Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кафедра русской и зарубежной литературыСтр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высокого профессионального образования «Башкирский государственный университет» Филологический факультет Кафедра русской и зарубежной литературы Саптарьяпова Расима Каримовна Выпускная квалификационная работа По специальности - Русский язык и литература
АНТИНОМИЯ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНАХ И.ГОНЧАРОВА И О.УАЙЛЬДА («ОБЛОМОВ», «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ») «Допускается к защите»
Заведующий кафедрой: Научный руководитель: кандидат педагогических доктор педагогических наук, доцент наук кандидат филологических Басманова Лариса Васильевна наук, профессор _______________ Царева Рима Шугаевна ________________
СТЕРИЛИТАМАК - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА1. ОБРАЗЫ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ И.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (В СОПОСТАВЛЕНИИ С РОМАНОМ О. УАЙЛЬДА В «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»)……………………………………………………..6 1.1. Основные понятия исследования: “антиномия», «добро» и «зло», «роман», «изображение». Художественное наследие И.Гончарова и оценка русских критиков XIX веко. История изучения в XX веке…………………………………………………………………………...………….6 1.2. Главные герои романа Гончарова и их нравственные искания ( в сопоставлении с романом О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»): реализм и эстетизм………………………………………….…………………………..……...25 Выводы к первой главе……………………………….…………………….….48 ГЛАВА2. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ О.УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» (В СОПОСТАВЛЕНИИ С РОМАНОМ ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»)……………………………….………50 2.1. О.Уайльд в России. Личность и эстетика О.Уайльда: замысел и ключевые идеи «Портрета Дориана Грей»……………………………….…………50 2.2. Смысловые антиномии в романе «Портрет Дориана Грея» (в сопоставлении с романом «Обломов»)……………………….……..……………….66 Выводы ко второй главе……………………………………...………………..72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..73 ВВЕДЕНИЕ Актуальность предпринятого исследования определяется возрастным интересом науки к этике, противостоянию добра и зла в литературных мирах. Двухтысячелетний рубеж, которая преодолела история современной цивилизации, сообщает искусству слова новый импульс в поиске решения вопроса о человеке – о его психологии, нравственном предназначении, о его будущем. Тема исследования актуальна из-за возрастающей необходимости осознать духовно - нравственный и психологический «каркас» современного общества, хаотичность в идеологии которого напоминает кое в чем условия жизни на рубеже ХIХ - ХХ веков. Сопоставляя художественные миры и позиции И.А. Гончарова и О.Уайльда в романах “Обломова” и “Портрет Дориана Грея” в отношении добра и зла могут быть полезны в решении не только историко – литературных проблем, но и важнейших социально – философских, психологических вопросов, в решении проблем противостояния добра и зла в мире. Уайльд читал в переводах русскую литературу и возможно восхищался Гончаровым и своими старшими современниками Толстым, Достоевским, Тургеневым. Он встречался с жившими в Лондоне политэмигрантами С.М.Степняком-Кравчинским и П.А.Кропоткиным, и вовсе не случайно его обращение к России в пьесе “Вера, или Нигилисты”… К концу 1900-х гг. значительная часть литературного наследия Уайльда была представлена русским читателям. Уайльд становится одним из самых популярных в России иностранных авторов, его портреты выставляются в витринах книжных магазинов. Писатель попадает в обойму имен, олицетворявших новую эпоху в искусстве, литературе, философской мысли, и, как свидетельствует один из очевидцев тех времен, " дурным тоном считалось не знать Вагнера, Ницше и Оскара Уайльда”. Объектом нашего исследования являются романы И.А.Гончарова «Обломов» (1859), О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1891); предметом исследования – антиномия добра и зла в романах И.А. Гончарова и О.Уайльда («Обломов», «Портрет Дориана Грея»). Цель работы рассмотреть антиномию добра и зла в романах И.А.Гончарова и О.Уайльда («Обломов», «Портрет Дориана Грея»). В соответствии с поставленной целью определились задачи исследования: - рассмотреть и проанализировать образы добра и зла, особенности нравственных исканий героев И.Гончарова в романе «Обломов» (в сопоставлении с романом О.Уайльда). - выявить художественную специфику противопоставления добра и зла героя в романе «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда (в сопоставлении с романом «Обломов» И.А.Гончарова). Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых – исследователей: в области художественной русской литературной критики – Николай Добролюбов, Дмитрий Писарев, Александр Дружинин, Игорь Шайтанов, русский литературовед – Валентин Недзведский, М. Урнов, специалист в области теории литературы – Валерий Тюпа; специалист в области зарубежной литератыры – Ю. Рознатовская, Святослав Бэлза. В качестве методов исследования нами были избраны метод культурно – исторического подхода в анализу художественного произведения, метод теоретического обобщения и синтеза исследуемых концепций, сравнительно – сопоставительный метод. Научная новизна дипломной работы состоит: - в выявлении ранее не изучавшихся связей между романами Гончарова и Уайльда; - в изучении романов в сравнении: характеров героев, авторов, менталитета, эпохи; - в изучении понятий добра и зла в произведениях. Практическая значимость работы заключается в том, что эти результаты могут быть использованы в школьной практике и вузовском преподавании литературы при изучении творчества И.А. Гончарова и О. Уайльда. Апробация работы. Материалы данного сочиненияпослужили длядокладов на студенческих научных конференциях разных уровней. Тезисы и статьи опубликованы в сборниках материалов следующих конференциях: Отдельные этапы исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы. Структура работы. Работа состоит из введения, где выделена актуальность исследования, его объект, предмет, цель выпускной работы и задачи; в первой главе исследованы образы добра и зла в романе Гончарова «Обломов» (в сопоставлении с романом Уайльда «Портрет Дориана Грея»). В первом параграфе первой части даны основные понятия для исследования, художественное наследие Ивана Гончарова в оценке русских критиков; во втором параграфе сопоставляются главные герои Гончарова и их нравственные искания в сопоставлении с романом Уайльда «Портрет Дориана Грея». Во второй главе – противопоставление добра и зла в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» (в сопоставлении с Гончаровым «Обломов»). В первом параграфе рассматривается личность и эстетика Оскара Уайльда его замысел и ключевые идеи «Портрета Дориан Грей»; во втором – сопоставляются смысловые и этические антиномии романа «Портрет Дориана Грея» с романом «Обломов». И заключение содержит в себе вывод исследования романов, результат сопоставлений: личности писателей, эпохи и культуры, русский и английский менталитет, текст и нравственные исканий героев. Списка литературы. Выводы к первой главе С позиций «реальной критики» роман Гончарова был признан исключительным по значению вкладом в развитие реализма в русской литературе. Писатель, по утверждению Добролюбова, воплотил в своем романе важнейший процесс современной ему русской действительности, показал борьбу нового и старого в жизни дореформенной России. Глубину и тонкость добролюбовского анализа, проникновение критика в авторский замысел, справедливость основных выводов, к которым подводит читателя статья «Что такое обломовщина? », признал сам Гончаров, не разделявший во многом взглядов Добролюбова: «Такого сочувствия и эстетического анализа я от него не ожидал, воображая его гораздо суше». «Противоядием «обломовщине» и антиподом Обломова в романе представлены Андрей Штольц и способ жизни, им утверждаемый. Современная писателю критика отнеслась в целом к «штольцевщине» отрицательно. Необходимо, однако, говоря об этом герое, различать замысел и его реализацию. Интересный по замыслу образ Штольца, современной реально-поэтической личности, не был, да и не мог быть, полнокровно художественно воплощен, что признал и сам Гончаров («не живой, а просто идея»). Личность Штольца, не связанная с передовой идейно-общественной тенденцией 60-х годов (революционно-демократическую идеологию Гончаров не принимал), приобретала абстрактность, грешила декларацией. Иные же способы «заземлять» этот идеально задуманный характер лишь привносили в него те черты эгоизма, делячества, рассудочности, которые как раз и исключались замыслом. Новое разочарование в человеческих возможностях своей эпохи своеобразно отразилось на итоговой трактовке заглавного персонажа романа. Апатия, бездействие и робость Ильи Ильича перед целью жизни, достигнуть которой не сумел, по сути дела, и деятельно-активный Штольц, получали известное оправдание, понимание со стороны автора. Вина Обломова в конце произведения смягчена его бедой, в судьбе героя нарастают, сменяя комические, трагические ноты. Упрек герою-обломовцу («он не понял этой жизни») сочетается здесь с укором бездушной и бездуховной действительности, которая «никуда не годится». Отсюда и слова Ольги Ильинской о «хрустальной душе» Обломова, «перла в толпе». Общая оценка личности Обломова и его судьбы в романе неоднозначна. В произведении сплелись своего рода обширная физиология барина и барства и глубокое раздумье художника об уделе развитого, идеально настроенного человека в современном мире. Аспекты эти тесно связаны, но способны обретать и самостоятельное звучание.
Вывод ко второй главе Оскар Уайльд скончался 30 ноября 1900 года в возрасте сорока шести лет в номере низкопробного отеля, в котором уже продолжительное время жил в долг (хозяин с уважением относился к таланту поэта). «Принц эстетов» перестал беспокоить воображение людей своим физическим присутствием. Но остались его талантливые произведения с одной стороны, и все тот же шлейф скандальности и порочности с другой. Сам Оскар Уайльд писал, что рассказанная им история является ярким примером того, что «всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе наказание». Однако мораль книги выходит за рамки, обозначенные авторской характеристикой, так как в ней отражены существенные черты умонастроения эстетско-декадентской среды. Эта книга дает возможность судить о «культе красоты». И все же критическое начало не получает в романе последовательного развития, оставаясь не более как выражением крайнего скепсиса писателя. Описывая свое презрение к «ограниченному, вульгарному веку, с его пошлыми стремлениями и грубо-чувственными удовольствиями», Уайльд ничего не предлагает взамен. Отсюда в романе «Потрет Дориана Грея» характерные для декаданса настроения безысходности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аникин Г. В. Михальская Н. Г. История зарубежной литературы для студентов пед. Институтов по спец. №21 «Ин. яз.». – М.: Высшая школа, 1985. – 254 – 281с. 2. Афанасьева Э.С. «Странник» и «домосед» в романе И.А. Гончарова «Обломов» //Литература в школе. 2012. № 5. – С. 2 – 5. 3. Бэлза С.О. Роман жизни Оскара // Уайльд О. Избранное/ пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. с. Прим А. Зверева. – М.: Правда, 1989. - С. 5-26. 4. Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. – Л: Современный писатель, 1984. – 605с. 5. Гончаров И.А. Обломов. - М.: Художественная литература, 1982. - 504 с. 6. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 2 тт. - М.: Художественная литература, 1989. 7. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Лучше поздно, чем никогда. - М.: Художественная литература, 1990. 8. Дружинин А. В. Сборник сочинений. 7 т.– М.: Спб., 1865. 309с. 9. Елизарова М.Е., Михальская Н.П. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков. – М.: Высшая школа, 1970. – 621. Заварзина Л. «Обломов» глазами педагога – психолога // Литература. 2007. №19. – С. 30-34. 10. Зарубежная литература: Анализ произведений школьной программы: Учеб.пособие/ Сост. Л.Б. Гинзбург, А.Я. Резник. - Мн.: Книжный дом, 2004 - 280- 291с. 11. Захаркина, А.Ф. Роман И.А.Гончарова «Обломов». – М.: Учитель, 1963. – 151с. 12. История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 века: Учебник для филол.спец.ун-тов. /под ред. проф. Л. Г. Андреева. - 2-е изд. - М.: Высш.школа, 1978. – 347 – 353с. 13. История английской литературы /под ред. М. Н. Черневича. – М.: 1983. - Т.3. 14. Каптерев П.Ф. Детство Ильи Ильича Обломова. Психолого-педагогический этюд о причинах происхождения и развития лени // Женское образование. 1891. № 3. – С. Лихачёв Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. – С. 22. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М.: 1991. - 368 с. 23. Лощиц Ю. М. Гончаров. Обломов. Критика (Из статьи “Несовершенный человек”). 1996. - С. 263 — 288. 24. Луков Вл. А., Соломатина Н.В. Феномен Уайльда: тезаурусный анализ: Научн. монография. - М., 2007. – С. 79–81. 25. Недзведский В.А. Гончаров. // История всемирной литературы. - Т. 7. - М., 1991. - С. 50-56. 26. Писарев Д.И. Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1859-1862 1955 OCR Бычков М.Н. 27. Постмодернизм: Энциклопедия / сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. - Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. -1040с. 28. Пырков И. В. Роман И. А. Гончарова «Обломов». Особенности ритмического построения // Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / сост. М. Б. Жданова и др. – Ульяновск: ГУП «Обл. тип. " Печатный двор" », 1998. — С. 158—172. 29. Разумихин А. Роман И.А.Гончарова «Обломов» //Литература. 2004. №24. –С.11- 26. 30. Рознатовская Ю.А. Статья Оскар Уайльд в России. Сост. вступ. ст. Ю.А. Рознатовская. - М.: Изд-во " Рудомино", 2000. – С.479. 31. Рыбасов А. И.А.Гончаров. – М.: Гос-ое изд-во Худ- ой лит-ры, 1962. – 241с. 32. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. 33. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. - Минск: Панпринт, 1998. - с. 406. 34. Сухих И. Русская литература 19 века // Звезда. - 2006. №6. – С. 225- 234. 35. Тимашова О.В. Русская классика 19 века И.А.Гончарова, И.С.Тургенева. - Саратов: Лицей, 2005.- 349с. 36. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 4 тт. - М.: Художественная литература, 1986. - Т.4. – С. 37. Уайльд О. Заветы молодому поколению// Собрание сочинений в трех томах. Том 3. М.: «Терра», 2000. –С. 38. Уайльд О. Оскар Уайльд. Избранное / пер. с англ. / сост. и вступ. ст. С. Бэлза; прим. А. Зверева. - М.: Правда, 1989. - 736с. 39. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Сказки. Пьесы. Баллада Редингской тюрьмы. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 701 с. 40. Урнов М. В. Оскар Уайльд // На рубеже веков (Очерки английской литературы: Конец 19-го-начало XX-го века) / ред. Р.М. Самарин. - М.: Изд-во «Наука», 1970. – С.431. 41. Философский энциклопедический словарь / 2 изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. 42. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. - М.: Издательство академии наук СССР, 1950. – 59 с. 43. Шахова К.В. Оскар Уайльд // Зарубежная литература. – 2004. 44. Штейн А. Л., Нестерова Е. К. Оскар Уайльд // История английской литературы. - М.: Гаудеамус, 1996.Ч.2 - С. 139-149. 45.Рознатовская Ю.А. Оскар Уайльд в России http: //hyperlib.libfl.ru/viewurl.php? url=/files/archive/texts/R/Roznatovskaya_Uayld/Roznatovskaya_Uayld.htm (10.09.2014) 46. Котов А.К. Статьи о русских писателях. / Вступит. статья К. Симонова – М.: Худож. лит., 1979. – С.206. 47. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995. – 320 с. 48. Гуревич П.С. Этика: учебник для средних профессиональных учебных заведений. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.- 351с. 49. Эстетические принципы О. Уайльда и роман «Портрет Дориана Грея»http: //www.allsoch.ru/sochineniya/28748 (14.02.2015) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высокого профессионального образования «Башкирский государственный университет» Филологический факультет Кафедра русской и зарубежной литературы Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы