Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ересь жидовствующих. Просветительская деятельность прп. Иосифа и свт. Генадия
Величайшим подвигом преподобного Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих. С тех пор как, по свидетельству " Повести временных лет", равноапостольный князь Владимир отверг искус иудейской веры, принесенный хазарскими проповедниками, и Русь обновилась благодатью Крещения, " великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол вселукавый, не привел скверного еврея в Великий Новгород", - пишет в " Просветителе" преподобный Иосиф. Оценивая ересь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь В 1470 году новгородцы пригласили на княжение литовского князя Михаила Олельковича (1482 г.). В княжеской свите из Киева прибыл и еврей Схария. " И был он орудием дьявола, - пишет преподобный Иосиф, - был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и чернокнижию, звездочетству и астрологии". Пользуясь слабостью веры некоторых клириков, Схария, а точнее сказать, его руками сам сатана, взялся за насаждение жидовства в лоне нашей церкви. Миссия Схарии имела успех, тем более что вскоре на помощь ему из Литвы подоспели еще несколько иудеев. Среди первых же приверженцев Схарии и его учения оказались священники, через которых ересь распространялась особенно губительно и страшно. Первым из них был поп Дионисий, затем новгородский протопоп Алексий и некоторые другие. Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: Таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели и хулили они монашество.
Жидовствующие ругались над Честным Крестом, святыми иконами и мощами, совершая над ними бесчинства, непредставимые для человека, выросшего в Православной Руси. По свидетельству " Просветителя", глумясь над святынями, они говорили: " Надругаемся над этими иконами, как жиды надругались над Христом".
Продолжением этого глумления над всем святым были блуд и разврат. Жидовствующие священники совершали Божественную Литургию наевшись и напившись, кощунственно ругались над Святым Телом и Честной Кровью Христовой и совершали другие осквернения, о которых, по словам преподобного Иосифа, " нельзя и написать". Обнаружилась ересь случайно. В 1487 году, 17 лет спустя от начала ереси, в Новгороде пьяные еретики, надругавшись над святыми иконами, выдали этим перед православными свое нечестие. Архиепископ Новгородский Геннадий учинил розыск и, уличив нескольких еретиков, донес о них и о новой ереси великому князю. Вскоре еретики бежали в Москву, где у них имелись могущественные покровители. Благодаря стараниям святителя Геннадия беглецы все же были найдены и подвергнуты наказанию- биты кнутом. Геннадий ревностно занялся розысками еретиков и искоренением ереси. В конце 1504 г. был созван новый собор против еретиков. Преподобный Иосиф был главным их обличителем. Пламенное, проникнутое силой Слова Божия и святоотеческих писаний слово святого полностью обличило и опровергло жидовствующих. Великие князья- Иоанн 3 и сын его Василий Иоаннович - " с отцом своим митрополитом Симоном обыскали еретиков и повелели злых казнить смертною казнию".
Собор 1504 года определил внести анафему еретикам в чин Торжества Православия...
Святитель Иов, первый патриарх Московский и Всея Руси Святой Патриарх Иов Святитель Иов (в миру Иоанн), первый патриарх Московский и всея Руси, родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица в семье благочестивых горожан. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество. Более пятнадцати лет провел святой Иов в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля. В 1571 году святой Иов был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. В 1575 году святой Иов был назначен настоятелем Новоспасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель. 16 апреля 1581 года архимандрит Иов был рукоположен митрополитом Московским Дионисием и собором русских архиереев во епископа Коломенского. 9 января 1586 г. святитель был перемещен на древнюю Ростовскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а 11 декабря 1587 года собором епископов поставлен первосвятителем Русской Церкви — митрополитом Московским и всея России. 26 января 1589 года, по благословению и при личном участии Константинопольского патриарха Иеремии II, митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен патриархом — первым патриархом Московским и всея России. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви. Патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили русскому патриарху пятое место в диптихе патриархов — после Иерусалимского. Это решение было подтверждено и на Соборе 1593 года. Главной целью всей деятельности патриарха Иова было укрепление в России Православия и духовной мощи Русской Церкви. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная (1589 г.), Триодь Цветная (1591 г.), Октоих (1594 г.), Минея Общая (1600 г.), Чиновник архиерейского служения (1600 г.) и Служебник (1602 г.). Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.
При святителе Иове были прославлены некоторые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования. Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642—1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634—1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Учреждение Патриаршества. Этот момент на редкость богато представлен источниками и освещен в литературе. Кро-ме Истории Русской Церквиî т. 10 митр. Макария, он по архивным материалам описан проф. прот. П. Ф. Николаевским (ì Хр. Чт.î ó 1879 г.) и вновь изучен проф. А. Я. Шпако-вым (Одесса, 1912). Мечта о русском патриаршестве неизбежно возникла в половине ХV в. в момент сознания русской церковью перехода на нее из павшего Цареграда вселенской миссии Православия. Идея патриаршества органически выросла из всей истории русской митрополии московского периода. Она была у всех на уме. В эти годы конца ХVI в. был очень волнующий повод для учреждения Москвой у себя патриаршества. То был исход вековой распри из-за церкви и православия с Литвой и Польшей. Витовт в начале ХV в. (1415 г.) добился отделения киевской части митрополии от Москвы. А сейчас это отделение там уже завершалось унией, т. е. присоединением к Риму (1596 г.) Вопрос о патриаршестве буквально вспыхнул в Москве, как только получилась весть, что на границе Руси появился патриарх Антиохийский Иоаким, который, как мы знаем, проехал через Львов и Западную Русь в Патриарха по почетному обычаю везли во дворец в царских санях (хотя было и лето) ó волоком. Царь принял его в Подписной Золотой Палате, î сидя на троне, в царском облачении, среди разодетых бояр и чинов по чину принятия послов. Царь встал и отошел на сажень от трона для встречи. Патриарх благословил царя и вручил ему в дар мощи разных святых. Тут же передал царю рекомендательное письмо, врученное ему КПльским патриархом Феолиптом вместе с Александрийским патриархом Сильвестром, о помощи Иоакиму в покрытии долга Антиохийской кафедры в 8.000 золотых. Царь пригласил патриарха к себе на обед в тот же день! Очень большая честь по Московскому чину. Непосредственно за этим днем начались переговоры царской власти с патриархом Иоакимом о патриаршестве. Велись они тайно, т. е. без писанных документов, может быть, из опасения, чтобы польская власть как-нибудь не выступила пред КПльским патриархом против этого. А нам бы испросить еще у Него милости, дабы устроил в нашем государстве московском российского патриарха, и посоветывать бы о том с святейшим патриархом Иоакимом, и приказать бы с ним о благословении патриаршества московского, ко всем патриархам. Для переговоров к патриарху был послан Борис Годунов. В Сборнике Синодской Библиотекиî речи Бориса Годунова патриарху Иоакиму. ДВА ВЕКА БЕЗ ПАТРИАРХА Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. Первым патриархом стал Иов при Борисе Годунове. Иов известен тем, что отказался признать Лжедмитрия I сыном Ивана Грозного, за что был смещен и заточен в монастырь. На тогдашние Соборы приглашались видные московские священники, настоятели крупных монастырей Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Собрания происходили в присутствии царя и его свиты. В 1721 году при Петре I патриаршество было упразднено (он не потерпел наличия в стране иной “вертикали власти”, помимо своей) и восстановлено лишь через два века после революции в 1917 году. С 1721 по 1917 годы РПЦ управлял Священный Синод, состоящий из назначенных царем чиновников. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы