Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика выявления уровня развития образной речи1
(СНОСКА: Исследование H.B. Гавриш.) Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Литературный язык требует к себе постоянного, бережного отношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности. Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами. Обогащенная этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако добиться этого можно только при условии, если воспитывать интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни. Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) про исходит в период дошкольного детства. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки). Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному воз расту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла про изведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности. В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образ но выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях. Поиск путей формирования образности связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литера туры, устного народного творчества, фразеологизмов составим основную цель нашего исследования. Использование некоторых образных средств в речи дошкольников, случаи включения их в самостоятельное связное высказывание свидетельствуют о необходимости формирования у Детей представлений о средствах выразительности и целесообразности их применения в художественном тексте. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности и эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной ре чи дошкольников. Своей образной сущностью, иносказательностью фразеологизмы сближаются с пословицами и поговорками, художественная сила которых заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, насыщен синонимами, антонимами, сравнениями, в основе многих пословиц лежит метафора. Все это делает их ценнейшим языковым материалом, и этим был определен наш выбор в поиске средств формирования образности речи дошкольников. Выявление уровня образности речи детей в самостоятельных связных высказываниях, особенностей восприятия литературных произведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, фразеологизмов, загадок), можно проводить в виде индивидуальных бесед с каждый ребенком с помощью пяти серий заданий. I серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства. Проверяется, может ли ребенок логически последовательно развивать сюжет, в соответствии с темой, которую он сам выбрал, какие средства выразительности он будет использовать в своем сочинении. После вводной беседы о любимых книгах ребенку предлагается придумать рассказ, сказку; дать название высказыванию, определить жанр и объяснить свой выбор. Оцениваются представления детей о жанре (сказка, рассказ, стихотворение), умение выбрать тему, развернуть сюжет в логической последовательности; оценку получает также соблюдение композиции (наличие начала, середины, конца) и использование средств художественной выразительности — лексических, синтаксических, стилистических. Для значительной части детских сочинений характерно нарушение логической последовательности, композиции текста, несоответствие содержания теме. В процессе анализа творческих рассказов выделяется некоторая зависимость между уровнем связности как качественной характеристики текста и уровнем образности. В своих связных высказываниях дети используют разнообразные средства образности: синтаксические (назывные и бессоюзные предложения, инверсию, прямую речь, уточнения, повторы), лексические (эпитеты, определения, эмоционально оценочную лексику). Метафоры и сравнения не только в рассказах, но и в сказках детей встречаются в единичных случаях. Вместе с тем наблюдаются факты, свидетельствующие о влиянии языка художественных текстов на детские сочинения: дети используют специфические сказочные обороты, выражения. Анализ детских сочинений с точки зрения образности показывает существование связи между уровнем художественного восприятия литературных произведений и уровнем выразительности творческих рассказов детей. II серия заданий направлена на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров. Детям предлагаются литературные произведения разных жанров: стихотворения А. Балонского «В лесу» и И. Бунина «Листопад» (отрывок), рассказ М. Пришвина «Полянка в лесу» (отрывок), сказка «Три поросенка» в обработке СВ. Михалкова. Могут быть и другие произведения, но основным критерием выбора должна быть высокая степень образности, насыщенность средствами художественной выразительности. Задаются вопросы: «Что тебе прочитали? Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворение)? О чем говорится в...? Как автор называет...? » Оценивается умение различать жанр, понимать его специфические особенности, определять тему и основное содержание произведения. Анализ ответов детей показывает, что у них не сформированы четкие представления о жанровых особенностях литературных произведений. Наиболее близким и понятным детям жанром является сказка. Легче всего дети справляются с выделением и воспроизведением эпитетов. Восприятие и выделение Э тексте сравнений вызывает у них значительные затруднения, а понимание метафоры — самое трудное задание. Другие средства художественной выразительности (метонимия, олицетворение, гипербола) замечаются детьми в редких случаях. III серия задании определяет понимание детьми значения фразеологизмов: как в воду опущенный, дать слово, заячья душа, надуть губы, сломя голову, в поте лица, прибавить ходу. Сначала каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, выясняется, как он его понимает, затем этот же фразеологизм предлагается в контексте. Глубину понимания ребенком фразеологизмов можно проверить через задание: «Придумай предложение или рассказ, в котором кто-то мог бы так сказать». Фиксируются и оцениваются правильные, буквальные, отрицательные ответы, точность словоупотребления, умение придумывать предложения с заданным выражением. Анализ особенностей понимания значения фразеологизмов показывает, что значительная часть детей испытывает трудности в восприятии и понимании образного содержания фразеологизмов. Вместе с тем результаты обследования показывают возможность обучения детей осознанию образного содержания и обобщенного значения фразеологизмов. IV серия заданий выявляет понимание пословиц: Трусливому зайке и пенек — волк. Едет Емеля, да ждать его неделю. Бедному Ванюшке везде одни камушки. Ребенку предлагается вспомнить или придумать небольшую историю, в которой кто-то из героев мог сказать такие слова. Пословица дается детям сначала вне текста, а потом в тексте, который облетает ее понимание. При анализе оценивается не только умение объяснить значение пословицы, но и способность включить ее в соответствующую речевую ситуацию. Результаты обследования показывают, что детям старшего дошкольного возраста доступно понимание обобщенного значения пословиц. V серия заданий выявляет умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки. Детям предлагаются три загадки. Читается текст: «За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара». (Лиса.) Ребенок отгадывает (или нет) загадку, а потом ему задаются вопросы: «Как ты догадался, что это лиса? (Понимание метафоры.) С чем сравнивают лису? Почему лису сравнивают с пламенем? (Выделение сравнений.) Как можно по-другому сказать о лисе? С чем ее можно сравнить? » Оценивается понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, вычленение сравнения, эпитетов, осознание метафор. Анализ особенностей восприятия детьми разных жанров литературных произведений (стихотворения, рассказа, сказки), малых фольклорных форм (загадок, пословиц, поговорок, фразеологизмов) позволяет установить уровни восприятия детьми образной речи. Такое обследование позволяет сделать вывод о том, что важным фактором формирования образности речи детей является взаимосвязь работы на речевых занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, а также в повседневной жизни. Ознакомление с малыми фольклорными жанрами (загадками, пословицами, поговорками, фразеологизмами), использование специальных упражнений, творческих заданий подводит детей к осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных и жанровых особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в художественном тексте. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1646; Нарушение авторского права страницы