Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Записка соловецких епископов.
Обращение православных епископов из Соловецкого лагеря особого назначения к правительству СССР (т. н. «Соловецкое послание»), май 1926 года. " Несмотря на основной закон Советской власти, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная Российская Церковь до сих пор испытывает весьма существенные стеснения в Своей деятельности и религиозной жизни…. Православная Церковь, сначала в лице покойного Патриарха Тихона, а потом в лице его заместителей пыталась в официальных обращениях к правительству рассеять окутывавшую Ее атмосферу недоверия…. Руководящий орган Православной Церкви еще раз с совершенной справедливостью излогает перед правительством принципы, определяющие ее отношение к государству. Церковь признает бытие духовного начала, коммунизм его отрицает. Церковь верит в Живого Бога, Творца мира, Руководителя его жизни и судеб, коммунизм не допускает Его существования, признает самопроизвольность бытия мира и отсутствие разумных конечных причин в его истории. Церковь полагает цель человеческой жизни в небесном призваний духа и не перестает напоминать верующим об их небесном Отечестве, хотя бы жила в условиях наивысшего развития материальной культуры и всеобщего благосостояния, коммунизм не желает знать для человека никаких других целей, кроме земного благоденствия. С высот философского миросозерцания идеологическое расхождение между Церковью и государством нисходит в область непосредственного практического значения, в сферу нравственности, справедливости и права, коммунизм считает их условным результатом классовой борьбы и оценивает явления нравственного порядка исключительно с точки зрения целесообразности. Церковь проповедует любовь и милосердие, коммунизм - товарищество и беспощадность борьбы. Церковь внушает верующим возвышающее человека смирение, коммунизм унижает его гордостью. Церковь охраняет плотскую чистоту и святость плодоношения, коммунизм не видит в брачных отношениях ничего, кроме удовлетворения инстинктов. Церковь видит в религии животворящую силу, не только обеспечивающую человеку постижение его вечного предназначения, но и служащую источником всего великого в человеческом творчестве, основу земного благополучия, счастья и здоровья народов. Коммунизм смотрит на религию как на опиум, опьяняющий народы и расслабляющий их энергию, как на источник их бедствий и нищеты. Церковь хочет процветания религии, коммунизм - ее уничтожения. При таком глубоком расхождении в самых основах миросозерцания между Церковью и государством не может быть никакого сближения или примирения, как невозможно примирение между положением и отрицанием, между да и нет, потому что душою Церкви, условием Ее бытия и смыслом Ее существования является то самое, что категорически отрицает коммунизм…. Православная Церковь не может по примеру обновленцев засвидетельствовать, что религия в пределах СССР не подвергается никаким стеснениям и что нет другой страны, в которой она пользовалась бы полной свободой. Она не скажет вслух всему миру этой позорной лжи. Тайное избрание Патриарха. Декларация 1927 года
История этих выборов до сих пор не вполне ясна. «Дело» о «тайных выборах патриарха, хранящееся в ведомственном архиве, имеет неудовлетворительный вид и страдает отсутствием многих важных документов, в числе которых упоминающееся в деле как изъятое при аресте еп.Павлина (Крошечкина) обращение митр.Сергия по поводу предпринимаемых выборов, формы выборных бюллетеней и пр. Посему мы приведем две наиболее распространенные теперь версии этих тайных выборов. Согласно первой версии, основанной больше на предании, нежели на документальных материалах, и существовавшей уже давно, но в последнее время дополненной некоторыми новыми фактами, по единогласному решению епископов-инициаторов кандидатом в патриархи был избран митр.Казанский Кирилл, томящийся в ссылке с 1922 и не раз являвший свою стойкость в Православии. Как раз настал конец срока ссылки Казанского владыки (осень 1926), и можно было, хотя и без особой уверенности, надеяться на его освобождение. Митр.Сергий составляет особое тайное обращение к епископам, в котором излагает сущность предпринятого мероприятия. В ноябре 1926 были собраны уже подписи 72 епископов под актом избрания митр.Кирилла патриархом, за второго кандидата проголосовало немного епископов, 166 за митр.Сергия было подано не более одного голоса. Но именно в тот момент, когда казалось, что вопрос об избрании нового Всероссийского патриарха почти решен, был внезапно арестован еп.Павлин (Крошечкин), находившийся проездом в Москве. Вслед за этим последовали и другие аресты. Были арестованы и епископы, чьи подписи стояли одними из первых под актом избрания митр.Кирилла патриархом. Декларация 1927 года
Весьма характерна реплика, опубликованная в «Православном церковном вестнике», печатном органе казанских обновленцев. Заметка интересна тем, что по-своему излагает ход несостоявшихся «выборов патриарха» и даст собственную оценку Декларации: Епископы тихоновского толка сговорились избрать сами без всякого Собора «на вдовствующий патриарший престол» митрополита Казанского Кирилла. С этой целью они собрали около 45 подписей епископов из признаваемых ими шестидесяти249 и направили объявить свою волю через особо посланных двух епископов митрополиту Кириллу Расчет сделан сергиевцами просто: Кирилл будет сидеть в своем заточении, а народу будет внушаться мысль, что Российскую Церковь возглавляет патриарх-мученик. Вместо же него всеми благами мира сего будут пользоваться епископы-тихоновцы. Затея была своевременно раскрыта одним изменником, из числа самих заговорщиков (удивительная осведомленность обновленцев. — А.Ж.), и в результате явилось обращение митр.Сергия к «безбожной» власти с знаменитым отселе уверением: «ваша радость — наша радость». В этом уверении заключается и разгадка, почему тихоновцы никогда не выступают на диспутах против безбожников; для тихоновцев успех безбожия составляет настоящую радость. Но народ они держат во тьме, по примеру фарисеев, говоривших, что народ, не ведущий закона, — прокляти суть.250 Так, Декларация 1927 года, опубликованная митр.Сергием, видимо, из благих побуждений (легализация высшей церковной власти, освобождение томящегося по тюрьмам и концлагерям духовенства и пр.) и явившаяся компромиссом с гражданской властью, оказалась в поле критики как со стороны православных, так и со стороны обновленцев. Не преминули высказать своего негодования и карловчане, собственное каноническое положение которых оставалось зыбким.
Гонения Церкви в 30-х годах Начиная с 1929 года преследование верующих приняло систематический и спланированный характер. Для этого заранее было подготовлено общественное мнение. Центральные газеты регулярно изображали верующих как агентов капитализма и империализма, как людей враждебных советской действительности. То есть звучали уже хорошо нам знакомые обвинения в нелояльности к власти, на этот раз - к советской. 1 марта 1929 года Всесоюзный Совет Профессиональных союзов выпустил циркуляр “Об усилении антирелигиозной пропаганды”, в котором речь шла о том, что религиозные организации служат прикрытием для антисоветской работы кулацких и капиталистических элементов. В 1930 году вышло Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР “О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений”. В соответствии с этим постановлением из состава руководящих органов религиозных объединений должны были быть исключены кулаки, лишенцы и другие враждебные Советской власти лица. В 1929-1930 годах наблюдается активная деятельность властей по преследованию священнослужителей и закрытию церквей. Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 года «О религиозных объединениях», каждая религиозная община, обязана была заключить договор с райисполкомом на право пользования молитвенным зданием. В соответствии с договором необходимо было предоставлять в РИК в установленные сроки ежегодную отчётность о приходно-расходных средствах, поступающих в общину, об изменении членов общины и списков всего состава религиозного объединения, а также протоколы собраний и совещаний. Кроме того, община должна была регулярно производить ремонт храма за счёт своих средств. Не выполнение условий договора той или иной религиозной общиной формально служило для властей поводом по его расторжению, а затем и закрытию самой церкви. По сути, многие церкви Солигаличского района были закрыты по причине не выполнения договорных условий в части ремонта «молитвенного помещения». В то же время выполнить условия договора не представлялось возможным, так как новая власть не была заинтересована в оказании помощи церкви. 1927 году вступило в силу положение о лишении служителей культа, которыми считались пресвитеры, диаконы, регенты, проповедники, некоторых гражданских прав, в том числе права избирать и быть избранным в органы власти. Таким образом они получали статус “лишенцев”. “Лишенцы” облагались специальным налогом, не имели права быть членами профсоюза, а значит и получать пособие по болезни, имели право лишь на низкооплачиваемую работу и т.д. Это был тяжелый удар для верующих и их семей.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы