Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Цена и её функции на рынке культуры



Из множества определений цены возьмём то, которое наиболее зримо отражает процесс рыночного обмена. Цена – это количество денег1, за которые продается и покупается единица товара или услуги. Экономическая сущность цены раскрывается в её функциях. Рассмотрим базовые, наиболее важные функции цены – измерительную (учетную), стимулирующую, распределительную и функцию балансирования спроса и предложения.

Рыночная цена, называемая также равновесной, балансирует интерес продавца и интерес покупателя.

Уровень цены, удовлетворяющий интересам продавца, должен покрыть экономические издержки и принести экономическую прибыль, т.е. обеспечить развитие его бизнеса. Возможность предпринимателя оплатить все виды используемых при производстве блага ресурсов за счет его (блага) цены является проявлением её учетной (измерительной) функции.

При производстве благ культуры используют обычные для экономики, традиционные, ресурсы и специфические, нетрадиционные. К первым относятся земельные (земля как пространственный базис организации культуры), материальные (здания, оборудование, материалы и т.д.), денежные (финансовые), трудовые (персонал организации) ресурсы. Их количество, как и во всех отраслях, считают не только натуральными измерителями (единицами книгохранения, числом посадочных мест, среднесписочной численностью сотрудников), но и деньгами. Однако практическое использование денежных измерителей этого вида ресурсов в культуре имеет ограничения. Так, значительная часть движимых и недвижимых памятников (архитектурных, изобразительных, библиографических) не имеет экономической, т.е. денежной оценки. Это не связано со сложностью измерения бесценного: рынок давно научился это делать, и на российском рынке работают риэлтерские компании, занимающиеся оценкой подобного имущества.

Функцию охраны, а значит, и учета этого вида ресурсов несёт государство и муниципальные образования, которые, как было сказано в главе 3, не справляются с её выполнением: всеобщая инвентаризация памятников и их экономическая оценка не проведена. В результате организации, использующие в своей деятельности памятники (музеи, библиотеки, парки, галереи), учитывают их количество в натуральных измерителях, а затраты на их эксплуатацию и реставрацию не отражают в цене входных билетов.

Эту ситуацию можно было бы истолковать как действие перераспределительной функции цены: поскольку подавляющее большинство организаций, о которых идет речь, являются государственными и муниципальными, с помощью цены бремя расходов по содержанию памятников государство и муниципалитеты переносят с плеч посетителей на расходные статьи соответствующих бюджетов. Однако на практике бюджетные статьи расходов, связанных с эксплуатацией памятников, как правило, являются статьями экономии бюджетов, чем и объясняется плачевное состояние, руинирование памятников. На основании этого следует признать, что измерительная функция цены в отношении такого ресурса, как памятники, не работает.

В составе трудовых ресурсов организаций культуры наиболее многочисленной группой являются творческие работники – актеры, режиссеры, дирижеры и т.д. Как и у других категорий работников, экономическая оценка их труда производится с помощью заработной платы. Существенный недостаток этого измерителя состоит в сложности учета с его помощью качества труда, которое в творческих организациях является главным фактором. Как бы часто и кардинально не менялись системы оплаты труда, они пока не могут в полной мере оценить, измерить мастерство, талант творческого работника и установить адекватную меру его вознаграждения. Этот вид творческого ресурса в культуре до сих пор остается недоучтенным и недооцененным.

Названные ситуации ценового недоучета, недооценки ресурсов, используемых при производстве благ культуры, связаны, главным образом, с причинами субъективного характера, недостатками и сложностями организационного процесса, совершенствование которого позволяет оценить эти ситуации как временные.

Причины иного характера и природы лежат в основе проблемы денежной оценки другой группы ресурсов культуры – специфических, нетрадиционных для экономики. В отличие от рассмотренных выше ресурсов производства, речь идет о ресурсах потребления благ культуры, об уровне культуры потребителей, или уровне качества личностных ресурсов потребителя, о его культурном багаже, по выражению А.Б. Долгина1, а именно: о вкусах потребителей, их эмоциональных, когнитивных (познавательных) ресурсах, мотивации к потреблению, их креативных ресурсах и креативной активности. Как пишет Пьер Бурдье, «потребление искусства требует большого объема специальных знаний. Другими словами, произведение искусства имеет смысл и представляет интерес только для того, кто обладает знаниями о внутренней логике сложных произведений искусства, их исторической связи, о динамике школ и направлений… Только наличие таких знаний, практики «чтения» произведений искусства такое потребление может доставлять истинное удовольствие, служить источником наслаждения»1.

Эти ресурсы культуры, этот культурный капитал потребителя не поддается денежной оценке. Нельзя, по выражению Т. Скитовски2, примериться долларом к способности наслаждаться балетом, нельзя оценить усилия, необходимые для превращения новичка в балетомана.

Неизмеряемость, несчитаемость этих специфических ресурсов3 приводит к их недооценке и, следовательно, к неиспользованию или недоиспользованию.

Таким образом, в отрасли культуры в результате неэффективной работы измерительной функции цены из экономического учета выпадают значимые ресурсы.

Стимулирующая функция цены заключается в её воздействии на темпы развития производства продукта. Цены должны стимулировать производство посредством наиболее полного учета затрат (в этом стимулирующая функция тесно связана с учетной) и обеспечения прибыли производства. Прибыльность (рентабельность) производства позволяет сохранить интересы его участников и собственников, привлекать инвестиции, повышать качество продукции.

Прибыль – главный элемент стимулирующей функции цены. На рынке культуры прибыль оказывается в ножницах цен: с одной стороны, происходит постоянный рост цен на факторы производства, увеличиваются издержки, а с другой стороны, действуют причины, ограничивающие рост цен на продукцию культуры.

Рост цен на факторы культурного производства и «болезнь издержек» рассматривались в главе 5. Сдержанная динамика цен на продукцию культуры связана с рядом причин. Во-первых, культурные потребности в иерархии потребностей потребителя занимают далеко не первое место. Как было сказано ранее, они не являются жизненно важными, их нельзя ставить вровень с потребностями в еде, в сне. В случае снижения доходов потребление культуры – первое, от чего отказывается большинство потребителей. Это хорошо понимают организаторы культурных программ.

Во-вторых, рост цен в культуре сдерживается действием принципа «справедливой цены». Уильям Баумоль пишет: «Поскольку исполнительская организация – коллектив преданных делу единомышленников, убежденных, что их продукт представляет ценность для общества, то для них естественно желание распространить свои услуги как можно более широко и как можно более справедливо. Коллектив обычно противится тому, чтобы на его выступления попадала только богатая и состоятельная публика»1.

Третья причина связана с действием в отрасли законов конкуренции. Благодаря электронным СМИ практически любое произведение культуры и искусства потребители могут увидеть и услышать, не прибегая к услугам филармоний, музеев и театров. Это держит цены названных организаций «в тисках».

Распределительная (перераспределительная) функция цены заключается в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными группами собственников, группами населения. Рассматриваемая функция заключается в распределении дохода между производителями и потребителями. Если цена продукта выше его стоимости, то производитель возмещает свои затраты и получает прибыль, если ниже, то производитель работает себе в убыток. Распределительная функция цены отражает направление распределения – в пользу изготовителя или потребителя1.

Перераспределительная функция цены прежде всего проявляется в тех сферах деятельности, где имеются существенные внешние эффекты. В этих ситуациях цена используется для трансформации внешнего эффекта во внутренний. Значительный положительный внешний эффект деятельности театров, музеев, концертных и выставочных залов государство с помощью дотации обращает во внутренний эффект. Затраты этих организаций уменьшаются на величину дотации, что позволяет им снизить цену и увеличить предложение социально значимой продукции. Отрицательный внешний эффект деятельности казино, например, трансформируется с помощью цены во внутренний: цена на услуги казино, учитывающая высокий налог на доходы, сокращает предложение услуг казино. Цена на такие блага, как услуги клубов по интересам, любительских студий, кружков, нормирует число потребителей блага и доступ к ним, т.е. также выполняет регулирующую функцию.

Перераспределительная функция цены проявляется также в ситуациях ценовой дискриминации, упоминавшейся в главе 5.

Функция балансирования спроса и предложения позволяет осуществлять связь между производством и потреблением. «Цены являются на самом деле совместным результатом давления спроса и предложения на всех участников экономического процесса. Цены – это не какие-то произвольные наборы цифр, это именно тот набор, который уравновешивает спрос и предложение. Таким образом, цены определяются совместными усилиями всех агентов, действующих на рынке, хотя происходит это косвенным путем. Информация или сообщения, посылаемые отдельными участниками, – это те суммы, которые они согласны заплатить или получить за каждый товар…»1. Таким образом, уравновешивая спрос и предложение, цена одновременно измеряет их количество. Однако точность измерения величины спроса с помощью рыночной цены на рынке культуры является одной из самых сложных проблем.

Величина спроса на обычных рынках характеризует не только количество, но и качество того продукта, который могут купить потребители. Здесь действует принцип «дороже – значит лучше». Для продуктов культуры этот принцип не действует. Во-первых, как было сказано в главе 1, в культуре нет объективных критериев качества, аналогов, например, сортности товаров на обычных рынках. В культуре невозможно зафиксировать уровень качества и, соответственно, дефект культурного продукта. Во-вторых, потребительский эффект (впечатление) невозможно гарантировать и прогнозировать, исходя из формальных признаков продукта (его названия, жанра, автора, размера произведения и других характеристик). В-третьих, культурные продукты не идентичны друг другу (дважды сходив на один и тот же спектакль, зритель получает, скорее всего, разные по впечатлению, потребительскому эффекту покупки) и не повторяются в потреблении (день ото дня можно пить чай одного сорта, в отличие от книги или спектакля, повторное потребление которых бывает редко). Если нет повторяемости при покупке и в потреблении, продавцу невозможно корректировать своё поведение в отношении цены, ориентируясь на предыдущие покупки (театр не может судить о посещаемости спектакля по премьерному показу).

В целом сказанное означает, что цена в культуре не указывает на качество культурного продукта и на ценность его для потребителя. Более того, «…часть культурной ценности не отражается в сиюминутных рыночных ценах. Даже если бы рыночная стоимость вбирала в себя всё воспринимаемое потребителем качество, и тогда её нельзя было бы считать исчерпывающей мерой культурной ценности. Люди могут что-то не понять и недооценить с первого раза. Есть и трудные для восприятия ценности, открывающиеся потомкам»1.

Цена, не отражающая ценность, стимулирует производителей к недовложению качества. В этих условиях соотношение между спросом и предложением складывается не в пользу покупателей, а в пользу продавцов, которым выгодно продавать низкокачественную и низкозатратную продукцию.

Неэффективную работу ценового механизма на рынке культуры характеризуют и однородные (единые) цены. Такие ситуации, когда на разные по качеству продукты устанавливаются единые (однородные) цены, характерны для рынков звукозаписей, книгоизданий, кинопроката. Связанные главным образом с маркетинговой политикой фирм-производителей, единые цены нарушают действие практически всех функций цены.

Неэффективность работы ценового механизма на рынке культуры указывает на необходимость поиска другой системы измерения в культуре. Речь идет не только о расширенном применении социальных оценок культурного производства (например, измерении влияния культуры на экономический рост, производительность труда) и социальных измерителей культурной ценности (критика, профессиональная экспертиза, награды и звания). Следует говорить об ином, неценовом механизме использования денежного измерителя, в частности о практическом внедрении системы коллаборативной фильтрации с постфактумной оплатой за культурные блага, предложенной в 1992 году в США при организации работы файлообменных сетей. Анализ практического применения этого подхода дан в книге А.Б. Долгина «Экономика символического обмена» – самом глубоком и многоаспектном исследовании экономики культуры в отечественной литературе.

§2. Виды цен и факторы ценообразования на продукцию культуры

Цены классифицируют по различным категориям:

- по сферам обслуживания: оптовые цены, розничные цены, закупочные цены и тарифы услуг;

- по способу отражения транспортных расходов: цены франко-отправления, цены франко-назначения;

- по формам продаж: контрактные (договорные) цены, биржевые котировки, цены ярмарок и выставок, аукционные цены;

- по стадиям продажи: цены предложения, цены спроса, цены реализации;

- по степени регулирования: жестко фиксированные цены, регулируемые цены, свободные цены;

- по масштабам действия: мировые (внешние) цены и внутренние цены и другие категории.

Охарактеризуем виды цен, применяемых на рынке культуры:

- контрактные (договорные) цены устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем, фиксируются в договоре и действуют на его срок. Широко используются в культуре, особенно в договорах по поводу использования интеллектуальной собственности, оформлении трудовых отношений (найм на работу);

- цены ярмарок и выставок характеризуются своим уровнем, который обычно ниже, чем в обычных каналах торговли, и применением скидок и льгот. Используются в книготорговле, на художественном рынке;

- аукционные цены отражают ход продаж на аукционах (публичных торгах). По механизму установления бывают следующих типов: с повышением цены (товар продают по цене, являющейся наиболее высокой из предложенных покупателями), вейлинговые торги (наивысшую цену предложения устанавливают на экране-циферблате, стрелки на котором имеют обратный ход, покупатель, нажатием кнопки определяет устраивающую его цену); с подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует возможность сравнения с запросами других покупателей (тендер)1. Широко используются на художественном и антикварном рынке;

- бюджетные ассигнования являются своеобразным видом цены, устанавливаемой государством и муниципальными образованиями на услуги, предоставляемые бюджетными организациями культуры;

- жестко фиксированные цены – основной тип цен на услуги культуры в условиях командно-административной экономики;

- свободные цены не подвержены прямому вмешательству и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. С начала 90-х годов практика ценообразования на услуги культуры развивается на основе принципа последовательного расширения прав организаций культуры в установлении и применении цен. Этому в значительной мере способствует решение Правительства РФ - года (Постановление от 26 июня 1995 года №609), в котором организациям культуры разрешено самостоятельно устанавливать цены на большинство видов платных услуг и продуктов. Отказавшись от прямого директивного установления цен, государство оставило за собой экономические методы регулирования цен в виде дотирования, субсидирования, лицензирования, налогообложения продукции культуры.

Участие государства в экономических процессах культуры, и в частности в регулировании цен, даже в условиях свободного ценообразования характеризует, например, такой факт. В условиях нарастания кризисной ситуации весной 2009 г. министр культуры РФ дал директиву во все федеральные музеи о «заморозке» цен. Он также направил письмо всем российским губернаторам с предложением последовать его примеру.

Факторы, влияющие на ценообразование можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам следует отнести: уровень инфляции, внешнюю политику государства, социально-политическую ситуацию, масштабы государственного регулирования экономики, налоговую политику, характер спроса на продукцию (мода, предпочтения, численность потребителей, сезон, уровень доходов граждан). К внутренним факторам относятся: вид и способ (технология) производства, себестоимость продукции, жизненный цикл продукта, дополнительные услуги, «цена фирмы», репутация на рынке и др.

К числу внешних факторов ценообразования, определяемых характером спроса на продукцию, относится редкость. Однако этот фактор имеет в культуре особенную окраску, связанную со свойствами самого культурного продукта.

Редкость – это соотношение между имеющимся в наличии количеством блага и потребностью в нём. Ещё австрийская экономическая школа относила редкость к факторам цены и стоимости, ведь чем меньше объем предложения (количество предлагаемых на рынке благ), тем выше спрос и, следовательно, выше равновесная цена. В тиражных секторах рынка культуры (книгоиздании, звукозаписи, кинопроизводства), где производство дополнительных копий продукта практически безгранично, фактор редкости не играет роли. Производство продуктов изобразительного, театрального, филармонического, декоративно-прикладного искусства – мелкосерийно или штучно в силу внутренних особенностей художественного процесса и технологии. Из этого следует, во-первых, что производство экземпляра такой продукции стоит дорого, во-вторых, количество этих продуктов ограниченно, в-третьих, предложение таких продуктов неэластично, так как главным элементом творческого производства является использование ограниченного ресурса – таланта, мастерства. Все эти моменты отражаются в цене указанных продуктов, редкость которых становится главным её фактором.

Выводы

1. При производстве благ культуры помимо обычных, традиционных, ресурсов используются специфические, нетрадиционные, – вкусы потребителей, их эмоциональные, когнитивные ресурсы, мотивация к потреблению, ресурсы творчества и творческой активности. Специфические ресурсы не поддаются денежной оценке.

2. Часть обычных, традиционных ресурсов, используемых в культуре, не имеет денежной оценки. К числу таких относятся памятники, а также талант, мастерство работника.

3. В результате неэффективной работы измерительной функции цены из экономического учета выпадают значимые для отрасли ресурсы.

4. На рынке культуры прибыль оказывается в ножницах цен, что «подрывает» работу стимулирующей функции цены.

5. Распределительная (перераспределительная) функция цены действует в секторах культуры, где имеются существенные внешние эффекты, а также в ситуациях ценовой дискриминации.

6. Цена в культуре не отражает качества продукта, что ведет к недовложению культурной ценности и производству низкокачественной продукции.

7. Однородные (единые) цены в культуре нарушают действия практически всех функций цены.

8. Несовершенство ценовой системы измерения в культуре требует поиска иных механизмов.

9. Современная система ценообразования в культуре предоставляет производителям широкие права.

10. Главным фактором ценообразования в культуре является редкость.

Тесты по теме «Ценообразование на продукцию культуры»

1. Ранжируйте сигналы получения информации об ожидаемом качестве театрального спектакля в порядке убывания её (информации) полноты и точности.

1) участие в спектакле «звездных» актеров;
2) оценки профессиональных критиков;
3) цена билета;
4) брэнд театра;
5) премия театрального фестиваля.

2. Качество каких продуктов, как правило, бывает выше:

1) многократно покупаемых;
2) однократно покупаемых.

3. Принцип «справедливой цены» имеет место, когда:

1) разные по качеству товары продаются по одной цене;
2) организация культуры сдерживает рост цен на свой продукт по мотивам социальной справедливости;
3) на продукт одного качества устанавливаются разные цены для разных потребителей.

4. Однородные (единые) цены имеют место, когда устанавливаются:

1) одинаковые цены на разные места в кинотеатре;
2) одинаковые цены на показ разных фильмов в кинотеатре;
3) одинаковые цены на продукты – субституты (заменители) кинофильм и театральный спектакль.

5. Редкость является главным фактором цены на:

1) звукозапись концерта Ф.И. Шаляпина;
2) портрет Ф.И. Шаляпина работы Б.М. Кустодиева;

3) репродукцию той же работы.

Использованная литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. –М.: Инфра-М, 2002.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М., 2001.

3. Закон РФ « О Правительстве РФ» ( в ред. Федеральных Конституционных законов от 01.06.2005 №4 – ФКЗ)

4. Закон РФ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 № 317-ФЗ).

5. Закон РФ «Об основах законодательства РФ о культуре» ( в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 №160-ФЗ)

6. Закон РФ «О выводе и вводе культурных ценностей», №4804-1 от 15 апреля 1993 года//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, №20.

7. Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» - ФЗ-№258.

8. Закон РФ «О культурных ценностях, перемещенных в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» от 20.07.1999 №12-П – № 64-ФЗ.

9. Закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 22.08.2004 №122-ФЗ.

10. Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 27.02.2003 №29-ФЗ.

11. Закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 5.12.2001 №4–ФЗ

12. Закон РФ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 №174-ФЗ.

13. Указ Президента РФ от 26 ноября 1994 г. «О приватизации в РФ недвижимых памятников истории и культуры местного значения» – №32-ФЗ.

14. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992г. №1487 «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ».

15. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. «Положение о Министерстве культуры РФ».

16. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. №432 «Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»

17. Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 №454-ст. «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»

***

1. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Осовецкая Н. Я. Реструктуризация сетей

и эффективность бюджетного сектора. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

2. Анализ отраслевых рынков / Под науч. ред. А.Д. Вурос, Е.Н. Калмычковой. Ч.3 – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.

3. Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учеб. пособ. – М.: ИНТРА-М., 2001.

4. Воронова Е.Н. Экономика социально-культурной сферы: учеб пособ. – Рязань: Узорочье, 2004.

5. Восколович Н. А. Экономика платных услуг: Учеб. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Галуцкий Г.М. Введение в экономику культуры. – М., 2001.

7. Долгин А. Б. Экономика символического обмена – М.: ИНФРА- М, 2007.

8. Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. – Новосибирск: Изд. Дом «Тигра», 2000.

9. Елисеев А.Н., Шульга И.Е. Институциональный анализ интеллектуальной собственности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.

10. Жданова Е.И., Иванов С.В., Кротова Н.В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. – М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. – М.: МГУ, 1995.

12. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие. – М.: Дело, 2003.

13. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры: Учеб. пособие для вузов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

14. Игнатьева Е. Л. Экономика культуры: Учеб. пособ. М.: ГИТИС, 2004.

15. Ионин Л. Г. Социология культуры. – М.: 1996.

16. Колбер Ф., Нантель Ж., Рич Д. Маркетинг культуры и искусства. – М.: АРТ-Пресс, ВасинА. И., Изд. Васин, 2004.

16. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.

17. Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса РФ ( Под ред. И. А. Близнеца и А. Ю. Ларина. – М.: Книжный мир, 2008.

18. Луховская О. К. Управление развитием культурного потенциала регионов России В современной экономике. – М.: МГУКИ, 2008.

19. Менеджмент в сфере культуры: Учеб. пособ. \Под ред. И. М. Болотникова и Г. Л. Тульчинского – СПб.: СПбГУКИ, 2007.

20. Менеджмент и маркетинг культуры: Учеб. пособие под общей редакцией И.М. Болотникова – СПб.: СПбГУКИ, 2009.

21. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры. М., 1987.

22. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

23. Социальная сфера в рыночных условиях / Под ред. Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004.

24. Слепокуров В.С. Культура как система соционормативного регулирования. – М.: МГУКИ, 2003.

25. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. – СПб.: СПбГУП, 2004.

26. Шаш Н. Н. Ценообразование: учеб. пособ. – М.: Юрайт, 2004.

27. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебник. – СПб.: Издательство «Лань», 2004.

28. Экономические основы культурной деятельности. – СПб.: Алетейя, 2002.

29. Юрьева Т.В. Экономика некоммерческих организации: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002.

30. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика - М., 2000.

***

1. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: вып. 5. неопределенность качества и рыночный механизм//THESIS, 1994.

2. Андрейкина М. Брэнд в сфере культуры и искусства. // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. №10.

3. Барабанов Е. Искусство на рынке, или Рынок искусства. // Художественный журнал. 2002. №16.

4. Баумоль У. Д. Анатомия дефицита // Отечественные записки. 2005. № 4.

5. Денисов Б. К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства//Российский экономический журнал. 1996. №4.

6. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджмент – наука третьего тысячелетия//ART-менеджер. 2002. №3.

7. Коуэн Т. Похвала коммерческой культуре: культурный пессимизм и культурный оптимизм // Отечественные записки. 2005. №4

8. Матарассо Ф., Лэндри 4. Как удержать равновесие? 21 стратегическая дилемма культурной политики//ART-менеджер. 2003. №1

9. Расин Б.Н., Кудимов И.С., Мушников А.А., Яцкин Д.М. Современные методы управления объектами культурного наследия// Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №5.

10. Шматко Н. А. Анализ культурного производства Пьера Бурдье//СоцИс: Соц.иссл. 2003. №8.

11. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов//THESIS. 1993. Вып. 2.

***

1. Учреждения культурно-досугового типа, парки культуры и отдыха Российской Федерации в цифрах. 2004 год. – М.: ГИВЦ, 2005.

2. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах. 2004 год. – М.: ГИВЦ, 2005.

3. Музеи и зоопарки в цифрах. 2004 г. – М.: ГИВЦ, 2005.

4. Концертные организации и коллективы, цирки в цифрах. 2004 г. – М.: ГИВЦ, 2005.

5. Российский статистический ежегодник. 2004 год. – М.: Госкомстат, 2004.

6. Российский статистический ежегодник. 2008 год. – М.: Госкомстат, 2008

7. Театры Российской Федерации в цифрах. 2004 год. – М.: ГИВЦ, 2005.

Приложение 1


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь