Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право в системе социальных норм, признаки права
Деятельность людей, каждого человека в обществе регулируется различными нормами. Такие нормы называются социальными, поскольку соблюдение их человеком имеет значение для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки: — формируются в процессе жизнедеятельности людей, развиваясь исторически; — являются правилами поведения, соответствующими требованиям времени и обстановки; — упорядочивают общественные отношения; — представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей. Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. Наряду с правовыми нормами к социальным относятся нормы морали, обычаи, религиозные, корпоративные и технические. Выявление в системе социальных норм места и роли норм права имеет важное практическое значение для определения возможностей и пределов регулирования правом общественных отношений. • Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей. Суть морали выражена в правилах: «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», «что тебе не нравится в других, того сам не делай». Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Деидеологизированная, признаваемая (пусть даже только на словах) всеми людьми мораль воплощает в своих нормам высшие критерии поведения, оказывающие существенное влияние на поведение каждого. Поэтому правовые и другие социальные нормы могут оцениваться на предмет их соответствия моральным нормам. Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобязательными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботливость и т. п., тем самым делая их общеобязательными. Ответственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снабженные государственным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и надлежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами (прежде всего богатыми и бедными), каждая из которых пыталась вырабатывать свою мораль. Однако значение отдельных моральных норм в праве не следует абсолютизировать. Нельзя делать объектом правового регулирования соблюдение исключительно моральных норм, поскольку это будет противоречить сущности права и общественным отношениям, которые могут быть предметом правового регулирования (см. ниже). Именно поэтому бессмысленны попытки принятия правовых актов вроде «Этического кодекса» депутата, журналиста, бизнесмена и т. д. У морали и права привозможно высокой степени их сходства всегда сохраняются и различия, которые нельзя игнорировать. Существенное влияние морали на право придает ему моральную направленность. К сожалению, имеют место и обратные случаи, когда нормы права, решения государственных органов противоречат нормам морали. Такие противоречия в общественной практике не всегда устанавливается сразу, но всегда получают осуждение подавляющего большинства людей. Характерно, что для реализации «аморальных» правовых норм требуется большее государственное принуждение, чем для соответствующих морали. • Право и обычаи. Обычаи — это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей. К обычаям относятся традиции, ритуалы, обряды. Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. Например, ст. 5 ГК устанавливает возможность применения обычаев делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Из этого определения видно, что обычаи могут не существовать в письменной форме. Однако следование обычаям со временем может вступать в противоречие с правом, и государство использует свое принуждение, чтобы действие права было восстановлено. Ст. 5 ГК устанавливает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им (нормам) большей значимости и обязательности. Таково, например, принесение присяги (президентом, судьей при вступлении в должность). • Право и религиозные нормы. Религия издавна использовалась «власть предержащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее догматы приписывали государственной власти божественное происхождение, а нормы имели большое воспитательное значение. Не случайно ряд библейских заповедей («не убий», «не укради» и т. п.) позднее трансформировались в соответствующие правовые нормы. Однако значение таких религиозных норм не следует абсолютизировать, поскольку, по сути, они изначально совпадали с моральными нормами. В то же время другие религиозные нормы накладывали на поведение людей различные необоснованные запреты и ограничения, освящали социальное неравенство, значительно застопорили распространение научных знаний и основанное на них прогрессивное развитие человечества. В современных условиях слепое следование религиозным нормам, некритичное отношение к ним, фанатичная приверженность религиозным воззрениям нередко порождают сектантство и самосуд, подавляют свободу и признанные государством права личности. Религиозные нормы, если государство признает религию государственной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Они имеют большее сходство с правовыми нормами, чем с моральными, поскольку существуют в письменной форме в различных религиозных книгах. Однако светское государство не признает общеобязательность религиозных норм. • Право и корпоративные нормы. Иногда корпоративные нормы называют нормами общественных объединений, поскольку они касаются только их членов (партий, профессиональных союзов, садоводческих товариществ и т. п.). Корпоративные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закрепляются письменно (как правило, в уставах), но выражают волю только членов общественных объединений. В РФ уставы общественных объединений, желающих приобрести права юридического лица, подлежат государственной регистрации. Корпоративные нормы обязательны для общественного объединения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано государством, а отдельные его члены исключены из него решением других членов. Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливаемые в отдельных организациях и трудовых коллективах и распространяющиеся на их работников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законодательством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка и других актах организации. • Право и технические нормы. Принадлежность технических норм к социальным имеет дискуссионный характер. Технические нормы — это правила, определяющие безопасное обращение людей с техникой, орудиями и средствами производства. Их нарушение нередко приводит к авариям и катастрофам с человеческими жертвами, что, безусловно, имеет социальную значимость. Однако технические нормы часто закрепляются в актах органов государственной власти в области стандартизации, транспорта, промышленности, охраны окружающей среды, за нарушение которых установлена юридическая ответственность. Поэтому самостоятельным видом социальных норм следует признать лишь те технические нормы, которые не закреплены в актах органов государства. В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные признаки, отличающие его от других социальных норм, в которых выражается его сущность. · Право возникает с появлением государства, выражает его волю и развивается вместе с ним. Поэтому сущность права обусловливается его государственным строем, характером отношений классов и других социальных групп, а также материальными условиями жизни конкретного общества и его культурой. · Право в силу его общеобязательности в той или иной мере ограничивает деятельность органов и должностных лиц самого государства. В случае нарушения правовых норм отдельными лицами и органами другие государственные органы и должностные лица обязаны принять меры для устранения таких нарушений и привлечения виновных к юридической (а не к «моральной», «политической» и какой-либо иной) ответственности. · Право состоит из норм, каждая из которых имеет собственные признаки (властность, формальную определенность, нормативность и общеобязательность) и относится к определенному виду. Их характеристика, даваемая ниже, дополняет признаки права как вида социальных норм. · Право представляет собой сложную формализованную систему с множеством элементов— отраслей, институтов и норм — каждый из которых, в свою очередь, имеет собственную систему или структуру. · Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном государстве в единственном числе. Создаваемые государством нормы права при всем их разнообразии, регулировании отношений в далеких друг от друга сферах не могут противопоставляться друг другу. Все они образуют право в совокупности и должны изучаться и применяться только во взаимосвязи. В равной мере в государстве недопустимо действие норм права другого государства, поскольку это нарушает государственный суверенитет. · Право может быть учреждено не только государством, но и всем обществом, народом в результате социальной революции или референдума по инициативе граждан. · Право не совпадает с нормативно-правовыми актами, действующими в государстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответствующими другим правовым актам и отменены. Следовательно, право имеет собственные ценности, которым отдельные его акты или нормы не могут противоречить. Таким образом, право — это вид социальных норм, возникающих с появлением государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечивающие его деятельность и охраняемые им от нарушений.
Ценность права Право является социальным явлением, поэтому к нему применимо понятие социальной ценности как явления объективной действительности, способного удовлетворить определенные социальные потребности. Следовательно, ценность права должна раскрыть его положительную роль для общества и отдельных личностей. Ценность права проявляется в следующем. • Право упорядочивает общественные отношения, делает их цивилизованными и устойчивыми. Оно оказывает воздействие на поведение людей посредством согласования их разных интересов, ограничивает частные устремления в общих интересах. • Право неотделимо от свободы и выражает масштаб свободы личности в обществе. На основе права можно отделить подлинную свободу от произвола, бесконтрольности и безответственности отдельных людей и их объединений. • Право способно быть выразителем идей справедливости. В демократическом государстве право является критерием справедливого (правильного) распределения материальных и духовных благ, реально закрепляет равенство всех перед законом. Утверждая справедливость, право становится ближе людям, которые именно от него ждут решения своих жизненных проблем. • Право в демократическом государстве способствует прогрессивному развитию общества во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, духовной. Только на основе правовых норм государство и негосударственные субъекты могут наладить производство материальных благ в необходимомобъеме, обеспечить их наиболее справедливое распределение между членами общества. Право ограничивает вмешательство в личную жизнь людей, обязывает государство обеспечивать малоимущих, облегчает доступ к культурным ценностям. • Право, особенно международное, является основой для разрешения межнациональных и международных проблем, эффективным сдерживающим фактором против развязывания войн, создания угрозы мировой безопасности. Однако не следует преувеличивать ценность права, т. е. заниматься правовым идеализмом. Недостаточно, например, просто принять закон, чтобы те или иные общественные проблемы были решены. Закон должен действовать, и для этого, по крайней мере, на начальном этапе, когда нормы закона только входят в общественную практику, необходима активная деятельность государства. Оно должно обеспечивать действие закона путем подбора исполнителей его норм, изыскания достаточных материальных ресурсов и создания других условий. Игнорирование этого означает недопонимание не только сущности права, но и законов общественного развития. Поэтому правовой идеализм, переоценивающий право, иногда оказывается вреднее правового нигилизма, недооценивающего право и проявляющегося в нарушении его норм.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы