Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четыре благородные истины буддизма



Буддизм – самая древняя мировая религия. Она возникла примерно в VI в. до н. э. на северо-востоке Индии. Ее основателем, Буддой, был принц Сиддхартха Гаутама (впоследствии он получил имя Будда), но речь о нем и его биографии пойдет в следующем вопросе. Наибольшее распространение буддизм получил в конце I тысячелетия до н. э. В начале I тысячелетия н. э. буддизм оказал большое воздействие на индуизм, однако был им вытеснен и к XII в. н. э. практически исчез из Индии из-за противопоставления идей буддизма кастовому строю. В начале III в. до н. э., он охватил Юго-Восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь. Затем Буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми привели к созыву соборов в Раджа-грихе в 447 г. до н. э., в Вайшави в 367 г. до н. э., в Паталирутре в III в. до н. э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.

В основе буддизма лежат четыре благородные истины:

1) полное осознание страдания;

2) полное устранение причины страдания;

3) полное осознание необходимости прекращения страдания;

4) полная реализация пути, который ведет к прекращению страдания.

В буддизме утверждается, что главной причиной наших страданий является наше же неведение. Устранение же этой причины страдания неминуемо приведет к тому, к чему стремится каждый человек, – к умиротворенности, к счастью, полноте жизни.

Этого можно добиться только путем так называемых практик:

1) практика проникновения способности в сущность. Проще говоря, это мудрость человека. Мудрость – это оружие, с помощью которого должно быть устранено наше неведение;

2) первая практика сама по себе ничего не значит без практики сосредоточения ума. Эта практика означает, что человек способен проникать в философские глубины бытия, а также в глубины других философских проблем;

3) эти способности-практики (мудрость и сосредоточенность) проявляются только лишь тогда, когда человек начинает вести этически чистую жизнь; когда жизненный путь не «запачкан» безнравственными и аморальными поступками;

4) благородные буддийские истины утверждают принципы причинности. Это утверждение исходит из того, что наше счастье, наши несчастья и страдания никогда не возникают просто так. Они возникают из чего-то.

Можно выделить 2 таких принципа:

1) причинная и взаимообусловливающая зависимость всех вещей и событий;

2) ведение ненасильственного и никому не причиняющего вреда образа жизни.

Буддизм проповедует мирное сосуществование. Данная религия отрицает насилие по следующим причинам:

1) человек – это живое существо, а раз так, то, значит, он не желает себе страданий;

2) страдание имеет свои причины и условия возникновения.

Основное произведение раннего буддизма – это Трип Итака («тройная корзина»). Именно в нем описываются принципы устройства мира и Вселенной, а также учение о душе человека. Вселенная в буддизме имеет множество слоев, можно насчитать 31 слой бытия. Все эти слои делятся на 3 группы:

1) кармолока;

2) рупалока;

3) арупалока.

Первая группа, кармолока, включает в себя первые одиннадцать слоев. Это самая низшая область бытия. Здесь действует исключительно карма. На более высших уровнях начинают проявляться своеобразные высшие стадии.

Вторая группа (рупалока) включает в себя слои с двенадцатого по двадцать седьмой. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

Третий уровень (арупалока) – это высший уровень, он является отрешенным от телесного и материального начала.

Будда

Как уже было сказано, основателем буддизма был принц Сиддхартха Гаутама. Согласно дошедшим до наших дней данным, Сиддхартха Гаутама рос во дворце и ни в чем не нуждался, у него было все, чего только мог желать человек. Также говорят о том, что от Сиддхартха Гаутама скрывали все плохие стороны мира, он очень долгое время думал, что все живут так же хорошо, как и он.

Его мать звали Майа. Согласно буддистской легенде, она во сне увидела, как ей в бок вошел белый слон. Спустя некоторое время она родила сына, который появился на свет также необычным образом – через подмышку. Мальчику дали имя Сиддхартха, что означает «выполнивший свое назначение». Спустя несколько дней после родов, мать Сиддхартха Майа умерла. Его отец, раджа, долго не мог оправиться от горя.

Отец, хотя и знал о происхождении сына, не хотел ему религиозной карьеры. Поэтому он обеспечил сына всем, чем только мог, даже женил его на хорошей девушке, которая вскоре родила сына Сиддхартха. Но Сиддхартха с самого раннего детства был задумчив. До наших дней дошло некоторое описание Будды (Будда означает «просветленный»). Чтобы увидеть изображение Будды, достаточно просто взглянуть на любую его статую.

Однажды принц был на охоте и увидел: птицы поедали червяков. Его очень поразило то, что одни живые существа поедают других живых существ. Через какое-то время принц Сиддхартха Гаутама вместе со своим слугой-возницей Чанной прогуливался по городу. В этот день они случайно встретили старика, которые был покрыт бесчисленными язвами и нарывами, погребальную процессию и погруженного в какие-то свои раздумья аскета. Принца заинтересовало это. Он стал расспрашивать об увиденном своего слугу, и этот возница рассказал Сиддхартхе все.

Принц Сиддхартха Гаутама, оказывается, был не просто удивлен увиденным и услышанным, а очень сильно разозлился и, не мешкая ни дня, в ту же ночь убежал из дома и стал вести аскетический образ жизни. Он изучил множество философских систем и на их основе выработал свою собственную систему.

Бог смерти Мара хотел, чтобы Будда отказался от своих идей, он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Однако Будда преодолел все преграды и вскоре произнес в «Оленьем парке», располагающемся около Варанаси, первую проповедь – основу вероучения буддизма, где были отражены основные положения данной религии. Ее слушали 5 его будущих учеников и 2 оленя. После провозглашения «четырех благородных истин» окруженный учениками-последователями, число которых все увеличивалось, Будда ходил 40 лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, когда ему было примерно 80 лет. Буддисты говорят, что Будда лег на правый бок, правую руку положил под голову, а левую вытянул вдоль выпрямленных ног (это так называемая «поза льва»). Уход Будды называют «великим переходом в нирвану» (mahaparinirvana). Эта дата, дата физической смерти Будды, отмечается наравне с двумя другими важнейшими датами буддизма:

1) датой рождения Будды;

2) моментом, когда Будда прозрел.

В настоящее время существует научная точка зрения, которая утверждает, что Будда (он же принц Сиддхартха Гаутама) не существовал вовсе. Советский исследователь Г. Ф. Ильин говорит о том, что Будда – личность неисторическая. Данная религия не могла появиться за несколько лет, она складывалась на протяжении многих веков. Но в то же время Г. Ф. Ильин подчеркивает, что принц Сиддхартха Гаутама вполне мог и существовать, но тогда он был не основателем буддизма, а лишь одним из проповедников, проповедником, который имел должный вес в обществе.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 16. Микро-, макро-, мегамир

Микромир

Приставка «микро» означает отношение к очень малым размерам. Таким образом, можно сказать, что микромир – это что-то небольшое. В философии в качестве микромира изучается человек, а в физике, концепции современного естествознания в качестве микромира изучаются молекулы.

Микромир имеет свои особенности, которые можно выразить так:

1) единицы измерения расстояния (м, км и т. д.), используемые человеком, применять просто бессмысленно;

2) единицы измерения веса человека (г, кг, фунты и т. д.) применять также бессмысленно.

Так как была установлена бессмысленность применения единиц измерения расстояния и веса по отношению к объектам микромира, то, естественно, потребовалось изобрести новые единицы измерения. Так, расстояния между ближайшими звездами и планетами измеряются не в километрах, а в световых годах. Световой год – это такое расстояние, которое солнечный свет проходит за один земной год.

Изучение микромира вместе с изучением мегамира способствовало крушению теории Ньютона. Таким образом, была разрушена механистическая картина мира.

В 1927 г. Нильс Бор вносит еще один свой вклад в развитие науки: он сформулировал принцип дополнительности. Причиной, послужившей для формулировки данного принципа, стала двойственная природа света (так называемый корпускулярно-волновой дуализм света). Сам же Бор утверждал, что появление данного принципа было связано с изучением микромира из макромира. В качестве обоснования этого он приводил следующее:

1) предпринимались попытки объяснить явления микромира посредством понятий, которые были выработаны при изучении макромира;

2) в сознании человека возникали сложности, связанные с разделением бытия на субъект и объект;

3) при наблюдении и описании явлений микромира мы не можем абстрагироваться от явлений, относящихся к макромиру наблюдателя, и средств наблюдения.

Нильс Бор утверждал, что «принцип дополнительности» подходит как для исследования микромира, так и для исследования в других науках (в частности, в психологии).

В заключение данного вопроса стоит сказать, что микромир является основой нашего макромира. Также в науке можно выделить «микромикромир». Или, по-другому, наномир. Наномир, в отличие от микромира, является носителем света, точнее, всего спектра электромагнитных процессов, фундаментом, поддерживающим структуру элементарных частиц, фундаментальных взаимодействий и большинства явлений, известных современной науке.

Таким образом, предметы, окружающие нас, а также само тело человека не являются единым целым. Все это состоит из «частей», т. е. молекул. Молекулы, в свою очередь, также делятся на более мелкие составляющие части – атомы. Атомы тоже, в свою очередь, делятся на еще более мелкие составляющие части, которые именуются элементарными частицами.

Всю эту систему можно представить как дом или здание. Здание не является цельным куском, т. к. оно построено, допустим, с помощью кирпичной кладки, а кирпичная кладка состоит непосредственно из кирпича и раствора цемента. Если же начнет разрушаться кирпич, то, естественно, рухнет и все строение. Так и наша Вселенная – разрушение ее, если это произойдет вообще, также начнется с наномира и микромира.

Макромир

Естественно, есть объекты, которые по своим размерам гораздо больше объектов микромира (т. е. атомов и молекул). Эти объекты и составляют макромир. Макромир «населяют» только те объекты, которые по своим размерам соизмеримы с размерами человека. К объектам макромира можно отнести и самого человека. И, что естественно, человек является самой главной составляющей макромира.

Что же такое человек? Древний античный философ Платон как-то сказал, что человек – это двуногое животное без перьев. В ответ на это его оппоненты принесли ему ощипанного петуха и сказали: вот, Платон, твой человек! Изучение человека как объекта макромира с точки зрения его физических данных неправильно.

Прежде всего отметим, что человек – это целая совокупность различных систем: кровеносной, нервной, мышечной, костной системы и т. д. Но помимо этого, одной из составляющих человека является его энергия, которая тесно связана с физиологией. Причем энергия может рассматриваться в двух смыслах:

1) как движение и способность производить работу;

2) «подвижность» человека, его активность.

Также энергию называют аурой или ци. Энергию (или ауру) можно, как и физическое тело, развивать и укреплять.

Нервная система, мышечная система, другие системы, энергия – еще не все составляющие человека. Самой главной такой «составляющей» является сознание. Что такое сознание? Где оно находится? Можно ли его потрогать, подержать в руках, посмотреть на него?

До сих пор на эти вопросы ответов нет, да и, скорее всего, не будет. Сознание – это нематериальный объект. Сознание нельзя взять и отделить от человека – оно неотделимо.

Но вместе с этим можно попытаться выделить ингредиенты, которые составляют человеческое сознание:

1) интеллект;

2) подсознание;

3) сверхсознание.

Интеллект – это мыслительная и умственная способность человека. Психологи утверждают, что главной функцией интеллекта является память. Действительно, мы не можем себе представить, что же было бы с нами, если бы памяти у нас не было вообще. Просыпаясь каждое утро, человек бы начинал соображать: кто я? Что я здесь делаю? Кто меня окружает? и т. д.

К подсознанию относятся все наши «рабочие» навыки. Навыки складываются из многократно повторяемых и однообразных действий. Для того чтобы проиллюстрировать, что такое навыки, достаточно вспомнить, что мы умеем писать и читать. Видя какой-то текст, мы не думаем: а это что за буква, а это что за знак? Мы просто складываем буквы в слова, а слова в предложения.

Сверхсознание. К сверхсознанию относится прежде всего душа человека.

Душа – это также нематериальный объект (ее нельзя ни увидеть, ни подержать в руках). Совсем недавно было заявлено, что ученые узнали, сколько весит душа. Некоторые ученые утверждают, что в момент смерти человека его вес немного уменьшается, т. е. отлетает душа человека. Но данное утверждение необоснованно, так как какой разумный врач положит умирающего на весы и будет сидеть и ждать, когда же больной умрет? В клятве Гиппократа, которую дает каждый начинающий врач, говорится о том, чтобы не навредить человеку. Врач будет не сидеть, а спасать человеческую жизнь. И вообще узнать вес души нереально, так как нематериальные объекты не имеют никакого веса.

Человеческая душа – это религиозная ценность. Все мировые религии направлены на то, чтобы дать людям возможность спасти свою душу после смерти (т. е. жить вечно после физической смерти бренной оболочки души – тела человека). Борьбу за душу всегда ведут Добро и Зло. Например, в христианстве это Бог и Сатана.

Мегамир

Если микромир – это мир тех объектов, которые не подходят под единицы измерения человека, макромир – это мир объектов, которые сопоставимы с единицами измерения человека, то мегамир – это мир объектов, которые несоизмеримо больше человека.

Проще говоря, вся наша Вселенная – это мегамир. Ее размеры огромны, она безгранична и постоянно расширяется. Вселенную заполняют объекты, которые значительно больше нашей планеты Земля и нашего Солнца. Нередко бывает, что разница между какой-либо звездой за пределами Солнечной системы в десятки раз превосходит Землю.

Исследование мегамира тесно связано с космологией и космогонией.

Наука космология является очень молодой. Она родилась сравнительно недавно – в начале XX в. Можно выделить две главные причины рождения космологии. И, что интересно, обе причины связаны с развитием физики:

1) Альберт Эйнштейн создает свою релятивистскую физику;

2) М. Планк создает квантовую физику.

Квантовая физика изменила взгляды человечества на структуру пространства-времени и структуру физических взаимодействий.

Также очень важную роль сыграла теория А. А. Фридмана о расширяющейся Вселенной. Эта теория очень недолго оставалась недоказанной: только в 1929 г. ее доказал Э. Хаббл. Вернее, он не доказывал теорию, а обнаружил то, что Вселенная действительно расширяется. Причем следует отметить, что в то время причины расширения Вселенной установлены не были. Они были установлены гораздо позже, в наши дни. Они были установлены тогда, когда к ранней Вселенной применили результаты, полученные посредством изучения элементарных частиц в современной физике.

Космогония. Космогония – это раздел науки астрономии, который изучает происхождение галактик, звезд, планет, а также других объектов. На сегодня космогонию можно разделить на две части:

1) космогония Солнечной системы. Эту часть (или вид) космогонии по-другому называют планетной;

2) звездная космогония.

Во 2-й половине XX в. в космогонии Солнечной системы утвердилась точка зрения, согласно которой Солнце и вся Солнечная система образовались из газо-пылевого состояния. Впервые такое мнение было высказано Иммануилом Кантом. В середине XVIII в. Кант написал научную статью, которая называлась: «Космогония, или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона». Молодой ученый захотел написать эту работу, потому что он узнал: Прусская академия наук предложила конкурс на аналогичную тему. Но Кант не смог собраться с духом и издать свой труд. Спустя какое-то время он пишет вторую статью, которая называлась: «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения». Первая статья была написана в сложное время: Иммануил Кант уехал из родного Кенигсберга, пытаясь подработать домашним учителем. Не получив ничего ценного (кроме своих познаний), Кант возвращается домой и в 1754 г. издает эту статью. Обе работы позже были объединены в единый трактат, который был посвящен проблемам космологии.

Теорию Канта о происхождении Солнечной системы в дальнейшем стал развивать Лаплас. Француз подробно описал гипотезу образования Солнца и планет из уже вращающейся газовой туманности, учел основные характерные черты Солнечной системы.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 17. Экология


Поделиться:



Популярное:

  1. Активизация словарного запаса у детей трехчетырех лет
  2. Б. Рассел и К. Поппер: Классическая теория истины - факты как эмпирические данные и возражение Д. Беркли
  3. Библейская школа «Слово Истины».
  4. В четырехпроводной трехфазной цепи произошел обрыв нулевого провода. Изменятся или нет фазные и линейные напряжения.
  5. Глава 8. Четыре половины жизни и тибетские бардо
  6. Если нет Великой Четыредесятницы: Придите, поклонимся: (3)
  7. Задача 4. Четырехполюсный двигатель постоянного тока параллельного возбуждения
  8. Карта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности
  9. Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.
  10. Комплекс процессорного противоюзного устройства с измерителем скорости для четырёхосного вагона «БАРС-4МО» (КППУ-4)
  11. Конспект занятия с детьми четырёх с половиной пяти лет
  12. Краткий обзор четырех уровней научения


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь