Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИСтр 1 из 13Следующая ⇒
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Христианство на территории Киевской Руси до святого князя Владимира……………….2 2. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси………………………………..……5 3. Распространение христианства в Киевской Руси в 11 – 13 вв. среди славян и инородцев…………………………………………………………………………………………..9 4. Митрополиты 11- 13 вв.: греки, русские. Взаимоотношение с государственной властью. Епархии и приходское духовенство…………………………………13 5. Состояние просвещения в 11 – 13 вв. Первые школы, книги. Церковные писатели…………………………………………………………………………………………………….24 6. Значение богослужения в проповеди христианства в 11 – 13 вв. Храмы, иконы, мощи святых, новые праздники………………………………………………………...29 7. Монашество 11 – 13 вв. Киево–Печерская Лавра и её значение. Другие монастыри………………………………………………………………………………………………..……..34 8. Монгольское нашествие на Русь. Проповедь веры среди татар и других народов 14 – 15 вв. Св. Стефан Пермский……………………………………………………...37 9. Церковное управление конец 13 – 14 вв. Митрополиты Киевские Кирилл 2, Максим, Петр………………………………………………………………………………………………41 10. Митрополит Алексий. История деления русской Церкви в 14 веке…………………..……..43 11. Состояние богослужения 13 – 14 вв. Новый устав, праздники, иконы. Храмостроительство…………………………………………………………………………………………………...44 12. Монашество 14 – 15 вв. Прп. Сергий и его Лавра. Другие монастыри…………………....46 13. Состояние просвещения 14 – 15 вв. Апокрифы ………………………………………………………..48 Поучительная литература данного периода…………………………………..............................51 14. Проповедь веры во второй пол. 14 – 16 вв на северном поморье и в Казани. Святые Трифон Вятский, Гурий, Варсонофий и Герман……………………….…..52 15. Охарактеризовать церковно – государственные отношения в конце 15 – 16 вв. Св. Митрополит Филипп………………………………………………………….…….53 16. Испорченность богослужебных книг и обрядовое благочестие в Русской Церкви. Прп. Максим Грек. Стоглавый собор. «Домострой»…………………..…54 17. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор стяжателей и нестяжателей в 16в………………………………………………………………………………………………..…….58 18. Ересь жидовствующих. Просветительская деятельность прп. Иосифа и свт. Генадия……………………………………………………………………………………….…61 19. История возникновения патриаршества на руси. Патриарх Иов…………………………….…62 20. Патриарх Ермоген. Патриатическая деятельность Русской Церкви в «смутное время»……………………………………………………………………………………..…..66 21. Биография патриарха Никона……………………………………………………………………………….…….68 22. Обрядовые исправления до патриарха Никона, при нём и после его осуждения…………………………………………………………………………………………..………69 23. Духовное образование в 17 веке. Братья Лихуды. Московская духовная академия……………………………………………………………………………..….72 24. 1700 – 1721 гг. – период местоблюстительства патриаршего престола. Церковно – государственные отношения………………………………………………………….……….77 25. Архиепископ Феофан Прокопович. Духовный регламент. Святейший синод. Органы Синодального управления. Место Синода в государстве………………..79 26. Церковно – государственные отношения в 18 – 19 веке……………………………………….….86 27. Миссионерство в Сибири и Дальнем востоке в 18 – 19 веке. Святитель Иннокентий Московский. Миссионерское Общество……………………………..87 28. Прп. Макарий (Глухарёв). Алтайская миссия. Миссия в Китае и Японии…………………………………………………………………………………………...88 29. Распространение православия на Кавказе. Присоединение униатов к православию при императоре Николае 1……………………………………………………………...92 30. Монашество в 18 веке. Петровские штаты. Секуляризация церковного имущества и закрытие храмов при Екатерине 2……………………………………………….……...94 31. Возрождение монастырей в 19 веке. Прп. Паисий Величковский. Старчество……………………………………………………………………………………………………………….….94 32. Духовное образование в 19 веке. История перевода Библии на русский язык………………………………………………………………………………………………………….96 33. Собор 1917 – 1918 гг. Избрание патриарха. Постановления собора о епархиальном и приходском управлении. Другие постановления собора….………..96 34. Вскрытие мощей в годы гражданской войны. Голод1921 – 1922 гг. Обновленческое движение (ВЦУ) 1922г………………………………………………………………..…98 35. Проблема церковно – государственных отношений в 20-х гг. 20 века. Преемство церковной власти после смерти патриарха Тихона. Записка соловецких епископов. Тайное избрание Патриарха. Декларация 1927 года….…102 36. Гонения Церкви в 30-х годах…………………………………………………………………………………..107 37. Русская православная Церковь в годы Великой отечественной Войны……………...108 Патриотическая деятельность Церкви. Церковно – государственные отношения. Церковь на оккупированной территории………………………………………….108 38. Хрущёвские гонения 60-х годов. Собор 1961 года………………………………………………..115 39. Возрождение церковной жизни в конце 80 – 90-е годы. Соборы 1988- 1992 гг. Избрание патриарха Алексия 2. Церковные расколы на Украине………….120 40. Церковная деятельность патриарха Алексия 2. Архирейский Юбилейный Собор 2000 года. Воссоединение Церквей…………………………………………………………...123
Христианство на территории Киевской Руси До святого князя Владимира Господь воздвиг Русскую Православную Церковь на громадных просторах восточной Европы в канун того драматического момента церковной истории, когда папский Рим отделился от Вселенской Церкви, и начала свое существование Римско-католическая церковь. именно в этот критический момент, накануне Великого Раскола 1054 года возникает новая, великая в будущем, православная держава, а с ней вместе и новая Поместная Православная Церковь. Руси было предначертано стать в дальнейшем преемницей Византийской империи и новым оплотом Вселенского Православия. В этом проявился, несомненный Промысл Божий о русском народе. Однако, крещение Руси, которое произошло при св. князе Владимире, отнюдь не было первым знакомством Руси с христианством. Прежде всего, надо отметить, что существует широко известное предание о проповеди святого апостола Андрея Первозванного в наших землях. Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» сообщает о проповеди святого Андрея на месте будущего Киева. В частности, церковный историк IV века Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Оригена, сообщает, что Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию. Летописное известие о проповеди апостола Андрея на земле, где позже возникнет Русское государство, для нас чрезвычайно дорого. Сказанием об апостоле Андрее наш народ всегда хотел, прежде всего, подчеркнуть апостольское преемство Русской Церкви, особое избранничество Руси как хранительницы неповрежденного апостольского Предания. Чрезвычайно важно отметить также и то, что в составе канонической территории Русской Православной Церкви и сегодня пребывают земли, где христианство бесспорно появилось уже в первые века своей истории: Крым, часть Кавказа, другие области Северного Причерноморья. Археологические находки, сделанные в Херсонесе, Керчи и многих других греко-римских поселениях Крыма, Приазовья и Новороссии, свидетельствуют о том, что христианство там распространилось уже в I-III веках. На I Вселенском Соборе в Никее упоминается среди его Отцов епископ Скифии. Из этой римской провинции происходили многие христианские мученики. Отсюда же родом был и преп. Иоанн Кассиан Римлянин (360-430 гг.), один из основателей западного монашества. С IV в. христианство весьма широко распространяется в Херсонесе и других античных городах Причерноморья. Херсонесский епископ Еферий II подписал деяния II Вселенского Собора. Херсонес был важным церковным центром Византийской империи. В IX в. в Херсонесе в ссылке находился борец с иконоборческой ересью преп. Иосиф Студит. В византийский период истории Крыма возникает здесь и кафедра в Суроже (нынешний Судак). В VIII в. здесь подвизался святитель Стефан Сурожский, один из Отцов противоиконоборческого VII Вселенского Собора. И хотя прямого отношения к славянам эти епархии не имели, земля будущей Руси и будущая каноническая территория Русской Церкви, тем не менее, уже с древнейшего времени освящалась христианской проповедью. Когда наступила эпоха Великого Переселения, причерноморские степи стали ареной деятельности огромного числа различных народов. Наконец, на Восточно-европейской равнине расселяются и начинают господствовать славяне. Первоначальной прародиной славян являлась, как полагают, область, ограниченная Карпатами и бассейнами Вислы и Немана. Отсюда происходило расселение этого народа в различные стороны. Очень рано обособились южные славяне, пришедшие на Балканы уже в V-VI вв. И все же, несмотря на огромные расстояния, отделяющие разошедшиеся по Европе славянские племена, еще долго среди них живет ощущение своего единства. Особенно важно отметить это в связи с вопросом о распространении христианства среди славян: единство славянского мира для проповеди христианства имело огромное значение. Ранее других приняли христианство славяне южные — балканские, которые вошли в орбиту Византии. Существует предположение, что просветительская миссия среди славян была начата св. Константином (Кириллом) Философом со славян восточных. В Крыму, по дороге в Хазарию, св. Константин-Кирилл пробыл некоторое время. В одной из древних редакций жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия сказано, что здесь Константин читал Священное Писание — Евангелие и Псалтирь. Житие Солунских Братьев повествует, что Константин участвовал в богословском диспуте при дворе хазарского кагана. Согласно житию, многие в Хазарии обратились в христианство после проповеди Кирилла. Едва ли это могли быть представители иудейской элиты каганата — скорее речь шла о покоренных хазарскими иудеями славянах и тюрках. В любом случае, находясь в орбите Хазарии, восточные славяне могли впервые познакомиться с христианством именно после проповеди св. Константина. В то же время русская летопись сообщает другую важную информацию: нападение славянской дружины на Константинополь произошло под предводительством варягов Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве. Греческие источники имен не приводят, но сообщают о самом примечательном — русские крестились. Это произошло при св. патриархе Фотии, который придавал огромное значение миссионерской деятельности. Именно по его благословению св. Константин совершал свои миссионерские путешествия. При императоре Михаиле III и св. патриархе Фотии славянский флот осадил Константинополь. В это время византийцы вели войну на Востоке, и в городе почти не осталось войска. Надежды на избавление от варваров было мало. Славяне уже бесчинствовали в окрестностях Константинополя: они совершали неслыханные зверства, повергавшие в ужас даже ко многому привычных византийцев. Фотий взял величайшую реликвию столицы империи (Ризу Пресвятой Богородицы, хранившуюся во Влахернском храме) и прошел с ней по стенам Константинополя, опустил в воды пролива Босфор. После этого поднялась страшная буря, которая разметала корабли славян. Это было первое явление Покрова Божией Матери. После поражения руссов состоялись переговоры с их князьями, которые пожелали принять крещение. Сам Фотий (867 г.), позднее император Константин VII Багрянородный (Х в.) и ряд других авторов сообщали о том, что на Русь после этого события был послан епископ, и была создана епархия «Россия». Крещение Руси Точная дата крещения святого Владимира базируется на основе предания, согласно с которым, князь крестился в 988 году в Великую Субботу. Великая Суббота в 988 году выпадала на 27 апреля (по новому стилю). Дата крещения князя Владимира непереходящая. Это как дата рождения. Но я хочу напомнить, что греческий город Корсунь (византийцы называли древний Херсонес - Херсоном, славяне – Корсунем) князь Владимир осаждал более полугода. За это время он полностью потерял зрение, был физически слеп. Когда город ему покорился и он вошел в Херсонес, встречая князя, его будущая супруга царица Анна – тогда жена императора Василия, сказала: «Крестись и прозреешь не только очами телесными, но и очами духовными». Войдя в купель, князь Владимир действительно прозрел – и очами телесными, и духовными. В Херсонесе было совершено чудо. Потому что из Херсонеса ушел совершенно другой князь, совершенно другой человек, которого впоследствии называли Владимир Красное Солнышко. Когда князь Владимир крестился в Херсонесе, ему было всего 26 лет. Князь всем сердцем принял веру Христову. Он крестился сам и крестил Русь. Поэтому Православие на Руси процветает до этого дня. Владимир был внук Cвятой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) – дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира. Дело принятия Крещения для Владимира облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру. События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, – пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. – И царь руссов согласился на это, и просил свойства с ним». В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора. Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, в обратный путь к Киеву. Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Kрещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом». В память священного события, обновления Руси водою и Духом, установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода «на воду» 1 августа, соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Христианство, утверждавшее божественное происхождение власти, укрепляло власть князя, территориальное единство Древнерусского государства. Принятие христианства имело большое международное значение, Русь становилась равной другим христианским странам, связи с которыми были значительно расширены. Введение христианства сыграло большую роль в развитии Русской культуры, способствовало приобщению к более высокой Византийской культуре.
С принятием христианства на Руси возникла церковь особая феодально-религиозная организация. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавлялись епископами. Им подчинялись священники в городах. Всё население страны было обязано платить в пользу церкви " десятину" (десятую часть доходов). Впоследствии размер налога изменился, а название осталось прежнее. Церковные учреждения получили большие земельные наделы и вскоре превратились в крупнейших феодальных собственников. На протяжении XI в. были основаны епископаты в Юрьеве, Белгороде, Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей (первым в I половине XI века был основан Киево-Печерский монастырь, получивший название от подземных пещер, в которых селились монахи). Всего в X в. было построено 10 деревянных и 1 каменная церковь, в XI в.- 700 деревянных и 19 каменных церквей, 18 монастырей, в XII в. - 690 деревянных и 69 каменных церквей, 37 монастырей, в XIII в.110 деревянных, 19 каменных церквей, 35 монастырей. Народ встречал новую веру не всегда дружественно, особенно греческих священников и церковные поборы. Процесс христианизации Руси происходил довольно сложно. Митрополиты 11- 13 вв. Митрополиты Киевские До 14 в. Киевская Русь представляла собой одну митрополию с местопребыванием Митрополитов Киевских сначала в Киеве (до 13 в.), затем во Владимире на Клязьме и с 14 в. в Москве. С усилением литовско-русского государства начинаются стремления литовских князей стать в церковных делах в независимое положение от северо-восточной Руси; начинаются попытки создать особую митрополию в Киеве, что и удается в середине 15 в.
Первым Митрополитом Киевским на Руси был Михаил, приехавший с Владимиром в Киев и крестивший киевлян. Первые М. не только избирались, но и посвящались в Греции, хотя это не мешало им быть вполне независимыми в области внутреннего управления русской митрополией: решение М. не требовало утверждения патриарха, а считалось окончательным. Такая независимость была обусловлена главным образом отдаленностью от Византии. Константинопольский патриарх ревниво оберегал правило, чтобы русские М. поставлялись исключительно из греков, русские же князья стремились передать митрополию в руки русских по рождению. Это вело к спорам, обыкновенно, впрочем, не имевшим важных последствий. После Леонтия М. были два грека: Иоанн (1015-37) и Феопемпт (1037-1048); затем кафедра, по случаю войны Ярослава с греками, оставалась три года вакантной. В 1051 «Бог князю вложи в сердце» созвать собор из русских епископов и поставить М. русского, Илариона (1051-1062). Хотя Иларион испросил себе благословение константинопольского патриарха, но это был первый М., поставленный без участия Византии. После смерти его на митрополичьей кафедре видим опять греков Георгия (1062), Иоанна II (1080), Иоанна III (1089); только в конце 11 в. мы встречаем М. из русских, Ефрема (1089-1097), бывшего раньше епископом Переяславским; но он получил посвящение в Греции. Дальше опять греки: Николай (1097), Никифор (1104), Никита (1122), Михаил (1130). Последний не поладил с Изяславом Мстиславичем, покинул паству в самый разгар княжеских смут и ушел в Грецию. Тогда великий князь созвал в 1147 в Киеве собор епископов для избрания М. из русских. Был выбран Климент Смолятич. При выборе его произошел раскол между греческой и русской партией среди епископов, причем первая утверждала, что одним епископам без патриарха нельзя поставлять М. Перевес одержала русская партия, и противники Климента подверглись преследованию. Но Климента не признавал и соперник Изяслава Юрий Долгорукий, который, как только сделался великим князем (1155), изгнал его, а М. стал присланный из Греции Константин (1156). Последний, оставался М. недолго. В 1158 Изяславичи овладели Киевом, Константин был изгнан и скоро умер в Чернигове; митрополитом был прислан из Греции Феодор (1161-1163). Когда, по смерти последнего, Ростислав хотел возвратить митрополичью кафедру Клименту, патриарх без его согласия прислал М. Иоанна IV (1164). Ростислав протестовал, и его едва уговорили принять М.; но великий князь на этот раз твердо заявил, что если еще раз повторится назначение М. без его согласия, то он не только не будет принят, но будет издан закон «избирать и ставить М. из русских с повеления великого князя».
После Иоанна IV следовал Константин II (1167), при котором Андрей Боголюбский сделал было первую попытку к разделению русской митрополии, обратившись с просьбой к патриарху поставить представленного князем кандидата Феодора в М. Владимирские. Патриарх не согласился и поставил Феодора только в епископы. Последний выказал сопротивление М., был затем выдан ему, искалечен и сослан на Песий о-в в вечную ссылку. Преемниками Константина II были: Никифор II (1182), Матфей (1201), Кирилл I (1224) и Иосиф (1237), пропавший без вести во время разорения Киева Батыем. На его место был избран Кирилл II (1238-1280) из русских. Он не жил постоянно в разоренном Киеве, но разъезжал по митрополии, дольше всего оставаясь во Владимире на Клязьме. При Кирилле II и главным образом благодаря его содействию определились отношения монголов к русской церкви и к духовенству, для которого М. выпросил у хана Менгу-Темира ярлык, освобождавший духовенство от дани и пошлин. Преемником Кирилла был грек Максим (1283-1305), который по отношению к татарам держался политики своего предшественника; подобно последнему, он также долго вел кочевую жизнь, пока, наконец, в 1299 не поселился окончательно во Владимире.
Перенесение митрополичьей кафедры на север возбудило соперничество в Галиче, где внук Даниила Юрий Львович задумал основать самостоятельную митрополию и послал для этого в Царьград кандидатом Петра; но последний по смерти Максима был посвящен М. всея Руси (1308-1326). Св. Петр был постоянным союзником Ивана Калиты во время княжеских междоусобий; он жил почти постоянно в Москве, где заложил Успенский собор, в котором и похоронен. Митрополичьим городом считался пока по-прежнему Владимир; окончательно же митрополичью кафедру перенес в Москву преемник Петра, Феогност (1328-1353), также ревностный приверженец вел. князя московского. Во время, напр., борьбы Ивана Калиты с Александром Михайловичем тверским он поддерживает первого и провозглашает анафему на псковичей, принявших к себе вел. князя тверского. В Галиче в это время опять возникла мысль о самостоятельной митрополии; в 1345 в Константинополе вопрос этот был решен в утвердительном смысле, был намечен и М. Феодор, купивший себе сан, но уже в 1347 митрополия была упразднена. В 1352 в Киеве появляется М. Феодорит, посвященный тырновским патриархом; но почти в том же году он был низложен константинопольским собором (1352-53). Преемником Феогноста еще при жизни его был избран Алексий из рода бояр Плещеевых. В 1354 он был посвящен в М. в Греции, причем греческий собор указал, что посвящение это является исключением: на будущее время русские М. должны поставляться из греков; тогда же было постановлено не разделять русской митрополии. Это последнее постановление скоро было нарушено. Литовский вел. князь Ольгерд, желая освободиться в церковном отношении от Москвы, прислал патриарху большие-дары и добился посвящения в М. киевские Романа. Так как пределы митрополий не были разграничены, то соперники Алексий и Роман постоянно вмешивались в дела друг друга: Алексий не уступал Роману Киева, Роман распоряжался в Твери, где княжил родственник и союзник Ольгерда Михаил Александрович. Смуты прекратились только со смертью Романа в 1362. В 1371, несмотря на постановление Константинопольского собора, патриарх Филофей, уступая настояниям польского короля Казимира, поставил в Галич М. Антония. Стал добиваться особого М. для Литвы и Ольгерд, ссылаясь на то, что Алексий связан с Москвой и совсем не обращает внимания на литовскую Русь. Филофей посвятил в 1376 и третьего М. на Русь, серба Киприана, который уже после смерти Алексия соединил в своих руках всю русскую митрополию. В Москве были недовольны этим назначением. Алексий хотел иметь своим преемником Сергия Радонежского, но тот отказался; тогда вел. князь наметил на митрополию, несмотря на протест Алексия, духовника своего Митяя (Михаила), сделав его в день пострижения архимандритом московского Спасского монастыря. Когда св. Алексий умер, Митяй без посвящения стал править митрополией. Прибывшего на митрополию в Москву Киприана вел. князь изгнал, а Митяй после этого отправился в Константинополь для посвящения, но по дороге в 1379 внезапно умер. Один из архимандритов, находившихся в его свите, Пимен, воспользовавшись бланком с княжеской печатью, добыл себе денег, а затем и посвящение. Когда он возвратился на Русь, то вел. князь его сначала не принял, а пригласил к себе Киприана и, только не сошедшись с последним, вошел в сношения с Пименом, хотя в то же время послал в Константинополь для посвящения Дионисия. Последний хотя и был посвящен, но на обратном пути попал в руки литовцев и умер в тюрьме. В 1389 умер великий князь Дмитрий, умер и Пимен, Киприан до самой своей смерти в 1406 оставался единственным М. на Руси. Это объясняется дружелюбным отношением вел. князя Василия Дмитриевича к литовскому князю Витовту.
По смерти Киприана, по просьбе Василия, из Греции был прислан М. строгий Фотий. Витовт потребовал, чтобы он жил в Киеве, и Фотий, действительно, около полугода оставался там, но в 1410 переселился в Москву. Витовт стал после этого добиваться самостоятельного М. для Литвы. Так как в Константинополе отнеслись несочувственно к этой мысли, то собор литовских епископов в 1416 избрал самостоятельно киевским М. ученого серба Григория Цамблака, который, несмотря на протесты Фотия и, несмотря на то, что не был посвящен константинопольским патриархом, правил киевской митрополией до самой своей смерти в 1419. По смерти Фотия собор русских епископов избрал в 1433 М. рязанского епископа Иону; в Литве избрали было кандидатом смоленского епископа Герасима, но литовский князь Свидригайло сжег его, заподозрив в измене. Когда Иона прибыл в Константинополь, то оказалось, что М. на Русь посвящен уже Исидор. Последний был орудием греческого имп. Иоанна Палеолога и патриарха Иосифа, желавших провести Флорентийскую унию (1439). Исидор ездил во Флоренцию, признал унию, стал было, как униат действовать и по возвращении в Россию, но в 1441 был осужден собором русских епископов и бежал из-под стражи в Рим. Исидор был последним русским М. из греков. После осуждения его вел. князь послал опять посольство в Константинополь о посвящении Ионы, но воротил его назад, узнав, что Византия приняла унию. Вследствие междоусобной борьбы Василия Темного с двоюродными братьями поставление Ионы затянулось до 1448, когда собор русских епископов посвятил его в М. Патриарху была послана грамота, в которой поставление это объяснялось трудностью ездить в Константинополь. В 1453 Царьград пал, после чего русская церковь сделалась вполне самостоятельной и ни в чем не зависимой от константинопольского патриархата.
Св. Иона был последним М. всея Руси. В 1458 константинопольский патриарх униат Григорий уехал в Рим и посвятил ученика Исидора Григория в русские М. С этого времени русская митрополия разделилась на две - на киевскую и московскую. В 1459 в Москве собрался собор епископов, который поклялся не отступать от московской церкви и избирать М. в Москве, по повелению вел. князя, без сношения с греками. С этих пор вел. князь приобретает все больше и больше влияния на замещение митрополичьей кафедры. Преемник Ионы Феодосий избран уже в Москве, без сношения с греками. Затем следуют: Филипп I (с 1464), Терентий (1472), Зосима (1491) и Симон (1495). Василий III поставляет М. без собора, по собственной воле. Преемник Симона Варлаам (1511), не понравившийся вел. князю, был заточен в Спасо-Каменный монастырь, а на его место был поставлен Даниил, сыгравший печальную роль в деле о разводе вел. князя с Соломонией. Во время малолетства Ивана Грозного Даниил пристал к партии Вельских, а потому, когда верх одержали Шуйские, его сослали в Волоколамский м-рь (1539); был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь и следующий М., Иоасаф, также за приверженность свою к Вельским; только осторожному Макарию, бывшему новгородскому архиепископу, удалось 22 года пробыть митрополитом, хотя и ему не раз приходилось терпеть от Шуйских. В 1563 Макарий умер; добродушный Афанасий мог только год пробыть на митрополии и в 1564 оставил кафедру, не будучи в состоянии вынести ужасов опричнины. Преемником его, по выбору царя, сделался соловецкий игумен Филипп, позволивший себе заявить протест против поступков царя. За это он был свергнут и заточен в тверской Успенский Отрочь монастырь, где убит Малютой Скуратовым. Далее следовали Кирилл и Антоний, но они были только безмолвными свидетелями того, что вокруг них происходило; они даже не протестовали против браков царя, нарушавших канонические уставы церкви. При Федоре Ивановиче митрополитом был сначала Дионисий, но в 1587 он был свергнут за интриги против Годунова. На его место был поставлен ростовский архиепископ Иов, клеврет Годунова. Иов был последним М. в прежнем смысле; через два года он был сделан патриархом, а сан М. окончательно утратил свое прежнее значение и сделался простым чином, знаком отличия, каким он остается и до настоящего времени.
Положение М. в древней Руси было очень высокое. Он стоял во главе церковной иерархии и являлся часто ближайшим советником князя. Первое время по принятии христианства назначение епископов зависело всецело от М.; но в 12 в. устанавливается обычай, что М. только посвящает епископов, избирает же их вече. Когда удельно-вечевой порядок ослабел и усилилась централизация, епископов стали назначать из Москвы, и роль М. в этом назначении сделалась более активной, хотя часто парализовалась властью князей московских. Только Новгород до своего падения (1480) сохранил свою независимость от московского митрополита; вече продолжало избирать себе владыку, который лишь для посвящения ездил в Москву. Сообразно увеличению или уменьшению роли М. при назначении архиереев увеличивалась или уменьшалась власть его в епархиях. В удельно-вечевой период, когда каждая епархия стремилась сделаться самостоятельной, она была невелика, зато с падением уделов увеличивается.
Для решения церковных вопросов при М. собирались соборы епископов. В 1147, при выборе Климента Смолятича, был созван собор в Киеве для решения вопроса, можно ли посвящать епископам М. без патриарха. В 1274 Кирилл II, заметив во время многочисленных своих поездок по митрополии много церковных беспорядков, созвал собор во Владимире. Собор вместе с М. судил епископов; так, в 1441 был осужден Исидор. В настольных грамотах постоянно говорилось, чтобы епископы во всем повиновались М., наблюдали его пошлины в своей епархии, являлись по первому его зову на суд или собор, величали его «отцом»; за название М. «братом» они подвергались от него выговору. Церковная власть М. простиралась на всю русскую церковь; но сверх того у него была и своя особая, очень обширная епархия, которая разделялась на две части - московскую и киевскую. В епархии своей М. имел много вотчин, с которых получал значительные доходы. Сверх этого в пользу М. шли разные церковные доходы: при поставлений епископов он получал ставленные пошлины, а также подарки от вновь поставленного и его епархии. Во время поездок М. получал дары; духовенство несло особые платежи в его пользу - подъезд, на содержание его вместе со свитой во время поездок. Как всякий архиерей, М. получал в своей епархии дань со всех церквей ежегодно, петровские и рождественские сборы, сбор с десятильников и других служилых и домовых людей. Двор М. был устроен по образцу дворов удельных князей; при нем был целый штат вольных слуг и людей, которые составляли особое войско, находившееся под начальством воеводы, назначаемого М. Каждый вольный слуга мог свободно поступать на службу к М., где служить было выгодно, так как митрополичьи слуги выступали на войну только тогда, когда сам князь садился на коня. С Василия Дмитриевича начинаются ограничения в праве М. принимать в свое войско вольных слуг; с увеличением же московской централизации и само право М. иметь собственное войско подвергается значительным ограничениям, пока совсем не исчезает. Для управления митрополией у М. существовали светские и духовные чиновники: в Киеве, напр., сидели наместники М. из лиц духовных; протопопам и архимандритам поручались разные судебные и административные духовные дела; десятильники разбирали гражданские тяжбы церковных людей и заведовали сборами с духовенства; они поставлялись в округа из нескольких приходов (десятины); для управления вотчинными волостями М. назначались волостели.
Русские М. оказывали влияние и на ход государственной жизни княжеской Руси. Так, для возвышения московского князя много сделали М. Петр, Алексий и Иона. В малолетство Дмитрия Донского Алексий был настоящим правителем государства, и единственно благодаря ему великокняжеский престол остался за Дмитрием. Княжеские грамоты часто начинались словами «по благословению отца нашего М.»; М. часто являлся и третейским судьей между князьями. Княжеские грамоты скреплялись митрополичьей подписью и печатью. В области литературы и просвещения М. принадлежит видная роль (Киприан, Фотий, Иона, Даниил, Макарий). С возвышением московского М. в сан патриарха (1589) 4 архиепископа были возведены в сан М.: новгородский, казанский, ростовский и крутицкий. На соборе 1667 предлагалось разделить русскую церковь на 13 митрополий, 6 архиепископий и 49 епископий; но это предложение не нашло сочувствия. Со времени учреждения Св. Синода Петр I перестал раздавать архиереям сан М., предполагавший подчинение ему других архиереев, чего на самом деле не было. Белый клобук был заменен черным, и все архиереи получили право облачаться в саккос, бывший до тех пор принадлежностью только М. и архиепископов. Возведение в сан М. начинается опять со времени Елизаветы Петровны, когда был восстановлен в 1743 сан киевского М., в М. был возведен московский архиепископ (1757) и т.п. Титул этот соединяется с тремя кафедрами: петербургской, московской и киевской, но каких-либо особых прав в смысле подчинения М. известного числа епископов он не дает. В отличие от других архиереев, М. носят белый клобук; как и архиепископы, они пользуются титулом высокопреосвященства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1374; Нарушение авторского права страницы