Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Смысловые и этические антиномии в романе «Портрет Дориана Грея» (в сопоставлении с романом «Обломов»).



Оскар Уайльд жил в плену собственных противоречий: то он сторонник «чистого искусства», то борец за его предпочтенения высоким этическим идеалам. Роман «Портрет Дориана Грея» (1891) был задуман, судя по предисловию автора, как апофеоз’ искусства, стоящего над жизнью, как гимн гедонизму — философии наслаждения. В парадоксальных афоризмах предисловия Уайльд повторил известные положения своей эстетики: «художник — тот, кто создает прекрасное», «художник не моралист», «искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». От теоретических положений он переходит к трагической истории Дориана Грея.

Мир знает многих героев, отдавших душу дьяволу в обмен на богатство, трон, знание истины, обладание любимой женщиной. Дориан Грей жертвует душой во имя вечной молодости и красоты. Юный красавец, любуясь своим изображением, не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать тем, чего он неизбежно лишится. «Я завидую всему, чья красота бессмертна. Завидую этому портрету, который вы с меня написали. Почему он сохранит то, что мне суждено утратить? Каждое уходящее мгновение отнимает что-то у меня и дарит ему. О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Зачем вы его написали? Придет время, когда он будет дразнить мепя, постоянно насмехаться надо мной! Горячие слезы подступили к глазам Дориана, он вырвал свою руку из руки Холлуорда и, упав на диван, спрятал лицо в подушки». Мольба была услышана, и пожелание исполнилось. Безвольный Дориан становится послушной игрушкой в руках многоопытного циника лорда Генри [Бэлза, 1989, с.685].

Поверив его речам о всесилии красоты, о неподвластности ее каким-либо законам, Дориан отдается чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нем, проходит много лет, но лицо его сияет свежестью юности, ее неповторимой чистотой. Портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в нем, стала порочной, лживой и грязной. Не выдержав мучительных встресо своей запятнанной совестью, Дориан всадил в портрет нож, чтобы избавиться от этого ужасного свидетеля, тот самый нож, которым он прежде убил художника Бэзила, написавшего этот портрет.

О, зачем в роковую минуту гордыни и возмущения он молил небеса, чтобы портрет нес бремя его дней, а сам он сохранил неприкосновенным весь блеск вечной молодости! В ту минуту он погубил свою жизнь. Лучше было бы, если бы всякое прегрешение влекло за собой верное и скорое наказание. В каре — очищение. Не «Прости нам грехи наши», а «Покарай нас за беззакония наши» — вот какой должна быть молитва человека справедливейшему богу.

На столе стояло зеркало, подаренное Дориану много лет назад лордом Генри, и белорукие купидоны по-прежнему резвились на его раме, покрытой искусной резьбой. Дориан взял его в руки, — совсем как в ту страшную ночь, когда он впервые заметил перемену в роковом портрете, — и устремил на его блестящую поверхность блуждающий взор, затуманенный слезами. Однажды кто-то, до безумия любивший его, написал ему письмо, кончавшееся такими словами: «Мир стал иным, потому что в него пришли вы, созданный из слоновой кости и золота. Изгиб ваших губ переделает заново историю мира». Эти идолопоклоннические слова вспомнились сейчас Дориану, и он много раз повторил их про себя. Но в следующую минуту ему стала противна собственная красота, и, швырнув зеркало на пол, он раздавил его каблуком на серебряные осколки. Эта красота его погубила, красота и вечная молодость, которую он себе вымолил! Если бы не они, его жизнь была бы чиста. Красота оказалась только маской, молодость — насмешкой. Что такое молодость в лучшем случае? Время незрелости, наивности, время поверхностных впечатлений и нездоровых помыслов. Зачем ему было носить ее наряд? Да, молодость его погубила.

Вбежавшие слуги увидели великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу лежал омерзительный труп, в котором, лишь по кольцам на руках, они узнали Дориана Грея. «Это ведь чисто декоративный роман! «Портрет Дориана Грея» — золотая парча! » доказывал сам автор. Уайльд не задавался целью создать многогранные характеры, каждый его герой— воплощение одной идеи: Дориан — это стремление к вечной юности, лорд Генри—культ философии наслаждения, Бэзил – преданность искусству.

Главное внимание писатель уделяет не действию, не характеристикам, а тонкой игре ума, которую ведет лорд Генри, в чьих смелых парадоксах воплощены заветные мысли автора. В свою интеллектуальную игру Принц Парадокс вовлекает Дориана, поражая его воображение необычными и дерзкими речами. А слова для Уайльда гораздо важнее, чем факты, он, а с ним и его герои, полностью отдаются словесным поединкам. Новый гедонизм лорда Генри в чем-то близок учению Ницше. Оба они облагораживают культ эгоизма мечтой о прекрасном, совершенном человеке [Грицанов, 2001].

«Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем… Спорить с лордом Генри трудно, в частностях он бывает прав, но эти частичные истины не скрывают ошибочность его исходной позиции. Никто, кроме Бэзила, и не пытается опровергнуть его. В мире, где он вращается, в большой моде подобное кокетство ума. Проповедуя свободу инстинктов, лорд Генри всей душой восстает против самоограничения. «Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему… Согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — это путь к очищению». Лорду Генри как часть дъявольских сил льстило внимание юного Дориана, который, словно редкостная скрипка, отзывался на каждое прикосновение, ему нравилось умственно развращать его, слышать в его горячих речах отзвуки собственных мыслей. Превратив юношу в объект бесстрастного наблюдения, он ставит эксперимент над его душой, полностью подчиняя ее себе. Любовь Дориана к Сибилле Вэйн ярче всего свидетельствует о несознательности философии лорда Генри. Дориан оказывается неспособен на простое человеческое чувство. Он влюбляется не в девушку, а в искусство, которому она безраздельно отдавалась до встречи с ним. Он любил в ней сегодня Розалинду, завтра— Имоджену. Он обожал в ней Джульетту, Офелию, Дездемону, но он никогда не любил обыкновенную девушку Сибиллу Вейн. И он безжалостно оттолкнул ее, разбив ее сердце, как только из великолепной актрисы она превратилась в живую любящую женщину. Она перестала занимать его воображение, а согласиться с нею в том, что любовь выше искусства, он не мог.

Посмотрим на Обломова как у него складываются отношения с женщинами. Ольга почувствовала в Обломове скрытые хорошие задатки и пытается пробудить его к жизни, сделать полезным для общества человеком и порывает с ним только тогда, когда осознает всю тщетность своих стремлений. «Я любила будущего Обломова! – говорит Ольга во время своего последнего объяснения с Ильей Ильичом. – Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей...да я не такая: мне мало этого...» [Котов, 1979, с.118]. По К.Г. Юнгу: «Возможно, ему надлежало получить щелчок по носу – называйте это как хотите – от судьбы, либо бессознательно, либо от Бога: свалиться в грязь, поскольку лишь такое мощное переживание способно «подтолкнуть» его, хотя бы на шаг вывести его из инфантилизма и сделать более зрелым… он видит свою тень, нижние уровни своего бытия, но отворачивает от них взгляд, не вступает с ними в сражение, ничем не рискует» [Юнг, 1995, с.103].

Дориан исповедовал другую философию, согласно которой полное самоопределение человека возможно только в искусстве. Свою жизнь он пожелал превратить в величайшее искусство. Полюбив себя превыше всего, он не очень беспокоился о других. Сибилла, поступившая, по его мнению, эгоистично, причинив своею смертью ему минутное волнение, — первая жертва Дориана, за нею последуют другие. Дружба с ним оказывается губительной для молодых людей, он заражает их безумной жаждой наслаждений, они либо кончают жизнь самоубийством, либо скатываются на дно.

Лучше не думать о прошлом. Ведь ничего теперь не изменишь. Надо подумать о будущем. Джеймс Вэйн лежит в безымянной могиле на кладбище в Селби. Алан Кэмпбел застрелился ночью в лаборатории и не выдал тайны, которую ему против воли пришлось узнать. Толки об исчезновении Бэзила Холлуорда скоро прекратятся, волнение уляжется — оно уже идет на убыль. Значит, никакая опасность ему больше не грозит. И вовсе не смерть Бэзила Холлуорда мучила и угнетала Дориана, а смерть его собственной души, мертвой души в живом теле. Бэзил написал портрет, который испортил ему жизнь, — и Дориан не мог простить ему этого. Ведь всему виной портрет! Кроме того, Бэзил наговорил ему недопустимых вещей, и он стерпел это… А убийство? Убийство он совершил в минуту безумия. Алан Кэмпбел? Что из того, что Алан покончил с собой? Это его личное дело, такова была его воля. При чем же здесь он, Дориан?

Жизнь Дориана превратилась бы в кошмар, если бы днем и ночью призраки его преступлений напоминали ему о себе. Но он заставляет умолкнуть совесть. Низости и преступления, совершаемые Дорианом, для него — лишь цепь удивительных переживаний, после которых с особым удовольствием он окунался в атмосферу искусства. Узнав о самоубийстве Сибиллы, он едет в оперу слушать «божественную Патти», убив Бэзила, с упоением отдается чтению стихов Готье. Зло было для него лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни. Дориан усвоил эту заповедь лорда Генри. Он преображает мир силой своей фантазии, создает свой мир, в котором все приняло свои формы и оделось яркими, светлыми красками».

У Гончарова Обломов боится конкретного дела, его пугает сама мысль о какой – либо деятельности. Погруженный в апатию и лень, он не может заставить себя написать письмо старосте, дочитать книгу, переехать на другую квартиру. Иногда в нем просыпалось недовольство собой, он начинал понимать, что он упустил время, проспал жизнь – и тогда он за день хотел сделать то, что не сделал за многие годы лежания на диване... При полном отсутствии живого дела и интереса к окружающему Обломов порождает вокруг себя атмосферу апатии и мертвечины. Он не живет, а «переползает изо дня в день»... Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории [Котов, 1979, с.114-119].

Дориан же постоянно меняет свои увлечения. То ото католичество, привлекавшее своей обрядностью, то мистицизм «с его дивным даром делать простое таинственным», то дарвинизм. Был в жизни Дориана период, когда он весь отдался музыке. То он изучал ароматические вещества, открыв, что «всякое душевное настроение связано с чувственным восприятием». Затем появилась новая страсть: драгоценности, гобелены и старинные вышивки. Все эти сокровища помогали ему спастись от страха, который он испытывал перед глубиной собственного падения. Он убедился в том, что в его жизни культура и разврат сопутствовали друг другу. И это понятно: Дориан изгнал из – культуры все человеческое, искусство воспринимал как нечто нейтральное, не влияющее на деятельность человека. Уайльд хотел прославить героя, принесшего душу в жертву красоте и искусству, но художественная правда оказалась сильнее этого замысла. Он показал, что Дориан загрязнил себя, что красота, лишенная вечности, становится уродством.

Если Дориан свои злые поступки скрываел красотой, культурой, разного рода увлечениями, то «...Начав с неумения надевать чулки, - пишет Гончаров, - Обломов кончил неумением жить». Не умея работать и презирая труд, Обломов способен только на бесплодные мечты, далекие от жизни и ненужные ей. Лежа в халате на своем диване, он воображает себя то непобедимым полководцем... [Котов, 1979, с.113- 114].

Все вы в ней воспринимали как музыку, поэтому она вас не испортила. И это говорится в тот момент, когда Дориан понял, что изуродовал свою душу, загубил жизнь, вкусив яд подобных обольстительных речей. Дориан стал жертвой своей максималистской страсти — любви к самому. Думая исключительно о своей личности, он ее и разрешил. «Пытаясь убить свою совесть — Дориан Грей убивает себя», — так сформулировал мораль романа сам автор. Уайльд спорит с Уайльдом и своими руками разрушает возведенное с таким изяществом и легкостью здание своей ложной философии. Однако Уайльд далеко не последователен в ее осуждении: Дориан вызывает в нем больше сочувствия и сострадания, чем жертвы его страстей. В его судьбе Уайльд раскрыл трагедию реального противоречия: наслаждение, ставшее самоцелью, порождает не радость, а муки [Резник, 2004, с.283 - 301].

Уайльд хотел прославить героя, принесшего душу в жертву красоте и искусству, но художественная правда оказалась сильнее этого замысла. Он показал, что Дориан загрязнил себя, что красота, лишенная человечности, становиться уродством. В словах лорда Генри в конце романа, прозвучала ирония: « Ах, Дориан, какой вы счастливец! Как прекрасна ваша жизнь!..Все вы в ней воспринимали как музыку, поэтому она вас не испортила…Я очень рад, что вы не изваяли никакой статуи, не написали картины, вообще не создали ничего вне себя. Вашим искусством была жизнь». И это говорится в тот момент, когда Дориан понял что изуродовал свою душу, загубил жизнь, вкусив яд подобных обольстительных речей, которых толкнули его к злым намерениям. Дориан стал жертвой своей максимальной страсти – любви к самому себе. Думая исключительно о своей личности, он ее и разрушил. «Пытаясь убить свою совесть – Дориан Грей убивает себя», - так сформулировал мораль романа сам автор. В его судьбе Уайльд раскрыл трагедию реального противоречия: наслаждение, ставшие самоцелью, порождает не радость, а муки от содеянных злодеяний [Елизарова, 1970, 307 - 308].

Вывод ко второй главе

Оскар Уайльд скончался 30 ноября 1900 года в возрасте сорока шести лет в номере низкопробного отеля, в котором уже продолжительное время жил в долг (хозяин с уважением относился к таланту поэта). «Принц эстетов» перестал беспокоить воображение людей своим физическим присутствием. Но остались его талантливые произведения с одной стороны, и все тот же шлейф скандальности и порочности с другой.

Сам Оскар Уайльд писал, что рассказанная им история является ярким примером того, что «всякая чрезмерность, как в том, что человек приемлет, так и в том, от чего он отказывается, несет в себе наказание». Однако мораль книги выходит за рамки, обозначенные авторской характеристикой, так как в ней отражены существенные черты умонастроения эстетско-декадентской среды. Эта книга дает возможность судить о «культе красоты». И все же критическое начало не получает в романе последовательного развития, оставаясь не более как выражением крайнего скепсиса писателя. Описывая свое презрение к «ограниченному, вульгарному веку, с его пошлыми стремлениями и грубо-чувственными удовольствиями», Уайльд ничего не предлагает взамен. Отсюда в романе «Потрет Дориана Грея» характерные для декаданса настроения безысходности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин Г. В. Михальская Н. Г. История зарубежной литературы для студентов пед. Институтов по спец. №21 «Ин. яз.». – М.: Высшая школа, 1985. – 254 – 281с.

2. Афанасьева Э.С. «Странник» и «домосед» в романе И.А. Гончарова «Обломов» //Литература в школе. 2012. № 5. – С. 2 – 5.

3. Бэлза С.О. Роман жизни Оскара // Уайльд О. Избранное/ пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. с. Прим А. Зверева. – М.: Правда, 1989. - С. 5-26.

4. Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. – Л: Современный писатель, 1984. – 605с.

5. Гончаров И.А. Обломов. - М.: Художественная литература, 1982. - 504 с.

6. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 2 тт. - М.: Художественная литература, 1989.

7. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Лучше поздно, чем никогда. - М.: Художественная литература, 1990.

8. Дружинин А. В. Сборник сочинений. 7 т.– М.: Спб., 1865. 309с.

9. Елизарова М.Е., Михальская Н.П. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков. – М.: Высшая школа, 1970. – 621.

Заварзина Л. «Обломов» глазами педагога – психолога // Литература. 2007. №19. – С. 30-34.

10. Зарубежная литература: Анализ произведений школьной программы: Учеб.пособие/ Сост. Л.Б. Гинзбург, А.Я. Резник. - Мн.: Книжный дом, 2004 - 280- 291с.

11. Захаркина, А.Ф. Роман И.А.Гончарова «Обломов». – М.: Учитель, 1963. – 151с.

12. История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 века: Учебник для филол.спец.ун-тов. /под ред. проф. Л. Г. Андреева. - 2-е изд. - М.: Высш.школа, 1978. – 347 – 353с.

13. История английской литературы /под ред. М. Н. Черневича. – М.: 1983. - Т.3.

14. Каптерев П.Ф. Детство Ильи Ильича Обломова. Психолого-педагогический этюд о причинах происхождения и развития лени // Женское образование. 1891. № 3. – С.


Поделиться:



Популярное:

  1. В романе В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»
  2. Виды информации и функционально-смысловые типы речи
  3. Глава 10 ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ
  4. ГЛАВА1. ОБРАЗЫ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ И.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (В СОПОСТАВЛЕНИИ С РОМАНОМ О. УАЙЛЬДА В «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»)
  5. ГЛАВА2. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ О.УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» (В СОПОСТАВЛЕНИИ С РОМАНОМ ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»)
  6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
  7. Профессиональные и корпоративные этические кодексы
  8. Раздел 2. Этические основы служебного поведения, деловой культуры и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих
  9. СМИ: ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
  10. Сопоставлении верных и ложных экономических показателей с целью выявления наилучших результатов.
  11. Тема 8. Этические основы делового общения как социально-психологического феномена. Этика судебных прений.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь