Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понимание, предложенное Патриархом, было единодушно разделено всеми членами Собора.



" Народ наш совершил грех, - подхватывает мысль Патриарха протоиерей Иоанн Восторгов.- А грех требует искупления и покаяния. А для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. А в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита.

Эта смерть есть воистину жертва за грех. Бог творит Свое дело. Он не карает, а спасает, призывая к покаянию. Если бы только карал, то погибли бы убийцы, а не убитый митрополит.

И мученическая смерть старца-митрополита, человека чистого и сильного, - ими же Бог весть судьбами, верим, - внесем много в то начинающееся движение покаяния, отрезвления, которое мы все предчувствуем сердцем, которое мы призываем и которое одно принесет спасение нашему гибнущему в кровавой и безверной смуте народу".

Будучи, подобно Христу, искупительной жертвой за грехи братьев, новые русские страстотерпцы, несомненно, были, подобно древнехристианским мученикам, также и свидетелями веры - этот аспект их подвига подчеркнул в своей речи митрополит Арсений Новгородский:

" Наступивший период гонения на Церковь уже ознаменовался мученическими кончинами священнослужителей, а теперь - и такою же кончиной архипастыря. Но история показывает, что сила гонений всегда слабее духа исповедничества и мученичества. Сонм мучеников освещает нам путь и показывает силу, пред которой не устоят никакие гонения. История же свидетельствует, что ни огонь, ни меч, ни настоящее, ни будущее, ни глубина, ни высота (здесь и ниже подч. митр.Арсением - Л.Р.) - ничто не может отторгнуть верующих, и особенно пастырей, от любви Христовой. И такие жертвы, какова настоящая, никого не устрашат, а напротив - ободрят верующих идти до конца путем служения долгу даже до смерти.

Убиенный святитель предстоит теперь пред престолом Божиим, увенчанный венцом мученичества. Он кровью оросил служение Русской Церкви и ничего не уступил из своего долга. И на нем исполняются Слова Тайнозрителя: буди верен до смерти, и дам ти венец живота."

Вдохновленные соборным призывом, в дальнейшем все члены Русской Церкви, отказавшиеся от участия в политической борьбе и ставшие жертвой этой борьбы, отдавали свою жизнь именно с этим сердечным устремлением: стать " жертвой во очищение" своего народа, во искупление смертного греха братоубийства. Вот некоторые из таких свидетельств.

" Эта кровавая участь, эта доля явиться жертвою, эта необходимость восприять мученический венец выпала на дорогого для нас Владыку Ермогена, - говорил прот.Владимир Хлынов на отпевании убиенного Тобольского епископа Ермогена 15/28 июля 1918 г. - К нему в полной мере приложимы слова пророка: " Он дал душу свою в избавление за многих"... Он принес себя в непорочную, чистую жертву...".

Обращаясь к пастве, Томский епископ Анатолий пояснял (июль 1918):

" В Ветхом Завете Господь установил жертвы. В жертву умилос-тивления за грехи человеческие приносились непорочные животные. Кровь этих животных, вместо крови человеческой, являлась очис-тительным приношением. Господь наш Иисус Христос пролил Свою собственную кровь за грехи всего мира и, приняв крестное страдание и смерть, явился искупительною жертвою за грехи всего мира.

...Никогда зло и грех, которые есть беззаконие, не поднимали так высоко головы своей, как в наши дни. Удивительно ли, что потребо-вались агнцы искупления и кровавые жертвы и из нашей среды. Эти жертвы являются искупительными за всех нас и победой над тем злом и грехами, которые царят в среде нашей... Мы все должники перед ними."

Глубоко символичным было убийство 3/16 июля 1918 г. бывшего русского царя Николая II, членов его семьи и верных слуг. Сердца многих людей, даже далеких от любви к монархии и последнему Государю, были глубоко потрясены вестью об этих царственных жертвах братоубийственной вражды.

Патриарх Тихон, презрев смертельную опасность, которой подвергал себя лично, отложив в сторону все слишком " земные" соображения о пользе Церкви, исполнил свой нравственный долг и открыто осудил это бессмысленное и жестокое злодеяние.

" Наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим, - сказал он во время проповеди в одном из московских храмов.- Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Не будем здесь оценивать и судить дела бывшего государя: беспристрастный суд над ним принадлежит истории, а он теперь предстоит перед нелицеприятным судом Божиим, но мы знаем, что он, отрекаясь от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы, после отречения, найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринял для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе..."

Тот " суд истории", о котором говорил Патриарх Тихон, свершается на наших глазах. При всей противоположности оценок, личность Николая II все более вырастает в своем историческом значении. Не можем и мы, вникая в трагедию Русской Церкви, не высказать свое суждение о нем.

Биография последнего русского Государя содержит много " странных", на первый взгляд, поступков: попытка отказа от Престола перед смертью отца; необычайное усердие в канонизации святых; предложение ко всем государствам мира об ограничении вооружений; идея принять монашество и выдвинуть свою кандидатуру в Патриархи; передача крестьянам удельных кабинетных земель; введение " сухого закона" во время войны; посылка чудотворных икон в районы боевых действий; даже неудачная попытка обрести старческое духовное руководство - все эти, порой кажущиеся " неразумными" действия, выявляют определенную духовную направленность его жизни, в конце которой его ждал венец мученика, жертвы за Россию.

Судьба и личность Николая II отмечены печатью высокого трагизма. Его главное сердечное устремление - воссоединиться с русским народом, перебросить мост через ту пропасть, которую Петр I выкопал между Царем и Россией. Ради этого Николай II не побоялся пойти на разрыв с " царской дружиной" - с дворянством - и обратился к Церкви, в надежде, что она поможет ему стать народным Царем. Это было покаяние Самодержавия перед народом - за грехи Петра и его наследников. По существу, это была попытка создать государственный строй нового типа, коренящийся в глубокой традиции и в то же время отвечающий требованиям исторического возраста русского народа. Создать новую, народную Монархию Николай II так и не успел, но своей главной цели - воссоединения с Русью - он все же достиг, если не в жизни, то в смерти: он пролил кровь за нее и вместе с ней.

Революция, " перепахавшая" до основания все пласты народного бытия, поневоле вскрыла самые глубокие корни той духовности, которую веками насаждала и взращивала в русском народе Православная Церковь. И прежде всего выявилось, что сама Церковь оказалась в своем ядре действительно " Святой Церковью", " новым народом", Христовым человечеством, разделившим жертвенную судьбу своего Основателя и Главы. Но Церковь существует не сама по себе, она существует в народе, или в " народах" (Откр.21, 24). Если есть народ как некое единое целое, то можно сказать, что у этого народа есть и единая душа - в каком бы смысле это ни понималось, реальном или метафорическом. Народная душа не свята, она грешна, как и душа отдельного человека, она лишь может стремиться стать святой, она нуждается в просветлении, покаянии и спасении. В годы тяжких искушений лучшее, что было в русском народе, проявилось вместе с худшим; но духовная сердцевина народа, сама Святая Русь, пронизанная Фаворским светом Божьего Храма, не отреклась и не отпала от Христа и Его Церкви.

Главным, стержневым символом народного сознания был Православный Царь. Он переживался как глава и средоточие самого народа, одной из семей человечества, спасающихся во Христе и принявших на себя духовное водительство Церкви. Последний Русский Царь, оказавшийся, быть может - хотя и это спорно - несостоятельным как государственный деятель, как практический устроитель народной жизни, отрекся от власти и связанной с ней ответственности. Одни увидели в этом вину Царя, другие - собственную вину, третьи - вообще ничего не увидели, кроме " исторической закономерности". Но вот что несомненно: Царь не отрекся от своей роли как средоточия народной совести и народной души. Вместе со всей Святой Русью, духовно оставаясь во главе ее, он принес себя в добровольную и осознанную жертву. И размышляя о нравственном облике его личности, вспомним слова апостола: " Взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13, 7).

Тема Революции - Царство Божие на земле. Революция духа заключалась в том, что Бог, или " идея Бога", были признаны продуктом, символом народного самосознания, когда-то полезным, но теперь устаревшим, ставшим помехой повзрослевшему человечеству. Революция духа - в утверждении: " Бог умер". Поставленное целью Революции всечеловеческое братство - коммунизм - лишь условно может именоваться " Царством Божьим", но энергия вековых чаяний человечества, сосредоточенная на этом Царстве, была использована для попытки самостоятельного, без Бога, построения счастливого будущего. В этих условиях делом спасения для христианина и для христианского народа было сохранить веру и верность прежнему, Единственному Богу, Который только и может быть Творцом Своего Царства. И русский Царь - глава и средоточие народа - стал исповедником и свидетелем этой верности. Как в древности говорили на Руси: " Народ согрешит, Царь умолит; Царь согрешит - народ не умолит". Этот Царь - умолит. " Если начаток свят, то и целое" (Рим.11, 16): если Царь свят - значит в сердце своем свят и весь народ.

В чем же тогда причина бедствий, постигших Русскую Землю? Во внешней враждебной силе или в неумолимой власти исторических закономерностей? Нет, отвечает Патриарх Тихон, в собственном грехе народа. И в этом признании народного греха - не хула, но возвышение народа, свидетельство о его свободе и ответственности, призыв к покаянию и очищению:

" Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь