Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проповедь, распространение веры



^ В Пермском крае. Преподобный Трифон Вятский.

Мы видели, что владычество татар остановило успехи христианства на границах Казанского царства. Но, минуя татарские земли, христианство не переставало распространяться в Пермском крае. Его успехи сделались особенно заметны после покорения Перми, с 1472 года.

Из Пыскорской обители вышел просветитель пермских вогулов и остяков Трифон Вятский. Проповедуя Христа, он дошел до места нынешней Перми, где сжег одно уважаемое дерево, около которого происходили языческие моления. Язычники едва не убили его за это, но многие, видя, что боги не наказали его за свою святыню, стали креститься; крестились даже семейства остяцкого и вогульского князей. Потом Трифон основал обитель на реке Чусовой, где жил 9 лет, продолжая свою проповедь до тех пор, пока его не прогнали соседние жители. После этого он ушел в Вятку, где основал Успенский монастырь (1580 г.), но, по неудовольствию братии на его строгость, скоро удалился и отсюда. С тех пор он вел долгую странническую жизнь, проповедуя христианство по берегам Камы и Вятки. Уже в глубокой старости он снова воротился в свою вятскую обитель, где и скончался в 1612 году. К концу XVI века, с покорением Сибири, христианству проложена была дорога и в эту обширную страну.

Святой Гурий.

 

Но после взятия Казани еще долго нужно было воевать с подвластными ей татарами, черемисами, чувашами, мордвой, вотяками и башкирами. Долгая борьба предстояла и церкви с мусульманством татар и язычеством других инородцев.

Первым святителем в Казань назначен был селижаровский игумен Гурий. Он был прежде боярский сын из фамилии Руготиных, родился в Воронеже, он постригся в Волоколамском монастыре и за святую жизнь удостоился выбора в игумены; из этого монастыря послан от царя игуменом же в монастырь Селижаров, а отсюда уже назначен в Казань. Отправление его на епархию совершилось с необыкновенной торжественностью; это был другой, духовный поход на Казанское царство. Новый святитель ехал с иконами, книгами, церковной утварью и казной государя на строение церквей и монастырей. Ему дан был подробный наказ: обращать людей к истинной вере.

Своим учением и жизнью святой Гурий весьма благотворно действовал на покоренных инородцев и в 9 лет своего святительства обратил их многие тысячи. Последние 3 года своей жизни он не мог уже ходить вследствие болезни, но и теперь неопустительно на носилках являлся в храм и учил свою паству. Царь очень благоволил к святителю и во всем ему помогал. В 1556 году, когда новокрещеные татары приняли участие в казанском бунте, по настоянию святого Гурия, все некрещеные татары были выселены из Казани в особую слободу. Святитель Гурий скончался 4 декабря 1563 г. В 1595 году последовало открытие его мощей.

 

Святые Варсонофий и Герман.

 

Помощниками святого Гурия были архимандриты Варсонофий и Герман.

По своему знанию татарского языка и нравов, Варсонофий был полезнейшим сотрудником святителя Гурия; много татар привлекло к нему еще его искусство врачевания болезней. С 1567 года он был епископом в Твери, но под старость (1571 г.) снова воротился в Спасский монастырь, где и скончался в 1576 году. Мощи его обретены вместе с мощами святого Гурия.

Митрополи́ т Фили́ пп II

(в миру Фёдор Степа́ нович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.

До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя, как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

 

В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).

Испорченность богослужебных книг и обрядовое благочестие в Русской Церкви. Прп. Максим Грек. Стоглавый собор. «Домострой»

Память — 3 февраля

 

Преподобный Максим ГрекВ жизни Преподобного Максима Грека удивительным образом оставили свой след и традиции Византийской империи, и культура Возрождения, и нравы Московской Руси. Он был близко знаком с Джованни Пико делла Мирандолой, послушником во флорентийском монастыре, афонским монахом и переводчиком Богослужебных книг при дворе Московского царя.

Святой родился в 1470 г. Два десятилетия назад пала великая Византийская империя. В западных странах продолжалась эпоха Возрождения. На Руси при Иване III было свергнуто татаро-монго­льское иго, появился герб в виде двуглавого орла, а государство впервые стало называться Россией.

В 1505 г. Михаил принял постриг с именем Максима в Ватопедском монастыре. Он прожил на Афоне недолго — около 10 лет и успел заслужить славу просвещённого и умудрённого в книжных делах инока.

ерез 10 лет после его пострига на Афон прибыло посольство от русского царя Василия III (1505-1533). Его мать — греческая царевна София из рода Палеологов — привезла с собой в Москву немало греческих книг. Книги нередко посылались ей в дар из Византии. После падения империи ромеев (как называли себя византийцы) Русь (вернее, уже Россия) стала восприниматься как преемница Византии и хранительница православия.

в России было практически невозможно найти свободную от неточностей книгу. Требовался образованный человек, который бы перевел с греческого на русский необходимые тексты. Выбор пал на афонского монаха Савву. Но он был слишком стар и немощен для дальнего путешествия и взамен себя предложил известного своей учёностью Максима. Максим не знал русского языка, но в совершенстве владел греческим и латынью, а в перспективе мог освоить и русский. Так афонский монах оказался в России.

Переводческий талант инока Максима по достоинству оценили в Москве. Когда монах закончил данную ему работу, царь отказался отпустить его на Афон.

Максим, подобно увлёкшему его в юности Савонароле, стал бесстрашно обличать царя за то, что он хотел развестись с женой Соломонией (предлогом было то, что за долгие годы брака у неё не было детей) и жениться на Елене Глинской. Максима как неугодного царю и митрополиту Даниилу отправили в ссылку в Иосифо-Волоцкий монастырь.

Потом Максима перевели в Тверь. Игумен местного монастыря Акакий разрешал Максиму читать и писать. Вскоре, после 13 лет отлучения от Церкви, ему было разрешено причаститься.

Ставший царём Иоанн Грозный около 1548 г. повелел освободить Максима Грека из заточения и разрешил ему поселиться в Троице-Сергиевой Лавре.

Максим Грек прожил в Лавре всего несколько лет. В 1556 г. 3 февраля он отошёл ко Господу. Канонизирован он был недавно — в 1988 г. Мощи преподобного пребывают в Троице-Сергиевой Лавре, а сам он, грек по происхождению, долгое время проживший и проучившийся в Италии, входит в собор Радонежских святых и воспринимается как русский святой.

 

Стоглавый Собор

– важнейший из всех соборов, которые были до сих пор в Церкви Русской.

 

5 февраля 1551 года в царских палатах Москвы открылся Стоглавый собор. Такое название собор Русской Православной Церкви получил от сборника решений, который был разделён на 100 глав. Кроме высших духовных чинов, на соборе присутствовали царь Иван Грозный, князья, бояре и думские дьяки. Решениями собора были унифицированы церковные обряды на всей территории Руси. Была регламентирована норма внутрицерковной жизни с целью повысить образовательный и моральный уровень духовенства. Во второй половине 16-го и в 17-м веке " Стоглав" оставался основным сводом правовых норм внутренней жизни Русской Церкви.

Православию, в отличии от католичества с его гнусной средневековой историей, более присуща верность Богу. Вот поэтому и был собран Стоглавый церковно-земский Собор Русской Православной Церкви, который состоялся в Москве в январе-мае 1551 года с участием Ивана Грозного и представителей Боярской думы. Вопрос четвертой заповеди Божьей был поднят на надлежащий уровень и принятое соответствующее решение – " праздновать наряду с воскресным днем и субботу, на основании правила, приписываемого апостолам Петру и Павлу" (95 глава).

Кровоточащей раной Русского Православия является раскол ХVII века, который вот уже более трех столетий разделяет православных русских людей.

За сто лет до Никоновской реформы в Москве состоялся Стоглавый Собор, который уже тогда обратил внимание на состояние богослужебных книг. Неисправности постепенно устранялись после устройства в Москве типографии. Исправление книг в это время велось с большой осторожностью. Так, например, в годы святительства Патриарха Филарета лишнее слово в чине освящения воды " и огнем" было исключено из потребника только после соборного обсуждения и сверки с древнерусскими и древнегреческими рукописями.

Непосредственным поводом к расколу послужило исправление Патриархом Никоном книг и церковных обрядов, предпринятое им в целях достижения единообразия с греческой богослужебной традицией.

Однако, изменяя русские богослужебные книги, чины и обряды, Патриарх Никон исходил из ошибочного взгляда, что " существующие у нас с греками разности растлевают нашу веру". Поэтому устранение этих " погрешностей" Патриарх Никон считал делом весьма важным и крайне необходимым. Отсюда крутая и поспешная ломка русской церковной обрядности.

В 1653 г. перед началом великого поста Патриарх Никон издает распоряжение, предписывающее при чтении молитвы преподобного Ефрема Сирина класть 4 великих и 12 поясных поклонов, а также совершать крестное знамение тремя первыми перстами правой руки. Этим единоличным распоряжением отменялся прежний обычай класть при чтении молитвы " Господи и Владыко живота моего…" 16 великих поклонов и совершать крестное знамение двумя перстами. За двуперстием стоял авторитет Киевских Первосвятителей-Митрополитов, первых пяти Всероссийских Патриархов, преподобных Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и сонма древнерусских святых и, наконец, Стоглавого Собора (1551 г.), который постановил: " Иже кто незнаменается двема персты, якоже и Христос да есть проклят". Естественно, что против такого самочинного распоряжения Первоиерарха открыто восстали многие влиятельные лица из духовенства.

Подобная реакция ревнителей древнерусского благочестия была вполне закономерной, так как Патриарх Никон не имел права без соборного суждения, единолично, отменять постановления Стоглавого Собора.

Недовольство реформами было вызвано также и поспешным исправлением богослужебных книг. Константинопольский Патриарх Паисий считал древнерусские чины и книги вполне православными.

Однако Патриарх Никон не прислушался к мнению Константинопольского Первоиерарха. " У Никона была почти болезненная склонность все переделывать и переоблачать по-гречески, как у Петра впоследствии страсть всех и все переодевать по-немецки или по-голландски, – пишет протоиерей Георгий Флоровский. – Их роднит также эта странная легкость разрыва с прошлым, эта неожиданная безбытность, умышленность и надуманность в действии. И Никон слушал греческих владык и монахов с такой же доверчивой торопливостью, с какой Петр слушал своих " европейских" советников.

К делу книжного исправления Патриархом был приглашен Арсений грек, который и стал главным справщиком. Арсений " выучился в Римской коллегии, одно время был униатом, а то становился или прикидывался даже " басурманином", " ради турок" и принял обрезание. Другим справщиком был грек Дионисий, архимандрит с Афонской горы, который утверждал, что русские книги стали " порченными" и " развращенными" с того момента, когда русские стали самостоятельно, без Константинопольского Патриарха, ставить себе митрополита. Дионисий утверждал также, что все русские богослужебные отличия имеют еретический смысл.

Изменялись не только книги и обряды. Западное влияние глубоко теперь проникает в церковную жизнь, что в особенности стало заметно в богослужебном пении. У Патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре появились " польские" певчие, которые поют " согласием органным". Патриарх Никон выписывает для своего хора композиции Мартина Мильчевского, знаменитого тогда в Кракове директора капеллы романтистов. При царе Феодоре Алексеевиче для организации церковного пения был приглашен из Польши Н. П. Дилецкий, который открыто вводит в оборот теорию и опыт " творцов пения римския церкви". Древнерусское православное знаменное пение заменялось партесным.

Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. является составленный при участии государственного деятеля времен Ивана Грозного протопопа Сильвестра Домострой. Книга «Домострой», которую он составил для молодого царя на основе более ранних произведений, не была богословским трактатом. Ее жанр можно определить скорее всего как русский вариант православного руководства к богоугодному устроению жизни и быта мирянина. - учебник нравственности, определявший поведение человека его обязанностей в семье и обществе. Эти правила впоследствии стали классическим образцом патриархального уклада в семье, но в тот период он содержал революционные нормы, подчеркивая душеспасительность труда, давая более очень высокую по тем временам оценку женщине и т.д.


Поделиться:



Популярное:

  1. Важность догматов (их отношение к другим христианским истинам, необходимость веры к преподанным догматам, отношение Церкви к отвергающим и искажающим догматы)
  2. Вопрос 1(35) Экологические группы водорослей. Основные представители групп, их распространение и значение в экосистеме.
  3. Вопрос 140. Что является указанием на третью ступень, то есть на обязательность веры в желание Аллаха?
  4. Вопрос 146, Сколько насчитывается ответвлений веры?
  5. Вопрос 151. Что является противоположностью веры?
  6. Вопрос 73. Что является указанием на обязательность веры в Писания?
  7. Воспитательные традиции Древней Руси. Положительное влияние христианской веры на характер обучения детей и народной мудрости.
  8. Гетеросуггестия — влияние коллективной веры.
  9. Глава первая: Без Ислама нет веры и без веры нет Ислама.
  10. Глава третья: знание и деяния – неотъемлемые составляющие веры, без которых она недействительна.
  11. Дар веры и дар сотворения чудес
  12. Догматическое богословие и догматы веры. Признаки догматов. Значение истин веры, засвидетельствованное Священным Писанием: (Ин. 14,1; Мф. 28, 19; Мк. 16, 16; Евр. 11,16; 1 Ин. 5, 20; 1 Ин. 4, 3.).


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь