Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пс.138:6. Удивися разум твой от менe, утвердися, не возмогу к нему.



Твоя Премудрость, так вопиет ко Господу св. пророк, привела меня в удивление. Она в явлениях своих представляет твердую, высокую гору; сколько ни стараюсь я поднимать ее моим человеческим мышлением, не могу сделать я сего.

Так ум человеческий бессилен против ума Божия! Сколько веков лжеименный разум силится изгнать, так сказать, из вселенной всеуправляющую Премудрость, но она твердо стоит, приемлет поклонение от благомыслящих, посмеваясь погибели нечестивых. В каких сильных порывах слово вольнодумцев восстает на ее святое жилище, то есть христианскую Церковь но основание Божие твердо стоит - и Церковь переживет возношения разума.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Пс.4: 4. Удиви Господь преподобного Своего. По Злат., сделал удивительным, знаменитым, известным. Ст.5. Гневаетесь и не согрешайте. По Феодор., вы гневаетесь! Это отдельная мысль: негодуете, видя, что восстающие на вас благоденствуют; но не согрешайте, не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы то все происходит без порядка и управления. По Исидору, гневайтесь, но не греховным гневом - не из мщения за мнимые оскорбления, но когда идет дело или о славе Божией, или об исправлении ближнего, или когда должно наказать за обидимых.

Пс.7: 14. Стрелы своя сгораемыми содела. По общему мнению Василия Вел., Афан. и Феодор., под сгораемыми разумеются люди, воспламененные страстию, а душу сожигает, говорит св. Василий, плотская любовь, любострастие, гнев и пр.

Пс.9: 22. Призиравши во благовремениих, в скорбех, то есть когда особенно нужна помощь. Евр.4: 16. Ст.25. Раздражи Господа грешный, по множеству гнева своего не взыщет. То есть думая, что Бог строго не взыщет, как сказано в Ст.34, так же объясняет сию мысль Феодорит. Ст.26. Отъемлются судьбы Твоя от лица его. Не помнит Твоих заповедей и Твой промысл. Ст.31. Преклонится и падет. По Феодор. и Иерон., изъясняется так: сильный хотя восторжествует над всеми, но и сам не избежит челюстей смерти и, подобно другим, сойдет в могилу. Ст.35. Видиши, яко ты болезнь и ярость смотряеши. Ты видишь жестокую скорбь, которую наносят ближним нечестивые; Ты все видишь и в Твоей воле как нечестивый - он не избежит суда Твоего, так и нищему Ты покровитель. Ст.36. Взыщется грех его и не обрящется: то есть нечестивый не устоит - погибнет.

Пс.15: 6. Господь часть достояния моего и чаши моея: то есть мое достояние не имеет особенных определенных границ. Бог - мое достояние и часть чаши моей, Он мой удел. Он Сам устроил мне достояние, и жребий мой пал на царские места, то есть самые лучшие. Афан. и Феодор. разумели Церковь, яко достояние Господа Иисуса Христа.

Пс.17: 12. Положи тму закрое свой, окрест Его селения Его, темна вода... Селение Его окружает мрачная воздушная вода, или мрачные облака. Сим пророк изображает непостижимость существа Божия. По Феодор, преклони небеса означает снисхождение Божие на землю; лете, лете на крилу ветреню, внезапное явление Господа: от облистания облацы проидоша. Афан. Александр. слова: темна вода во облацех воздушных, от облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное, изъясняет следующим образом: темна вода в облацех воздушных - говорит сие по причине темноты сказанного о Нем у пророков, которые наименованы и облаками. От облистания пред Ним облацы проидоша - свет пришествия Его соделал ясными пророчества. Град и углие огненное - а поелику в пророчествах находятся и угрозы, то и сие представил под образом града и углия. Как от озарения проповеди, подобно облакам, прошли пред Ним апостолы и оросили мир, так град служит образом различных казней, определенных неверующим, какие по вознесении Господа и действительно постигли врагов Его, разумею врагов мысленных. Ибо как, освобождая израильтян из Египта, одождил град и огонь, так, освобождая и все народы от работы демонам, одождил град и углие огненное. И это были карающие силы, которыми низложил мысленных египтян: Тв. Св. От., ч.IV, Ст.89. Ст.46. Сынове нуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Называвшись сынами моими, сами себя сделали сынами чуждыми, они ослабели и уклонились от стези правды.

Пс.18: 13, 14. От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очишуся от греха велика. То есть: ежели не преодолеют меня грехи тайные и чуждые, тогда я буду непорочен, ибо, освободившись от тайных и чуждых, освобожусь от тяжкого бремени греховного. Грехи тайные и чуждые пророк называет грехом великим, во-первых, потому, что они в самом деле могут быть велики; во-вторых, потому что они не были очищены благовременным покаянием.

Пс.19: 7. В силах спасение десницы Его. Спас Своею десницею, показав великую силу, то есть обратив на него взор благоволения.

Пс.20: 7. Радостию с лицем Твоим. По Феодор.: пред лицом Твоим. Во время лица Твоего, 10 - когда обратишь к нему милосердый взор Твой во время гнева. Феодор.

Пс.21: 30. Ядоша и поклонишася еси тучнии земли: пред ним припадут еси низходящии в землю: то есть и живые, и мертвые будут поклоняться Ему; и живыми, и мертвыми обладает.

Пс.26: 12. Солга неправда себе. Свидетели неправедные не устояли, и они обманулись, и во вред не мне, а во вред себе. Феод.

Пс.28: 5. Кедры Ливанские - высокие идолы. Васан древнее название Ливана - Феод. Может быть, сим означают рощи, в которых стояли идолы. Василий Вел. и Феодорит прямо указывают, как на образец, на тельца в Хориве. Пс.105: 19. Исх.32: 20. Ст.6. Возлюбленный яко Сын единорожъ. Вас. Вел. разумеет об Иисусе Христе; по его мнению, Он, когда приносится в жертву, именуется Агнцем и Овчатем, а когда низлагает владычество, превозмогши над родом человеческим зверонравную силу, тогда именует Себя сыном Единорога. Ст.7. Пресецающаго пламень огня. При изъяснении сего стиха Васил. Вел. указывает на историю трех отроков в печи вавилонской, а Афан. приводит пророчество: аще и сквозь огонь пройдеши, пламень не опалит тебя. Ис. 23: 2. Ст.8. Стрясающаго пустыню: приводит в движение гласом проповеди. По мнению Афан., Каддийская пустыня была особенно известна в народе. Ст.9. Открыет дубравы: непроходимые леса делает открытыми и удобообитаемыми. Ст.10. Потоп населяет: землю, наводненную беззакониями и опустошенную от добродетели, населяет новыми жителями, истинно благочестивыми.

Пс.29: 6. Гнев в ярости Его и живот в воли Его. Бог желает всем спастись, дать жизнь; это есть Его непреложная воля; а ежели когда наказывает - это производится не Его волею, а извлекается достойными казни грешниками. Вас. Вел. Ст.10. Кая польза в крови моей, еда исповестся тебе персть: то есть нет пользы в том, что меня предадут смерти; могу ли я тогда восхвалять Тебя? А теперь, когда Ты возвел меня во славу, я самую славу мою употреблю к прославлению Тебя - воспоет Тебе слава моя, 13. Я не буду более делать того, в чем бы должен был раскаиваться. Афан. Ал., Вас. Вел.

Пс.30: 13. Забвен бых, яко мертв от сердца. Праведный забвен был от сердца, то есть изглажен из сердца, яко мертв.

Ст.14. Гаждение - порицание.

Ст.22. Во граде ограждения. Когда враги восстали на мя, то Господь оградил меня своею стражею, как ограждают град от врагов, и тем явил мне милость свою. Афан.

Пс.31: 3. Яко у молчах, обетшаша кости моя. Умолчах, яко обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день, так соединяет Афан. То есть перестал молиться потому, что утомился оттого, что весь день взывал к Тебе. Ст.6. Обаче в потопе вод многих к Нему не приближатся. Всяк преподобный будет молить Тебя, и так будет огражден Твоим промыслом, что ежели впадет в различные бедствия, наподобие вод, которые могли бы потопить его, то и тогда препобедит все скорбное.

Пс.32: 7. Полагаяй в сокровищах бездны. По Вас. Вел. и Афан., бездны запер как бы в сокровищницах, чтобы, излиявшись, не потопили землю. Ст.15. Создавши наедине; один создал и один разумеет.

Пс.32: 7. Заключи сопротив гонящихмя: став напротив, останови и стесни гонящих мя. Ст.12. Безчадие души моей: лишили меня всякой помощи и надежды; сделали, что я остаюсь один. Ст.13. Молитва моя в недро мое возвратится: но я уверен, что молитва моя не останется без плода. Феодор. Ст.15. И не умилишася - не уразумели.

Пс.35: 13. Тамо падоша еси делающие беззаконие. Там пред святым Твоим домом, в котором Ты насыщал верующих, падут нечестивые. Так все еретики падают пред Церковию, и все нераскаянные грешники обличаются Церковью.

Пс.36: 25. Юнейший бых, ибо состарехся: и состарился, то есть от юности до старости не видал праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Слякохся - согнулся.

Пс.37: 13. Льстивным весь день поучахуся. Беспрестанно коварствовали надо мною и говорили мне коварно, уловляя меня.

Пс.38: 3. Умолчах от благ, и болезнь моя обновися: потому что был чист в совести; Амвр. Медиол. и Иерон. - и почувствовал облегчение от болезни. Авг. Молчал. - даже и доброго не говорил, чтобы не сказать худого. От благ, которые могли произойти от молчания, ожидал себе пользы. - Феод.; он относит это к истории Семея. Обновися болезнь моя - возбудилось чувство греха моего. Ст.6. Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою. Ты бесконечен, а наша жизнь измеряется несколькими пядьми. Афан. Ст.7. Образом ходит человек. По Афан. - как призрак; по Феод. - человек, как на картине. Мысль такая: человек на картине может быть облечен в богатые одежды и окружен сокровищами, но он ничем не пользуется; так настоящие блага мира бесполезны человеку. Ст.10. Не отверзохуст моих, яко Ты сотворил еси; Я не отвечал на поношение, потому что Ты так поступил. Ст.12. Истаял еси яко паучину душу его, то есть жизнь его так ненадежна, как паутина.

Пс.40: 11. И воздам им, не местию, а милостию. Ст.12. Восхотел мя еси, то есть благоволил ко мне.

Пс.43: 19. Уклонил еси стези наша от пути Твоего. То есть не ведешь нас прежним путем Твоего милосердия, путем, на котором являл нам милость и возвышал нас; но смирил еси нас.

Пс.44: 5. Иналяцы - напрягай, натягивай лук; наставит тя десница - не столп облачный, а сама десница Твоя будет руководить тебя. Вас. Вел. Смирна - горькое ароматическое растение - символ погребения; стакти - жидкость, выжимаемая из смирны, - символ сошествия во ад; касия - род коры древесной - знак страдания плотию на кресте. Вас. Вел. Тяжести слоновые - громадные дома, искусно убранные; по Афан.: храмы, дома украшенные чисто, наподобие слоновой кости, из которых пришли возвеселить тебя дщери Царские, воздали тебе Царскую честь.

Пс.45: 11. Упразднитеся - удалитесь ог житейских попечений, дайте спокойствие и свободу мысли. Вас. Вел., Афан. Алекс.

Пс.46: 10. Божии державнии: от Бога облеченные силою Царственною - апостолы и Его верующие.

Пс.47: 3. Благокоренным радованием всея земли - Господь, укореняющий твердо к радости всей земли Сионскую гору и Северную сторону города. Ст.4. Бог в тяжестех Его знаемъ есть; знаем в великих зданиях, храмах, потому что Он хранит их. Ст.11. По имени Твоему, хвала Твоя. По той мере, как Ты являешь свойства Твоего существа, силу и благость, возрастает хвала Твоя. Ст.13. Поведите в столпех; то есть на башнях Сиона возвестите чудеса Его. Ст.14. Положите сердца ваша в силу Его. Обратите внимание на силу Его и разделите, то есть раздельно размерьте дом Его. Афан. и Феод, сие объясняют о Церкви.

Пс.48: 5. Приклоню в притчу ухо мое. Афан. изострив ум к уразумению спасительных притчей, уразумею смысл их и другим объясню гадание и притчи; разумеет дух пророчества и Св. Писания. Ст.14. Сей путь их соблазн им, и по сих воустех своих благоволят; Афан.: жизнь себе сделали суровою, или неприязненною; или - жизнь их была соблазном, но они и после сего хвастливо говорят о себе: воустех своих благоволят. Ст.15. Обладают ими правии заутра. Теперь они угнетают благочестивых, а скоро благочестивые возьмут над ними верх. Афан. Вел. разумеет о будущей жизни. Ст.19. Исповестся Тебе, егда благосотвориши. По Афан., он только тогда воздает благодарение Создателю, когда Бог умножает его достояние.

Пс.49: 3. Огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зельна. Афан. Велик, Ст.190. Огнь или означает исходящий от Него свет, потому что ведению Христову предшествует приобретаемый верою мысленный столп, предводивший израильтян ночью; или значит, что нас, охладевших во всяком грехе, Спаситель возжег усердием ко всему доброму; подобно мысленному огню вложив в нас причастие Св. Духа. Ибо сказал: огнь приидох воврещи на землю (Лк.12: 49). И все мы, сподобившиеся таковой благодати, соделались живы духом. Посему и при благодатном даровании Святого Духа вводится явление огня. Ибо, по слову Иоаннову (Лк.3: 16), крещаемся мы о Христе Иисусе Духом Святым и огнем. Некто же и из пророков сказал: той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих, И сядет разваряя и очищая, яко сребро и яко злато (Мал.3: 2, 3), потому что сила Святого Духа истребляет в нас всякую скверну. Но ни малой не принесло сие пользы иудейской синагоге, потому что не приняли благодати те, о которых сказал Бог у Иеремии: оскуде мех от огня, испие олово, всуе ковач сребро кует, лукавства бо их не истаяша (Иер.6: 29). Ст.6. Завещающие завет Его о жертвах. По Феодор.: соберите Моисея, Аарона, Елеазара, Финееса и других, которые приносили Мне законные жертвы и других завещавали; Я чрез них засвидетельствую, что жертвы закона уже отменяются и что полагается конец учению, которое было прилично младенцам; а собирает праведных потому, что они всегда знали, что кровавые жертвы спасают только верою во Иисуса Христа. Ст.7. Небеса возвестят правду. Они возвестили сие чудесами при кресте и при разрушении храма Иерусалимского. Ст.23. Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое. Афан. разумеет о таинствах вообще, и особенно Евхаристии. Жертва хвалы, жертва бескровная прославляет Господа; ибо в ней мы вспоминаем и благодарим Господа за неизреченные благодеяния в творении, промышлении и искуплении бывшие, и в сей-то жертве Бог открывает путь, коим Он спасает человека; ибо дает верою видеть нам Единородного Сына Своего, за нас умирающего, и в оправдание наше воскресающего. Сие изречение получает более выразительности: псалмопевец хочет сказать, что не смерть тельцов спасает нас, но спасает единая жертва Господа нашего Иисуса Христа.

Пс.51: 6. Глаголы потопные: слова, которыми, как в потопе, погиб целый священнический город. Афан. Ст.11. Терплю имя Твое - уповаю на имя Твое.

Пс.53: 1. Во имя Твое спаси мя. За Твое имя, потому что я его призываю, и в силе Твоей суди ми, по Афанас.: в Сыне, то есть можно понимать так - суди с милостию, не по грехам, а умилостивленный ходатайством Агнца, закланного за грешников прежде сложения мира. NB. Суди в силе: суди как Всесильный, ничего не боясь, без всякого пристрастия. Ст.7. Истиною Твоею потреби их - как требует Твоя истина.

Пс.54: 14. Ты же человече равнодушие: ты, человек со мною единомысленный, которого Я поставил владыкою, то есть апостолов. Ст.19. Избавит миром душу мою: избави душу за мое миролюбие, с которым я хранил с ними мир; или, давши ей мир - во мнозе, - во многих отношениях имея с ними общение; изменения - исправления и оправдания. Ст.21. Простре руку Свою на воздаяние, оскверниша завет Его. Бог простирал руку для подаяния благ, а они осквернили завет Его. Афан. Ст.24. Не даст во век молвы праведнику - не позволит, чтобы праведник терпел весь день беспокойство.

Пс.55: 11. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово (см. р.пер.). Феод.: произнесу ли краткое слово или поведу длинную речь, украшу их Твоим именем и, твердо надеясь на Тебя, буду пренебрегать человеческие козни. Ст.14. Во мне Боже молитвы, яже воздам хвалы Твоея. Боже! Я в сердце ношу те хвалебные молитвы, которые я в свое время излию пред Тобою.

Пс.56: 2. На сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Буквально: доколе не окончится беззаконное преследование Саула. Пока не изъяты будут из среды сатана и с ним лукавые силы, доколе не кончатся времена беззакония, то есть доколе не просветится мир чрез апостолов верою во Иисуса Христа. Сему соответствуют стихи 5, 11, 12; так в лице Давида вопиет Господу Церковь Ветхозаветных. Ст.9. Востани слава моя, слава вместо славословие. Пс.59: 7. И юдоль жилищ размерю. Населю пустыню, то есть пустынную страну Израильскую; следовательно, обещает возвратить из плена. Ст.9. Ефрем крепость главы моея - укрепление власти моей; ему особенно приписывается сила. Ст.10. Моав коноб (сосуд) упования моего. По Афан., моавитяне, народ прежде безбожный, возложат надежду на Бога. Ст.11. На Идумею простру сапог мой. По Афанас., пройду по Идумее, или: Идумея покорится мне - говорит об обращении язычников.

Пс.60: 8. Пребудет в век пред Богом, милость и истину его кто взыщет. Афанас. соединяет так: кто взыщет милости и истины Божией, тот вечно пребудет пред Богом, то есть в блаженстве.

Пс.61: 5. Цену мою совещаша отринути, текоша в жажди. В буквальном смысле: желали уронить мое достоинство и делали сие с таким усилием, с каким томимый жаждою стремится к воде; архиереи отринули, не хотели принять сребренников от Иуды, за которые он продал им Господа. Когда Он сказал: жажду, тогда приблизились к Нему с оцтом; усты своими благословляху, говорили Учителю, вемы, яко истинен еси, и пути истины учиши, а замышляли предать Его. Ст.13. Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия: и Твоя Господи милость. Афан.: Бог объявил слово о суде; а я слышал двоя сия: первое - что гневом воздаст тем, которые по множеству грехов требуют гнева; второе - что уделит милость тем, которые сделали достойное милости. По Феодор., единою, то есть произнес неизменяемое определение.

Пс.64: 10. Яко тако есть уготование. С тою целью Ты и дал земле плодотворность, что Ты питаешь. Феодор.

Пс.65: 17. И вознесох под языком моим. Думаю, что под внесено напрасно переписчиками; и вознесох язык мой - сильно заговорил.

Пс.68: 2. Спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея, - тонет в потоке гнева Божия. Когда воды стесняют дыхание, тогда человек находится в опасности смерти; так и здесь волны гнева Божия до того возвысились, что стеснили дыхание Богочеловека. Сие чувство гнева Божия Господь испытал, когда возопил: Векую Мя еси оставил! Ст.3. Углебох в тимении глубины и несть постояния. Погрузился в глубокую болотистую воду (тимение значит болото) или в глубокую тину и не достигну дна. Ст.4. Исчезаете очи мои, от еже уповати ми на Бога моего. Как человек в скорби, ожидая от кого-нибудь помощи, беспрестанно глядит в ту сторону, откуда ждет помощника; так подвижник псаломский говорит Господу, что он утомился, ожидая помощи от Бога. Ст.13. Глумиться - насмехаться, с насмешкою рассказывать. Ст.15. Спаси мя от брения, да неуглебну, да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Есть глубина правды Божией - правды, растворенной милосердием, однако испытующей человека и наказующей. Св. пророк изображает ее в виде глубоких вод и глубины пожирающей. Спаси от глубоких вод, и да не пожрет меня глубина - так молит он Господа Бога. Ровенник. - глубокий ров, колодезь. По Афанас. - ад. Ст.23. Сеть и соблазн. Будет уловлять их, как зверей, и ставить им преткновение; и да будет для них наказанием.

Пс.71: 16. И процветут от града яко трава земная - то есть: потомки его - его подданные-христиане.

Пс.72: 4. Несть утверждения вране их. Раны их не бывают постоянны и продолжительны, то есть их несчастия и скорбные их чувства.

Пс.73: 5. Положиша знамения своя; то есть внесли во град и во храм свои языческие знамена и соделали их знаменами священными; псалом говорит пророчески - это сбылось, во-первых, когда Пилат внес в город знамена римлян; во-вторых, когда римский император приказал поставить на воротах изображение свиньи; в-третьих, когда во святилище поставлены изображения идолов. Ст.6. Яко в дубраве древяне - как в лесу. Секира - топор, оскорд - долото, сечиво - кирка. Жезл - означает знак власти (Есф.4: 10), жезл достояния будет значить избранное Твое владение. Ст.14. Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. Феодор. под змием разумеет Египет, под главою - вождей. После потопления фараона с воинством в море ефиопляне удобно могли побеждать Египет и пользоваться его богатствами. Ст.15. Ифамския. По Феодор. - древние.

Пс.74: 19. Глас грома Твоего в колеси. По Феод., ударами грома Господь связал колеса колесниц египетских в Чермном море; ибо так повествует Моисей (исх.14: 12, 2).

Пс.77: 8. Не увери с Богом духа своего: духом не был верен Богу. Ст.13. На поле Танеосе, потому что в Танисе был дворец фараонов, и там Моисей производил казни. Феодор. Ст.31. Избранным израилевым занят. То есть сильных остановил низложивши. Ст.33. Лета их со тщанием - с бесплодным тщанием насытиться египетских брашен. Ст.37. Ниже уверишася в завете Его - не были верны Его завету.

Пс.78: 11. Снабди сыны умерщвленных. Враги избили много рабов Твоих; по крайней мере, спаси тех, которые остались в живых. Афан.

Пс.79: 14. Уединенный дивий. По Феодор.: вепрь пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора.

Пс.80: 6. Языка, его же не ведяше, услыша. Народ, вышедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. По Афан.: это глас Божий на горе. Ст.8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя, услышах тя в тайне бурне. В тайне бури - время скрытого нападения, когда среди мрака ночи Ангел погубляющий поразил первенцев египетских, Я слышал вопль твой; то есть этим доказал, что услышал вопль твой.

Пс.82: 14. Положи яко коло, то есть чтобы находились в беспрестанном смятении.

Пс.85: 11. Да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего. То есть чтобы я радостно творил Твои заповеди, а не с принуждением. Ст.14. Сонм державных - сильных.

Пс.87: 6. В мертвых свободь. Феодор.: не приял рабства смерти, как раненый на войне, был предаваем погребению. Иисус Христос, когда был мертв, пребыл свободным, потому что не имел греха, который бы сделал Его повинным смерти, но свободно предавал душу: область имам положити душу мою, и область имам паки прияти да (Ин.10: 18). Ст.13. Егда познана будут во тме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней. Мертвым, которые разрешились в прах, пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и сделаться зрителями чудес Твоих. Афанас. и Феодор.: то есть чудес, в которых открывается правда Твоя.

Пс.88: 11. Ты смирил еси, яко язвена, гордаго. Гордым называет фараона. Феодор., Афан. указывают на Господа Иисуса Христа, когда Он запретил морю и ветрам и ученикам дал власть наступать на змию и скорпию и на всю силу вражию (Лк.10: 19). Ст.15. Правда и судьба уготование престола Его, то есть суть свойства Его Царственного владычества. Ст.16. Ведущий воскликновение; воскликновение означает песнь после победы. Ведущий воскликновение суть те, которые получили повод воспевать песнь победы и получили к ней привычку, говорится пророчески о христианстве. Афан.

Пс.89: 4. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся сынове человечестии. Не остави нас совершенно погрузиться в бедственное и уничиженное состояние; ибо Ты сказал: обратитеся сынове человечестии; для избежания от бедствий дал нам средство, чтобы мы обращались к Тебе. Мысль сию Афанас. поясняет изречением пророка Иеремии (Иер.3: 22): возвратитися сынове возвращающиеся и изцелю сокрушение ваша. Не отврати совершенно нас в уничиженное состояние, ибо мы и без того ничтожны пред Тобою, исчезаем от Твоего гнева. Ст.8. В просвещение лица - открыто пред Тобою. Ст.9. Лета наша яко паучина поучахуся - как паутина, тянется и скоро рвется. Ст.11. И накажемся Афан. читает: да приидет кротость Твоя на нас, и накажемся - наказуй нас кротко; мы почувствуем сие кроткое Твое наказание.

Пс.91: 8. Яко да потребятся. Но они потребятся в век века; или: о, ежели бы они потребились во век века. Ст.12. Феодор. соединяет так: воззре око мое на враги моя, и востающия на мя лукавнующия услышит ухо мое, то есть я увижу низвержение вратов моих и лукав-нующих против меня; или, по крайней мере, о сем услышит ухо мое.

Пс.93: 15. Дондеже правда обратится на суд, и держащиеся ея еси правии сердцем. Бог не оставит людей Своих, доколе Сам Он, Высочайшая Правда, не придет судить вселенной и доколе не восторжествуют держащийся ея еси правии сердцем.

Пс.95: 7. Отечествия язык - все племена язык.

Пс.97: 1. Спасе Его десница Его. Афан.: Христос избавляется от смерти, яко десницею, Всемогущею Своею силою и не имеет нужды в человеческой помощи.

Пс.98: 1. Да гневаются людие. Христос воцарился, пусть гневаются иудеи, которые отвергли Его. Ст.8. Мщая на вся начинания их - наказал тех, которые противились их начинаниям, распоряжениям.

Пс.100: 2. Пою и разумею в пути непорочне. Не токмо буду воспевать Твою милость, но буду учиться жить непорочно, чтобы не словами только, а и жизнью прославлять Тебя. Ст.7. Не исправляше пред очима моима - не получил одобрения и не успевал в своих намерениях.

Пс.101: 8. Особящаяся на зде. Сидящая отдельно на кровле. Ст.15. Ущедрят - на самую персть будут взирать с любовью и состраданием. Ст.24. Отвеща ему на пути крепости его. Господь внял молитве смиренных и отвечал Сиону, что Сион уже стоит на пути крепости его; что он приближается к воссозданию и прославлению. Пророк желает видеть сие восстановление Сиона, просит Бога, чтобы Господь показал ему умаление дней его, то есть скоро ли кончится жизнь его, и не возвел его в преполовение дней: однако ж, предугадывая, что он не увидит славы Сиона, по крайней мере, утешается тем, что потомство настоящего племени будет населять восстановленный Сион и во век будет наслаждаться благополучием.

Пс.103: 26. Ругатися ему - смеяться над ним, показывает всемогущество Божие.

Пс.104: 18. Железо пройде душа его, то есть жизнь его была стеснена железными узами и безбедно прошла сей тесный путь заключения. Ст.19. Слово Господне разжже его. То есть не сам собою он узнал тайну снов фараоновых, но слово Господне воодушевило его. Понятие горения слову Божию приписывается и в других местах Св. Писания; напр., Лука 24: 32. Ст.27. Положи словеса знамений Своих - Своим словом дал им силу творить знамения. Ст.41. Разверзе камень и потекоша воды, потекоша в безводных реки. Камень - это сердце человека; его именует каменным пророк по жестокости. Жезл Моисея, который ударил в камень, - это закон; его угроза поражает сердце, тогда текут из него воды - слезы умиления и сокрушения, как в безводной пустыне в человеке, который доселе не был приведен в чувство.

Пс.105: 29. Снедоша жертвы мертвых. Возлияния, которые язычники приносили мертвым. Феодор. Он же под мертвыми разумел богов языческих. Ст.33. Разнствова устном а своима. Выразив в словах некое сомнение, ударил о камень и извел воду. Ст.38. Убиена бысть земля их кровми; земля потерпела убийственное насилие от проливаемой невинной крови.

Пс.106: 30. Пристанище хотения своего, с греч.: в пристанище, к которому они стремились.

Пс. 110: 3. Изыскана во всех волях Его - точно соответствуют всем Его хотениям.

Пс.113: 22. Да приложит Господь на вы... и на сыны ваша. Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших.

Пс.114: 8. Благоугожду пред Господем во стране живых. Господь избавил душу мою от смерти, а я, оставшись в живых, буду угождать Господу. Феодор. и Афан. разумеют о будущей жизни.

Пс.117: 5. И услыша мя в пространство; то есть вывел из тесноты скорби на пространство мира. Афанас. под пространством разумеет избыток наград за претер-пение скорби. Пс.4. 2. Феодор.: доставляет утешение более самой скорби.

Пс.118: 32. Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое. Боже! Когда Ты освободил сердце мое от пристрастий мира, которые стесняли его, и со-делал его сосудом любви к Тебе и ко всем человекам, тогда я легко потек по пути Твоих заповедей; или - удобно стал исполнять закон Твой, потому что исполнение закона есть любовь.

Пс.119.4. Угли пустынные, - опустошающие, см. отд.1. Ст.5. Селения Кидарския. По Афан., Кидар есть страна, лежащая при восточной пустыне; ее населяют племена сарацынов. Псалом сей Феод, относит к пленению вавилонскому; но правильнее - к бегству Давида.

Пс.120: 5. Господь покров твой на руку десную твою. Феодор. и Афанас.: Господь станет одесную тебя и будет тебе покровом. Щит - как щит на правой руке, потому что удобнее его передвигать туда и сюда, будет защищать тебя от зноя и других неприятных встреч. Ст.6. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Кажется, речь сокращенная: ниже луна ночью не перестанет светить тебе.

Пс.121: 3. Ему же причастие его вкупе. Все племена берут в нем участие. Ст.5. Тамо седоша престолы на суде. Там жили цари и иереи; они садились на престолах и седалищах, чтобы судить людям.

Пс.123: 5. Воду непостоянную, против которой устоять было невозможно.

Пс.128: 3. На хребте моем делаша беззаконницы. Пророк изображает сим тяжесть гонений, которым враги подвергали истинную Церковь. Феодор. указывает на времена Даниила и времена Маккавеев.

Пс.130: 1. Не ходих в великих, ниже в дивных паче мене, - так же, как: умыю в неповинных руце. Я не представлял себя высоким и не позволял себе никакого действия, которое могло удивить как необыкновенное и которое было выше меня.

Пс.131: 15. Ловитву его благословляй благословлю; то есть дам ему обильный плод в трудах его и обильную пищу.

Пс.132: 2. Сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Афанас. разумеет главу Церкви; под брадою - св. апостолов, а под ометами - все тело Церкви. Ст.3. Аермон есть гора Палестинская, роса, ею приносимая на Сион, с черепиц сливается каплями. Феод.

Пс.136: 6. Аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего. Афан.: не предпочту памяти о Господе самому великому веселию.

Пс.137: 5. Воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня; то есть воспоют, что великая открывается слава милосердия Божия в судьбах Его промысла.

Пс.139: 9. Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Не предай меня врагу, чтобы он не уклонил меня от желания моего спасти душу. Ст.11. Низложиши я в страстех - потому что повергнешь их в несчастия, и они не устоят. Афан. и Феодор. объясняют сие о Сауле.

Пс.140: 5. Яко еще и молитва моя во благоволениих их - то есть не хочу от них милости, хотя бы они с благоволением принимали мои просьбы. Ст.6. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, - расточишася кости их при аде. Пожерты - то есть поглощены. Пророк имеет в виду два события: поглощение египтян водою когда они уже достигли самого берега, при камени, и поглощение землею Дафана и Авирона; вместо судей точнее читать: сильных. Указывая на сии события, св. Давид хочет показать, какая участь ожидает нечестивых. Сказав, что он не хочет милости от грешников, хотя бы они и приняли его просьбу с благоволением, он объясняет сему причину: он надеется, что когда их ожидает страшная участь, то его молитва будет услышана и с благоволением принята самим Господом: услышатся глаголи мои, яко возмогоша; на Тя уловах!

Пс.143: 3. Яко вменявши его; у Иова 7, 17, что есть человек, яко возвеличил еси его; или: внимаеши ему умом. Ст.13. Отрыгающая от сего в сие; когда в одной не помещаются семена, тогда переносят их еще в новую. Феодор. в изъяснение сего приводит Лк. 12, 18, разорю житницы моя и большая созижду. Множащийся во исходищах своих; овцы так многоплодны, что плодятся, ходя на пажитях. Ст.14. Ниже прохода; то есть скорбь никогда не приходит к ним.

Пс.146: 10. Нижевлыстех (не в голенях) мужеских благоволит; то есть Бог не дает крепости и победы крепким мышцам и сильным голеням.

Пс.148: 8. Голоть - лед, туман, град.

Пс.149: 5: 6. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих. Возношения Божия в гортани их и мечи обоюду остры в руках их. Посмотрим ли на праведных на их славном поприще, они приобретают славу; или - представим их на ложах, в покое, они радуются, потому что они беспрестанно возносят Богу благодарственные молитвы. Может быть, меч обоюду острый означает Слово Божие, острейшее паче всякого меча обоюду остра. Все сие Феодорит относит к Маккавеям, или также можно приложить и к Апостолам. Ст.8. Ручныя оковы - оковы на руках.

Пс.88: 41. Положил еси твердая его страх. Феод.: несмотря на укрепления города, навел на жителей его страх. Ст.45. Разорил еси от очищения его - удалил его от очищения; Феод.: потому что он, став пленником и живя вдали от храма, не может очищать себя кроплениями.

 

Примечания.

[1] Так в богословской литературе принято обозначать греческий перевод Св. Писания, выполненный семьюдесятью толковниками.

[2] Пс.90: 11, 12 - Мф.4: 6; Пс.8: 3 - Мф.21: 16.
Пс.117: 22, 23 - Мф.21: 42; Пс.109: 1 - Мк.22: 44.
Пс.21: 1 - Мф.27: 46; Пс.131: 17 - Лк.1: 69.
Пс.68: 10 - Ин.2: 17; Пс.81: 6 - Ин.10: 34.
Пс.40: 10 - Ин.13: 18; Пс.68: 5 - Ин.15: 25.
Пс.68: 26; Пс.108: 8 - Деян.1: 20.
Пс.15: 8, 11 - Деян.2: 25, 28; Пс.131: 11 - Деян.2: 30.
Пс.109: 1 - Деян.2: 35; Пс.2: 1, 2 - Деян.4: 26.
Пс.88: 21 - Деян.13: 22; Пс.2: 7 - Деян.13: 33.
Пс.33: 16, 17 - 1Петр.3: 12; Пс.89: 5 - 2Петр.3: 8.
Пс.5: 10; Пс.35: 2; Пс.139, 3 - Римл.3: 13, 18.
Пс.31: 12 - Римл.4: 7, 8.
Пс.18: 5 - Римл.10: 18; Пс.68: 2, 3, 4 - Римл.11: 10.
Пс.68: 10 - Римл.15: 3; Пс.17: 50 - Римл.15: 9.
Пс.13: 2, 3 - Римл.3: 11, 12.
Пс.23: 1 - 1Кор.10: 26; Пс.115: 1 - 2Кор.4: 13.
Пс.96: 7 - Евр.1: 6; Пс.103: 4 - Евр.1: 7.
Пс.101: 26, 27 - Евр.1: 8, 12; Пс.8: 5, 7 - Евр.2: 6, 7, 8.
Пс.21: 23 - Евр.2: 12.
Пс.39: 7, 8, 9 - Евр.10: 5, 8.

[3] Клим. - 1Кор.16; Пс.36: 35, 18; Пс.21: 7, 46; Пс.17: 26, 48; Пс.117; 19.
Полик. К Филип., 12; Пс.4: 5.
Игнат. Бог. К Троил., с.15. - Пс.40: 11. К Магн. с.21 - Пс.7, надпись. К Тер., с.66 - Пс.67: 7.

[4] Иустин. Апол. 1-я, 40, с.164 - Пс.2. Приимите наказ. 45; Пс.109: 1, 4.
Разгов. с Трифон., с.45 - Пс.98: 1.

[5] Тертул. Praescript. - 10, с.87 - Пс.57. - 45.

[6] Ребад. 50: 2, г.8, с.229: Пс.131: 7; с.231: Пс.45: 7.

[7] Ориг. Беседа на Пс.36: 29. Бес. на Пс.38: 5, 9.

[8] Пс.65. - 18, Пс.59. - 3, Пс.38. - 6.

[9] Смотр. Вас. Пс.43. - 3.

[10] См. Злат. 10 бесед. Изд. 1773 г. Амвр. Мед. Толкование на некоторые псалмы. Т.III.

[11] См. Иерон. Prolog. ingenisen abdé siderium. Т.IX, гл.I, с.3.

[12] Август. Т.IV, с.931-932g., с.150g. - Пс.135.

[13] Разговор Иуст. с Триф. в р.пер., с.106.

[14] Сент. - Христианск. обозрение.

[15] Феод. на Даниила. Тв. Св. Отц. Г.1857. Кн.I. С.241.

[16] Лк.24: 27, 44.

[17] Евр.10: 7, Деян.2: 25. Сюда же можно отнести и другое пророчество, которое приведено собственно по LXX, а не по евр. Захар. 11: 12, 13.

[18] Иустин. Апол.1-я № 31. Ирин. Contraheré ses. Т.1. L.3. Сар.21, с.535. Август в приведенном выше месте.

[19] Таковы, напр.:
Пс.36: 37. В р.пер.: " У человека мирного останется потомство"; в Толковат.: " Конец таковому человеку мирен".
Пс.40: 7. Р.пер.: " Сердце его слагает в себе неправду, и изшед сам говорит"; Толк.: " И изшед тоже говорит".
Пс.45: 4. Р.пер.: " Трепещут горы от волнения их"; Толк.: " Потрясутся горы от возвышения его".
Пс.68: 30. Р.пер.: " да оградит меня помощь Твоя"; Толк.: " На высоте поставит меня".

[20] Rosenmuller: Пс.109. - 3. Kaalmette: Пс.67. - 34. Berthoer: Пс.24. - 18.

[21] Иустин. Апол. 1. - 45.

[22] Перевод Св. Отцев.

[23] Кам. Веры. Стеф. Яворск. О призывании святых.

[24] Афан. на сие место.

[25] Berthier: Пс.39. - 8, Пс.100. - 9, Пс.77. - 69.

[26] Вас. Вел. Пс.44 - с.324. Пс.48. - 9. Пс.8. - 7.
Исид. Пел. Пер. Св. Отц. Ч.2, с.186. К.I, с.26-92.

[27] См. Афан. Пс.44. - 6.

[28] Маргарит. Пс.44. - с.437.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Бог как следствие разумного распорядка природы.
  2. Браслетик СветЛ (Разум) для Ксюшки
  3. Бритьё пациента безопасной бритвой
  4. Владельцы предприятий предпочитают разумный рост доли заемных средств, а кредиторы отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, что снижает риски кредиторов.
  5. Возможные недоразумения и 10 телефонных «грехов»
  6. Гл. обозн. процесс, выр-ет это зн-ие в формах вида, t, накл., залога, числа, лица и в прош. t рода, и вып-ет f прост. глаг. сказ. Под процессом подразум. разл. явл. (он шире действия).
  7. Глава 1. Моральные различия не проистекают из разума
  8. Глава 1. О скептицизме по отношению к разуму
  9. Глава 3. Пси-поля в природе и в эволюции разума
  10. Глава 4. Наиболее верный путь к человеческому разуму.
  11. Глава 6. Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью
  12. Глава 6. Эволюция разума, организма и сущности


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.144 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь