Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Работа с конспектами лекций.



Знакомство с университетской системой образования происходит уже на первой лекции, где от вас требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта.

1. Не забывайте, что ваш конспект должен легко восприниматься зрительно (чтобы максимально использовать «зрительную» память), поэтому он должен быть аккуратным. Выделите заголовки, отделите один вопрос от другого, соблюдайте абзацы, подчеркните термины.

2. При прослушивании лекции обращайте внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. Не забывайте помечать это при конспектировании.

3. Не пытайтесь записывать каждое слово лектора, иначе потеряете основную нить изложения и начнете писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения.

4. Создайте собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, удобную только вам. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.

5. Конспектируя лекцию, лучше оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

 

Написание реферата (доклада).

Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Написание реферата (доклада) начинается с определения темы и подбора литературы. Наиболее распространенная проблема у студентов – неумение работать с библиотечными фондами. Поэтому вы должны в максимально сжатые сроки научиться самостоятельно подбирать литературу – это залог вашей успешной учебы. В каждой библиотеке, в зале каталогов, находится консультант, который всегда поможет вам сориентироваться в библиотечных фондах и правильно оформить заказ на книгу. Работая в библиотеке, учитывайте следующие факторы:

- если вам необходимо подобрать литературу по конкретной теме, но вы не знаете авторов книг (монографий), используйте предметный каталог;

- если вам известен автор или название книги, вы можете воспользоваться алфавитным каталогом;

- в каждой библиотеке дополнительно существует картотека журнальных статей;

- не забывайте про ресурсы интернета.

Написание эссе.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе:

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

- мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

- мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут " перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

· вступление

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование " самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Критерии оценивания эссе:

5 баллов (отлично):

1. Смысл высказывания раскрыт.

2. Представлена и пояснена собственная оригинальная позиция студента.

3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

4. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

5. Работа отличается ясностью и логикой изложения.

4 балла (хорошо):

1. Содержание ответа даёт представление о его понимании при отсутствии четких формулировок.

2. Представлена и пояснена собственная позиция студента, но без достаточной аргументации или оригинальности.

3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой либо на теоретические положения и выводы, либо на фактический материал.

4. В ходе рассуждений раскрываются лишь некоторые аспекты проблемы.

5. Работа не вполне отличается ясностью и логикой изложения.

3 балла (удовлетворительно):

1. Содержание ответа в целом даёт представление о его понимании.

2. В работе не представлена и не пояснена собственная позиция студента, в работе большой процент заимствований.

3. Суждения и аргументы раскрываются без опоры на теоретические положения и выводы, в основном на фактический материал.

4. В работе затрагивается 1 или несколько несущественных аспектов проблемы.

5. Работа не отличается ясностью и логикой изложения.

2 балла (неудовлетворительно):

1. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

2. В работе представлена без пояснения собственная позиция студента (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) или собственная позиция не представлена.

3. Работа осуществлена без опоры на теоретические положения и выводы и на фактический материал.

4. Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

5. В работе нет ясности и логики изложения.

Анализ текста культуры.

Текст культуры - это артефакты культуры, например, произведения искусства (картины, фотографии, фильмы, спектакли, музыкальные произведения и произведения поэзии, литературы, скульптура, инсталляции и пр.), которые несут в себе определенные смыслы и погружают зрителя/читателя в культурное пространство, социализируя его. Текст – особый мир социальной коммуникации. Оперируя с текстом по нормам коммуникации, присущим определенной культуре, человек присваивает этот опыт, внедряет его в собственное сознание.

Диалогичная природа текста и культуры не допускает их однозначной интерпретации, вследствие чего высокохудожественные произведения искусства и вербальные тексты не утрачивают своей актуальности в течение многих десятилетий и столетий.

Особенности текста культуры:

1. Интерпретируемость

2. Символичность

3. Коммуникативность (передача информации)

4. Социализация

Работа с текстами культуры дает:

Ø ассоциативное восприятие,

Ø осмысление концептуального содержания текста,

Ø создание собственного высказывания.

Примеры текстов культуры.

Текст 1.

«На Руси всегда любили березу, она даже стала символом нашей Родины. Ее считали деревом жизни, здоровья и света. У русичей с березой было связано множество поверий. Например, наши предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси. А если воткнуть ветку березы в крышу дома, то она защитит дом от молнии. Любовное и почтительное отношение к березе в христианскую эпоху подкреплялось еще и тем, что, по преданию, именно она укрыла Пресвятую Богородицу и Младенца Христа от непогоды. Березовым соком отпаивали больных. Березовым соком чистили кровь, выгоняли немочь из желудка».

(Наталия Будур. Русский народный календарь. – М.: Роса, 2007. – с. 54).

Этот небольшой текст о березе можно считать текс том культуры, потому, что в нем повествуется о березе как символе России, о поверьях, связанных с березой, о любовном отношении к ней. Для автора важно не описать березу как дерево, а показать ее символичность для русичей, читавших ее деревом жизни, здоровья и света. Эта мысль реализуется посредством культурных концептов (Пресвятая Богородица, Младенец Христос, символ, христианская эпоха, поверия, береза, Родина) и слов с культурным компонентом (русичи, предки, прутик, восвояси, предание, почтительное отношение, хлестнуть, немочь, от- паивали). Доступный научно-популярный подстиль текста с элементами разговорной речи, воздействуя на мысли и чувства читателя, усиливает культуроведческую направленность текста.

Текст 2.

«Над Петербургом плывет туман. Петербург- ский туман похож на лондонский, как канцеля- рия Акакия Акакиевича на контору Скруджа. Туман порождает чудесные вещи. Дух Морлея был лоскутом городского тумана над старомод- ным серым цилиндром. Нос коллежского асессо- ра Ковалева, в треуголке с плюмажем, разгули- вал по Невскому проспекту и даже заходил в ма- газин Юнкера. Множество замечательных про- исшествий случалось почти ежедневно, – дейст- вие тумана не подлежало сомнению. Нынче чу- дес не бывает, но туман остался таким же. Его хлопья, лоскутья – серо-желтые призраки – заво- лакивают город, медленно изгибаясь, меняя очертания, становясь все плотнее и непроницае- мее. Город плывет, покачиваясь, пустой, холод- ный, беззвучный. Плывет воспоминание о горо- де, пропавшем в тумане» (Ю. Анненков).

Автор приведенного выше текста - известный художник слова и художник кисти, талантливый портретист, мемуарист и эссеист Юрий Анненков (литературный псевдоним Борис Тимирязев) создал текст, в котором гармонично сочетаются сопоставления русской и мировой культуры, и, вместе с тем, он остается именно русским, своеобразно-индивидуальным. Многократно повторяемый концепт «туман» придает тексту не только художественную выразительность, но и культуроведческую направленность, объединяя Петербург и Лондон, гоголевский «Невский проспект» и ритмизированный «Петербург» Андрея Белого. Несомненно, этот культуроведческий текст изложен в художественном стиле.

Примерный план анализа текста культуры.

1. Определите автора текста культуры, вспомните или узнайте что-либо из его биографии и особенностях создания данного произведения искусства.

2. Определите главную тему/идею текста культуры.

3. Выделите главные символы и знаки текста культуры, дайте их интерпретацию, свяжите их с главной темой/ идеей произведения.

4. Вычлените из текста культуры какие-либо парадоксы, несуразицы, то, что вам непонятно и попытайтесь их интерпретировать.

5. Попытайтесь проанализировать композицию текста культуры.

6. Дайте свою интерпретацию текста культуры, как если бы вы были его автором.

7. Напишите о своих впечатлениях о тексте культуре, какие эмоции он вызвал в вас.

Критерии оценки анализа текста культуры:

5 баллов (отлично):

1. Смысл текста культуры раскрыт.

2. Анализ отличается оригинальностью изложения.

3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

4. Раскрываются различные аспекты текста культуры, значение ключевых символов и знаков.

5. Работа отличается ясностью и логикой изложения.

4 балла (хорошо):

1. Содержание анализа текста культуры даёт представление о его понимании при отсутствии четких формулировок.

2. Представлена и пояснена собственная позиция студента, но без достаточной аргументации или оригинальности.

3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой либо на теоретические положения и выводы, либо на фактический материал.

4. В ходе рассуждений раскрываются лишь некоторые аспекты проблемы, рассматриваются лишь некоторые ключевые символы и знаки текста культуры.

5. Работа не вполне отличается ясностью и логикой изложения.

3 балла (удовлетворительно):

1. Содержание анализа в целом даёт представление о его понимании.

2. В работе не представлена и не пояснена собственная позиция студента, в работе большой процент заимствований.

3. Суждения и аргументы раскрываются без опоры на теоретические положения и выводы, в основном на фактический материал.

4. В работе затрагивается 1 или несколько несущественных аспектов текста культуры, в его анализе не задействованы ключевые символы и знаки.

5. Работа не отличается ясностью и логикой изложения.

2 балла (неудовлетворительно):

1. Смысл текста культуры не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

2. В работе не представлена собственная позиция.

3. Работа осуществлена без опоры на теоретические положения и выводы и на фактический материал.

4. Отсутствует аргументация, не задействован анализ символов и знаков текста культуры.

5. В работе нет ясности и логики изложения.

РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.

Тема 1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Понятие культуры. Подходы к изучению понятия «культура».

2. Структура и функции культуры.

3. Эволюция представлений о культуре.

4. Предмет и объект изучения культурологи.

5. Специфика культурологии как социо-гуманитарной системы знаний.

Основные понятия: культура, системный подход, деятельностный подход, аксиологический подход, позитивно-научный подход, технологический подход, материальная культура, духовная культура, морфология культуры, субъект культуры, цивилизация, смыслы культуры, язык и символы культуры, культурные коды, социокультурная коммуникация, диалог культур.

Самостоятельное изучение вопросов:

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, используя основной и дополнительный список литературы по данной теме:

1. Эволюция представлений о культуре.

Контрольные вопросы и задания

1. С чем связано многообразие современных определений культуры и подходов к её изучению?

2. Какой смысл вкладывает культурология в понятие «культура»? Объясните понятие «культура» в широком и узком смыслах.

3. Каковы функции культуры в обществе?

4. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

5. В чем специфика культурологии как научной и учебной дисциплины?

6. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии?

7. С какими науками у культурологии междисциплинарные связи? Какие стороны культуры они раскрывают?

8. Что общего между культурологией и философией культуры?

9. Раскройте эволюцию понятия " культура" в истории человеческой мысли.

10. Каков предмет исследования культурологии?

Темы докладов и рефератов

1. «Человек как творение и творец культуры»: культура как антропологический феномен.

2. Многозначность понятия культуры.

3. Культура как диалог.

4. Культура как социальный феномен: прорыв от природы к культуре.

5. Культура и цивилизация: противоречие или единство.

Индивидуальное/коллективное задание

Проанализируйте цитату о культуре, выскажите свое мнение/напишите эссе.

1. «Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном».

Н.К. Рерих

2. «Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве – как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими».

Ланжевен

3. «Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества».

Ю. М. Лотман

4. «Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Н. А. Бердяев.

5. «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным».

А. Моруа

6. «Памятники культуры – это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа».

Федор Абрамов.

7. «Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным».

Д. С. Лихачев

8. «Когда-нибудь, когда русские читатели станут больше интересоваться своим прошлым, — величие литературного подвига русской литературы станет для них совершенно ясным и невежественное охаивание Руси сменится осведомленным уважением к ее нравственным и эстетическим ценностям».

Д. С. Лихачев

9. «Между тем культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

Д. С. Лихачев

10. «Культура - это мера человечности в человеке».

Карл Маркс

11. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

Ницше Ф.

12. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны».

Лорд Раглан

13. «История мировой культуры - это история страданий тех людей, кто ее создавал».

Эрих Мария Ремарк

14. «Нельзя быть культурным человеком без знания основных результатов всех наук. Культура едина. Синтетична. Нет отдельной культуры для инженера и медика. Все вместе науки формируют культуру, ее идеологию – мировоззрение».

Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин

15. «Если человека пичкать обрывками культуры, которой тот не понимает, то он становится прекрасным фанатиком и оружием в чужих руках».

Алексей Пехов

16. «В войне между цивилизациями потери несет культура».

Самюэль Хантингтон.

17. «Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство».

Карло Понти

18. «Культура для многих первая потребность, которую не нужно удовлетворять».

Станислав Ежи Лец

19. «Культура начинается с запретов».

Юрий Лотман

20. «Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру»

Антоний Кэмпиньский

21. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

Освальд Шпенглер

Индивидуальное домашнее задание

Прочитайте работу Межуева Б.М. Культура в зеркале философии / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 11 – 28. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение.

2. Прочитайте работу Зиммеля Г. О сущности культуры [Текст] / Г. Зиммель // Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. – С.475–483. Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/texts/zimmelosc.htm. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение.

Литература

Основная

1. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Иноземцевой. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2015.

2. Культурология XX век: Словарь / Ред. Ж.М. Артюнова и др. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640с.

3. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.1: А - Л / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.

4. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.2: М - Я / Редкол.: С.Я. Левит (гл.ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.

5. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - 5; перераб. и доп. - Москва; Москва: Вузовский учебник: ООО " Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 393 с.

Дополнительная

1. Аверинцев, С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре [Текст] / С.С. Аверинцев. - М.: Правда, 1988.

2. Вебер, М. Критические исследования в области логики наук о культуре [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. – С. 416–494.

3. Запесоцкий, А. С. Современная культурология как научная парадигма [Текст] / А.С. Запесоцкий // Вопросы философии. - 2010. - N 8. - С. 76-87.

4. Зиммель, Г. О сущности культуры [Текст] / Г. Зиммель // Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. – С.475–483.

5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПБ., 1996.

6. Клакхон К. Понятие культуры [Текст] / К. Клакхон, В. Келли // Человек и социкультурная среда. – Вып 2. – М.: ИНИОН РАН, 1992. – С. 15-42.

7. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. - М.: Наука, 2008. - № 11. - С. 3-31.

8. Кнехт, Н.П. Культурология сегодня: новые подходы // Социально-гуманитарные знания. - М., 2007. - № 2. - С. 103-112.

9. Левит, С.Я. Культурология как интегративная область знания [Текст] / С.Я. Левит // Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. – С.654–658.

10. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры. Ереван., 1969.

11. Межуев, Б.М. Культура в зеркале философии / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 11 – 28.

12. Межуев, Б.М. Философия культуры в системе наук о культуре / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 28- 42.

13. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт // Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. – С. 69–104.

14. Туровский, М.Б. Философские основания культурологии / М.Б. Туровсикий. - М., 1997.

15. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. – М.: РОССПЭН. -2004. – 960 с.

16. Фёдоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры [Текст]: словарь [Электронный ресурс] / А.А. Фёдоров. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 463 с.

 

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма.

2. Культурология сквозь призму философии: классическое и неклассическое видение культуры (Гегель и Ницше).

3. Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни).

4. Игровая концепция культуры.

5. Общественно-историческая школа в исследовании культуры.

6. Концепция «осевого времени» К.Ясперса.

7. Проблема типологии. Типологизация как метод культурологического познания.

8. Этническая и национальная типологизация культуры.

9. Региональная типологизация культуры. Восток и Запад: характерные черты и особенности. Север и Юг: характерные черты и особенности.

10. Массовая культура и элитарная культура: понятие, предпосылки возникновения, ее роль в современном обществе.

11. Понятие субкультуры. Контркультура, ее истоки и сущность.

Основные понятия: историзм, антропоцентизм, гуманизм, культурная антропология, функционализм, структурная антропология (структурализм); социология культуры, иррационализм, игра, символ, homo ludens, «Осевое время», психоанализ, фрейдизм, сублимация, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, социокультурный подход, теория Вызов-Ответ, культурно-исторический тип, локальная цивилизация, традиционная культура, инновационная культура, этнос, нация, народ, этническая культура, национальная культура, европоцентризм, субкультура, контркультура, массовая культура, элитарная культура, кич, антикультура.

Самостоятельное изучение

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, используя основной и дополнительный список литературы по данной теме:

1. Игровая концепция культуры.

2. Общественно-историческая школа в исследовании культуры.

3. Массовая культура и элитарная культура: понятие, предпосылки возникновения, ее роль в современном обществе.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основы культурологической концепции Л. Уайта?

2. В чем заключается классическое понимание культуры?

3. В чем заключалась критическая по отношению к классике позиция Ф. Ницше?

4. Какие направления культурологической мысли возникают в начале ХХ века?

5. Раскройте концепцию Н.Я. Данилевского. Что такое культурно-исторический тип?

6. Каковы взаимоотношения культуры и цивилизации по О. Шпенглеру?

7. Как развивается цивилизация согласно теории «Вызов - Ответ» А. Тойнби? Почему процветание цивилизации сменяется ее упадком?

8. В чем роль «творческого меньшинства» в концепции А. Тойнби?

9. В чем заключается суть психоаналитических концепций культуры?

10. Каковы механизмы культурного контроля поведения людей у З. Фрейда?

11. Что такое архетип? Как архетипы влияют на коллективное бессознательное?

12. Что такое «осевое время» в теории К. Ясперса?

13. «Человек играющий» - кто он? Покажите взаимосвязь игры и культуры в концепции Й. Хейзинга.

14. Какие явления человеческой культуры можно свести к игре, по мнению Й. Хейзинга?

15. Какие стадии в развитии культуры выделяет П. Сорокин?

16. Почему возникает проблема типологизации культур и как она формулируется?

17. Какие основания и критерии могут быть положены в основание при типологии культур?

18. Какова цель типологизации культуры?

19. Перечислите наиболее яркие типологические системы.

20. В чем заключается различие между этнической и национальной культурой?

21. Как соотносятся друг с другом типы западной и восточной культуры?

22. Что такое европоцентризм?

23. Что такое культурный релятивизм?

24. В чем суть массовой культуры?

25. Дайте понятие субкультуры.

Темы докладов и рефератов

1. Природа и культура в философии И. Канта.

2. Концепция культуры Ф. Гегеля.

3. Философия культуры немецкого романтизма.

4. И.Г. Гердер: гуманность как основа культуры.

5. Семиотический подход к культуре (Ю.М. Лотман и др.).

6. О. Шпенглер и «Закат Европы».

7. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры.

8. Молодежные субкультуры.

9. Контркультура как механизм социодинамики.

10. Кич (китч) и его место в современной культуре.

11. К. Мангейм и его трактовка субкультур.

12. Север и Юг: проблема региональных культур.

13. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры.

Ролевая игра:

«Массовая культура против элитарной»

Разбейтесь на 2 команды по 5 человек. Первая команда защищает массовую культуру, вторая – элитарную. Каждая команда придумывает 5 или более тезисов в защиту своего типа культуры и озвучивает их. Далее игра проходит по принципу ответов на вопросы противоположной команды и остальных участников (экспертов). Побеждает та команда, которая лучше смогла защитить свои тезисы, аргументировать свою позицию и ответить на вопросы.

Индивидуальное домашнее задание

1. Прочитайте работу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». ГЛАВА V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития // Режим доступа: http: //gumilevica.kulichki.net/DNY/dny05.htm. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение.

 

Прочитайте работу Межуева Б.М. Символическая философия культуры (Э. Кассирер) / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 254 – 265. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение.

Литература

Основная

1. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Иноземцевой. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2015.

2. Культурология XX век: Словарь / Ред. Ж.М. Артюнова и др. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640с.

3. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.1: А - Л / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.

4. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.2: М - Я / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.

5. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - 5; перераб. и доп. - Москва; Москва Вузовский учебник: ООО " Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 393 с.

Дополнительная

1. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа [Текст] / Н.Я. Данилевский; сост. и ком. Ю.А. Белова; отв. ред. О. Платонов. - изд. 2-е. - М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.

2. Малиновский, Б. Научная теория культуры [Текст] / Б. Малиновский; пер. И. В. Утехин. — 2-е изд. испр. — М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. — 184 с.

3. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура [Текст] / Э.Б. Тайлор. - М., 1989.- 573 с.

4. Тойнби, А. Дж. Постижение истории [Текст] / А. Дж. Тойнби. – М., 1991. - 736 с.

5. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах / Ф. Ницше. – М.: Культурная Революция. - 2005.

6. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой [Текст] / З. Фрейд. - М., 1990. - 176 с.

7. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры [Текст] / Й. Хейзинга. - М., 1992. - 464 с.

8. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. - В 2-х тт. -Айрис-Пресс, 2004.

9. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. – М., 2004. - 960 с.

10. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс. - М., 1991. - 528 с.

 

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. Культура первобытного общества.

2. Культура древневосточных цивилизаций.

3. Античная культура.

Основные понятия: антропогенез, палеолит, палеолитические Венеры, мезолит, тотемизм, анимизм, неолитическая революция, энеолит, миф, анимизм, фетишизм, табу, восточная деспотия, зиккурат, клинопись, азиатский способ производства, ортопраксия, зооморфизм, политеизм, брахманизм, «звериный стиль», иудаизм, монотеизм, буддизм, космос, логос, космоцентризм, оракул, пантеон, антропоморфный политеизм, полис, агон, агора, ойкос, калокагатия, симпосион, греческая трагедия, риторика, палестра, гимнасий, республика.

Самостоятельное изучение

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, используя основной и дополнительный список литературы по данной теме:

1. Мифология и религия Древнего Египта.

2. Образ человека в древнегреческой и древнеримской культурах.

Контрольные вопросы и задания

1. Что общего и различного между процессами антропогенеза и развитием культуры?

2. Что такое неолитическая революция?

3. Что такое миф? Каково место мифов в жизни первобытного человека.

4. Как эволюционировали религиозные представления в эпоху первобытности?

5. Каковы признаки цивилизации?

6. Что охватывается понятием «Древний Восток»?

7. Какие основные черты древневосточных религий?

8. Что такое иероглифическая письменность?

9. Назовите первые письменные системы Древнего Востока.

10. Что охватывается понятием «античность»?

11. Какие факторы повлияли на становление античной цивилизации?

12. Что такое полис, и какое влияние оказывало полисное устройство на античную культуру?

13. Как можно охарактеризовать религиозные представления древних греков?

14. В чем заключалась агональность античной культуры?

15. Как идеал калокагатии повлиял на античное искусство?

16. Какими достижениями в области архитектуры характеризуется классический период античности?

17. Какое влияние оказала культурное наследие Древней Греции на развитие культуры Древнего Рима?

Темы докладов и рефератов

1. Первобытные формы религий: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

2. Мифология и культ вечности в культуре Древнего Египта.

3. Шумеро-вавилонская культура – древнейшая культура мира.

4. Системы письменности и книжная культура Древнего Востока.

5. Буддизм – первая мировая религия: вероучение, культ, обрядность.

6. Основные принципы и особенности художественной культуры Китая.

7. Ислам как основа культуры арабского Востока.

8. Общее и особенное в мифологии и религии Древней Греции и Древнего Рима.

9. Феномен античного театра.

Индивидуальное домашнее задание


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.161 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь