Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прочитайте сонет Шекспира. Сделайте анализ данного произведения и напишите эссе.
Темы эссе 1. «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Фр. Бэкон). 2. «Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям» (И. Гете). 3. «Глубокие мысли – это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем их не вырвать» (Д. Дидро). 4. «Цель комедии состоит в изображении человеческих недостатков, и в особенности недостатков современных нам людей» (Ж. Мольер). 5. «Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком» (Микеланджело). Литература Основная 1. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Иноземцевой. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2015. 2. Культурология XX век: Словарь / Ред. Ж.М. Артюнова и др. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640с. 3. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.1: А - Л / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с. 4. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.2: М - Я / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с. 5. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - 5; перераб. и доп. - Москва; Москва: Вузовский учебник: ООО " Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 393 с. Дополнительная 1. Аникст, А. «Сонеты» Шекспира // Шекспир У. Сонеты. Хабаровск, 1987. С. 5–30. 2. Баткин, Л.М.Итальянское Возрождение как исторический тип культуры / Л.М. Баткин. – М., 1991. 3. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Наука, 1990. – 543с. 4. Бицилли, П.М. Место Ренессанса в истории культуры / П.М. Бицилли. - СПб., 1996. 5. Бойл, Д. Искусство Возрождения / Д. Бойл. – М., 2003. 6. Буркгардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения [Текст] / Я. Буркгардт. - Смоленск: Русич, 2003. – 448с. 7. Бурдах, К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм [Текст] / К. Бурдах. - М.: РОССПЭН, 2004. – 208 с. 8. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер. - М.: РОССПЭН, 2006. 9. Город в средневековой цивилизации Западной Европы: в 4 т. [Текст] / отв. ред. А.А. Сванидзе. – М.: Наука, 1999 – 2000. 10. Городская культура: Средневековье и начало Нового времени [Текст] / под ред. В. И. Рутенбурга. - Л.: Наука, 1986. - С. 152–181. 11. Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры [Текст] / А.Я. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 349 с. 12. Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа [Текст]. - СПб.: Алетейя, 2000. – 320 с. 13. Кант, И. Ответ на вопрос, что такое Просвещение [Текст] / И. Кант // Собр. соч. в 6 т. - Т.6. - М.: Мысль, 1966. 14. Карсавин, Л. Культура средних веков [Текст] / Л. Карсавин. - М.: Книжная находка, 2003. – 222 с. 15. Кристен, О. Реформы Лютера, Кальвина и протестантизм [Текст] / О. Кристен. - СПб.: Астрель, 2005. – 160 с. 16. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада [Текст] / Ж. Ле Гофф. – М.: Прогресс, 1992. – 376 с. 17. Лисовский, В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия [Текст] / В.Г. Лисовский. - СПб.: Азбука-классика, 2007. – 616 с. 18. Любимов, Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. 19. Руттенбург, В.И. Титаны Возрождения / В.И. Руттенбург. - СПб., 1991. 20. Скворцова, Т.Н.Северное Возрождение и культура позднего Средневековья в странах заальпийской Европы / Т.Н. Скворцова. – Воронеж, 2002. 21. Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я. Гуревича. - М., 2003. Тема 5. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX – XX ВВ.: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ 1. Характерные черты европейской культуры XIX в. 2. Основные тенденции развития мировой культуры XX века. 3. Сущность и характерные черты искусства модернизма. Основные художественные стили эпохи модернизма. 4. Искусство второй половины XX века. Постмодернизм и его место в социокультурном развитии человечества. Основные понятия: научно-технический прогресс, реализм, романтизм, «потерянное поколение», декаданс, сциентизм, антисциентизм, технофобия, модернизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, импрессионизм, символизм, абстракционизм, постмодернизм, интертекстуальность, «смерть автора», деконструкция, «смерть автора», «театр жестокости». Самостоятельное изучение Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, используя основной и дополнительный список литературы по данной теме: 1. Импрессионизм и постимпрессионизм как направления живописи XIX-XX вв. 2. «Итог ряда разрушений»: проявление постмодернистского мировоззрения в художественном творчестве. Контрольные вопросы и задания 1. Какие причины кризиса европейской культуры признаются современной культурологией? 2. В чем особенность реализма XIX века в Европе? Назовите ярких представителей этого направления? 3. В чем особенность романтизма XIX века в Европе? 4. Что объединяет все течения модернизма? 5. Назовите представителей крупнейшего модернистского течения в живописи ХХ века – сюрреализма? 6. Что послужило философским истоком и обоснованием сюрреализма? 7. Каковы причины и особенности возникновения такого направления живописи, как импрессионизм? 8. Что объединяет такие направления художественной культуры, как фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм? 9. В чём различие идеалов и ценностных установок модернизма и постмодернизма? 10. Что такое «театр жестокости»? Каковы его функции и цели? 11. Объясните значение термина «постмодернизм». 12. В чём заключается эстетизация жизни с точки зрения постмодернизма? Темы докладов и рефератов 1. Рождение модернизма: импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. 2. Стиль «модерн» и возникновение авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм. 3. Рождение индустриальных видов искусства: фотография, кино, телевидение. 4. Плюрализм постмодернистского искусства как форма универсализации. 5. Дегуманизация культуры как основная тенденция современной культуры. 6. Декаданс в искусстве XX века. Индивидуальное домашнее задание 1. Прочитайте работу Р. Барта «Смерть автора» // http: //philology.ru/literature1/barthes-94e.htm. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение. Ролевая игра: «Модернизм versus постмодернизм». Разбейтесь на 2 команды по 5 человек. Первая команда защищает модернизм, вторая – постмодернизм. Каждая команда придумывает 5 или более тезисов в защиту своего типа культуры и озвучивает их. Далее игра проходит по принципу ответов на вопросы противоположной команды и остальных участников игры – экспертов. Побеждает та команда, которая лучше смогла защитить свои тезисы, аргументировать свою позицию и ответить на вопросы. Работа с текстами культуры 1. Проанализируйте рассказ Ш. Бодлера «Каждому своя химера». Н апишите эссе. Под нависшим серым небом, посреди широкой пыльной равнины, где не было ни дорог, ни травы, ни даже единого ростка крапивы или чертополоха, — я повстречал множество людей, которые шли согнувшись. Каждый из них нес на спине громадную Химеру, тяжелую, словно мешок муки или угля, словно снаряжение римского пехотинца. Но чудовищная тварь вовсе не была неподвижным грузом; напротив, она охватывала и сковывала человека своими упругими и сильными мускулами; она вцеплялась мощными когтями в грудь своего носильщика; и ее фантастическая голова вздымалась над его лбом, подобно тем ужасным шлемам, которыми воины в древности стремились повергнуть в страх своих противников. Я заговорил с одним из этих людей и спросил, куда они все направляются. Он отвечал, что об этом ничего не известно ни ему, ни другим; но очевидно, что они движутся к какой-то цели, ибо неодолимая потребность все время побуждает их идти вперед. Любопытная вещь: никто из этих путников, казалось, и не помышлял взбунтоваться против свирепого чудовища, уцепившегося за его шею и словно приросшего к спине; можно было подумать, что каждый считает своего монстра неотъемлемой частью самого себя. Их лица, усталые и серьезные, не свидетельствовали об отчаянии; под тоскливым куполом неба, погружая ноги в пыль земли, столь же пустынной, как это небо, они брели с покорностью тех, кто осужден надеяться вечно. Шествие проследовало мимо меня и скрылось в дымке горизонта, там, где земная поверхность, закругляясь, ускользает от любопытного человеческого взгляда. Несколько мгновений я пытался разгадать суть этой мистерии; но вскоре непреодолимое Равнодушие навалилось на меня, и им я был придавлен сильнее, чем те, кто сгибался под тяжестью губительных Химер. 2. Проанализируйте картину С. Дали «Искушение святого Антония». Напишите эссе. Темы эссе 1. «Искусство создано, чтобы волновать; наука успокаивает» (Ж. Брак). 2. «Проза – это архитектура, а не искусство декора» (Э. Хеменгуэй). 3. «Войну идей также нельзя выиграть без книг, как морскую войну – без кораблей» (Ф. Рузвельт). 4. «Нет такой области человеческого прогресса, которая бы не выросла из капли чернил» (Э. Золя). 5. «Книги – это завещания, которые великий ум оставляет человечеству» (Д. Эддисон). 6. «Писать - значит расшатывать смысл мира, ставить смысл мира под косвенный вопрос, на который писатель не дает последнего ответа» (Р. Барт). 7. «Искусство — ужасная болезнь, но жить без неё пока нельзя» (С. Дали). Литература Основная 1. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Иноземцевой. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2015. 2. Культурология XX век: Словарь / Ред. Ж.М. Артюнова и др. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640с. 3. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.1: А - Л / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с. 4. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.2: М. - Я / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с. 5. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - 5; перераб. и доп. - Москва; Москва: Вузовский учебник: ООО " Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 393 с. Дополнительная. 1. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1995. 2. Бычков, В.В. Феномен неклассического эстетического сознания [Текст] / В.В. Бычков // Вопросы философии. – 2003. - №10. – 46-60. 3. Бычков, В. XX век: предельные метаморфозы культуры [Текст] / В. Бычков, Л. Бычкова // Полигнозис. - 2000. - № 2. - С. 63-76; № 3. - С. 67-85. 4. Западное искусство. XX век: Классическое наследие и современность [Текст]. -М., 1992. 5. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца нашего столетия [Текст] / И.П. Ильин. - М., 1998. 6. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство [Текст]: учебник / Т.В. Ильина. - 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. 7. Лиотар, Ж.Ф. Заметка о смыслах «пост» (письмо Джессамину Блеу, Милуоки, 1 мая 1985 г. [Текст] / Ж.Ф. Лиотар // Постмодерн в философии, науке, культуре. - Харьков, 2000. 8. Маньковская, Н.Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма) / Н.Б. Маньковская. - М., 1994. - 220 с. 9. Модернизм. Анализ и критика основных направлении [Текст]. - М., 1987. 10. Раздольская, В.И.Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм [Текст] / В.И. Раздольская. – СПб., 2005. 11. Ревалд, Д. История импрессионизма [Текст] / Джон Ревалд. – М., 2002. 12. Рычкова, Ю. Энциклопедия модернизма [Текст] / Ю. Рычкова. – М., 2002. 13. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда [Текст] / В.С. Турчин. - М., 1993. 14. Халило, В. Постмодернизм в системе мировой культуры [Текст] / В. Халило // Иностранная литература. - 1994. - № 1. - С. 235-240. 15. Якимович, А. К. Художники Нового времени. К описанию социопсихологического типажа [Текст]: общественно-политическая литература / А.К. Якимович // Вопросы философии: Научно-теоретический журнал. - 2005. - № 3. - С. 71-80.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы