Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Занятие 1. Основной вопрос философии. Язык философии.
1. Проблема основного вопроса философии: сущность, значение, критика. Базовые философские направления, отражающие то или иное решение основного вопроса философии (материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, гностицизм, рационализм, эмпиризм, иррационализм). Основные разделы философского знания: онтология, гносеология, антропология, социальная философия. Методы философии: диалектика и метафизика. 2. Язык философии. Парадоксальность языка философии. Специфика философских категорий по сравнению с обыденными восприятиями и мифическими образами. 3. Мамардашвили М. Идея преемственности и философская традиция. / Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990, с. 91-99.
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. В чем заключается особенность понимания преемственности у М.К. Мамардашвили? 2. Согласно М.К. Мамардашвили, когда и каким образом становится возможным «универсальный» опыт мышления, когда всякий человек оказывается способным сформулировать идею Декарта или Канта самостоятельно, еще до того, как он познакомится с ней у этих философов? 3. Что с точки зрения М.К. Мамардашвили означает «имитировать мысль»? А в связи с этим, что значит: а) «распаковывать мысль» философа в процессе рассуждения? б) «держать Канта живым» и «самому оставаться живым» в процессе мышления? Библиографический список
1. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. – М.: Язык славянской культуры, 2007. – 415 с. 2. Бердяев Н. О власти пространств над русской душой. Об отношении русских к идеям // В кн.: Судьба России. – М., 1990. 3. Гудинг, Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности: учебное пособие / Д. Гудинг; пер. с англ. Т.В. Барчунова. – Ярославль: Норд, 2004. – 475 с. 4. Декомб В. Философия в погоне за духом времени // Современная французская философия. – М.: Весь мир, 2000. 5. Введение в философию: учебное пособие для вузов / под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 623 с. 6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина.– М.: Мысль, 2001. – Т.2.– 634 c. 7. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: Владос, 2003. – 800 с.– http: //books.atheism.ru /study/ 8. Хайдеггер М. Что такое – философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8.
Занятие 2. Философия и философствование. Современная философская ситуация.
1. Жанры философского дискурса и стили философствования. Жанровое многообразие философии в его исторически детерминированных практиках (афоризм, исповедь, диалог, апология «за» и апология «против», трактат, эссе). Формы философского текстообразования. «Мировоззренческий стиль», личный стиль, стиль периода и класса. 2. Специфика современной философии. Констатация «конца философии» как симптом исчерпанности классической западной рациональности. Плюрализм традиций и инноваций как исследовательская программа современной философии. 3. Мамардашвили М. Философия – это сознание вслух. / / Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990, с. 57-71.
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. Какие определения М.К. Мамардашвили дает следующим понятиям: философия, смысл, сознание, свобода, опыт, человек? Прокомментируйте эти определения философа (степень их совпадения и несовпадения с традиционными характеристиками указанных понятий; свое согласие или несогласие с трактовкой автора и т.д.) 2. Мамардашвили считает, что существует глубокая взаимосвязь между: а) способностью сознания человека отдавать отчет в своих состояниях, б) опытом взросления (способностью «встать вертикально») и в) задачей человека «исполниться», «свершиться». В чем эта взаимосвязь? Обоснуйте ваш ответ.
Библиографический список
1. Ахаизер А.С. Об особенностях современного философствования // Вопросы философии. – 1995. – № 12; 1998. – № 2; 1999. – № 8. 2. Делез Ж. Что такое философия. – М., 1998. 3. Введение в философию: учебное пособие для вузов / под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 623 с. 4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с 5. Мамардашвили М.К. О философии // Вопросы философии. – 1991. – № 5. 6. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. – 1992. – № 2. 7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина.– М.: Мысль, 2001. – Т.2.– 634 c. 8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: Владос, 2003. – 800 с.– http: //books.atheism.ru /study/ 9. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высш. шк., 1991
Тема 3. Античная философия. Занятие 1. Античная философия: раннегреческая натурфилософия 1. Социально-исторический контекст возникновения античной философии. Этапы развития философии Древней Греции (ранний, классический, эллинистически-римский), характерные черты и представители. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества. 2. Раннегреческая натурфилософия: Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, механицистические материалисты, Демокрит. Постановка и решение проблемы первоосновы мира, а также проблемы движения. 3.Чанышев А.Н.. Трактат о небытии. / http: //psylib.org.ua/books/_chana01.htm>
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. Какие претензии формулирует автор философской традиции осмысления категорий бытия и небытия? 2. Какие доказательства приводит автор, чтобы отстоять идею первичности небытия по отношению к бытию? 3. Как Чанышев разграничивает понятия «субъективного небытия» и небытия, находящегося за пределами человеческого сознания? 4. Почему, по мысли автора, бытие «терпит свое наивысшее поражение» именно в сознании человека? 5. Как в контексте идеи первичности небытия меняется представление о человеке, его предназначении и смысле его жизни? 6.Что такое любовь, которая растет из небытия? 7. Почему, по мысли автора, «человек небытия мужественен»? Какие аргументы он приводит в пользу этого утверждения?
Занятие 2. Античная философия: классический этап.
1. Изменение представлений о сути философии: переход от космоцентризма к антропоцентризму. Философия софистов. Этический рационализм Сократа, майевтика как способ философствования. 2. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. 3. Платон. Символ пещеры. / Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.I. Исходные филос. Проблемы, понятия и принципы./ Раздел четвертый. Философские проблемы сознания и познания, I. Философское понимание сознания – М.: Политиздат. 1991.– С. 412- 414 (672 с.)
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. Что в платоновском мифе обозначает метафора «пещеры»? 2. В каких образах «мифа о пещере» Платон рассматривает «человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности»? Что он понимает под «просвещенностью»? 3. Как Платон разделяет в процессе познания понятия «видеть» и «знать»? 4. Как в мифе объясняются искажения в процессе познания; как они связаны с источником знания, с «освобождением истоков неразумения» и с попыткой донести истину до других? 5. Какова идея блага по Платону в «мифе о пещере»?
Занятие 3. Античная философия: римско-эллинистический этап. 1. Исторические условия формирования и особенности третьего этапа античной философии. 2. Проблема (обеспечения личного) счастья (личной этики) в философии Эпикура, стоиков и скептиков. Неоплатонизм. 3. А. Швейцер. Этика и культура в греко-римской философии. < http: //psylib.org.ua/books/shvei01/txt10.htm>
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
1. Чем отличается «просто доставляющее удовольствие» от «доставляющего удовольствие с точки зрения разума»? Как вы понимаете принцип, идущий еще от Сократа, что добродетель – это подлинное знание? 2. В каком направлении развивается античная этика в эпикуреизме и стоицизме? Почему Эпикура и стоиков можно назвать как продолжателями линии Сократа, так и его критиками? 3. Почему на смену оптимизму приходит разочарованность и пессимизм? В чем Швейцер видит величие пессимизма?
Библиографический список
1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо; пер. с фр. В.П. Гайдамака. – М.: Изд-во гуманитарная литература, 1999. – 317 с. 2. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2005. – 236 с. 3. Антология мировой философии: В 4 т. Т. I, ч. I / Под ред. Соколова. – М., 1969. 4. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. – 400 с. 5. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов / Б.Н. Бессонов. – М.: НОРМА, 2006. – 553 с. 6. Брамбо, Р.С. Философия Древней Греции / Р.С. Брамбо. – М.: Центрполиграф, 2002. – 347 с. 7. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный / В.С. Ермаков. – СПб.: Союз, 2003. – 447 с. 8. Лавриненко, В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. – 622 с. 9. Лосев, А.Ф. История античной философии / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1989. – 204 с. 10.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. – М., 1999. 11. Платон. Диалоги / Платон; пер. с древнегреч. В.Н. Карпова. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 445 с. 12. Платон. Символ пещеры. / Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.I. Исходные филос. Проблемы, понятия и принципы./ Раздел четвертый. Философские проблемы сознания и познания, I. Философское понимание сознания – М.: Политиздат. 1991.– С. 412- 414 (672 с.) 13. Цицерон, М. Т. О пределах блага и зла: Парадоксы стоиков / М. Т. Цицерон. – М.: Изд-во РГГУ, 2000. – 472 с. 14. Чанышев, А.Н. История философии Древнего мира: учебник / А.Н. Чанышев. – М.: Академический проект, 2005. – 606 с. 15. Чанышев А.Н.. Трактат о небытии. / http: //psylib.org.ua/books/_chana01.htm> 16. А. Швейцер. Этика и культура в греко-римской философии. < http: //psylib.org.ua/books/shvei01/txt10.htm>
Тема 4. Средневековая философия.
Занятие 1 1. Формирование христианской философии. Предпосылки возникновения христианства. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. 2. Основные философские проблемы средневековой философии в концепциях наиболее выдающихся ее представителей (Августин Аврелий, Фома Аквинский). Божественное предопределение и свобода человека. Душа и тело. Происхождение зла и теодицея. Идея творения и идея откровения. Соотношение веры и разума. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. 3.1Августин. Исповедь / < http: //psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm> 3.2 Х. Ортега-и-Гассет. Вера и разум в сознании европейского Средневековья. //Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105.
Вопросы для анализа и обсуждения статей к п. 3
3.1 1. Что такое внутренний, мистический путь восхождения к Богу? Какие этапы проходит душа человека на этом пути? 2. В чем особенности самопонимания человека, идущего к Богу? Какую роль в его жизни играет память? 3.2. 1. В чем сходство и различие идей Платона с христианскими идеями? 2. Что означает по Августину принципиальная несамодостаточность человеческого существа? Как он понимает в этой связи процесс познания и постижения истины? 3. Как преодолеваетсяидея человеческой несамодостаточности во взглядах Ансельма? Что означает для него разум? 4. Как идея Ансельма усиливается у Фомы Аквинского? Что означает его утверждение «Бог – это логика» для переосмысления процесса познания и богопознания? 5. В чем видит Дунс Скот сужение понятия Бога у предшествующих ему мыслителей? 6. Что означает для понимания Бога отсутствие универсалий по Уильяму Оккаму? 7. С какой философской установкой по отношению к Богу и процессу познания подходит европейская культура к периоду Возрождения?
Библиографический список
1. Авгyстин, А. Исповедь / < http: //psylib.org.ua/books/avgus01/index.htm> 2. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2006. – 603 с. 3. Антология мировой философии. – М., 1969. – Ч. 1. – С. 536–576; Ч. 2. – С. 581–620. 4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972. 5.Кураев, А. Грехопадение / А. Кураев // Человек. – 1993. – № 5 – 6. – С. 5–20. 6. Ортега-и-Гассет, Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья / Х. Ортега-и-Гассет //Человек. – 1992. – № 2. – С. 97–105. 7. Радугин, А.А. Философия: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2005. – 268 с. 8. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2006. – 574 с. 9. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для философских факультетов университетов и аспирантов вузов по курсу «История философии» / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1991. – 510 c. 10. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991. – 461 с.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-11; Просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы