Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пс.138:17. Мне же зело честни быша друзи твои, Боже.



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В псалме 138-м пророк прославляет всеведение и премудрость Божию. Удивился разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему. Я пришел в удивление от Твоего бесконечного разума: я не могу постигнуть его. Ты знаешь все пути мои и измерил их, то есть знаешь, доколе они простираются. Ты издалече видишь помышления мои, видишь мой помысл еще тогда, когда он зарождался в душе моей. Ты познал последняя и первая: все, что было, знаешь, Ты знаешь также и то, что вперед будет. И поелику сие всеведение Божие не отдельно от вездеприсутствия Божия, потому св. пророк вместе воспевает сие свойство Божие. Он говорит, что нет места, где бы Бог не сретал его: на небо ли взыду, Ты тамо; во ад ли, там вижу Тебя. Удалюсь ли на край земли, вселюсь ли в недра земли, везде Ты присутствуешь, везде сретаю десницу Твою. Тьма не помрачится от Тебе, то есть я уже не говорю о дневном свете, но и самая темнота ночи не может скрыть от Тебя. Ты так же зришь среди ночного мрака, как среди света дневного: нощь яко день просветится, для Тебя нет ночи и тьмы; Ты живешь во свете неприступном, и все видишь, и все знаешь.

Все сие говорит пророк с тем, чтобы утвердить веру в Промысл. Для сего он показал, что Бог действует везде и во всех местах, что Он все знает, а равно что и во всякое время Всевидящее Око Его блюдет за Его тварями, особенно же за действиями человека. В сем-то смысле он говорит: тьма просветится от Тебе, - что у Бога как день, так и тьма, то есть что темнота ночи не препятствует Ему видеть дела человеческие и управлять ими. Отсюда должно также изъяснить слова: во днех созиждутся, и никто же в них. То есть не под мраком ночи для Тебя рождаются люди: они рождаются, растут и образуются как бы в полдневном свете, во свете Твоего всеведения. И никто же в них, и нет ни одного человека, который бы не был открыт Твоему промыслительному Оку.

Главное затруднение при чтении сего псалма состоит в том, что с первого раза непонятна связь мыслей, составляющих его. Именно: пророк сказал, что все ведает Бог, что нет ни одного человека, который бы был сокрыт от Бога и коего судьба не зависела бы от промысла Божия.

После сего говорит: Мне же зело честны быша друзи Твои Боже, зело утвердишася владычествия их. Изочту их, и паче песка умножатся, и потом: возстах и еще есмъ с Тобою.

Совсем нет ничего удивительного, что в песни св. Давида мы не вдруг усматриваем связь мыслей, его составляющих. Не правда ли, что и в произведениях человеческих, которые родились под влиянием воодушевления высоким предметом, иногда находят приятный беспорядок? После сего можно ли требовать, чтобы песнь Давида, писанная не только во одушевлении, но и под влиянием Духа Благодати, под особенным Его осенением, не имела в себе порывов, иногда не понятных для человека? Св. апостол, изображая состояние души, под влиянием вдохновения Духа Божия, говорит, что пророки носятся силою Св. Духа. Дух в одно мгновение переносит их от настоящего в самую отдаленную будущность, и мудрено ли, что некоторые черты настоящего в сем быстром стремлении души ускользают и как бы теряются. Однако, несмотря на сие, как по известным следам путешественников, мы узнаем и те пути, коих следов не осталось. Так и в писании пророков, ежели употребим благоговейное внимание, откроем связь между прерванными изречениями.

Есть связь и в псалме, на котором мы ныне остановились: она открывается следующим образом. Св. пророк сказал, что Бог и в темноте ночной видит так же, как при свете дня. В этом свете и пророк находит сладость и среди самой ночи. Нощь просвещение, говорит он, в сладости моей. Какая же это сладость? Пророк в другом месте говорит: коль сладка гортани моему словеса Твоя! Церковь, изъясняя мысль пророка, поет: ночь не светла неверным, верным же просвещение в сладости словес Твоих, следственно, пророк проводит ночь в поучении слова Божия. Прежде всего, как видно из последующих слов псалма, он поучается тайнам творения, удивляется делам Божьего Промысла; потом от творения переходит к Царству Благодати, а в Царстве Благодати слава Божия гораздо более открывается, нежели в творении. Там светила, а здесь друзья Божии. Пророк воспоминает св. праотцов, Моисея и других друзей Божиих, пленяется их духовною красотою, или красотою их добродетели, и в восхищении говорит: мне же зело честны быша друзи Твои. То есть приятны красоты видимого мира и великолепие природы, но мне всего дороже друзья Твои, которые окружают Тебя на небе и служат Тебе здесь на земле. В сем таинственном поучении ему открывается Духом, что будет время, когда владычество друзей Божиих утвердится во всей вселенной: оно утвердилось в лице апостолов! Будет время, когда от сих праведных Божиих родится новое поколение друзей и оно будет неисчислимо. В самом деле, можно ли исчислить святых христианской Церкви, то есть мучеников, пастырей, преподобных и множество праведных? Не правда ли, что на них сбылось слово пророка, что их так же много, как песчинок на краю моря? Изочту их и паче песка умножатся.

Следственно, св. пророк, поучаясь ночью пред лицом Бога, Коего выну зрел пред собою, вдруг восходил и к сонму праотцов, ему предшествовавших, и переносился духом к явлению Сына Божия на земле. Здесь он видел, что по всей вселенной распространяются друзья Божий, видел, что они населяют не только сию вселенную, но и вселенную яже неподвижется, вселенную грядущую. Так он везде видит Бога во светлостях Святых Его. Упоенный среди ночи сим сладостным видением, он, как человек, повергается в сон; скоро, однако пробуждается и, как в ночи он видел Бога пред собою, окруженного множеством святых, так и, пробуждаясь, зрит Его пред собою и говорит: возстах, и еще есмъ с Тобою! Он находит себя с Богом, потому что, и по пробуждении, первая мысль его обращается к Богу, первое его желание - угодить Господу, первое впечатление - благости Божией, сияющий свет Свой на благия и злыя.

Давид не упоминает о том, что он уснул, во-первых, потому, что сон был внезапный и краткий и, во-вторых, что во время его не прервалась нить его Божественных пророческих видений.

Под именем ночи можно разуметь всю настоящую жизнь. Пророк всю эту ночь проходил в свете лица Божия, поучался в делах Божиих, духом жил в сонме друзей Божиих: везде и всегда видел Господа пред собою. Наконец, жизнь кончилась, он уснул сном смерти. Давиду открывается состояние его и по смерти: он восстает в жизнь будущую и там еще яснее зрит Бога, еще ближе соединяется с Ним: возстах и еще есть с Тобою! О смерти он не говорит, потому что, как праведный, он скоро проходит смертную область и вдруг, как выражает св. Евангелист, переходит от смерти в живот. Потому (что) он и в другом месте говорит: не умру, но жив буду.

Вместе с друзьями Божиими, которые утвердили свое владычество во вселенной, пророк видит и врагов Церкви и изъявляет вместе желание, чтобы Бог избил их: аще избивши грешники, т.е. ежели бы Ты избил грешников; потом обращается к ним, объявляет, что он не хочет иметь с ними, яко преступниками, общения. Причина того, что Давид желает их избиения, состоит в их непокорности: они упорны в своих непокорных помыслах и ежели будут владеть над градами, то владычество их будет суетно и бесплодно; как, напротив, владычество друзей Божиих и для людей спасительно, и направлено к славе Божией. Может быть, Давид под сим разумеет власти языческие, а может быть, еретиков, которые иногда получали власть над христианскими Церквами.

Однако ж, в каком смысле сказал Давид: зело мне честны друзи Твои? Это весьма ясно. Друзья Божий дороги и для нас во многих отношениях. Им Господь открывает тайны Свои, а чрез них и нам сообщает ведение путей спасения. Не к тому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его, вас уже рекох друзи, яко вся яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин.15: 15). И не правда ли, что нам бывают дороги те вестники, которые приносят нам Царское благоволение? Так должны быть дороги и друзья Божий, то есть пророки и апостолы, пастыри и учители Церкви и весь сонм праведных. Чрез них мы сближаемся с Господом, в них, как в облаке, скрывается неприступный свет величия Божия, и мы с приступаем к Престолу Благодати. Они приносят наши молитвы Господу и нам подают благословение Божие.

Аще не быком святыя Твоя имели молитвенники, и благостыню Твою милующую нас, как смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно Ангели? Так поет св. Церковь. Они подают нам добрые примеры, их благая жизнь обличает нас и ведет на покаяние; пути жизни их наставляют нас на путь спасения; их судьба ободряет и утверждает нас в уповании. В путях их спасения мы видим, что нет такой глубины греха, которая бы совершенно отдалила от нас благодать Спасителя, нет такого искушения, которое бы нельзя было победить силою Святого Духа.

Наконец, кто честит их здесь, того они благосклонно встретят в жизни будущей. Святые, говорит апостол, будут судить мирови (1Кор.6: 2). И если мы здесь воздаем им честь и стараемся угодить им, подражая их добродетели, то они там преклонят нам на милость будущего нашего Судию.

Итак, благословенны вы, что собрались в таком множестве воздать достойное чествование великому Угоднику Божию святителю Николаю. Послушайте, что говорит Премудрый: не упивайтесь вином, но беседуйте к праведным, и беседуйте в проходех (Притч.23: 31). Какая же связь сего изречения с предметом настоящей беседы? Но прежде спросим: какая связь запрещения упиваться вином и заповеди беседовать к праведным, или с праведными? Связь весьма естественная.

В праздничные дни мы обыкновенно ходим к друзьям, посещаем родных; сии посещения, по обычаю человеческому, сопровождаются угощениями, а угощения часто простираются до излишества. Желая предохранить от сего порока людей, Премудрый говорит, что праздники не на то должно употреблять, чтобы упиваться, но на то, чтобы беседовать с праведными. Мысль Премудрого мы ограничиваем праздниками не оттого, чтоб в работные дни разрешалось запрещение упиваться. Но, во-первых, оттого, что дни работы люди, занявшись своим делом, проводят трезвенно, а невоздержанию предаются, по большей части, во дни праздничные. Во-вторых, потому, что во время работы им некогда пользоваться беседою с людьми праведными. В древние времена обыкновенно люди выходили на перекрестки, ко вратам града, и здесь младшие слушали старших и поучались их опытности. В книгах притчей и Премудрости нередко встречаются выражения, которые оправдывают сие изъяснение. Еще и доселе некоторый оттенок сего обычая хранится в народе. Итак, Премудрый хочет сказать: в праздник иди не туда, где тебя угостят до излишества, но старайся употребить его на общение с мужем праведным и благочестивым, и если нет возможности взойти в его дом, то по крайней мере выходи на пространные пути, на перекрестки, где обыкновенно зрелые и опытные люди передают свои спасительные опыты людям юным и неопытным. Как же нам исполнить этот совет Премудрого? Где найти праведных? Где сходятся эти пути, на которых они будут беседовать с нами? К сожалению, и праведник в настоящей жизни несколько раз падает: к большому сожалению, и мы встретились с такими временами, в которые можно справедливо повторить слово пророка: Увы мне, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих (Пс.11: 1).

В самом деле, редко встретишь откровенную и полезную беседу, по большей части говорим друг другу лестно, обманываем, как сетьми опутываем друг друга льстивыми словами. Один старается сделать другого рабом своих страстей и воспользоваться его простотою для достижения своих корыстных намерений. А ежели и есть праведные, то они запираются и удаляются от нас, грешных, чтоб не расточить напрасно своего сокровища.

Однако и у нас есть врата и пространный путь, где мы можем сообщаться с праведными: церковь - вот это тот земной проход, где земные пути встречаются с путями небесными. Это небесные врата, в которые снисходит сам Господь Бог и с Ним множество святых Его! Гласом церкви они передают нам свои наставления. Когда приходишь на праздник какого-нибудь святого в церковь, то всякий раз ты можешь поучаться из примера святого и из песнопений церковных какой-нибудь добродетели. Один дает тебе пример воздержания и поста, другой научает терпению, иной дает урок бескорыстия и наставляет честному прохождению твоей должности. В иных церковь воспевает смирение, незлобие, самоумерщвление, а великий угодник Николай, которому празднуем ныне, сколько славен ревностию по Бозе и Православию, столько же и удивителен подвигами любви своей. Ему и мы, по мере сил, будем подражать и любовью к Православной церкви, и бескорыстным служением друг другу. Аминь.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь