Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗАРЕЧЕНСКАЯ ШКОЛА ФЕХТОВАНИЯ



ЗАРЕЧЕНСКАЯ ШКОЛА ФЕХТОВАНИЯ

НОГИ

«Проезды»

Элементарные «проезды» выглядят как широкий шаг вперед или в сторону и поочередное приседа­ние на обе ноги. Не следует упираться руками в колени, это облегчает исполнение упражнения, но значительно снижает его эффективность.

«Свиля»

Техника «свили» и подводящих упражнений подробно описывается в литературе по славяно-горицкой борьбе. Различные виды этого движения, выполняемые в доспехе, великолепно прорабатывают ноги и корпус. Упрощенно механизм действия можно описать, как уклоны и отвороты от атакующего меча.

Упражнение начинается в медленном темпе, чтобы боец мог уловить специфику и алгоритм траектории меча. Когда появляется навык оценки направления и скорости атакующего оружия, темп движений наращивается.

При использовании тренировочного клинка (пластиковой трубы, деревянной палки) достаточно защитить голову легким шлемом. При работе металлическим клинком необходимо применять полноценное защитное снаряжение.

«Зигзаги»

Бег диагональными зигзагами с резкой сменой вектора движения (вперед вправо—назад влево, вперед влево •- назад вправо). После приобретения первых навыков резкой смены направления целесообразно проводить отдельные тренировки на пересеченной местности. Хорошо отработанное подобное перемещение не должно вызывать затруднений на сложных покрытиях: песок, трава, лесной грунт.

Пользу от тренировок на открытой местности сложно переоценить. Замечено, что тренировочные спарринги на травяном покрытии отнимают вдвое больше сил, чем аналогичные тренировки на ровном покрытии. Перед ответственными турнирами стоит в течение 2-3 недель поработать именно на неровном природном покрытии, это даст ощутимое преимущество перед соперниками, тренировавшимися в спортзалах.

«Краб»

Бег боком вокруг столба или «балды» так называемым приставным шагом (центр тяжести на одном уровне). 5-7 шагов в одну сторону, затем столько же - в другую. Возможно выполнение упражнения в парах в игровом режиме: бойцы располагаются с противоположных сторон столба, один является «заводным» и произвольно меняет направление движения. Его задача приблизиться к партнеру. Задача другого — своевременно реагиро­вать, оставаясь строго на противоположной сторо­не. Усложнение выполняется применением груза (доспех, щит, меч)

КОРПУС

Максимальная нагрузка от доспеха ложится на плечевой пояс и спину. Уже после 0, 5-1, 5 часов, проведенных в полной амуниции, неподготовленный боец может ощутить боль в плечах, спине, пояснице. Это первый симптом, при котором лучше всего быстро избавиться от нагрузки и в ближайшие день-два к ней не возвращаться. В противном случае все может кончиться, не начавшись: слабая спина плюс непривычные нагрузки на позвоночник плюс резкие движения под нагрузкой приведут к смещению позвоночных дисков. Чтобы избежать подобных неприятностей, позаботьтесь о себе сами. Не пренебрегайте упражнениями для спины. Лучше недокачанные руки и ноги, чем недоразвитая спина!

Начав регулярные тренировки в доспехе, первые месяц-два старайтесь держаться прямо. Если надо поднять с пола меч или щит, лучше присядьте в вертикальном положении или попросите кого-нибудь поднять его. Не злоупотребляйте скручивающими движениями и наклонами, ибо такие движе­ния могут привести к нежелательным последствиям. После каждой тренировки повисите на турнике 1-2 минуты, стараясь расслабить все мышцы.

Помимо общеизвестных приемов по укреплению спины, используется специальный комплекс упражнений.

«Плуг»

При отсутствии под рукой тренажерного зала необходимый снаряд легко изготовить из подручных материалов. В качестве груза можно исполь­зовать отслужившие свой срок автомобильные аккумуляторы. Вес груза каждый волен определять сам, однако мы бы порекомендовали начинать с небольшой нагрузки и многократного повторения упражнения. По мере адаптации организма нагрузку можно увеличить, а количество повторений снизить.

Подъем ног на станке Подъем торса на станке

Перемещая грузовой блок относительно основания, можно легко регулировать нагрузку: чем ближе к рукоятям, тем нагрузка больше.

Как видно из рисунка на с. 20, тренажер максимально прост и может быть собран из любых подручных материалов.

Усложнение подъема торса достигается за счет грузов от 1 до 5 кг в обеих руках. Упражнение выполняется аналогично обычному подъему торса.

Подъем ног на станке

Подъем торса на станке

Возможен разворот корпуса вокруг своей оси: один подъем правым плечом вверх, другой — левым.

ПАРНАЯ «БАЛДА»

Бой на опережение (бойцы с противоположных сторон «балды», видя друг друга, стараются нанести по «балде» удар быстрее соперника).

Боец привыкает постоянно видеть перед собой реального противника, следить за его действиями, независимо от своего положения.

Бой на ответ (следя за противником, бойцы стараются отреагировать на его удар по «балде» и нанести свой по схеме «защита—удар»).

Вырабатывается естественная реакция, умение переключаться с оборонительного на атакующее действие.

Бой на выживание (марафон, когда бойцы наносят оговоренное количество ударов на скорость, либо бьют по «балде» оговоренное время в максимальном темпе и в полную силу).

Одновременная работа на выносливость, силу, технику, экономичность движений. В подобном марафоне хорошо проявляются персональные особенности каждого бойца. Становится понятным, что следует корректировать и на что каждому бойцу лучше сделать ставку в турнирных боях.

КАЧАЮЩАЯСЯ «БАЛДА»
(силовая борьба, толчки, подсады со снарядом, висящим на 2-3-метровом шнуре)

Адаптация к подвижности соперника, коррекция ударов в движении, выработка контрдействий на толчки щитом и плечом. Все упражнения могут выполняться как в одиночку, так и парами. Кача­ющееся движение может задать сам спортсмен или его напарник. В случае же работы с партнером «балда» движется более непредсказуемо, имитируя ситуации, когда противник может неожиданно ос­тановиться или атаковать не по прямой.

Контакт должен проходить жестко, так чтобы снаряд останавливался мгновенно. Лучше, если «балда» при столкновении отлетает назад или в сторону.

Толчок щитом (с тяжелой «балдой»).

Маневрирование (уходы от «балды» в скоростном режиме). В момент наступательного движения «балды» боец отрабатывает уход от силового контакта. Прием выполняется правильно, когда уход осуществляется на минимальной дистанции, но без ка­сания со снарядом.

Встречные удары (в отходе с линии атаки). Движущаяся «балда» встречается жестким ударом или серией. Оптимальный вариант исполнения совмещает встречный удар и защитное действие: уход, отработка щитом и т. д.

Раскачивающаяся «балда» встречается мощным толчком щита или плеча. Оптимально выполненное движение удерживает бойца на месте и не дает ему отлетать при ударе.

КОНСТРУКЦИИ «БАЛДЫ»

Конструкций данного снаряда может быть вели­кое множество. Все зависит от величины, количе­ства и способа скрепления автопокрышек. Это позволяет варьировать вес и подвижность «балды»: от самой легкой - из одной легковой покрышки на веревке, до самой тяжелой и стационарной -собранной на врытом в землю столбе по типу детской пирамидки.

На рисунке даны средний и тяжелый типы «балды». На основе общего принципа любой может изготовить свой вариант, наиболее подходя­щий в каждом персональном случае.

Стоит серьезно отнестись к механизму подвески «балды». Общий вес полного снаряда может достигать 60-90 кг, поэтому крепеж должен быть особо надежным. Нет смысла объяснять, что произойдет в случае падения на ногу груза в полцентнера. Поэтому крепление лучше делать с запасом, особенно если учесть, что при работе к массе «балды» прибавляется сила удара или толчка корпусом.

У бойцов, регулярно тренирующихся на «балде», довольно быстро ставится мощный и жесткий удар. При всех очевидных плюсах этот факт имеет один большой минус: при отработке ударов в полную силу турнирным мечом наблюдается быстрый износ рукояти оружия. Первый симптом проявляется в изгибе рукояти относительно оси клинка. Однако чаще всего рукоять просто неожиданно ломается. Усугубляет тенденцию к излому и слишком плотная посадка перекрестья и навершия, отчего в рукояти постоянно сохраняется большое напряжение. Сильный удар увеличивает это напряжение в несколько раз и металл попросту не выдерживает.

НЕМНОГО АЗБУКИ

БАЗОВЫЕ УДАРЫ И ЗАЩИТЫ

Как правило, базовыми считают 5-6 наиболее распространенных ударов, на основе которых строится вся дальнейшая техника фехтовальщика. Прочие удары—это, в принципе, всего лишь разновидности основных. Каждая школа отличается своими терминами и нюансами Выполнения, однако все это будут варианты одних и тех же ударов.

(Колющие удары в данном случае не рассматриваются. - Прим. авт.)

Диагональный верхний удар справа вниз (уключный уровень).

Диагональный верхний удар слева вниз (уключный уровень).

Вертикальный удар (уключный уровень).

Горизонтальный удар справа-слева (уключный и подольный уровни).

Диагональный нижний удар справа вверх (подольный уровень).

Диагональный нижний удар слева вверх (подольный уровень).

Меч, как обоюдоострое оружие, позволяет использовать противоположную (лучевую) грань клинка. Отсюда добавляется еще два обратных удара.

Удар обратный уключный.

Удар обратный подольный.

В данной терминологии уключные—удары в верхнюю часть корпуса и голову, подольные — удары в нижнюю часть корпуса и бедро.

В оригинальной терминологии зареченской школы удары справа называют одесными (от десница - правая рука), соответственно удары слева — ошуйными (от шуйца — левая рука). Некоторые названия, как наиболее соответствующие сути, заимствованы из терминологии славяно-горицкой борьбы. В приводимом перечне даны термины, которые будут употребляться в видеоверсии зареченской школы.

На схеме даны основные направления базовых ударов (в скобках—названия приемов, описываемых ниже, с рисунками и схемами исполнения).

3(в)7(г)

2(6)

4 «(Д)

5(ж)

а) засечный одесный;

б) засечный ошуйный (накрут);

в) колун;

г) обратный колун (фортель);

д) обратный одесный;

е) обратный ошуйный (обратка);

ж) подъем одесный (подрез);

з) подъем ошуйный (подъем).

БЫСТРОТА И ТОЧНОСТЬ

Мелом на разных уровнях «балды», отмечаются «пятаки» (участки диаметром 10—20 см), являющи­еся основными зонами поражения.

На начальной стадии боец наносит одиночные удары, отслеживая точность поражения «пятаков». В процессе тренировок «пятаки» уменьшаются до 5—10 см, а «балде» придается вращательное и ма­ятниковое движение.

При этом зоны поражения то появляются, то пропадают, что имитирует реальную ситуацию, когда противник открывается на разной дистан­ции и непредсказуемо.

ФИНТЫ

Освоив базовые удары в движении, приступают к освоению атак с использованием ударов-финтов. Сначала удары отрабатываются на подвесном снаряде «балде», а затем во взаимодействии с партнером (тренер проводит попутную коррекцию движений).

На начальной стадии все приемы выполняют в безопасном темпе, акцентируя внимание на пра­вильности движений.

К финтам относятся обманные движения с целью дезориентации противника. Это может быть «восьмерка» с резким выходом на удар, или ложный замах с переводом направления удара, или другое действие, вводящее противника в заблуждение.

Не увлекайтесь «красивостью» приема. Замороченные арабески, выписываемые клинком, могут сбить с толку лишь зеленого новичка. Финт необходимо делать быстро, чтобы не дать противнику контратаковать или распознать в вашем движении сам финт.

Исключением из этого правила будут редкие случаи, когда замедление-пауза необходимо по замыслу финта (к примеру, когда после ложного замаха делается пауза, чтобы вытянуть противника на ответное движение, после чего проводится реальная атака). Но даже в этом случае сам финт для пущей убедительности должен быть быстрым.

При разучивании финтов сначала выполняются подводящие упражнения и «подоплеки». Затем при­ступают к выполнению финтов целиком и с ходу (с кругового движения или с места).

Характерными финтами являются:

а) спуск;

б) обманка;

в) восьмерка верхняя;

г) восьмерка нижняя;

д) петля-затрещина.

СБИВЫ (сливы)

Под этим подразумевается движение оружия (реже щита), когда удар противника отводится по скользя­щей траектории или сталкивается с линии атаки.

Характерными сбивами являются:

а) веерная защита;

в) слив внешний;

г) слив внутренний.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИРОВОК

По ряду причин существует объективная необходимость дифференцировать тренировки по нескольким аспектам. Как правило, все они имеют некоторые сходные моменты, но ставящиеся конкретные задачи максимально акцентируют ту или иную цель.

Обычно, недельный тренировочный график содержит различные виды тренировок, чередующиеся определенным образом. Привычная система может с течением времени изменяться или приобретать форму усредненных занятий, каждое из которых включает в себя этапы различных тренировок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ

Направлены на оттачивание отдельных приемов и комбинаций, выработку автоматизма действий и расширение персонального технического арсенала бойца.

ОДИНОЧНАЯ

Боец занимает необходимую позицию перед «балдой» и медленно, с правильной траекторией, выполняет приемы и комбинации. Периодически (через каждые 5—7 повторений) боец увеличивает либо силу проведения приема, либо скорость движений.

ПАРНАЯ

Один из обучаемых отрабатывает прием, а другой «подыгрывает», т. е. создает необходимые условия для его проведения.

Бойцы получают противоположные боевые задачи. Один отрабатывает атакующие приемы, другой — защиты и ответы. Боевые упражнения в парах могут проводиться в разном темпе, как в движении, так и в статике.

ТАКТИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ

Направлены на развитие мышления, способностей моделирования и ведения боя, навыков правильно распределить силы.

ВОЛЬНЫЙ БОЙ

Бойцы поочередно создают определенную тактическую ситуацию, позволяющую результативно атаковать соперника намеченным приемом. После каждой комбинации бойцы занимают исходную позицию.

Задача: тактически переиграть соперника. Грамотно войти в атаку и, по ее завершении, успеш­но уйти с линии контратаки. Провести максимальное количество результативных атак.

КЛИНЧЕВЫЕ БОИ

Один боец пытается «прилипнуть» к сопернику и навязать клинч. Второй старается быстро разорвать дистанцию или уйти с линии атаки. Упражнение выполняется в полном доспехе, но с облегченными мечами (палками).

Задача: грамотно перемещаться, не давая противнику «клинчевать».

ТРЕНИРОВКИ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Направлены на повышение физического потен­циала и развитие способности сохранять высокий темп и мощность на максимально продолжитель­ное время.

ВЗРЫВНАЯ

Бойцы располагаются с противоположных сторон «балды» на расстоянии оптимального проведения удара или комбинации. Двигаясь вокруг «балды» они выполняют прием по голосовой команде трене­ра либо сами поочередно подают команду: «Хоп! »

Задача: выполнить прием быстрее соперника, отслеживая, чтобы противник находился строго на другой стороне «балды».

Направлены на повышение силового потенциала бойца.

МЕЧЕВАЯ (ударный марафон)

Бойцы располагаются по обе стороны «балды» и по команде начинают наносить удары на разных уровнях и направлениях. В процессе тренировки они перемещаются по кругу.

Упражнение выполняется тренировочным (утяжеленным) клинком.

Зачетное время постепенно увеличивается с двух до пяти-семи минут.

Задача: нанести большее количество ударов.

ЩИТОВАЯ (защитный марафон)

Боец вооруженный тяжелым тренировочным щитом выполняет только приемы защиты. Сопер­ник с легким мечом (палкой) атакует на разных уровнях и направлениях.

Упражнение длится сериями по одной минуте, с последующим увеличением времени до трех минут и нагрузки (вплоть до полного доспеха).

Задача: перемещаясь по кругу и меняя направление перемещения, не пропускать ударов.

По мере освоения, задача усложняется: отмеча­ется граница ристалища 8X8 метров, которая в процессе тренировок сужается до размера 5X5 метров. Боец защищается и маневрирует, не выходя за границы ристалища.

ТАКТИКА И КОНЦЕПЦИЯ БОЯ
(стойка, перемещение, подоплека, удар)

Тактика — это правильное применение умений: маневрировать, рассчитывать действия противника, защищаться, готовить и проводить атаку. Однако прежде чем обозначить специфику предлагаемой школы следует определиться с отдельными поняти­ями.

СУТЬ УДАРОВ (прицелился, замахнулся и... проиграл)

Казалось бы, чего проще, прицелься получше, замахнись пошире, да вдарь посильней - авось и победишь. Однако так может рассуждать скорее крестьянин-ополченец, но не воин. Существует несколько принципов, которые можно принять как аксиомы, однако любой из них легко обосновать или проверить на практике:

Замах — есть защита либо обманное действие.

Замах ради замаха — действие, работающее на противника.

Не допускайте пустых или одиночных ударов — они отнимают силы.

Не прицеливайтесь, все равно промажете — нарабатывайте удар навскидку.

Если не знаете, как бить — перемещайтесь либо вводите противника в заблуждение.

Удар должен быть как взрыв — максимальная сила и скорость в минимальное время.

Удар не должен существовать в «одиночестве», за исключением тех ситуаций, где все зависит от единственного четкого попадания (как правило, это редкие турнирные ситуации, когда бой продлевается до первого убедительного удара). Концепция одного удара весьма своеобразна и будет рассмотрена отдельно.

В бою наиболее оптимальны серии из двух-трех ударов по различным секторам. Они увеличивают возможность достать противника, позволяют «раздергать» его защиту и не дают быстро сконцентрироваться и контратаковать.

Кроме всего прочего, серийный навык страхует и от так называемого «проваливания», когда рука и корпус после промаха пролетают вслед за мечом. В результате боец попадает в неустойчивое положение и тратит больше сил и времени на повторный замах или защиту.

СЕКТОР АТАКИ

Слабым местом любой догматизированной системы является обучение контрдействиям на конкретные, строго определенные атаки противника. Чаще всего это действия партнера, работающего в той же учебной схеме. Все происходит по формуле: вас бьют так — вы отвечаете эдак. В результате, действия носят скупо регламентированный характер. В реальном же бою атаки достаточно хаотичны, так как противники весьма разнообразны и по мышлению, и по стилю. Их действия вряд ли будут строиться исключительно по канонам, и удары будут наноситься не по известной вам точ­ной траектории, а из областей в 50—70 см. Поэто­му гораздо целесообразней строить свои действия, учитывая секторы возможной атаки.

Весь спектр направлений ударов можно разложить на четыре основных сектора: на схеме более жирными линиями обозначены чаще атакуемые зоны.

Не секрет, что предугадать сектор гораздо легче, нежели одну линию, по которой пройдет клинок. Следовательно, и защита значительно проще и эффективней, когда контролируются именно секторы.

АТАКА

Известно, что бой - это атака, когда начали вы, либо контратака, когда противник оказался шустрей или его вынудили действовать первым.

Задача же бойца состоит в том, чтобы гармонично совместить две цели:

Быстро и правильно определять атакующие возможности противника на текущий момент либо заставить противника атаковать себя в запланированном секторе, защита которого уже подготовлена.

Не дать предугадать свои действия и поразить противника в незащищенном секторе.

Именно в выполнении этих задач и проявляется мастерство бойца, его опыт и интуиция. Кто же переиграет соперника? Думается, что более по­движный! Подвижный как в физическом, так и в интеллектуальном плане.

Зная закономерности нанесения ударов, легко предугадать сектор удара противника и произвести неуязвимый вход в атаку или контратаку. Это вполне логично потому, что любые действия дик­туются анатомией человека и имеют скоростные и силовые закономерности.

На схеме, в зависимости от положения бойца, светлыми стрелками показаны векторы реально эффективных ударов, черными—нереализуемые направления.

Легко заметить зависимость между положением бойца и возможными направлениями ударов. В каждой отдельной позиции будут присутствовать свои реализуемые области и «мертвые зоны».

В данной ситуации не имеет смысла рассматри­вать киношные «хитровымудренные» приемы со сложной перекрученной траекторией, дважды меняющей свое направление. Такие удары невозможно нанести достаточно быстро и сильно, следовательно, в боевой ситуации они бесполезны и неэффективны.

Ни один серьезный боец не будет излишне финтить, чтобы не получить в ответ мощный прямолинейный удар. Он будет бить по наикратчайшей траектории, с максимальной силой и скоростью.

ЛИНИЯ АТАКИ, ДВИЖЕНИЕ (перемещение)

Обычно линей атаки называют наикратчайшую воображаемую линию, соединяющую соперников. Однако самая прямая дорожка не всегда приводит к успеху. Иногда выгодней «окучивать» противника, двигаясь по дуге либо по касательной. Атака, пост­роенная по прямой, слишком примитивна. Противодействовать такой атаке одно удовольствие — достаточно перекрыть сектор возможных ударов.

На схеме можно пошагово проследить запаздывание бойца, действующего по прямой линии.

1. Начало движения

2. Шаг—удар

(Расчет прост: каждый боец, за единицу времени, совершает перемещение и удар)

 
 

В то время как подвижный боец смещается с линии атаки и наносит удар, прямой атакует пустое место. Подвижный делает следующий шаг и удар, а прямой успевает развернуться, но снова попадает по пустому месту...

Иначе воспринимается атака по касательной или круговой траектории. Реагировать на нее очень трудно, так как соперник постоянно смещается с привычной «пристрелянной» позиции.

Прибавьте к этому внезапную смену направления движения и вы получите ситуацию, когда прямой занят только ловлей подвижного «в прицел». В это время прямой остается практически на месте, а подвижный постоянно смещается, со­храняя возможность атаковать.

Подвижная атака (контратака) может строиться по касательным линиям или по круговой траектории.

Атака по касательной

2. Атака по кругу

3. Атака со сменой направления

Основные виды движения:

  • Уход с линии атаки (по кругу, или по касательной).
  • Наскок (по касательной).
  • Движения, маневрирование, изменение положений щита и меча, не позволяющие противнику готовить атаку.

СТОЙКА

В былые времена по манере человека держать оружие определялась его опытность как поединщика. И в наши дни это, пожалуй, один из основных критериев определения потенциальной опасности бойца.

На рисунке (лицом к зрителю) боец в характерной «подоплеке». Лишь на первый взгляд, он кажется достаточно открытым.

Увы легендарным адептам таинственной катаны и изящным мастерам молниеносной шпаги! В историческом фехтовании красивые классические стойки невыгодны и применимы лишь для ведения боя «вторым номером». Одна из главных причин — положение боевой руки. Поднятый к голове, или выставленный вперед, клинок слишком демонстративен. Рука теряет весь резерв дистанции, а противник, даже сам того не желая, акцентирует внимание на оружии и имеет больше шансов своевременно отреагировать на любое движение.

Когда же клинок «прибран к бедру», боец выглядит относительно безобидно, сохраняя резерв в длину руки. Кроме того, визуально нелепое положение меча вводит противника в заблуждение. Главное же преимущество состоит в том, что на самом деле, это оптимальное положение, которое позволяет почти мгновенно защититься или вывести большую часть атакующих ударов.

Схема иллюстрирует разницу активного резерва дистанции у так называемой «подоплеки» (А) и классической фехтовальной стойки (Б).

Определимся с терминами. Стойка — есть единое положение частей тела, в котором пребывает боец во время поединка. Как это ни покажется парадоксальным, но в историческом фехтовании конкретные догматические стойки бесперспективны!

Абсурдно видеть, как боец принимает ту или иную «стойку», находясь в пяти — восьми шагах от противника. Мало того, он умудряется перемешаться в этом хитросочиненном положении, теряя силы, подвижность, скорость. Видимо он думает, что это эффектно и красиво...

Зареченская школа не учит ходить в стойке и атаковать в стойке — это попросту невозможно, ибо в любом случае стойка нарушается. Следовательно, можно вести речь лишь об исходном положении! Именно кратковременное промежуточное исходное положение необходимо для начала определенного действия или определенного бездействия. Это положение и есть «подоплека» (иногда в «подоплеку» входит подготовительный удар или перемещение).

Только грамотная подоплека может заставить соперника действовать предсказуемо — так, как нужно вам. Только знание и умение строить подоплеку в нужный момент позволит на один - два хода опережать противника. Это вполне очевидно, если вспомнить, что самым главным моментом является то, что видит человек в мгновение начала активных действий. Уж так устроено сознание, что об­раз, схваченный в начале движения, некоторое время удерживает действия в жестких рамках. Ес­ли вы заметили, что противник бросился на вас с незащищенной головой, то вы, сами того не желая, будете встречать его поспешным ударом именно в голову — область воспринятую вашим сознанием как уязвимую точку. Одновременно с этим вы предпримете еще и защитное действие (отшаг, движение щитом).

Теперь представьте, что именно эта ваша реакция и была предусмотрена, и в пиковой фазе атаки противник как по-писаному отработал ваш ответ. Расклад весьма выразителен: вы закончили удар, который оказался пустым, противник же находится в четкой запланированной позиции для атаки.

В следующую единицу времени он наносит удар в совершенно противоположном направлении вы, естественно, торопливо пытаетесь отреагиро­вать из предыдущего несобранного положения.

Противник снова наносит удар с противополож­ным вектором и выходит из атаки.

Вы бросаетесь вдогонку, чтобы компенсировать пропущенное, однако эта ваша реакция тоже запланирована. Он вытягивает вас на разгон и атакует с уходом в сторону — бой сделан. Вы дрались естественно и традиционно. Противник — расчетливо, со знанием «подоплек» и драматургии боя.

Представьте теперь то же начало боя, но с более рассудочным поведением с вашей стороны.

Противник бросается вперед, с подготовленной программой на вашу реакцию. Вы уходите в сторону, перекрыв сектор ударов, возможных из положения его руки.

Стоп! Теперь уже вы в готовности провести результативный удар, а противник в стадии завершения «холостого» действия. Как видите, роли поменялись, вы переиграли противника тактически.

Необходимо оговориться и напомнить, что в данном обзорном издании мы рассматриваем лишь технику и тактику поединка в самом популярном стандарте «щит—меч», ибо методика строевого боя имеет свои особенности и в движении, и в подоплеке, и в технике ударов. В строю даже положение меча диктуется целым рядом специфических условий:

а) наличием и параметрами древкового оружия у противника (топоры, алебарды, копья и т. д.);

б) плотностью строя (однорядный, многорядный);

в) наличием либо отсутствием движения «боевого гурта»;

г) основной задачей «боевого гурта» (удерживать натиск, пробивать линию противника, смешивать чужой строй, стесывать края и т. п.).

Подробности видов группового боя, а также технические особенности номинаций «меч—меч» и «двуручный меч» мы обсудим в следующей книге. В ней же будет затронут и боевой аспект исторического фехтования, неприменимого на спортивных и фестивальных турнирах.

Забегая вперед, отметим, что концептуальные принципы поединков «щит—меч» и «меч—меч» идентичны, за исключением нескольких нюансов, обусловленных отсутствием щита.

БОЙ

У каждого бойца свой характер, конституция, мышление и было бы неразумным предлагать какую-то одну универсально-оптимальную тактику. Поэтому зареченская школа говорит о концепции боя, то есть основной линии поведения, в рамках которой любой может выстроить свою персональную тактику.

Как правило, в существующих методиках действия бойца строятся по схемам, этапы которых мало уступают друг другу по важности. Ниже приведена такая схема.

Подготовка атаки +.

Отвлекающий удар +.

Дестабилизирующий удар +.

Поражающий удар +.

Выход из атаки с ударом +.

Большое внимание уделяется придумыванию комбинации, ее началу и правильному развитию, что ограничивает вариативность действий. Сбой же на любой из стадий резко снижает ее результатив­ность. Самым же, пожалуй, досадным является то, что боец пребывает в напряжении с момента на­чала замысла атаки до ее конца и начала замысла следующей. Нет необходимости объяснять, что из­лишнее напряжение снижает гибкость, реакцию и подвижность.

Прибавьте к этому активную защиту, точнее по­пытки не пропустить ответные удары и получите достаточно громоздкую тактическую конструкцию.

Однако существует всего два реально важных момента, позволяющих проводить бой с высокой вероятностью успеха.

· Правильный вход в атаку, обеспечивающий фору в свободе действий и времени.

· Своевременный разрыв дистанции — уход с линии контратаки.

Порой на один из этих элементов и приходится пик атаки. Ниже схематично приводится концеп­ция экономного (взрывного) боя.

· Неуязвимый вход в атаку (сближение).

· Поражающий удар (серия).

· Неуязвимый выход из атаки (маневр).

При более подробном рассмотрении вырисовы­вается общая структура боя, позволяющая распре­делять силы наиболее рационально.

· расслабление, максимально возможный отдых и подготовка атаки в свободном маневре;

· концентрация—взрыв, вход в атаку, атака и выход;

· расслабление, максимально возможный отдых, подготовка атаки в свободном маневре и т, д.

Основное же внимание уделяется концепции, режиссуре боя и подоплеке действий.

В последствии именно этим термином будет обозначаться суть поведения бойца, то есть обоснованность каждого движения, когда боец плани­рует не только свои действия, но и поведение и мысли противника.

Например, вы находитесь в процессе свободного сближения с противником. Противник видит, что ваш щит опущен, меч поднимается к бедру (простая подоплека). На дистанции кажущейся критической противник, сам того не желая, нанесет удар, направленный в вашу «уязвимую зону». Как бы ни был быстр противник, вы легко блокируете весь сектор, ибо сами спланировали его атаку. В результате — противник находится в стадии неудачного завершения удара, а вы - в стадии зашиты - замаха...

То есть, действие начинается в «миг замысла противника» и либо работает на ломку его атаки, либо развивается вопреки этой атаке. Подоплека — это еще и необходимое, точное по­ложение бойца, без которого даже отточенный технический прием может не принести успеха.

ЩИТОВАЯ ПОДГОТОВКА (I ступень)

Принцип места. Не задерживайте щит надолго в том или ином положении, после каждого защитного движения щит должен стремиться к исходному положению.

Принцип глаз. Вы должны всегда видеть про­тивника либо большую его часть. Не перекрывайте щитом свое поле зрения.

Принцип экономии. Не ходите по ристалищу со щитом наизготовку. Прибирайте щит, только если противник в двух метрах. В остальное время отдыхайте, экономьте силовой и двигательный потенциал: расслабьте руку, разверните плечи, дышите полной грудью и радуйтесь жизни.

ДЕЙСТВИЯ ЩИТОМ

Их не очень много, но их отработке следует уделять значительное внимание. Иначе вы будете похожи на авторов этой книги в период первых выступлений на ристалище. Все, кто видел наши дебюты, в один голос смеялись: «Ваши щиты вам только мешаются, без них получалось бы лучше».

Защита краем щита — парирование ударов кромкой, когда угол между щитом и мечом приближа­ется к 90 градусам.

Защита плоскостью щита — когда клинок приходится параллельно (плашмя), вдоль плоскости щита.

Толчок щитом — силовое воздействие на щит или корпус соперника.

Наложение щита—сковывание, блокирование подвижности противника.

Зацеп щитом — нарушение защиты соперника разворотом его щита.

Ребро — нарушение защиты соперника, ударным смещением его щита.

Встречная защита — удар под атакующую руку в момент начала атаки.

Отмашка — «ребро» выполняемое маховым дви­жением (против левши).

Обратный зацеп — нарушение защиты соперни­ка, разворотом его щита (против левши).

3-я ступень предполагает использование щита в качестве противовеса при технически сложных движениях, требующих большой скорости (веретено, петля, зигзаг, крест).

Для отработки скорости и техники защитных действий лучше применять утяжеленный щит. При отсутствии специального тренировочного щита можно воспользоваться другим способом: спарринг-партнер вооружается облегченным (деревянным, пластиковым) оружием и атакует тренирующегося в максимальном темпе.

РАЗДВОЕНИЕ ВНИМАНИЯ (II и III ступень)

Обычно атакующие и защитные действия обслуживаются «цельным вниманием», когда боец поочередно—замечает атаку, защищается, выискивает уязвимое место, контратакует, снова защи­щается, перемещается и т.д.

В раздвоенном внимании разделяется момент отслеживания действий противника и собствен­но его момент атаки. Это особенно полезно при навязывании противником клинчевого ха­рактера боя.

Есть такое музыкальное понятие «из-под так­та». Вот именно из-под такта следует наносить удары. Действия же щитом должны считаться тактом, основным ритмом, зависящим от действий противника.

Методика тренировки проста, но требует кро­потливой и регулярной работы по приобретению необходимых навыков.

Спарринг-партнер начинает атаковать в медленном темпе, но с полноценной амплитудой и техникой ударов. Тренир<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 2112; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.127 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь