Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Монгольское нашествие на Русь
Первый поход монголов на Русь. Трагедия на реке Калке. В начале XIII в. в монгольских степях под властью Чингисхана появилась могущественная держава, которая, как вам уже известно из всемирной истории, в течение1207-1222 гг покорила Южную Сибирь, Северный Китай, Среднюю Азию и Закавказья. В конце второго десятилетия XIII ст. монгольские ханы начали готовиться к вторжению в прикаспийские и Причерноморские степи, в которых господствовали основные враги монголов - половцы. Для разведке пути к вторжению через Кавказ был направлен тридцатитысячное войско под руководством опытных полководцев Чингисхана Субедея и Джебе. В 1222 г. монгольское войско неожиданно для половцев одолело Кавказские горы и оказалось у них в тылу. Половецкие ханы, собрав силы, дали монголам бой на берегу реки Северский Донец, но потерпели поражение. Затем монголы двинулись в Крым, где захватили венецианскую крепость Судак. Между тем тесть галицкого князя Мстислава Удалого половецкий хан Котяк обратился за помощью к русских князей: «Если не поможете нам, будем мы сегодня изрублены, а вас завтра разрубят ». Мстислав приложил много усилий, чтобы объединить русских князей для противодействия монголам. На съезде князей в Киеве было решено дать монголам бой в половецких степях. В поход против монголов выступили киевский, галицкий, волынский, черниговский, Смоленск, Курск, Трубчевский и путивльский князья. Только владимиро-суздальский князь отказался от похода. В середине апреля 1223 объединенные войска русских князей и половцев, составляло 50-60 тыс. воинов, собралось на острове Хортица, что на Днепре. Монголы, узнав об этом, направили к русским князьям послов с предложением отказаться от похода, поскольку им были нужны только половцы. Но князья отклонили их предложение, к тому же убив монгольских послов. 23 мая 1223 объединенное войско двинулось навстречу монголам. Уже первая схватка, проходившей с небольшим монгольским отрядом, который перегонял скот, показала опытность врага и нелегкость дальнейшей борьбы с ним. Но ослепленные успехом русские князья потеряли бдительность. 31 мая (по другим сведениям -16 июня) 1223 главные силы русско-половецкого войска и монголоввстретились на реке Калке (сейчас Кальчик, приток реки Кальмиус, впадающая вАзовское море).
Сначала русско-половецкое войско заставило монголов отойти на левый берег реки. В решающий момент битвы между князьями вспыхнула распря. Мстислав Удалой не захотел ни с кем делиться славой и вступил в бой без согласования с другими князьями. Так, его полки под руководством Даниила Романовича (Галицкого) и половцы переправились через Калку и атаковали монголов, под ударом тяжело вооруженных дружинников начали отступать. Но половцы не выдержали монгольского контрудара и бросились врассыпную, унося беспорядок в ряды русских дружин. Во время боя Даниил был ранен в грудь, но все же продолжал руководить своими полками. Князь смог организовано вывести войска из боя, избежав монголов, которые преследовали их три дня, и с незначительными потерями вернуться домой. Когда стало понятно, что полки Мстислава Удалого и половцы потерпели поражение, другие князья так и не двинулись в бой, чтобы переломить его в свою пользу. Это дало монголам возможность разбить русские полки одиночку. Рьяно сопротивлялся великий киевский князь Мстислав, который успел построить укрепленный лагерь. Монголы три дня пытались его захватить, но их попытки были неудачными. Тогда они коварством сломили сопротивление. Мстислав подвергся обещанию, что монголы отпустят осажденных и не прольют их крови в обмен за выкуп. Но как только русские князья сложили оружие, монголы «людей посекли, а князей подавили, положив под доски. А сами на верх сели пируваты ». Кроме потерь княжеских дружин, первая встреча с монголами никак не сказалась на внутреннем развитии Руси. Монгольское войско, разрушив несколько небольших поднепровских городов, вернулось в свои степи. Русь дальнейшем продолжала оставаться раздробленной, а князья - вести междоусобную борьбу. Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточные княжества. После десятилетнего перерыва в 1235 г. монголы начали готовиться к завоевательного похода на Запад. Как свидетельствуют иранские источники, потомки Чингисхана, «достигнув общего согласия, пошли войной на русских ». Возглавил Великий западный поход хан Батый (Бату). Монгольская армия была хорошо обученной и дисциплинированной. Ее основу составляла тяжелая конница. В армию также вошли отряды покоренных племен (одним из них были татары - именно поэтому русские летописцы назвали это войско монголо-татарским). Монгольское войско также имело большое количество различных метательных и стенобитных машин, которыми занимались китайские инженеры. 5 сентября 1240 Батый подошел к стенам Киева и начал его осаду. 6 декабря монголы прорвали укрепления в районе Софиевских ворот (поэтому их еще называют Батыю) и подошли к последнему рубежу обороны города, построенный защитниками возле Десятинной церкви. Получение Киева открыло Батыю путь на Запад. Священнослужители во дни Батыева погрома совершали богослужения, исповедывали воинов и горожан, воодушевляли на ратный подвиг. Большинство из них умирало потом при штурме с крестом в руках. Пока шел захват Руси, никаких поблажек духовенству не делали. Татаро-монголы резали всех подряд. Льготы и ярлыки, даруемые Церкви, — все это будет позже, когда Русь будет покорена. К сожалению, так ни когда и не было предпринято попытки подсчитать, сколько было убито священнослужителей в годы Батыева нашествия, хотя, несомненно, было огромное количество священномучеников. Известны лишь имена архимандрита Пахомия, игуменов Даниила и Феодосия — настоятелей владимирских монастырей, погибших при штурме города Батыем в 1238 г. Сохранились и имена нескольких епископов, погибших в 1237-1240 гг. Среди них — епископ Рязанский Евфросин, епископ Переяславский Симеон и епископ Владимирский Митрофан. В1242 монголы вернулись в Причерноморские и Прикаспийские степи, где основали свое государство Золотая Орда. Оно простиралось от Хорезма на Востоке до Болгарии на Западе, от Руси на Севере до Крыма и Кавказа на Юге. Поводом к возвращению стала смерть главного монгольского хана Угэдэя, однако причины были гораздо серьезнее: Батый не имел достаточных сил, чтобы держать в повиновении все завоеванные народы Восточной и Центральной Европы. Толерантное отношение к религии было одним из принципов политики Чингисхана. Понятно, что это было одним из условий, при котором Чингис мог надеяться создать мировую империю. Основным законодательным сборником, которым руководствовались преемники Чингисхана была его «Книга запретов» или «Ясса», в которой предписывалось уважительное отношение ко всем религиям. И все ханы должны были клятвенно обещать исполнять эти предписания, в том числе — быть терпимыми ко всем религиям. Великий хан монголов Мункэ в ответ на предложение монаха-францисканца Рубруквиса принять католичество заявил: «Все люди обожают одного и того же Бога, и всякому свобода обожать Его как угодно. Благодеяния же Божии, равно на всех изливаемые, заставляют каждого из них думать, будто его вера лучше других». Чем не экуменист XIII века? Отношение Батыя к Русской Православной Церкви естественным образом вытекало из этой устоявшейся монгольской традиции терпимости и даже покровительства к христианам. Конечно, Церковь и духовенство пострадали в Батыево нашествие точно так же, как и весь русский народ. Храмы и монастыри были разграблены и преданы огню. Множество священнослужителей перебито. Погиб или, как полагают, бежал в Грецию и митрополит грек Иосиф. Однако, как только монголы ушли, утвердив зависимость Руси от Золотой Орды, так сразу же утвердилось в русских землях основанное на Яссе Чингисхана покровительственное отношение монголов к Русской Церкви. Запомните даты: 31 мая 1223г. - битва на реке Калке. 1237-1241 гг -монголо-татарское нашествие на Русь. 1239 г. -опустошение монголами Переяславского и Черниговского земель. Конец ноября- Начало декабря 1240 г. - оборона Киева. 1240-1241 гг - опустошения монголо-татарами Киевского и Галицко-Волынского княжеств.
Стефа́ н Пе́ рмский (коми Перымса Степан, мирское имя неизвестно; около 1330 - 1340, Великий Устюг — 26 апреля 1396, Москва) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии. Почитается Русской церковью в лике святителей, память 26 апреля (по юлианскому календарю). Стефан Пермский стал первым русским продолжателем христианской апостольской просветительской традиции во всем ее объеме. В результате его деятельности Русь стала полиэтнической христианской страной, включающей в себя разные полноправные (в религиозном плане) народы. Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского. Стефан первым обозначил и обосновал движение русской цивилизации на восток, предопределив превращение Руси в Россию. Стефан Пермский был фактически признан святым уже при жизни. Его житие составлено Епифанием Премудрым, лично знавшим Стефана. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 911; Нарушение авторского права страницы