Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская культура ХIII—XV вв.



В русской культуре XIII—XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним

рубежом в развитии культуры XIII—XV вв. явилась Куликовская битва (1380). Если для

первого этапа характерны стагнация и падение после страшного удара монгольских полчищ, то

после 1380 г. начинается ее динамичный подъем, в котором прослеживается начало слияния

местных художественных школ в общемосковскую, общерусскую культуру.

Устное народное творчеств о. В период борьбы с монгольскими завоевателями и

золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими

красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа,

придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили

второй жизнью. Новые легенды (такие, как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже»

— городе, ушедшем на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися

врагам, и ставшем для них невидимым), звали русских людей на борьбу за свержение

ненавистного золотоордынского ига. Складывается жанр поэтических исторических песен. К их

числу относится «Песня о Щелкане Дудентьевиче», которая рассказывает о восстании в Твери в

1327 г.

Летописание. В условиях, когда шло восстановление хозяйства и наметился его подъем, все

более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги

вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой

ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с

геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав — более свободное и

беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму. Наряду с

бумагой в особо важных случаях продолжали использовать пергамент, различные виды

черновых и бытовых записей делались, как и раньше, на бересте.

Как уже отмечалось, в Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-

татарского нашествия и ига. В конце XIII — начале XIV в. возникли новые центры

летописания. С 1325 г. летописные записи стали вестись и в Москве. В период складывания

единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. Когда Иван III шел

походом на Новгород, он не случайно взял с собой дьяка Степана Бородатого: тот мог хорошо

«говорить по летописцам вины новгородские», т. е. доказать на основе летописи необ-

ходимость присоединения Новгорода к Москве.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись,

погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного

свода. В основе их — идея общерусского единства, исторической роли Москвы в

государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и

Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира

вызвали появление хронографов — сочинений по всемирной истории. Первый русский

хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

Исторические повести. Распространенным литературным жанром того времени были

исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц,

конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью

летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве

на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского

богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и др.

Блистательной победе Дмитрия Донского в 1380 г. посвящен цикл исторических повестей

(например, «Сказание о Мамаевом побоище»). Софоний Рязанец создал знаменитую

патетическую поэму «Задонщина», построенную по образцу «Слова _______о полку Игореве». Но если

в «Слове» описывалось поражение русских, то в «Задонщине» — их победа.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы.

Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания

крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в

Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря, поддержавшего

великого Московского князя в борьбе с ордынцами, с чьим именем связано формирование

русского национального самосознания.

«Хождение за три моря» (1466—1472) тверского купца Афанасия Никитина — первое в

европейской литературе описание Индии. Свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30

лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в

Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили

десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры

и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине

улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных

украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Яркая и

самобытная архитектура Новгорода и Пскова практически не изменялась в течение столетий.

Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют

консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы.

Отсюда ориентация главным образом на местные традиции.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV—XV столетиям.

Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря

(1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова

монастыря в Москве (1427) — продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного

зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого

московского князя — создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский

Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии

Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления

сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием

итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в

конце XV — начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

Территория Кремля в 27, 5 га была защищена стеной из красною кирпича, длина которой

достигала 2, 25 км, толщина стен — 3, 5—6, 5 м, а их высота — 5—19 м. Тогда же, в XV в., были

возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Кремль

занимал место на мысу при впадении реки Неглинной (заключенной сейчас в коллектор) в

Москва-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким

образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей,

построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки. Под укрытием мощных

стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных

учреждений, монастыри.

Сердце Кремля — Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; его

центральным сооружением является колокольня Ивана Великого (окончательно достроена при

Борисе Годунове, достигает в высоту 81 м).

В 1475—1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля — Успенский. Храм

начали строить еще псковские мастера (1471). Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве

разрушил стены здания. Возведение Успенского собора поручили талантливому зодчему

итальянского Возрождения Аристотелю Фиораванти. Образцом ему послужил Успенский собор

во Владимире. В Успенском соборе Московского Кремля Фиорованти сумел органично

соединить традиции и принципы русского (прежде всего владимиро-суздальского) зодчества и

передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный пятиглавый

Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари

венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные

решения.

В 1481—1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь

московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством

итальянца Алевиза Нового была сооружена усыпальница Московских великих князей —

Архангельский собор (1505—1509). Если план здания и его конструкции выполнены в

традициях древнерусской архитектуры, то внешнее убранство собора напоминает настенные

украшения венецианских дворцов. Тогда же была построена Грановитая палата (1487—1491).

Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата

являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого

опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь

около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили

приемы, принимались важные решения.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в

живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII вв.

В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший

из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви

Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, экспрессией,

аскетизмом, возвышенностью человеческого духа. Феофан Грек умел сильными длинными

мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее

трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей

поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника

Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не

сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Андрей Рублев жил на рубеже XIV—XV вв. Его творчество было вдохновлено

замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Московской Руси,

ростом самосознания русского народа. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила,

идеи единства и мира между людьми, человечность отразились в произведениях художника.

Гармоничное, мягкое сочетание нежных, чистых красок создает впечатление цельности и

законченности его образов. Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая

одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной

манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве

мира и человечества.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского

собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее),

Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Русская культура XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную Жизнь общества. Большую

роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив

образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально

провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные

достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование

определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за

образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита

Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Русских землях, вошедших

в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и

т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Общественно-политическая мысль. События XVI в. вызвали обсуждение в русской

публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о

церкви, о месте России среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение

«Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с

рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо

выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса,

основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя.

Наследник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах

получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и

драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с

гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся». Российское

государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический

процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим — Вечный город — погиб из-за

ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный

хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на

дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места

знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя

Андрея Курбского.

Летописание. В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого

жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления

Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим

крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия».

Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены

по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение

текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромны летописный свод,

своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в

XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит

около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода

(«лицо» — изображение). Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили исторические

повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О

прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об

обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая

разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни, —

«Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считаю Сильвестра.

Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда

была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без

точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г.

Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских

людей XVI в.— Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на

Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных

книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый

русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано

всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было

строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса

здания держится на фундаменте. Наиболее _______известными памятниками этого стиля являются

церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного,

Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых

монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были

сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских

городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский

собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных

или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных

ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому —

покровителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая

с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной

Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка

жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова

«город», либо от тюркского «крепость»). Стена Китай-города защищала торг на Красной

площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были

возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное

кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на

валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани,

Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы

(Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на

далеком Севере (Соловецких островах).

Живопись. Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был

Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись

Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из

жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная

яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как

удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или

фрески.

Русская культура XVII в.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли,

ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней

светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от

слова «мирской» — светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное,

«латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в

лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в

специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые

идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были

знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах

военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и

культурных связей с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с

Россией.

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ.

Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора,

Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом

единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к

грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф.

Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия

Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-

латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии...

до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки,

окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой

академии учился и М. В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты

в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой

точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В

1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между

Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские

поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в.

сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература. В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый

летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного

времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие

публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана

Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на

события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра

сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о

куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу,

высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная

волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и

любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного

сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение),

где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая

начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в.

«Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр. Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре

года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В

репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный

театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил

бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных

представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и

смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью.

Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся

беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в.

многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг

на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили

многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое

обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем,

дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в

Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII

в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к

ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в

Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно

назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества

Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках

(неподалеку от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при

строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили

свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других

башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим

спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного

митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный

характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской

интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-

Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также

украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля,

получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского

барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего

монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем

Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве

зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных

украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко

можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены

еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского

Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада,

свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в

рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали

современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское.

Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими

мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в.,

когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи.

Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе

«Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в

изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи,

характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной

живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора

Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична

иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые

парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного

искусства в XVIII в.


Поделиться:



Популярное:

  1. II серия заданий (звуковая культура речи).
  2. II.2. Этическая и эстетическая интерпретации катарсиса в 16-18вв.
  3. XI ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СПОРТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
  4. XVIII–XIX вв.: нарастание страха
  5. Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории, Русское Возрождение, 1980-82, NN 11-18.
  6. Анализ конспект урок физическая культура
  7. Антропология права в координатах Культура — Общество
  8. Арабоязычная культура и медицина
  9. Архивы и архивное дело в Древнерусском государстве, в период феодальной раздробленности, в Русском централизованном государстве (IX-XVIIвв.)
  10. Архитектура Нововавилонской империи (VII-VI вв. до н.э)
  11. В XVII—XIX вв. продолжительность творческой жизни ученого, которая составляла 35—37 лет, была в 2—3 раза меньше продолжительности существования общепринятых теорий и методов исследований.
  12. ВЕРОВАНИЯ, ФОЛЬКЛОР, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.142 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь