Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лабораторная работа № 4. Интеллектуальная собственность в Интернет
Лекционный материал [*] На протяжении последних двух столетий интеллектуальная собственность стала одним из важнейших факторов общественного производства. За рубежом индустрия авторских прав приносит до 7% ВНП, примерно таков же вклад в экономику развитых стран со стороны, так называемой промышленной собственности (патентов, товарных знаков). С развитием Интернета, электронной коммерции, международного сотрудничества и товарообмена в условиях новых технологических реалий во все большем числе стран интеллектуальная собственность «формирует» около 1/6 части их бюджетов, и эта доля продолжает стремительно нарастать. В последнее время все отчетливее проявляется необходимость в создании правового режима для включения в оборот независимо от их специфики почти всех видов интеллектуальных достижений или, по крайней мере, максимально возможного их числа. В чем смысл экономической стороны авторского права? Кому и зачем оно нужно: 1. Платят не за создание произведения, а за возможность его последующего использования. 2. Современное авторское право защищает интересы не только непосредственно самих авторов, но и лиц, вложивших средства в появление произведения и его доведение до публики. В основной своей массе имущественные авторские права являются правами не столько самих творческих личностей, сколько правами " абстрактных" правообладателей, получающих их по договорам с авторами или по иным установленным законодательством основаниям. 3. Следовательно, авторское право призвано обеспечивать не только появление, но и " круговорот идей в природе". Современное авторское право представляет собой довольно объемную совокупность выработанных на протяжении столетий компромиссных положений. В новых, высокотехнологичных сферах (при использовании охраняемых авторским правом объектов в цифровых интерактивных сетях, при создании продуктов мультимедиа) создается впечатление, что у пользователей просто нет никакой законной и не слишком убыточной возможности для использования более-менее широкого репертуара. Организации по коллективному управлению правами (иногда называемые " авторско-правовыми обществами" ) способны предложить всем заинтересованным лицам законные способы решения возникающих проблем. При некотором допустимом упрощении можно выделить три этапа при любом (" почти при любом" ) использовании любого охраняемого авторским право объекта в цифровой интерактивной сети. Каждому из этих этапов соответствует вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем. Прежде всего, для любого использования в " цифровой среде" произведение или объект смежных прав должны быть в нее " погружены", то есть записаны на сервере, сайте, в недрах компьютера и т.д. Как уже указывалось ранее такая " запись в память ЭВМ" рассматривается в качестве воспроизведения, а значит связана с использованием принадлежащего правообладателю права на воспроизведение произведения, исполнения, фонограммы, телерадиопередачи. На следующем этапе публике должна быть предоставлена возможность получить доступ к " внедренному" в один из узелков сети охраняемому авторским правом объекту. При этом не важно, за деньги или бесплатно такой доступ будет осуществляться, насколько сложным будет пароль, сколько лиц реально захотят ознакомиться с открытым для доступа объектом. О правовой природе права, используемого на данном этапе, лучше поговорить чуть позднее (пока можно лишь упомянуть, что оно, несомненно, относится к разряду " сообщений для всеобщего сведения", наряду с правом на передачу в эфир и правом на сообщение по кабелю, но полной аналогии здесь быть не может). Последний, третий этап - " скачивание" (" загрузка" ) охраняемого авторским правом объекта и его воспроизведение на компьютере " конечного потребителя". Если речь идет о компьютере гражданина, то мы имеем дело с так называемым " воспроизведением в личных целях". Итак, трем этапам использования охраняемых объектов в цифровой сети (запись на сервере - распространение - появление на экране монитора потребителя) соответствуют два используемых авторско-правовых правомочия (воспроизведение - сообщение для всеобщего сведения - воспроизведение). Согласно общему правилу на каждом из этих трех этапов требуется осуществлять использование с разрешения правообладателя или организации по коллективному управлению имущественными авторскими или смежными правами, а также выплачивать правообладателю вознаграждение. Некоторые авторы-создатели электронных ресурсов часто разрешают свободно использовать свои работы, поскольку это способствует их известности и упрочению их репутации. Упростить доступ к своим работам авторы могут с помощью так называемых «лицензий на свободное использование». Такие лицензии уже существуют для различных сфер деятельности, например, Open Audio License и Free Music Public License – для музыкальных произведений, Design Science License – для научных работ, GNU Free Documentation License – для справочных материалов и др. Но использование стандартных лицензий тоже может быть связано с определенными проблемами: не каждого автора устраивают их требования. Некоммерческая организация Creative Commons ( http: //creativecommons.org ), созданная в США юристами, специализирующимися в области авторских прав, поставила задачу помочь как людям, желающим поделиться правами на копирование, распространение или модификацию своих работ, так и тем, кто хотел бы легально использовать чужие работы в своём творческом процессе, не беспокоясь о выплатах в пользу авторов или издателей. Главным инструментом Creative Commons является автоматизированный генератор лицензий. Выполненный в виде обычного веб-приложения, генератор поможет авторам подобрать нужную из уже существующих свободных лицензий или синтезировать собственную лицензию, включив в неё только те положения, которые согласуются с личным представлением автора о дальнейшей судьбе его работы (так, к примеру, можно разрешить лишь некоммерческое использование, бесплатное некоммерческое распространение и модификацию и т. п.). Подобная генерируемая лицензия носит название Creative Commons Customs License. Каждая лицензия Creative Commons может быть представлена в трех видах: · в виде страницы с пиктограммами и короткими пояснительными надписями (Commons Deed); · в виде полного текста (Legal Code); · в виде цифровых метаданных (Digital Code). Обычно защищаемый ресурс содержит ссылку на Commons Deed, позволяющий любому пользователю быстро ознакомиться с основными условиями использования материала, а затем перейти к полному тексту лицензии. Цифровые метаданные Creative Commons обычно представляются в виде описания, которое может быть внедрено непосредственно в защищаемый лицензией объект, что позволяет легко найти фотографии, доступные для свободного изменения и перепечатки, рассказы, которые можно открыто копировать и распространять и т. д. Причем все это – с согласия автора, выраженного в машинных кодах и обычном тексте. На веб-сайте Creative Commons можно осуществлять поиск бесплатных ресурсов, проиндексированных с помощью этой системы.
Задание 1. Создать веб-узел (можно, используя веб-редактор MS Front Page) «Методические материалы по защите авторских прав и Интернет» 2. Защитить электронный материал бесплатной лицензией Creative Commons Порядок выполнения: 1. Запустить браузер Интернет (любой). 2. Найти с помощью любой поисковой системы материал, по защите авторства и интеллектуальной собственности материалов, выставленных в информационном пространстве Интернет 3. Разработать инструктивный (учебное пособие) материал, по защите авторства и интеллектуальной собственности материалов, выставленных в информационном пространстве Интернет 4. Создать учебный веб-узел (сайт) «Защита авторских прав в Интернет» (не менее 5 страниц, с указанием источников и официальных документов) 5. Снабдить её лицензией Creative Commons: a. Зайти на сайт Creative Commons http: //creativecommons.org/ b. Изучить материалы сайта 6. Проставить на веб-узел лицензию Creative Commons, например: Литература 1, 12, 28, 29, 33, 36, 41
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы