Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Первым таким испытанием был обновленческий раскол.
После выступления Патриарха Тихона 22апр./5 мая 1922 г. в Политехническом музее в качестве свидетеля по " делу о церковных ценностях" стало несомненным, что вскоре он сам будет привлечен в качестве обвиняемого. Такое обвинение было действительно ему предъявлено, и свобода контактов и перемещения тут же была ограничена, хотя некоторое время он оставался в своей прежней резиденции в Троицком подворье. Ровно через неделю Патриарха Тихона посетили неожиданные " гости": " инициативная группа" в составе петроградского протоиерея А.Введенского, священников А.И.Боярского и Е.Белкова и псаломщика С.Стаднюка, в сопровождении двух работников ГПУ. " Инициативная группа" предложила Патриарху Тихону скромную посредническую роль в исполнении его поручений по передаче Высшего Церковного Управления кому-либо из старейших и достойных иерархов. " По счастливой случайности" оказалось, что именно в эти дни возвращался из ссылки митрополит Ярославский Агафангел, один из Местоблюстителей, избранных Патриархом Тихоном еще в феврале 1918 г. во исполнение соборного постановления. Поэтому в тот же день 29 апреля/12 мая Патриарх Тихон пишет сразу три кратких послания, вероятно, согласовав их текст с " инициативной группой": митрополиту Агафангелу, Председателю ВЦИК М.И.Калинину и о.Николаю Любимову с сообщением о передаче церковного управления митр.Агафангелу. Патриарх Тихон не подозревал, что его имя было предназначено стать орудием коварнейшего заговора по захвату церковной власти... Через день после визита " инициативной группы" в газете " Известия" была опубликована Декларация " прогрессивного духовенства", которую, кроме членов " группы", подписали епископ Антонин, священники С.Калиновский, В.Красницкий и еще несколько менее известных священников. Содержание Декларации было в высшей степени примечательным. В ней, например, провозглашалось: "...Церковь фактически осталась в стороне от этой борьбы за правду и благо человечества. Верхи священноначалия держали сторону врагов народа. Это выразилось в том, что при каждом подходящем случае в церкви вспыхивали контрреволюционные выступления... Пролилась кровь, чтобы не помочь Христу - голодающему. Отказом помощи голодному церковные люди пытались создать государственный переворот. Воззвание Патриарха Тихона стало знаменем, около которого сплотились контрреволюционеры, одетые в церковные одежды и настроения. Но широкие народные массы и большинство рядового духовенства не пошли на их призыв. Совесть народная осудила виновников пролития крови (курсив наш - Л.Р.), и смерть умирающих от голода падает тяжким упреком на тех, кто захотел использовать народное бедствие для своих политических целей... Руководимая высшими иерархами гражданская война церкви против государства должна быть прекращена...". Как стало ясно из опубликованных в " Известиях ЦК КПСС" (1990, N4) документов секретного партийного архива, непосредственным инициатором обновленческого раскола был Л.Троцкий, придававший этому делу большое идеологическое значение (см. " Даты и документы" ). 2/15 мая группа " прогрессивного духовенства" имеет беседу с М.И.Калининым, а на следующий день направляет ему письмо с сообщением о создании ВЦУ (Высшего Церковного Управления) " ввиду устранения Патриархом Тихоном себя от власти". Патриарх Тихон о происходящих событиях ничего не знает... 5/18 мая его вновь посещают Введенский, Белков и Красницкий, вручившие ему документ следующего содержания: " Ввиду устранения Вашего Святейшества от управления Церковью вплоть до созыва Собора с передачей власти одному из старейших иерархов, фактически сейчас церковь осталась без всякого управления. Это чрезвычайно губительно отражается на течении наличной церковной жизни, порождая этим чрезмерное смущение умов. Мы, нижеподписавшиеся, испросили разрешения государственной власти на открытие и функционирование канцелярии Вашего Святейшества. Настоящим мы сыновне испрашиваем благословения Вашего Святейшества на это, дабы не продолжалась пагубная остановка дел по управлению Церковью. По приезде Вашего заместителя он тотчас вступит в исполнение своих обязанностей. К работе канцелярии мы привлекаем временно, до окончательного сформирования Управления под главенством Вашего заместителя, находящихся на свободе в Москве святителей". Поскольку приезд митрополита Агафангела в Москву " затягивался", инициативная группа предложила Патриарху Тихону в качестве временно управляющего синодскими делами находившегося в Москве епископа Леонида (Скобеев). Согласно комментарию Левитина и Шаврова в их " Истории обновленчества", " имя ничем не замечательного епископа Леонида придавало всей живоцерковной затее в глазах Патриарха сравнительно безобидный характер. Епископ Леонид был единственным человеком, который придавал совершившемуся перевороту видимость законности". Не подозревая обмана, Патриарх Тихон накладывает на обращении инициативной группы следующую резолюцию: " Поручается поименованным ниже лицам принять и передать Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу, по приезде в Москву, синодские дела при участии секретаря Нумерова, а по Московской епархии - Преосвященному Иннокентию, епископу Клинскому, а до его прибытия Преосвященному Леониду, епископу Верпенскому, при участии столоначальника Невского". Для узурпаторов церковной власти этого было достаточно. Патриарх Тихон больше не был нужен, и на следующий день его переводят из Троицкого подворья в Донской монастырь для содержания " под строжайшей охраной, в полной изоляции от внешнего мира" (Левитин и Шавров). В тот же день, сразу после " освобождения помещения", в Троицкое подворье въезжает новое " Высшее Церковное Управление". В соответствии с общим " сценарием", митрополит Агафангел задерживается властями в Ярославле и в Москву приехать не может... Однако, если " обновленцам" - так их стал называть церковный народ удалось обмануть Патриарха Тихона, лишенного связи с внешним миром, то убедить в своей законности епископат и духовенство, находившееся на свободе, было значительно сложнее. 12/25 мая протоиерей Александр Введенский посетил своего епархиального архиерея, митрополита Петроградского Вениамина, предъявив ему удостоверение от имени ВЦУ за подписью еп.Леонида и секретаря Невского о том, что он " командируется по делам Церкви в Петроград и другие местности Российской Республики", " согласно резолюции Патриарха Тихона". " Где же подпись самого Патриарха Тихона? " - спросил митрополит и отказался признать законность удостоверения. В течение нескольких дней выяснив ситуацию и разобравшись, с кем он имеет дело, митрополит Вениамин принимает самые решительные меры. В своем послании к петроградской пастве от 15/28 мая он сообщает о возникновении самочинного и незаконного ВЦУ. Петроградских священников Введенского и Белкова, без воли своего митрополита отправившихся в Москву и принявших там на себя высшее управление Церковью, он подверг отлучению: " Этим самым по церковным правилам (Двукратный Собор, правила Василия Великого) они ставят себя в положение отпавших от общения со Святой Церковью, доколе не принесут покаяния перед своим епископом. Таковому отлучению подлежат и все присоединившиеся к ним". Что же касается возникшего в Церкви " безвластия", в связи с арестом Патриарха Тихона, то митрополит Вениамин призвал руководствоваться принципом самоуправления Епархий: " По учению Церкви, епархия, почему-либо лишенная возможности получать распоряжения от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с Патриархом. Епархиальный епископ есть глава епархии. Епархия должна быть послушна своему епархиальному епископу и пребывать в единении с ним. Кто не с епископом, тот не в Церкви, - говорит мужеапостольный Игнатий Богоносец. Епископом Петроградским является митрополит Петроградский. Послушаясь ему, в единении с ним, и вы будете в Церкви". Митрополит Вениамин был арестован на следующий день... При обыске присутствовал Введенский как представитель ВЦУ. В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил викарный епископ Ямбургский Алексий (Симанский) - будущий Патриарх. Недолго пробыл он на этой должности, но свою, и притом немаловажную, лепту внести успел: снял запрещение, наложенное на обновленцев митрополитом Вениамином и чрезвычайно затруднявшее их деятельность. Сделал он это, по его собственным словам, " во имя мира церковного" (много бедствий принес Церкви этот " мир"! ). В своем послании от 23 мая/5 июня 1922 г. епископ Алексий сообщал петроградской пастве: " Не решаясь подвергнуть в дальнейшем мира церковного каким-либо колебаниям, я, призвав Господа и Его небесную помощь... принимая во внимание все обстоятельства дела, признаю потерявшим силу постановление Митрополита Вениамина о незакономерных действиях прот. А.Введенского и прочих упомянутых в послании Владыки Митрополита лиц и общение их с церковью восстановленным...". Вскоре епископ Алексий отказался выполнить некоторые требования Красницкого, был отстранен от управления Петроградской епархией и в августе 1922 г. отправлен в ссылку. Но его послание сделало свое дело, расчистив путь обновленцам... Еще более значительную роль в укреплении позиций обновленчества сыграл митрополит Сергий (Страгородский) - также будущий Патриарх. 3/6 июня 1922 г. появилось воззвание трех иерархов, ставшее известным как " Декларация" или " Меморандум трех", следующего содержания: " Мы, Сергий (Страгородский), митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким (Мещерский), архиеп. Нижегородский и Арзамасский, и Серафим (Мещеряков), архиеп. Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления, заявляем, что целиком разделяем мероприятия Церковного Управления, считаем его единственной канонически законной Верховной церковной властью, и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов Церкви, как вверенных нам, так и других епархий". Разрушительное значение этого послания трудно переоценить. В отсутствие многих видных иерархов, митр. Сергий, бывший ректор Петербургской академии, " член всех Синодов", маститый архиерей, пользовавшийся репутацией выдающегося богослова и канониста, - был образцом поведения для многих, в особенности молодых, архиереев и священников. Сторонник и почитатель митр.Сергия, митр.Мануил (Лемешевский), не считавший, однако, возможным обходить молчанием общеизвестные факты, впоследствии писал в своем " Словаре епископов": " Мы не имеем права скрыть от истории тех печальных потрясающих отпадений от единства Русской Церкви, которые имели место в массовом масштабе после опубликования в журнале " Живая Церковь" письма-воззвания трех известных архиереев. Многие из архиереев и духовенства рассуждали наивно и правдиво так: " Если же мудрый Сергий признал возможным подчиниться ВЦУ, то ясно, что и мы должны последовать его примеру". * * *
Обновленчество, как церковное течение, опиралось на два ложных духовных принципа: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы