Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра экономической теории и экономической политики



Кафедра экономической теории и экономической политики

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению практических занятий и самостоятельной работе по дисциплине «Культурология» для студентов-бакалавров направления подготовки 27.03.05 «Инноватика» всех профилей и форм обучения.

 

 

 

Воронеж 2016

Составитель: канд. филос. наук О.В. Пастушкова

 

ББК 87.6

Методические рекомендации по проведению практических занятий и самостоятельной работе по дисциплине «Культурология» для студентов-бакалавров направления подготовки 27.03.05 «Инноватика» всех профилей и форм обучения / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; сост. О.В. пастушкова. - Воронеж, 2016. - 78 с.

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Каждая тема содержит вопросы, раскрывающие ее содержание, контрольные вопросы и задания, основные понятия, темы докладов и рефератов, темы эссе, а также тексты культура для анализа.

Методические рекомендации подготовлены в электронном виде в текстовом редакторе MS Word 2003 и содержатся в файле МРбак2015.doc.

Библиогр.: 166 назв.

 

Рецензент: канд. филос. наук, доц. Л.А. Белоглазова

 

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р полит. наук, проф. В.А. Смышляев

 

Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

 

© ФГБОУ ВО «Воронежский

государственный технический

университет», 2016


ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения дисциплины культурология является формирование у студентов представления о культурно-исторических предпосылках современной цивилизации, способствование пониманию явлений мировой и отечественной культуры, развитие готовности отстаивать собственную мировоззренческую позицию в разных культурных ситуациях.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

- дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей развития культурологической мысли, выделяя ее значение в понимании места и роли России в истории человечества и в современном мире;

- помочь овладеть знаниями о категориальном аппарате предмета, объяснить многообразие научных культурологических школ и концепций, научить использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу как регуляторы нравственного поведения;

- раскрыть сущность основных проблем современной культурологии, показать необходимость критического отношения к различным видам культурного развития современного общества, что позволит подготовить широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных культурологических проблем и овладению методами проведения социально-культурных исследований.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать типы и типологию культур, сущность и особенности национальных культур и мировой культуры; особенности культурного процесса в России, её место и статус в современном мировом культурном процессе; закономерности развития культуры, многообразие культур и цивилизаций в их взаимосвязи, место человека в культуре, его нравственные обязанности и культурные ценности и нормы, характерные для разных культурных типов; основные культурологические понятия, понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь преставление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностях культуры.

Уметь использовать в профессиональной деятельности и коммуникации, в межличностном общении знания по истории и теории культуры; формировать собственные культурные ориентиры, морально-ценностные требования по отношению к явлениям культуры прошлого и настоящего внутри малых групп и при коммуникации с большими группами социума; применять основные принципы и методы культурологии при изучении различных направлений современной культуры.

Владеть способностью к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах с учетом приобретенного кругозора в области культуры; диалогическим мышлением как способом отношения к культуре и обществу; этикой межличностных отношений в многонациональной культурной среде; методами культурологических, эстетических и этических оценок явлений культуры.

Методические рекомендации для студентов по подготовке к семинарским занятиям.

При подготовке к занятиям необходимо уяснить место изучаемой темы в курсе «Культурология», осмыслить те вопросы, которые раскрывают ее основное содержание. Обращаясь к учебной литературе, конспектам лекций в ходе подготовки к семинарскому занятию, слушателю следует обратить внимание на новые понятия, а также на тот материал, который рекомендован для самостоятельного изучения.

К каждому семинару следует составлять план своего выступления по всем вопросам занятия. В плане должна найти свое отражение и информация лекций, и информация из учебной и научной литературы.

Выступление на семинаре может быть основным и дополнительным. Основное выступление раскрывает вопрос в общих чертах, а дополнительное выступление уточняет детали, раскрывает частные моменты. Во время выступления слушателям разрешается пользоваться не только рабочим планом, но и собственным конспектом первоисточников, статей, монографий. Использование конспекта не может превращаться в его сплошное чтение. Необходимо учиться свободно излагать материал своими словами. Ответ на семинаре оценивается с двух позиций: первая - за информативную насыщенность ответа и его логическую связанность, вторая - за творческое видение проблемы, умение обосновывать собственное мнение, оригинальность мышления.

Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе.

Успешное изучение культурологии возможно только при правильной организации самостоятельной работы студента. Ни в какой мере нельзя ограничиваться только прослушиванием и конспектированием лекции. Лекция должна ознакомить студента с сутью и основным содержанием той или иной темы. Она очерчивает круг вопросов, проблем, по которым студент с помощью учебников, учебных пособий получает прочные, конкретные знания. Желательно ознакомиться с рекомендованной в программе курса литературой, дающей дополнительные знания по пройденному материалу. С целью закрепления полученных знаний и проверки уровня подготовки студента по конкретной теме учебного курса необходимо ответить на контрольные вопросы, сформулированные в рабочей программе по каждой теме и при необходимости вновь вернуться к дополнительному изучению отдельных вопросов темы.

Студент должен понимать, что только он сам, самостоятельно, путем добросовестного усвоения содержания лекций, изучения учебной и дополнительной литературы, путем вдумчивой и добросовестной подготовки к занятиям, может приобрести прочные и глубокие знания по курсу, которые необходимы не только для получения знаний, отвечающих требованиям высшего образования.

Самостоятельная работа студентов по выполнению домашних заданий представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания. Их главное назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на аудиторных занятиях, отработке навыков, усвоении нового материала.

Самостоятельная работа студентов обычно складывается из нескольких составляющих:

-работа с текстами: учебниками, историческими первоисточниками, дополнительной литературой, в том числе материалами интернета, а также проработка конспектов лекций;

- написание докладов, рефератов;

- подготовка к контрольным работам, тестированию, зачету непосредственно перед ними.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

 

Написание эссе.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Структура и план эссе:

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

- мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

- мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут " перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

· вступление

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· тезис, аргументы

· заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование " самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Критерии оценивания эссе:

5 баллов (отлично):

1. Смысл высказывания раскрыт.

2. Представлена и пояснена собственная оригинальная позиция студента.

3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

4. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

5. Работа отличается ясностью и логикой изложения.

4 балла (хорошо):

1. Содержание ответа даёт представление о его понимании при отсутствии четких формулировок.

2. Представлена и пояснена собственная позиция студента, но без достаточной аргументации или оригинальности.

3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой либо на теоретические положения и выводы, либо на фактический материал.

4. В ходе рассуждений раскрываются лишь некоторые аспекты проблемы.

5. Работа не вполне отличается ясностью и логикой изложения.

3 балла (удовлетворительно):

1. Содержание ответа в целом даёт представление о его понимании.

2. В работе не представлена и не пояснена собственная позиция студента, в работе большой процент заимствований.

3. Суждения и аргументы раскрываются без опоры на теоретические положения и выводы, в основном на фактический материал.

4. В работе затрагивается 1 или несколько несущественных аспектов проблемы.

5. Работа не отличается ясностью и логикой изложения.

2 балла (неудовлетворительно):

1. Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

2. В работе представлена без пояснения собственная позиция студента (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) или собственная позиция не представлена.

3. Работа осуществлена без опоры на теоретические положения и выводы и на фактический материал.

4. Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

5. В работе нет ясности и логики изложения.

Анализ текста культуры.

Текст культуры - это артефакты культуры, например, произведения искусства (картины, фотографии, фильмы, спектакли, музыкальные произведения и произведения поэзии, литературы, скульптура, инсталляции и пр.), которые несут в себе определенные смыслы и погружают зрителя/читателя в культурное пространство, социализируя его. Текст – особый мир социальной коммуникации. Оперируя с текстом по нормам коммуникации, присущим определенной культуре, человек присваивает этот опыт, внедряет его в собственное сознание.

Диалогичная природа текста и культуры не допускает их однозначной интерпретации, вследствие чего высокохудожественные произведения искусства и вербальные тексты не утрачивают своей актуальности в течение многих десятилетий и столетий.

Особенности текста культуры:

1. Интерпретируемость

2. Символичность

3. Коммуникативность (передача информации)

4. Социализация

Работа с текстами культуры дает:

Ø ассоциативное восприятие,

Ø осмысление концептуального содержания текста,

Ø создание собственного высказывания.

Примеры текстов культуры.

Текст 1.

«На Руси всегда любили березу, она даже стала символом нашей Родины. Ее считали деревом жизни, здоровья и света. У русичей с березой было связано множество поверий. Например, наши предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси. А если воткнуть ветку березы в крышу дома, то она защитит дом от молнии. Любовное и почтительное отношение к березе в христианскую эпоху подкреплялось еще и тем, что, по преданию, именно она укрыла Пресвятую Богородицу и Младенца Христа от непогоды. Березовым соком отпаивали больных. Березовым соком чистили кровь, выгоняли немочь из желудка».

(Наталия Будур. Русский народный календарь. – М.: Роса, 2007. – с. 54).

Этот небольшой текст о березе можно считать текс том культуры, потому, что в нем повествуется о березе как символе России, о поверьях, связанных с березой, о любовном отношении к ней. Для автора важно не описать березу как дерево, а показать ее символичность для русичей, читавших ее деревом жизни, здоровья и света. Эта мысль реализуется посредством культурных концептов (Пресвятая Богородица, Младенец Христос, символ, христианская эпоха, поверия, береза, Родина) и слов с культурным компонентом (русичи, предки, прутик, восвояси, предание, почтительное отношение, хлестнуть, немочь, от- паивали). Доступный научно-популярный подстиль текста с элементами разговорной речи, воздействуя на мысли и чувства читателя, усиливает культуроведческую направленность текста.

Текст 2.

«Над Петербургом плывет туман. Петербург- ский туман похож на лондонский, как канцеля- рия Акакия Акакиевича на контору Скруджа. Туман порождает чудесные вещи. Дух Морлея был лоскутом городского тумана над старомод- ным серым цилиндром. Нос коллежского асессо- ра Ковалева, в треуголке с плюмажем, разгули- вал по Невскому проспекту и даже заходил в ма- газин Юнкера. Множество замечательных про- исшествий случалось почти ежедневно, – дейст- вие тумана не подлежало сомнению. Нынче чу- дес не бывает, но туман остался таким же. Его хлопья, лоскутья – серо-желтые призраки – заво- лакивают город, медленно изгибаясь, меняя очертания, становясь все плотнее и непроницае- мее. Город плывет, покачиваясь, пустой, холод- ный, беззвучный. Плывет воспоминание о горо- де, пропавшем в тумане» (Ю. Анненков).

Автор приведенного выше текста - известный художник слова и художник кисти, талантливый портретист, мемуарист и эссеист Юрий Анненков (литературный псевдоним Борис Тимирязев) создал текст, в котором гармонично сочетаются сопоставления русской и мировой культуры, и, вместе с тем, он остается именно русским, своеобразно-индивидуальным. Многократно повторяемый концепт «туман» придает тексту не только художественную выразительность, но и культуроведческую направленность, объединяя Петербург и Лондон, гоголевский «Невский проспект» и ритмизированный «Петербург» Андрея Белого. Несомненно, этот культуроведческий текст изложен в художественном стиле.

Примерный план анализа текста культуры.

1. Определите автора текста культуры, вспомните или узнайте что-либо из его биографии и особенностях создания данного произведения искусства.

2. Определите главную тему/идею текста культуры.

3. Выделите главные символы и знаки текста культуры, дайте их интерпретацию, свяжите их с главной темой/ идеей произведения.

4. Вычлените из текста культуры какие-либо парадоксы, несуразицы, то, что вам непонятно и попытайтесь их интерпретировать.

5. Попытайтесь проанализировать композицию текста культуры.

6. Дайте свою интерпретацию текста культуры, как если бы вы были его автором.

7. Напишите о своих впечатлениях о тексте культуре, какие эмоции он вызвал в вас.

Критерии оценки анализа текста культуры:

5 баллов (отлично):

1. Смысл текста культуры раскрыт.

2. Анализ отличается оригинальностью изложения.

3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

4. Раскрываются различные аспекты текста культуры, значение ключевых символов и знаков.

5. Работа отличается ясностью и логикой изложения.

4 балла (хорошо):

1. Содержание анализа текста культуры даёт представление о его понимании при отсутствии четких формулировок.

2. Представлена и пояснена собственная позиция студента, но без достаточной аргументации или оригинальности.

3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой либо на теоретические положения и выводы, либо на фактический материал.

4. В ходе рассуждений раскрываются лишь некоторые аспекты проблемы, рассматриваются лишь некоторые ключевые символы и знаки текста культуры.

5. Работа не вполне отличается ясностью и логикой изложения.

3 балла (удовлетворительно):

1. Содержание анализа в целом даёт представление о его понимании.

2. В работе не представлена и не пояснена собственная позиция студента, в работе большой процент заимствований.

3. Суждения и аргументы раскрываются без опоры на теоретические положения и выводы, в основном на фактический материал.

4. В работе затрагивается 1 или несколько несущественных аспектов текста культуры, в его анализе не задействованы ключевые символы и знаки.

5. Работа не отличается ясностью и логикой изложения.

2 балла (неудовлетворительно):

1. Смысл текста культуры не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании.

2. В работе не представлена собственная позиция.

3. Работа осуществлена без опоры на теоретические положения и выводы и на фактический материал.

4. Отсутствует аргументация, не задействован анализ символов и знаков текста культуры.

5. В работе нет ясности и логики изложения.

РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.

Тема 1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Понятие культуры. Подходы к изучению понятия «культура».

2. Структура и функции культуры.

3. Эволюция представлений о культуре.

4. Предмет и объект изучения культурологи.

5. Специфика культурологии как социо-гуманитарной системы знаний.

Основные понятия: культура, системный подход, деятельностный подход, аксиологический подход, позитивно-научный подход, технологический подход, материальная культура, духовная культура, морфология культуры, субъект культуры, цивилизация, смыслы культуры, язык и символы культуры, культурные коды, социокультурная коммуникация, диалог культур.

Самостоятельное изучение вопросов:

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, используя основной и дополнительный список литературы по данной теме:

1. Эволюция представлений о культуре.

Контрольные вопросы и задания

1. С чем связано многообразие современных определений культуры и подходов к её изучению?

2. Какой смысл вкладывает культурология в понятие «культура»? Объясните понятие «культура» в широком и узком смыслах.

3. Каковы функции культуры в обществе?

4. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

5. В чем специфика культурологии как научной и учебной дисциплины?

6. Каковы цели и задачи фундаментальной и прикладной культурологии?

7. С какими науками у культурологии междисциплинарные связи? Какие стороны культуры они раскрывают?

8. Что общего между культурологией и философией культуры?

9. Раскройте эволюцию понятия " культура" в истории человеческой мысли.

10. Каков предмет исследования культурологии?

Темы докладов и рефератов

1. «Человек как творение и творец культуры»: культура как антропологический феномен.

2. Многозначность понятия культуры.

3. Культура как диалог.

4. Культура как социальный феномен: прорыв от природы к культуре.

5. Культура и цивилизация: противоречие или единство.

Индивидуальное/коллективное задание

Проанализируйте цитату о культуре, выскажите свое мнение/напишите эссе.

1. «Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном».

Н.К. Рерих

2. «Общая культура – это то, что позволяет человеку чувствовать всей душой солидарность с другими во времени и пространстве – как с людьми своего поколения, так и с ушедшими поколениями и с поколениями грядущими».

Ланжевен

3. «Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества».

Ю. М. Лотман

4. «Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Н. А. Бердяев.

5. «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение. Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным».

А. Моруа

6. «Памятники культуры – это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа».

Федор Абрамов.

7. «Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным».

Д. С. Лихачев

8. «Когда-нибудь, когда русские читатели станут больше интересоваться своим прошлым, — величие литературного подвига русской литературы станет для них совершенно ясным и невежественное охаивание Руси сменится осведомленным уважением к ее нравственным и эстетическим ценностям».

Д. С. Лихачев

9. «Между тем культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

Д. С. Лихачев

10. «Культура - это мера человечности в человеке».

Карл Маркс

11. «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

Ницше Ф.

12. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны».

Лорд Раглан

13. «История мировой культуры - это история страданий тех людей, кто ее создавал».

Эрих Мария Ремарк

14. «Нельзя быть культурным человеком без знания основных результатов всех наук. Культура едина. Синтетична. Нет отдельной культуры для инженера и медика. Все вместе науки формируют культуру, ее идеологию – мировоззрение».

Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин

15. «Если человека пичкать обрывками культуры, которой тот не понимает, то он становится прекрасным фанатиком и оружием в чужих руках».

Алексей Пехов

16. «В войне между цивилизациями потери несет культура».

Самюэль Хантингтон.

17. «Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство».

Карло Понти

18. «Культура для многих первая потребность, которую не нужно удовлетворять».

Станислав Ежи Лец

19. «Культура начинается с запретов».

Юрий Лотман

20. «Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к миру»

Антоний Кэмпиньский

21. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

Освальд Шпенглер

Индивидуальное домашнее задание

Прочитайте работу Межуева Б.М. Культура в зеркале философии / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 11 – 28. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение.

2. Прочитайте работу Зиммеля Г. О сущности культуры [Текст] / Г. Зиммель // Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. – С.475–483. Режим доступа: http: //www.countries.ru/library/texts/zimmelosc.htm. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение.

Литература

Основная

1. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Иноземцевой. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2015.

2. Культурология XX век: Словарь / Ред. Ж.М. Артюнова и др. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640с.

3. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.1: А - Л / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.

4. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.2: М - Я / Редкол.: С.Я. Левит (гл.ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.

5. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - 5; перераб. и доп. - Москва; Москва: Вузовский учебник: ООО " Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 393 с.

Дополнительная

1. Аверинцев, С.С. Попытки объясниться: Беседы о культуре [Текст] / С.С. Аверинцев. - М.: Правда, 1988.

2. Вебер, М. Критические исследования в области логики наук о культуре [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. – С. 416–494.

3. Запесоцкий, А. С. Современная культурология как научная парадигма [Текст] / А.С. Запесоцкий // Вопросы философии. - 2010. - N 8. - С. 76-87.

4. Зиммель, Г. О сущности культуры [Текст] / Г. Зиммель // Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. – С.475–483.

5. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПБ., 1996.

6. Клакхон К. Понятие культуры [Текст] / К. Клакхон, В. Келли // Человек и социкультурная среда. – Вып 2. – М.: ИНИОН РАН, 1992. – С. 15-42.

7. Культурология как наука: за и против (материалы обсуждения) // Вопросы философии. - М.: Наука, 2008. - № 11. - С. 3-31.

8. Кнехт, Н.П. Культурология сегодня: новые подходы // Социально-гуманитарные знания. - М., 2007. - № 2. - С. 103-112.

9. Левит, С.Я. Культурология как интегративная область знания [Текст] / С.Я. Левит // Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. – С.654–658.

10. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры. Ереван., 1969.

11. Межуев, Б.М. Культура в зеркале философии / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 11 – 28.

12. Межуев, Б.М. Философия культуры в системе наук о культуре / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 28- 42.

13. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт // Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. – С. 69–104.

14. Туровский, М.Б. Философские основания культурологии / М.Б. Туровсикий. - М., 1997.

15. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. – М.: РОССПЭН. -2004. – 960 с.

16. Фёдоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры [Текст]: словарь [Электронный ресурс] / А.А. Фёдоров. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 463 с.

 

Тема 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма.

2. Культурология сквозь призму философии: классическое и неклассическое видение культуры (Гегель и Ницше).

3. Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни).

4. Игровая концепция культуры.

5. Общественно-историческая школа в исследовании культуры.

6. Концепция «осевого времени» К.Ясперса.

7. Проблема типологии. Типологизация как метод культурологического познания.

8. Этническая и национальная типологизация культуры.

9. Региональная типологизация культуры. Восток и Запад: характерные черты и особенности. Север и Юг: характерные черты и особенности.

10. Массовая культура и элитарная культура: понятие, предпосылки возникновения, ее роль в современном обществе.

11. Понятие субкультуры. Контркультура, ее истоки и сущность.

Основные понятия: историзм, антропоцентизм, гуманизм, культурная антропология, функционализм, структурная антропология (структурализм); социология культуры, иррационализм, игра, символ, homo ludens, «Осевое время», психоанализ, фрейдизм, сублимация, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, социокультурный подход, теория Вызов-Ответ, культурно-исторический тип, локальная цивилизация, традиционная культура, инновационная культура, этнос, нация, народ, этническая культура, национальная культура, европоцентризм, субкультура, контркультура, массовая культура, элитарная культура, кич, антикультура.

Самостоятельное изучение

Изучите и законспектируете самостоятельно следующие вопросы, используя основной и дополнительный список литературы по данной теме:

1. Игровая концепция культуры.

2. Общественно-историческая школа в исследовании культуры.

3. Массовая культура и элитарная культура: понятие, предпосылки возникновения, ее роль в современном обществе.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основы культурологической концепции Л. Уайта?

2. В чем заключается классическое понимание культуры?

3. В чем заключалась критическая по отношению к классике позиция Ф. Ницше?

4. Какие направления культурологической мысли возникают в начале ХХ века?

5. Раскройте концепцию Н.Я. Данилевского. Что такое культурно-исторический тип?

6. Каковы взаимоотношения культуры и цивилизации по О. Шпенглеру?

7. Как развивается цивилизация согласно теории «Вызов - Ответ» А. Тойнби? Почему процветание цивилизации сменяется ее упадком?

8. В чем роль «творческого меньшинства» в концепции А. Тойнби?

9. В чем заключается суть психоаналитических концепций культуры?

10. Каковы механизмы культурного контроля поведения людей у З. Фрейда?

11. Что такое архетип? Как архетипы влияют на коллективное бессознательное?

12. Что такое «осевое время» в теории К. Ясперса?

13. «Человек играющий» - кто он? Покажите взаимосвязь игры и культуры в концепции Й. Хейзинга.

14. Какие явления человеческой культуры можно свести к игре, по мнению Й. Хейзинга?

15. Какие стадии в развитии культуры выделяет П. Сорокин?

16. Почему возникает проблема типологизации культур и как она формулируется?

17. Какие основания и критерии могут быть положены в основание при типологии культур?

18. Какова цель типологизации культуры?

19. Перечислите наиболее яркие типологические системы.

20. В чем заключается различие между этнической и национальной культурой?

21. Как соотносятся друг с другом типы западной и восточной культуры?

22. Что такое европоцентризм?

23. Что такое культурный релятивизм?

24. В чем суть массовой культуры?

25. Дайте понятие субкультуры.

Темы докладов и рефератов

1. Природа и культура в философии И. Канта.

2. Концепция культуры Ф. Гегеля.

3. Философия культуры немецкого романтизма.

4. И.Г. Гердер: гуманность как основа культуры.

5. Семиотический подход к культуре (Ю.М. Лотман и др.).

6. О. Шпенглер и «Закат Европы».

7. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры.

8. Молодежные субкультуры.

9. Контркультура как механизм социодинамики.

10. Кич (китч) и его место в современной культуре.

11. К. Мангейм и его трактовка субкультур.

12. Север и Юг: проблема региональных культур.

13. Доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная культуры.

Ролевая игра:

«Массовая культура против элитарной»

Разбейтесь на 2 команды по 5 человек. Первая команда защищает массовую культуру, вторая – элитарную. Каждая команда придумывает 5 или более тезисов в защиту своего типа культуры и озвучивает их. Далее игра проходит по принципу ответов на вопросы противоположной команды и остальных участников (экспертов). Побеждает та команда, которая лучше смогла защитить свои тезисы, аргументировать свою позицию и ответить на вопросы.

Индивидуальное домашнее задание

1. Прочитайте работу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». ГЛАВА V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития // Режим доступа: http: //gumilevica.kulichki.net/DNY/dny05.htm. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение.

 

Прочитайте работу Межуева Б.М. Символическая философия культуры (Э. Кассирер) / Б.М. Межуев // Межуев, Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 254 – 265. Сделайте анализ данного текста и выскажите свое мнение.

Литература

Основная

1. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие [Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Иноземцевой. – Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2015.

2. Культурология XX век: Словарь / Ред. Ж.М. Артюнова и др. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 640с.

3. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.1: А - Л / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.

4. Культурология: ХХ век: Энциклопедия. Т.2: М - Я / Редкол.: С.Я. Левит (гл. ред., сост. и авт. проекта) и др. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447с.

5. Силичев, Д. А. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие. - 5; перераб. и доп. - Москва; Москва Вузовский учебник: ООО " Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 393 с.

Дополнительная

1. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа [Текст] / Н.Я. Данилевский; сост. и ком. Ю.А. Белова; отв. ред. О. Платонов. - изд. 2-е. - М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.

2. Малиновский, Б. Научная теория культуры [Текст] / Б. Малиновский; пер. И. В. Утехин. — 2-е изд. испр. — М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005. — 184 с.

3. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура [Текст] / Э.Б. Тайлор. - М., 1989.- 573 с.

4. Тойнби, А. Дж. Постижение истории [Текст] / А. Дж. Тойнби. – М., 1991. - 736 с.

5. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах / Ф. Ницше. – М.: Культурная Революция. - 2005.

6. Фрейд, З. Неудовлетворенность культурой [Текст] / З. Фрейд. - М., 1990. - 176 с.

7. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Опыты определения игрового элемента культуры [Текст] / Й. Хейзинга. - М., 1992. - 464 с.

8. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. - В 2-х тт. -Айрис-Пресс, 2004.

9. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. – М., 2004. - 960 с.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР.
  2. II. ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  3. Актуальные проблемы кадровой политики юридической компании
  4. Анализ производственно-экономической деятельности
  5. Анализ социально-экономической ситуации
  6. Анализ социальной политики ГКУ «Центр занятости населения города Лениногорск»
  7. Аудит организации бухгалтерского учета. Анализ и оценка учетной политики предприятия.
  8. Безграничность потребностей и ограниченность экономических ресурсов как основа экономической теории.
  9. Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Её причины, виды и последствия. Проблемы занятости в современной России.
  10. Билет № 1. Предмет и методы экономической теории.
  11. БУХГАЛТЕРСКИЙ РАЗДЕЛ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
  12. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.164 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь