Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика древнекитайской философии. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В Древнекитайской культуре большую роль играло так называемое " Пятикнижие" (" Книга Песен", " Книга истории", " Книга Перемен", " Книга Обрядов", " Летопись" ), в котором в религиозно- мифологической форме выражено мировоззрение древних китайцев. Специфика древнекитайской философии во многом определяется образом жизни древних китайцев, социально- политической структурой китайского общества и рядом других причин. Китайское общество - это очень сильно иерархизированное общество с развитым ритуалом и церемониями (" китайские церемонии" ). Основатель конфуцианства Конфуций (книга Лунь Юй.) на долгие столетия стал непререкаемым авторитетом в Китае, а конфуцианство со II в до н.э. получило статус государственной идеологии. В конфуцианстве Дао означает " правильный путь" и означает линию " правильного" поведения. Другая крупнейшая школа китайской философии - даосизм(основатель - полулегендарная личность Лао-Цзы. В даосизме Дао трактуется глубже и шире. Дао - это естественный закон мироздания и человек не должен мешать Дао. Поэтому в даосизме сформулирована так называемая установка " у вэй" - деятельное недеяние. Смысл принципа " у вэй" состоит в том, что действия человека должны быть организованны так, чтобы не вмешиваться в естественный ход. Основные этапы развития средневековой философии. Проблема соотношения веры и знания в эпоху Средневековья. Теоцентризм и символизм средневекового мировоззрения Понять специфику средневековой философии невозможно без учета той колоссальной роли, которую играло в то время христианство. В течении периода с III по V вв. н.э., который получил название периода, патристики, упор делают на волю, а не на разум.Крупнейшие христианские мыслители отцы Церкви такие как Ориген, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Василий Великий. Христианство являлось мировоззренческой доминантой средневековой культуры. Для средневекового мировоззрения характерны теоцентризм, символизм и дуализм. Теоцентризм не означает, что Бог а центре мира в географическом, астрономическом плане. Бог не в центре мира, ибо Он вне мира как внепространственный и вневременной личностный. Главная проблема патристики, как соотнести христианство с античным наследием. Схоластика возникает в период зрелого средневековья (XI-XIII вв.). Более устойчивое, упорядоченное социальное бытие делает более спокойным и оптимистическим восприятие мира. Разум снова востребован. Крупнейшим систематизатором средневековой схоластики был Фома Аквинский реалист считал, что общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно и предшествуют единичным вещам. В рамках средневековой схоластики шла упорная полемика между реалистами и номиналистами. Номиналисты (У.Оккам, И.Росцелин) считали, что реальным бытием обладают отдельные единичные вещи, а общие понятия возникают лишь как результат абстрагирования в уме человека. Ренесанский гуманизм. Натурфилософия позднего Возрождения.
Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Принцип гуманизма предполагал отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Эпоха Возрождения - это переходный период от средневековья к Новому времени Человек по иному начинает оценивать Бога, мир и самого себя в отношении к Богу и миру. Он теперь творец прекрасных произведений и творец самого себя. Происходит реабилитация земного бытия человека. Земная жизнь человека перестает восприниматься как юдоль печали, краткий отрезок времени. Анализ Кантом познавательных особенностей субъекта Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант. Считает, что мир не познаваем. Схематично процесс познания по Канту можно изобразить так.
Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Кант не верит в познавательность мира. Тк. Мы не можем знать есть ли бог и душа мы должны верить и надеяться, опорой должен быть не разум, а моральная вера. " Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас" (И.Кант). Система и метод философии Гегеля. Гегель - объективный идеалист. В основе мира лежит некая ‘абсолютная идея’, которая диалектически развиваясь, разворачиваясь порождает природу, человеческое общество и в формах человеческого познания (искусство, религия, философия). Абсолют- это сфера чистой мысли (но не человеческой! ), это некая стихийная, бессознательная, не осознающая себя, но очень ’диалектичная’ мысленная субстанции. Считает, что мир познаваем. Б=МТождество бытия и мышления. На Гегеле завершилась идеалистическая линия развития философии. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Религия играет важную роль. Но ее нужно преодолеть. Надо знать её происхождение и сущность. Религия ложнат.к. человек воспринимает свою сущность, как божественную. Религия истина т.к. человек обращаясь к богу, обращается к своей сущности. Отвергая религию Фейербах противопоставляет ей культуру человека. Материалист т.к. признаёт реальность бытия, в центре бытия человек. «Жизнью следует наслаждаться как превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой». Основные черты марксистской философии. Понимание человека в марксистской философии Конструктивно-критический анализ марксистской теории Маркс и Энгельс создали философии, соединившую в себе материализм и диалектику. С самого начала они сделали упор на революционно - практическую роль философии. Маркс это четко выразил: ’Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Маркс считал, что экономические отношения являются фундаментом всех отношений. Материалист. Рассматривая человека как совокупность производственных отношений, т.е подчеркивая социальную сущность человека, марксизм фактически рассматривал человека как функцию социальных отношений. Каковы социальные отношения – таков и человек. И если человек угнетен, забит, озлоблен (пролетарий), то виноваты в этом несправедливые общественные отношения капитализма, уродующие человека. Достаточно изменить революционным путем эти отношения и человек станет свободным, творческим существом. Жизнь опровергла эти романтическо-утопические иллюзии Маркса. Общественное бытие определяет сознание. Главная теоретическая ошибка Маркса состояла в том, что он не учел потенциал развития, заложенный в самом капитализме. Марксизм состоит из двух частей диамат-учение о природе и познании и истмат-учение об обществе. Марксизм опирается на три закона философии. Пять формаций 1. Первобытное общество. 2. Рабовладельческое общество. 3. Феодальное общество. 4. Капиталистическое 5. Коммунистическое Маркс выделяет противоречия онтологические(когда они не могут разрешиться в условиях существующей формации) в результате осуществляется переход из одной формации в другую. И не онтологическиекогда они могут разрешиться в условиях существующей формации) Метафизика и онтология как основные стратегии познания бытия. Метафи́ зика (что после физики)— раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах. Онтоло́ гия (то, что существует— учение, наука) учение о сущем[; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы