Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иисус Христос. Его рождение, жизнь и смерть
Не вызывает сомнений то, что Иисус Христос является ключевой фигурой в христианской религии. Сын Божий, Спаситель, Мессия. Он взял все грехи человеческие на себя, устояв перед искушениями Сатаны. Согласно Библии, Иисус родился примерно 2 тыс. лет назад. Именно от его рождения идет современное летоисчисление. Его матери Марии ночью явился ангел, который сообщил ей о том, что у нее родится сын. Рождение мальчика было предсказано до его рождения. Иосиф, муж Марии, и сама Мария очень обрадовались этому. Им стало известно от ангела, что их будущий сын – Сын Божий. Именно он должен будет спасти человечество. В это время царь Ирод узнал, что родился Царь Иудейский. Ирод был жадный, злой человек; он подумал, что родился младенец, который в будущем займет его трон. Ирод решился на беспрецедентный шаг – он приказал убить всех новорожденных младенцев. Но явившийся ангел приказал Иосифу и Марии срочно бежать в Вифлеем, где Иисус и был рожден. К младенцу пришли многочисленные волхвы: пастухи увидели в небе новую необычайно яркую звезду и пошли за ней. Эта звезда указала им на дверь, за которой находился новорожденный младенец. Волхвы принесли свои дары младенцу Иисусу, так как они знали, что перед ними истинный Царь Иудейский. Шли годы. Иисус вырос и стал проповедовать веру в Отца своего. Он совершил множество чудес: 1) превратил воду в вино; 2) накормил 5 тыс. человек пятью хлебами и двумя рыбами. Причем осталось 12 коробов пищи; 3) Иисус исцелял больных; 4) Иисус воскрешал мертвых. Например, известно предание, согласно которому Христос воскресил Лазаря. Через несколько лет Иисус набрал 12 учеников, которые в Библии названы апостолами. Все они свято верили в Божественное происхождение Христа, своего Учителя. Но нашелся среди них и предатель – Иуда. Он продал своего Учителя за 30 сребреников. В то время за Иисусом началась почти что охота. Первосвященникам того времени не нравились наставления Христа, так как они шли вразрез с политикой церкви. Им удалось подкупить Иуду, который пообещал выдать им Христа. Он сказал, что Христос – это тот человек, которого он поцелует. И действительно, после Тайной вечери Иуда совершил свое предательство. Иисус нисколько не злился на Иуду – Он знал о своей участи. На Тайной вечере Иисус сказал своим ученикам, что один из них предатель. Тогда Петр, один из его учеников, сказал, что он никогда не предаст и не отречется от своего Учителя. Но не успели трижды пропеть петухи, как Петр трижды отрекся от Христа. Петр понял, что он совершил, и стал еще более рьяно проповедовать свою веру в Христа. Согласно Библии, апостол Петр стоит у врат, которые ведут в рай. Скорее всего, Петра не пускают дальше из-за его отречения от Христа. Но он не попал и в ад, потому что понял свою ошибку и сделал все возможное для распространения христианства. Иисус Христос был схвачен и распят на кресте. Распятие на кресте было самой позорной казнью. Так казнили только рабов. Уби тело Христа, палачи не убили его душу. Через 3 дня после распятия Иисус воскрес, а еще через 40 вознесся на облаке к своему Отцу, т. е. на небо. Библия утверждает, что человеку, который верит в Бога и Иисуса, обеспечена дорога в рай. Пятикнижие пророка Моисея На великого пророка Моисея была возложена необычайно сложная, но крайне необходимая миссия: он должен был вывести всех евреев из Египта. Моисею удалось убедить египетского фараона отпустить его народ. Но через некоторое время фараон захотел вернуть евреев обратно, и он послал войско вслед за ними. Войско догнало евреев у берега Красного моря, но море расступилось, и весь народ успел убежать от египтян. Много сложностей пришлось встретить Моисею и его народу во время странствия: евреи начинали роптать на пророка, когда они хотели есть (тогда Бог послал им манну небесную), а также когда они хотели пить (тогда Моисей высек им воду из скалы). Помимо этой миссии, Моисей также написал Пятикнижие. Первая книга. Первая книга имеет необычайно важную роль. Она была завершена примерно в 1448 г. до н. э. и называется «Бытие». Эта книга описывает великий план Бога о судьбе человечества. Но человек отказался от ответственности перед Богом. Несмотря на то что Господь предлагал человеку пути решения этой проблемы, человек показал, что его сердце способно производить только зло. Господь понимал, что Его запреты уже давно не соблюдаются человечеством. Он решил очистить весь мир от греха посредством Великого потопа. Но уничтожать всех людей Господь не хотел. Он избрал для спасения только Ноя (потомка третьего сына Адама и Евы Сифа) и его семью. Они построили огромный ковчег, где разместились сами, а также разместили каждой твари по паре. Но и после потопа мир не был очищен от греха. Последней каплей в терпении Господа стала Вавилонская башня. Люди настолько святотатственно стали относиться к Богу и церкви, что решили построить башню до неба. Бог не стерпел этого и смешал языки людей. Говоря на разных языках, люди не смогли продолжить строительство башни. Но Господь не перестал любить людей. Он избрал Авраама для того, чтобы от него произошел новый народ. От Авраама произошел Исаак, от Исаака произошел Иаков, а от Иакова произошли двенадцать его сыновей, которых стали называть отцами двенадцати колен Израиля. Среди них выделяется любимый сын Иакова – Иосиф. Он был продан родными братьями в рабство египетскому фараону. Но в Египте Иосиф был отпущен. Он заслужил это тем, что сумел сделать то, что не сумели сделать египетские мудрецы, – он растолковал фараону два его сна: 1) о семи толстых коровах и о семи тощих коровах; 2) о семи толстых колосках пшеницы и о семи иссушенных колосках пшеницы. Иосиф вернулся домой и простил своих братьев. Вторая книга. Во второй книге Моисея («Исход») повествуется о том, как потомки двенадцати колен отцов Израиля были порабощены и угнаны в Египет. Моисей же сорок лет рос, воспитывался и жил во дворце фараона. Именно ему Господь поручил миссию по спасению евреев. На Египет были насланы десять «казней египетских». Беда не коснулась лишь тех домов, которые были помазаны кровью агнца. Таким образом было показано, что евреи не хуже остальных. Если же жители Египта ослушаются Господа, то их постигнет судьба жителей Израиля. Моисей, как уже было сказано, сорок лет водил свой народ по пустыне. Ни один из евреев, которые ушли из Египта, в том числе и сам Моисей, так и не дошли до тех земель, которые Господь предназначил. Также во второй книге говорится о том, как Господь повелел построить скинию, чтобы евреи могли общаться с ним. Третья книга. Третья книга называется «Левит». Она была написана Моисеем в 1448 г. до н. э. в Синайской пустыне. Она описывает, как Бог в самом начале существования этой скинии дал Моисею 5 важнейших жертвоприношений еврейского народа: 1) жертвы всесожжения; 2) жертвы хлебного приношения; 3) мирная жертва; 4) жертвы за грех; 5) жертвы за повинности. Также Господь сказал, что не всякий должен приносить эти жертвы: их должны приносить только специальные лица – священники. Священниками стали Аарон (брат Моисея) и его сыновья. Также Господь дал законы богослужения, которые можно разделить на 3 группы: 1) гигиенические; 2) богослужебные; 3) символические. Также в этой книге устанавливается праздник – Великий День Очищения. В этот праздник священники, помимо своих повседневных обязанностей, должны были выполнять и ряд специальных обязанностей. Помимо этого, в третьей книге упоминается и о некоторых других важных аспектах жизни евреев. Четвертая книга. Четвертая книга повествует о том, как жил израильский народ в пустыне. Израильтяне получили закон (т. е. заповеди) у горы Синай. Они двинулись в путь. Но из-за того, что соглядатаи, которых было 12 человек, слишком долго предавались наслаждению на земле, которую Бог приготовил для проживания своего народа, они опоздали и вернулись лишь через 40 дней. Господь прогневался на них и на весь народ и сделал так, что израильтяне 40 лет ходили по пустыне. Также в четвертой книге говорится о том, что израильтяне разделились на рода, согласно двенадцати коленам Израилевым. При этом были выделены левиты, на которых наложили специальные обязанности по служению в скинии. Вслед за этим последовало множество законов: закон очищения, закон освящения, закон о назорействе. Впервые праздник Пасхи отмечался в пустыне. Также в четвертой книге повествуется о том, что, хотя израильтяне постоянно и бунтовали против Бога, все равно шли вслед за Моисеем, а значит, и вслед за Богом. Господь вел свой народ через помощь своеобразных природных явлений: «облако и столб огненный» (об этом говорится в главе девятой книги четвертой), а также с помощью двух серебряных труб (об этом говорится в главе десятой книги четвертой). Во время странствия израильтяне получают множество законов, которые регулируют религиозную, нравственную и общественную жизнь человека. Несмотря на то что Господь был очень сильно разозлен на израильтян, все равно каждый мог помириться с Ним, принеся Ему жертву. К несчастью, Моисей и его брат Аарон также потеряли доверие к Богу. Поэтому Господь их не пустил в Обетованную землю. Народ израильский опять стал погрязать в грехе, и Господь наслал на него Медного змея. Первоначально змей исцелял израильтян от укусов ядовитых гадов, которые были насланы на израильтян за их прегрешения. Через некоторое время Медный змей стал называться «Нехуштан» и превратился в объект идолопоклонства. В ходе проведения церковной реформы царь Хизкияху приказал разбить изображение змея. Израильтяне вошли в земли народа мадианитян, который был ими жестоко истреблен. Эти земли настолько понравились двум коленам Израиля, что они отказались идти дальше и начали обустраиваться здесь. Пятая книга. Пятая книга («Второзаконие») отличается тем, что в ней содержатся в основном речи Моисея, в которых он объясняет израильтянам смысл десяти заповедей. В этой же книге Моисей предсказывает рождение Иисуса Христа и дает соответствующий закон. Всего же в пятой книге были даны следующие законы: 1) об идолослужении; 2) о потреблении мяса; 3) о субботнем годе; 4) о праздниках; 5) об отправлении правосудия и ряд других законов. Также Моисей предсказывает, что народ израильский отпадет от Закона, но Бог все равно проявит милость к Своему народу тогда, когда Израиль будет рассеян среди всех народов мира. Моисей сказал, что дети всех колен Израилевых будут собраны и возвращены в прославленную Обетованную землю. После пятой книги Моисея следует приложение к ней. Данное дополнение описывает смерть великого пророка Моисея.
ЛЕКЦИЯ № 14. Ислам Происхождение ислама Ислам является довольно молодой религией. Он возник чуть больше 16 веков назад – примерно в VII в. Ислам имеет христианские корни, именно этим можно объяснить то, что в Коране содержится норма, именуемая «дхимма». Дхимма – это даже скорее статус. Он предусматривает как бы более уважительное отношения к приверженцам христианства и евреям. Ислам регулирует все моменты личной и общественной жизни. Это было и в христианстве, однако современные христианские нормы просто ориентируются на вероучения церкви. Ислам же пока играет очень важную роль в жизни каждого мусульманина. Данная религия преобладает примерно в 36 странах с общей численностью населения примерно 900 млн человек. Две трети из этих 900 млн (т. е. примерно 650 млн жителей) являются мусульманами, таким образом, ислам широко распространен в таких странах. В этих странах хотя и говорится о том, что права приверженцев других религий сильно не ущемляются, но им достаточно четко и ясно дается понять, что они отличаются от приверженцев ислама. Коран запрещает насильственное обращение в ислам неверных. Кто такие неверные? Мусульмане утверждают, что только их религия является единственно верной, а себя они называют правоверными. Следовательно, все остальные – неверные. Коран допускает только лишь добровольное принятие ислама. Выйти из ислама просто так невозможно: по Корану, данное деяние карается смертью. Для принятия ислама человек должен выполнить ряд формальностей: 1) очиститься путем омовения, т. е. принять душ; 2) произнести гдахаду, т. е. искреннюю речь, которая должна выразить верность исламу. В мусульманских странах законы, установленные в соответствии с Кораном, касаются не только мусульман, но и всех других людей, проживающих в этих странах (например, в мусульманских странах устанавливается «сухой закон», запрещающий продажу и употребление алкогольных напитков). Также великое значение ислама подчеркивается тем, что запрещается совершать религиозные обряды в частных домах или помещениях, не предназначенных для совершения этих обрядов. Связь ислама и христианства состоит и в том, что и в Коране рассказывается о Сыне Божьем Иисусе. Однако Иисус здесь как бы играет второстепенную роль. Первостепенное значение в Коране отводится пророку Мухаммеду, основателю ислама. Пророк Мухаммед Мухаммед (или по-другому Мухаммад, или Магомет) родился в бедной мекканской семье. Его родители умерли, когда он был еще маленьким, поэтому он воспитывался в доме своего деда. Его дед занимался караванной торговлей, а мальчик стал ему помогать. В 25 лет Мухаммед женился на богатой мекканской вдове, которую звали Хадиджа бинт Хувайлита. Она родила ему нескольких сыновей, но дети умерли в младенчестве. Но выжили и 4 дочери пророка. Пока была жива его жена, Мухаммед не брал себе других жен. Мухаммед очень любил одиночество, он был довольно образован и знал основы христианства и иудаизма. Однажды, удалившись в горы для того, чтобы поразмышлять в одиночестве, Мухаммед услышал голос извне и очень испугался. В ту пору Мухаммеду было 40 лет. Лишь спустя какое-то время он понял, что его избрало божество в качестве своего посланника. Отныне его миссия состояла в том, что он должен был проповедовать веру в единственного и единого бога Аллаха. С этой целью пророк отправился в город Мекку, где его проповедь была осмеяна. Но Мухаммед все-таки нашел своих сторонников, которые подверглись в дальнейшем гонениям. Власти не решались выступить против самого Мухаммеда, так как он находился под защитой своего рода, который возглавлял Абу Талиб. Многие сторонники ислама не выдержали притеснений и вынуждены были уехать в другие страны. Большинство из них поселились в Эфиопии. Но прошло несколько лет, и умерла жена Мухаммеда, умирает также Абу Талиб. Таким образом, Мухаммед лишается защиты. Он начинает рьяно искать новых сторонников. В основном он стал обращаться к людям, приезжавшим в Мекку по торговым делам. В какой-то момент мекканцы, которые уже устали от этого противостояния, предложили ультиматум Мухаммеду. Этот ультиматум заключался в том, что признавалась миссия Магомета, а Аллах становился первым из всех богов. Но ультиматум был отвергнут: Мухаммед утверждал, что Аллах – единственный Бог. Ища защиты и новых сторонников, Мухаммед поселяется около оазиса. Данное поселение носило название Йасриб. Жители данного поселения были сами рады приезду Мухаммеда. Йасриб населяли как язычники, так и арабские племена, принявшие иудаизм. Ко времени приезда Мухаммеда они погрязли в затянувшихся междоусобных войнах. Для разрешения спорных вопросов, согласно закону, нужен был третейский судья. Им и выступил Мухаммед. С того момента, когда Мухаммед окончательно поселился в Йасрибе, мусульмане начали новое летоисчисление, а само поселение было переименовано в Мажинат аннаби («Город Пророка») или просто в ал-Мадина (или Медина). Мухаммед стал не только религиозным проповедником, но и политическим деятелем. Он надеялся на помощь арабских племен, населявших Йасриб, но они открыто высмеяли его и предпочли перейти на сторону Мекки. Вместе с арабами предали Мухаммеда и некоторые другие языческие племена. Усиливается положение пророка. Строится первая мечеть – дом Мухаммеда. В своих проповедях великий пророк устанавливает нормы и правила, регулирующие гражданское, семейное право. Были установлены запреты на свинину, вино и азартные игры. Особое положение Мухаммеда подчеркивалось тем, что некоторые запреты на него не распространялись. В это же время начинаются и открытые вооруженные столкновения мусульман и мекканцев. Мусульмане начинают одерживать победу за победой, что укрепляет их уверенность в правильности своей религии. Во время одного из сражений Мухаммед был ранен в голову, и мусульмане, которые к этому времени понесли значительные потери, предпочли отступить. Мекканцы же не сумели развить свой военный успех, а в следующем году они были опять разбиты. Ислам получает распространение на тех территориях Аравии, которые граничат с Византией, а также в Йемене и ряде других государств. В конце своей жизни пророк Мухаммед решается начать распространение ислама на севере. Примерно в 632 г. он неожиданно для всех умирает. Существует точка зрения, согласно которой Мухаммед был отравлен. Со смертью Мухаммеда прекратилась и прямая связь мусульман с Аллахом. После его смерти общиной стали управлять халифы – заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммедом и изложенных в Коране. Мухаммед был похоронен в главной мечети Медины, в Мечети Пророка. Несмотря на то что после смерти своей первой жены Мухаммед неоднократно женился, у него не было сыновей, а только дочери. Принципы ислама Как и многие другие религии, ислам имеет свои принципы. Самым главным из них является принцип повиновения. Он заключается в том, что мусульманин обязан строго соблюдать слово Аллаха, т. е. повиноваться тем заветам, которые содержатся в Коране. Согласно утверждениям, Коран был дан Мухаммеду. Эту книгу ему передал архангел Гавриил. И в этом просматривается еще одна взаимосвязь христианства и ислама. Также в Коране упоминается еще один архангел – архангел Михаил, но круг его полномочий не описывается. Коран регулирует все сферы жизнедеятельности правоверного мусульманина. В данной книге даже устанавливаются гражданские и уголовные законы. Мусульмане считают, что истинным толкованием Корана является то толкование, которое дал пророк Мухаммед своей жизнью. Разъяснение этих толкований содержится в так называемых хадисах, т. е. дополнительных текстах. Хадисы обобщают верования мусульман: 1) верить в одного бога, в единственного и единого Аллаха; 2) веровать в посланных Им ангелов; 3) верить в то, что рано или поздно настанет Судный день; 4) верить в посланных Богом людей, т. е. в пророков. Следует отметить, что откровение Божье содержится не только в Коране, оно содержится также в: 1) «листах Авраама». К сожалению, на сегодня следы этих книг были утеряны; 2) «листах» Моисея, т. е. в Пятикнижии пророка Моисея; 3) псалмах Давида. Хотя в исламе главная роль и отводится пророку Мухаммеду, но говорится и о других пророках. В частности, об Адаме, Енохе, отце Мафусаиле, Аврааме, Давиде, Якове, Моисее, Иоанне Крестителе, Иисусе Христе. Причем Иисусу отводится роль судьи во время Страшного Суда. Мусульмане верят в божественное происхождение Иисуса Христа. Они говорят: почему Человек не мог быть создан без отца тогда, когда Адам был создан вообще без отца и матери? Но не все было гладко и внутри самого ислама. На протяжении веков встречаются конфликты, в которых смешивались и смешиваются политические и религиозные факторы. Наиболее серьезными из них являются религиозные, так как именно они оставляют глубокий след в душах людей. В исламе можно выделить 3 группы направлений: 1) суннизм; 2) шиизм; 3) хариджизм. Приверженцы первой группы составляют большинство (примерно 90 % от общего числа мусульман). Оставшиеся десять процентов составляют шииты, а представителей хариджизма на сегодня нет. Хариджизм был свойственен для зарождения ислама, когда ислам представлял собой еще не отдельную религию, а скорее секту. Главным различием между сторонниками этих направлений является их отношение к халифату. Сунниты утверждают, что преемниками Мухаммеда являлись его сторонники, которые назначались весьма разнообразными способами (вплоть до наследственного халифата). Шииты же связывали законность существования халифата с потомками пророка Мухаммеда либо потомками его зятя Али. А хариджаты считали, что любой правоверный мусульманин, обладающий качеством добродетели, мог возглавить халифат. Слово «халиф» в переводе с арабского означает «заместитель», «преемник». Поначалу халифами называли трех преемников Мухаммеда. Но потом халифат стал играть не только религиозную, но и политическую роль. Процедура введения в должность халифа первоначально установлена не была. Свои особенности установила династия Омейядов, которая пришла к власти примерно в VIII в.: 1) был установлен династический принцип; 2) халифом мог стать человек только арабского происхождения, т. е. родители ребенка, который в будущем займет должность халифа, должны были быть арабами; 3) было уточнено, что халиф является представителем не пророка, а Бога. После падения династии Омейядов к власти пришла династия Аббасидов. Эта династия также продолжила развивать халифат. В частности, во времена ее правления были внесены такие изменения, как: 1) халифат был учрежден в Багдаде; 2) доступ к нему получили исключительно потомки пророка Мухаммеда. Затем халифат был перенесен из Багдада в Египет. Здесь он перешел в руки одного из турецких султанов, которого звали Селим Грозный. Халифат был упразднен сравнительно недавно – в 1929 г. Упразднил его Ататюрк. В это время халифат уже не имел ни политического, ни религиозного веса. С 1924 г. он играл роль символа, символа исламской солидарности. В течение множества веков халифат выполнял только лишь одну функцию – он управлял общиной верующих. Однако затем эта функция стала смешиваться с политическими функциями – глава халифата стал играть роль и главы государства. Особенно это заметно в странах, где преобладает шиитский ислам. В данных странах глава государства, имам, стал выполнять как политические функции, так и функции религиозного и духовного наставника государства.
ЛЕКЦИЯ № 15. Буддизм Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 2104; Нарушение авторского права страницы