1\141. [386] «Аль-джавахир», 2\132. [387] «Аль-джавахир», 1\51. [388] «Аль-джавахир», 1\53. [389] «Мафатих кунузи-с-самавати ва-ль-ард…», 8-9. [390] «Аль-фикру-с-суфи», 441-442. [391] Приводят аль-Бухари и Муслим. [392] Под малым Джихадом подразумевается джихад как война, сражение на Пути Аллаха. А под великим Джихадом – джихад, т. е. борьба, с собственной душой (нафс), ее желаниями, упрямством, ленью и капризами. Прим. пер. [393] Приводят Ахмад и Абу Дауд. [394] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 6149. [395] Приводит Абу Дауд, и приводит Ибн Маджа хадис с таким же смыслом. [396] «Сахихи-ль-джами’и-с-сагыр», 7226. [397] Приводит Абу Дауд, хадис с хорошим иснадом. [398] Приводит Муслим. [399] Приводит аль-Бухари. [400] Приводит Абу Дауд. Он назвал его достоверным. [401] Часть хадиса, приводимого Муслимом и другими. [402] «Вопросы, вокруг которых затянулся спор», 116-117. [403] «Приводит аль-Бухари и Муслим. [404] Приводит ат-Тирмизи. Аль-Альбани назвал его достоверным. [405] Приводит Абу Дауд. [406] См. главу 61. [407] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5434 [408] Приводит ат-Тирмизи. Он назвал его «хорошим». [409] Приводит ат-Тирмизи. Он назвал его «хорошим достоверным». [410] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом. [411] Приводит ан-Насаи. Хадис с хорошим иснадом. [412] «Ад-дуррату-ль-харида», 4\128. [413] «Аль-джавахир», 96. [414] «Аль-джавахир», 2\183. [415] «Аль-джавахир», 1\135-136. [416] «Аль-джавахир», 1\137. [417] «Аль-джавахир», 1\139. [418] Вали – «приближенный Аллаха».Согласно понятиям Ахлю-с-Сунна, вали является каждый верующий (му’мин) и богобоязненный. Суфии же применяют этот термин к своим шейхам и к некоторым другим людям, никак не связывая это с иманом и богобоязненностью, но основывая свои утверждения на «чудесах», совершаемых ими, или просто странном, неестественном поведении, необычных словах или поступках, считая это признаком их «избранности» Аллахом. Прим. пер. [419] Автад (ед. ч. ватад) - «колья»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер. [420] Абдаль (ед. ч. бадаль) – «заменяющие»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер. [421] Нукаба (ед. ч. накыб) - «глава»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер. [422] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\94. [423] «Ат-табакат», 2\12. [424] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2\67. [425] «Аль-джавахир», 2\8. [426] «Аль-джавахир», 2\51. [427] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2\49-59. [428] «Аль-ибриз», 571. [429] «Табакат» Ибн Дойфуллах, 325. [430] «Табакат» Ибн Дойфуллах, 162. [431] «Табакат», Ибн Дойфуллах, 142. [432] «Сахих джами’и-с-сагыр», 103. И он не говорил: «Слабоумные». См. «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-хальк». [433] «Аль-джами’ ли-ахками-ль-Кур’ан», 1\297-298. [434] «Аль-фикру-с-суфи», 358. [435] Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 213, «Джами’ карамати-ль-авлийа», 1\204. [436] «Суфиййат», 56. [437] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\43. [438] «Аль-футухат», 1\297. [439] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\103. [440] «Куту-ль-кулюб», 2\71, «Аль-ихйа», 4\305. [441] «Аль-кут», 2\69. [442] «Аль-кут», 2\70, «Аль-ихйа», 4\304. [443] «Аль-ихйа», 4\305. [444] «Аль-кут», 2\70. [445] Куту-ль-кулюб», 2\43, «Аль-ихйа», 4\299. [446] Приводится у ат-Тирмизи. [447] «Аль-лям’», 255, «Табакат» Ибн аль-Муляккын, 148. [448] «Табакат» аш-Ши’рани, 1\46. [449] «Аль-анвару-ль-кудсиййа». [450] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7506. [451] «Аль-фатху-р-раббани», 375. [452] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\141. [453] Джазб – состояние влечения к экстазу и трансу; реже – само состояние транса. Прим. пер. [454] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\141. [455] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\144. [456] Ма’мунийа – еда в Сирии. Прим. пер. [457] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 2\44. [458] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\142. [459] Мулямиты – суфийская секта, члены которой намеренно совершают порицаемые действия, скрывая свое положение от людей. Прим. авт. [460] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\142. [461] Хирка – рубище, одеяние суфиев. Прим. пер. [462] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\148. [463] «Табакат» аш-Ши’рани. [464] «Джами’» ан-Набхани, 2\366. [465] «Табакат» аш-Ши’рани, 1\157. [466] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\136, «Джами’» ан-Набхани, 1\296. [467] «Табакат» аш-Ши’рани, 1\104. [468] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [469] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\66. [470] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\107, «Джами’» ан-Набхати, 2\428. [471] Буквально – «халь»; состояние, напоминающее транс, которое суфии считают даром Аллаха некоторым из Его рабов. Прим. пер. [472] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\126. [473] «Табакат», 1\148. [474] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\87. [475] «Табакат» аш-Ширани, 2\102, «Джами’» ан-Набхани, 2\463. [476] «Таьака» аш-Ши’рани, 2\103, «Джами’» ан-Набхани, 1\284. [477] «Джами’» ан-Набхани, 1\284. [478] То же, 1\523. [479] То же, 2\349. [480] То же, 2\379. [481] То же, 2\470. [482] «Джами’ан-Набхани, 2\42. [483] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\126. [484] Маджзуб – «влекомый»; тот из суфиев, кого привлекает Истина (т. е. Аллах) в Свое присутствие (хадра) и наделяет какими пожелает удивительными способностями. И все это без приложения каких-либо усилий, духовной борьбы и упражнений со стороны самого суфия. Прим. пер. [485] «Джами’» ан-Набхани, 2\286. [486] «Куту-ль-кулюб», 2\70. [487] «Джами’» ан-Набхани, 2\114. [488] «Нашру-ль-махасини-ль-галийа», 203. [489] То есть, крепко связаны с ними. Имеются в виду сердца людей, постоянно посещающих мечеть и проводящих там много времени в поклонении, размышлении и т. д. Прим. пер. [490] «Табакат», аш-Ши’рани, 1\128. [491] «Нашру-ль-махасини-ль-галийа», 72. [492] Имеется в виду состояние, напоминающее экстаз. Прим. пер. [493] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 118-119, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 130. [494] Приводится у Муслима. [495] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [496] «Джами’» ан-Набхани, 2\221. [497] Приводит аль-Бухари и другие. [498] «Табакату-ль-авлийа», 2\159. [499] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфи». [500] «Джами’» ан-Набхани, 2\299. [501] «Аль-кашф ан хакыкати-с-суфиййа», 461. [502] «Джами’» ан-Набхани, 2\396. [503] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\153, «Джами» ан-Набхани, 2\372. [504] «Джами’» ан-Набхани, 1\414. [505] То же, 2\46. [506] «Табакат» аш-Ши’рани, 1\150. [507] «Аль-кашф ан хакыкати-т-тасаввуф ли-аввали марра фи-т-тарих», 443. [508] Виляйа – «святость», приближенность к Аллаху; положение вали. [509] «Аль-футухат», 4\71. [510] Имеются в виду Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и ‘Иса (мир ему). Прим. пер. [511] «Ат-табакат», 2\19. [512] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\61. [513] «Джавахиру-льма’ани», 1\246-247. [514] «Аль-фарк бейна авлийаи-р-Рахман ва авлийаи-ш-Шайтан». [515] Карамат – чудесный дар, сверхъестественные способности, которыми наделяет Аллах некоторых из Своих верующих и богобоязненных рабов. Прим. пер. [516] «Хатму-ль-виляйа», 362. [517] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\125. [518] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\109. [519] Кутб («ось», «полюс», «точка опоры») — верховный ранг в иерархии вали. Прим. пер. [520] «Ма’ариджу-ль-альбаб», 44. [521] «Тафсир» Ибн Кясира, 1\565. [522] Приводится у Ибн Маджи (43), а также в «Махиху-ль-джами’и-с-сагыр» (4369). [523] Приводят Ахмад и аль-Байхаки в «Шу’абу-ль-иман» и др. [524] «Аль-бахру-ль-мухит», 6\147. [525] «Аз-захру-н-надыр», 82. [526] Я переписал эту главу из книги «Хазихи хийа-с-суфиййа» ‘Абду-р-Рахмана аль-Вакиля с внесением мною некоторых поправок и добавлением информации из других книг. Прим. авт. [527] «Аль-ибриз», 2\8. [528] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфи», 130. [529] «Аль-ибриз» на нескольких страницах. [530] Приводится у Муслима. [531] Приводится у Муслима. [532] Приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказав о нем, что он достоверный (сахих). [533] Таваджуд - нарочито вызванный посредством зикра экстаз. Прим. пер. [534] «Нуру-ль-Ислям», 5\378. [535] Псалтирь, (псалом 149: 1-4, псалом150: 3, 4). Прим. пер. [536] «Аль-хадаику-ль-вардиййа», 291. [537] Имеется в виду, что он опасается произнести: «Ля иляха…» («Нет божества…»), и умереть, не успев сказать: «…илляЛлах» («…кроме Аллаха»). Прим. пер. [538] «’Авариду-ль-ма’ариф», 2\218. [539] «Ас-суфиййа фи-ль-Ислям», 51. [540] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 468. [541] «Маджму’у-ль-фатава», на разных страницах. [542] «Маджму’у-ль-фатава». [543] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [544] То же. [545] Вукуф ‘адади – остановка на числе: зикр, читаемый про себя, должен быть повторен необходимое число раз. Десятый постулат накшбандийского тариката. Прим. пер. [546] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 77, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 111-112. [547] «Аль-кусуру-ль’авали». [548] Приводит Ахмад в своем «Муснаде», и аль-Байхакы в «Аш-шу’аб». [549] Приводится у ат-Тирмизи, Ахмада и Ибн Маджи. [550] Приводится у аль-Бухари и Иб< Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2745; Нарушение авторского права страницы