Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Основные эстетические понятия модернизма.




Основные эстетические понятия модернизма.

Эстетика – это философская основа искусства, ключ к пониманию искусства. Александр Баумгортен основал первые основы эстетики в 18 веке. Происходит пересмотр всей системы. Самой главной категорией в эстетике была категория красоты. На протяжении всей классической эпохи красота в искусстве не являлась буквальным отражением жизни. Первые изменения в эстетике осуществлялись художниками поэтами.

Шарль Бадлер (фр.поэт) – 1857г. издал цикл «Цветы зла». Его обвинили в оскорблении религии, подвергли гонению. В стихах он усомнился в том, что красота полезна человеку. Стихотворение «Падаль». Поэзия может рождаться из разных вещей. Все искусство модернизма теперь отталкивается от мысли о правде жизни. Абсолютная красота – это красота мертвая. Стирались границы между искусством и не искусством.

Марсель Дюшан считал, что художник должен увидеть образ в бытовых вещах.

Другая категория – категория трагического.

Ницше: искусство является продолжением трагедии жизни. Воплощением трагического является противоборство дианисийского и апполонского начал. Доминирует чувство. С т.з. Ницше искусство базируется на природе. Художник должен находиться во власти своей интуиции.

Последователь Ницше – Мигель де Унамуно: современное искусство должно базироваться на трагическом чувстве как основном мироощущении. Только герой, доведенный до отчаяния, может выйти к новому пониманию жизни. Ницше и Унамуно пришли к необходимости создания экспрессионизма.

В конце 19в. – декаданс: пессимистическое настроение, мистические представления о жизни. Культивируется эстетика, противоречащая с классическими нормами. Трансформация классической эстетики связана с новыми категориями. Категория игры была в творчестве классических писателей (Шиллер, Кант). Особой категорией она становится в эпоху модернизма. Эту категорию сформировал Х. Ортеги-и-Гассет. Он же сформировал категорию дегуманизации – отказа от изображения человеческого в искусстве. Гассет считал, что искусство может носить как дегуманизированный вид (сложный), так и может носить массовый характер. С т.з. Гассета, дегуманизированное – это искусство модернизма. Массовое – это искусство для среднего человека. Понятие «игры» используется для характеристики модернизма и массового искусства. В них используются разные типы игры. Игра в массовом искусстве: базируется на чувствах, требует буквального восприятия. Игра в модернизме: требует работы воображения, того, чтобы у человека была потребность в индивидуальном восприятии. Другая категория – категория сублимации. Эстетика модернизма начинает формироваться через привлечение разл.понятий из др.сфер.

2. Основные художественные характеристики модернизма:

Модернизм – ряд направлений искусства 20 века, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм был подготовлен декадентством, т.е. особым миропониманием распространенным в конце 19 – начале 20 века и характеризовался чертами: -неприятие реальной жизни- культ красоты- отрицание социальных проблем -восприятие жизни как эстетического процесса. Наиболее ярко декаданс проявился в модерне и символизме. Модернизм был подготовлен авангардизмом, т.е. особо новаторским искусством, представители которого в манифестной форме призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, резко противоречащее традиционному искусству. На искусство модернизма оказ.влияние идеи Шопенгауера, Ницше, Фрейда, Камю, Сартра, Бергсона. Черты модернизма:1.Разрыв реалистических традиций2.отказ от изображения социальных и исторических реалий3.Субъективизм4.Индивидуализм5.протест против всякой традиции6.преобладающая роль формы над содержанием7.Синтез искусств8.Опора на иррациональное9.Дегуманизация10.Эстетизм, в т.ч. антиэстетизм

Импрессионизм как предтеча модернизма.

Импрессионизм – то течение, без которого осуществить переход от классического искусства к модернизму не возможно. Появился во Франции во второй пол. 19 века. В основе слово impression – «впечатление»: от картины Клода Моне «Восход солнца. Впечатление». Это была издевка над творчество Моне, т.к. он не соответствует требованиям «Французской академии художников», которая строго отбирала работы для выставки. За 10 лет до этого возникла «Барбизонская школа» (писали сельские пейзажи). Пленер – работа на свежем воздухе. Появление фотографии подстегнуло художников к поиску нового худ.языка и переосмыслению иск-ва. Работы художников были отвергнуты Академией и позже были показаны на выставке «Отверженные». Художники: Ренуар, Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсаро, Эдуар Мане. У каждого из них своя тема, но общая эстетика:1.Обращение к современной теме



2.Интерес к обычному человеку (бытовые сцены)3.Отказ от работы в мастерской (на пленере – меняется освещение, картины светлые по колориту)4.Спонтанность создания произведения (огромную роль играют эмоции)Они стремятся зафиксировать сиюминутные впечатления от вещи.Приемы импрессионистов:1.Использование чистой краски2.Создание ощущения неустойчивости, подвижности3.Нарушение композиции4.незавершенность картин5.Использование природных, оптических эффектов (серийные картины в разный период дня)Свобода в творчестве художников:

Клод Моне пытался показать, как свет меняет изображение.(«Кувшинки», «Свод скалы Этрет», «Стог сена зимой»).Ренуара привлекала такая категория, как температура.(«Плавучий ресторанчик», «Танцы в городе», «Две читающие девочки в саду»).Дега работал с понятием «линия». Изображает движение. («Урок танца», «Балетная школа», «Женщина, моющая спину»).Эдуар Мане: «Бар в Фоли-Бержер», «Завтрак на траве».Писсаро: «Оперный проезд в Париже», «Бульвар Монмартр в Париже».

Сравнительная характеристика импрессионизма и постимпрессионизм.

Общие черты:-современная тематика -работа с чистым цветом -яркий колорит -работа на пленере -нарушение композиции

У постимпрессионистов появляется:-отказ от трехмерного пространства -привнесение в картину идейности -деформация формы

Эти расхождения позволяют рассматривать их творчество как модернистское. Постимпрессионизм появляется в 80-90г. 19 века. Художники, усвоив эстетику импрессионизма стрямятся к более смелым решениям. Они усовершенствуют систему. Ван Гог: «Звездная ночь», «Подсолнухи», «Ирисы», «Автопортрет с отрезанным ухом». Поль Гоген: «Натюрморт с попугаями», «На берегах Марны», «Таитянки». Лотрек: «Две подруги». Сезанн: Большие купальщицы», «Вакханалия», «Натюрморт с черепами».

Понятие декаданса. Основные течения русского декаданса.

Декадентство (decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й пол XIX — нач XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам. Характерными чертами декадентства считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Супрематизм К. Малевича.

Как и многие крупные мастера авангарда Казимир Малевич не получил систематического образования.Сначала он занимался в художественной школе в родном Киеве, с 1904 г.-в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в частной школе, но нигде не задерживался долго.В его творчестве можно выделить несколько этапов: импрессионизм, примитивизм(первая крестьянская серия).Важным событием в жизни М. стала работа над оформлением футуристической оперы Матюшина, Крученых, Хлебникова «Победа над Солнцем».Рисунки к этому спектаклю стали решающим шагом на пути к новому стилю, который позже получил название супрематизм(от лат.- высший).Окончательные его черты появились в серии картин, показанных М. на последней выставке футуристов в Петербургев1915г.В их числе был и знаменитый «Черный супрематический квадрат».Отныне главным элементом живописи мастера стали простейшие геометрические фигуры- квадрат, крест, прямоугольник.Одна из их может занимать все полотно.Но возможна композиция из нескольких фигур,обычно квадратов и прямоугольников, расположенных так, что они кажутся летящими в пространстве.Эти формы помещены в особую среду, в которой уже не действуют земные физические законы и обыденные представления о логике и здравом смысле.Художник способный к «космическом охвату» пространства, наделен совершенно особой миссией.В первые годы после Октябрьской революции он ставил задачу капитального переустройства жизни посредством супрематизма.Именно с этой целью М. основал в Витебске в 1919г. группу УНОВИС(Утвердители Нового Искусства).Члены объединения оформляли спектакли и революционные праздники, устраивали выставки и выступали с теоретическими манифестами.Переехав в Петроград, М. возглавил один из научных отделов Института художественной культуры.В это время он разрабатывал теорию «прибавочного элемента».М. пришел к выводу, что каждое направление возникает под влияние нового элемента формы, который зарождаясь в предшествующем движении, принципиально его изменяет.Этими элементами он считал «волокнистую кривую» Сезанна, «серповидную» линию кубизма, «прямую» линию супрематизма.Он объяснял процесс развития искусства поисками в области абстрактных форм.Период супрематизма, безусловно, самый яркий, но непродолжительный этап в творчестве М.В конце 20-х он снова вернулся к изобразительной живописи и создал вторую «крестьянскую серию», в этой серии четко прослеживаются супрематические конструкции.Супрематизм М. – это не просто новое течение в живописи.Он подвел своеобразный итог целому этапу в развитии искусства 20в., экспериментам европейских и русских мастеров в области художественной формы.Влияние супрематизма сказалось не только на живописи, но и в архитектуре, скульптуре, дизайне, декоративном искусстве.

15. Примитивизм (неопримитивизм)- направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Его главным признаком было программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д. В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию. Наивный, детский взгляд на вещи помогает прояснить исходный замысел, убрать усложняющие, отвлекающие детали. примитивизм позволил соединить новые художественные течения с народной традицией (буйство чистого цвета, орна-ментальность) и с дорогим сердцу любого человека детским рисунком. Правда, приближение примитива к массам во многом иллюзорно: даже народное искусство сегодня оказывается двухслойным - профессионал видит его произведение совсем иначе. Фактически, примитив (особенно сближающийся с детским рисунком) - это стилистическая маскировка экспрессионизма. Например, творения гениального австрийского экспрессиониста Оскара Кокотки только специалистам напоминают народные картинки. Ближе к символизму многозначительно упрощенные образы мещан у М.З. Шагала. Возвышенный строй его живописи контрастирует с как бы иллюзорной реальностью провинциального го-Родка именно из-за схематизации изображения. Подражает рисункам на заборах (с надписями) и лубкам в своей иронической солдатской серии М.Ф. Ларионов. Грустные размышления об идеалах женской красоты навевает его картина "Венера", будто пальцем нарисованная на крашеной панели (была событием на грандиозной выставке "Москва—Париж" в 1981 г.). Примитивизм служит и естественным способом самовыражения художников-самоучек. Один из таких гениев был обнаружен художниками в Тбилиси 1910-х гг.: Нико Пиросманишвили. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостной мгновенности земного существования. Вывески, написанные на черной клеенке, будто с грустью демонстрируют иронично-упрощенные предметы вожделений человеческих. Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятельностью в 1960—1980 гг. Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники которого выявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки. Руссо (Rousseau) Анри - французский живописец. Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. Его творчество вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения. Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо. Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей С.Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Прозвище Руссо - Таможенник - обязано своим происхождением его основной профессии. Его первые работы Итальянский танец и Заход солнца были выставлены в Салоне на Елисейских Полях.Он написал картины Вечер карнавала и Раскат грома, Бедный бес. После пира, Отъезд, Завтрак на траве, Самоубийство, Моему отцу, Автопортрет, Автопортрет-пейзаж, Тигр преследует путешественников, Столетие независимости, Свобода, Последний из 51-го полка, Война, и сделал примерно двести рисунков пером и карандашом и большое число видов Парижа и окрестностей.Леон Жером упоминается первым среди учителей. Если сравнить детали известной картины Жерома Бой петухов, особенно пейзажный фон на заднем плане, с тем, что писал Руссо, то легко понять, как последний стремился усвоить академическую точность форм, но отбросить при этом традиционную холодность и жесткость, типичные для манеры Жерома. Что касается выбора сюжетов, то достаточно вспомнить, что Жером охотно писал диких животных: Львица, нападающая на ягуара. Любовь диких животных в клетке. Святой Иероним, спящий на льве - названия этих работ напоминают нам о Руссо. Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное. У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого - эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, осо­бенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (поэтому почти все изображенные на его портретах одеты в черное). в картине Мальчик на скалах, где можно понять, что это - портрет умершего ребенка. На выставке Независимых художников 1894 года обратила на себя внимание картина Руссо Война. «Спящая цыганка» -эта картина была обнаружена в 1923 году, когда работы Руссо еще не были широко известны. Одни счи­тали ее подделкой, шуткой, авторство которой приписывалось Дерену. Она обладала оригинальным стилем, поскольку не имела ничего общего с плоским воспро­изведением пейзажа, но, напротив, выказывала все признаки высокого реализма. «Сон» - таково название последней картины Руссо. Прорисовав карандашом все контуры тропической растительности, он наносил там и здесь мазки различ­ных оттенков зеленого цвета: Руссо сообщил Соффичи, что уже использовал двадцать два оттенка, каждый из которых он прописывал по несколько раз и при их смене тщательно промывал палитру.Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Последнее оставалось для него камнем преткновения — он так и не смог научиться следовать законам перспективы.

 

Творчество М. Шагала.

Творчество Марка Шагала охватило почти все 20-е столетие.Он принадлежал к тому типу мастеров, которые, имея ярко выраженные национальные корни, удивительно естественно чувствуют себя в любой культурной среде, с легкостью осваивают традиции разных стран, эпох и стилей, сохраняя при этом неповторимый почерк.Шагал родился в семье грузчика на окраине Витебска, в местечке под названием Песковатки,населенном в основном еврейской беднотой.Его образование началось с изучения Библии,потом он поступил в Витебское городское четырехклассное училище.Потом он поступил в Школу живописи и рисунка в Витебске.В1906 году Ш. отправился в Петербург, раздобыв бумагу о том, что едет с коммерческой целью, только так еврей мог получить вид на жительство в столице.Некоторое время он посещал различные художественные школы.Уже в ранних произведениях Ш. появляется характерный прием его зрелого творчества- предметы сдвигаются с привычных мест, и на полотне создается совершенно особая загадочная атмосфера.Тогда молодой художник ориентировался на творчество французских постимпрессионистов, которое было ему знакомо по репродукциям.Он всей душой стремился в Париж.Деньги на поездку дал один из поклонников его творчества.В1910г. Ш. впервые попал в Париж, там он пережил по собственному выражению, «революцию видения», познакомившись с традициями французской живописи.Здесь окончательно сложилась своеобразная манера живописца, построенная на выразительных преувеличениях, проемах французского кубизма и народного лубка.В Париже он вспоминал родной Витебск, посвящая ему свои работы(«Скрипач»).В 1914г. в берлинской галерее «Штурм» прошла первая персональная выставка Ш., после нее он довольно быстро стал признанным авторитетом, его произведения начали коллекционировать.В 1014г. Ш. приехал в родной город на свадьбу сестры.Он собирался вернуться в Париж, но началась 1 мировая война, и это оказалось невозможно.Ш. целый год прожил в Витебске.Он женился на Белле Розенфельд, которая стала подлинной музой мастера.Образ жены есть во многих произведениях(«Прогулка»)Ш. считал, что любовь несет в себе творческое начало и возносит над повседневностью.1915г.После Октябрьской революции Луначарский назначает его на должностьпредседателя губернского Отдела народного образования.С1920г. он уже работал в Государственном еврейском камерном театре в Москве.Ш. написал для него 7 панно, украсил потолок и занавес.В1022г. он вместе с семьей уехал во Францию.После отъезда из страны Ш. много работал.В начале 60-х он получил заказ на создание плафона парижского оперного театра «Гранд-Опера».В то время большое место в творчестве живописца занимали библейские образы.Он создал множество витражей и панно для знаменитых средневековых соборов Франции и Германии.В картинах появились новые черты,по сравнению с ранними произведениями колорит последних полотен тоньше и нежнее,еще точнее стал рисунок.Но святая земля- это по-прежнему Витебск с его «танцующими» домиками, маленькими смешными героями.В 1973г. Ш. приезжал в Москву и Ленинград.Умер он в 98 лет.До конца дней художник мечтал об идеальном мире, полном света и дающем ощущение свободного полета,о мире,который он так блистательно воплотил в живописи.

Сюрреализм. Р. Магритт.

Слово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 г. Сюрреалистические группы постоянно обновлялись. Поэтому за всё время существования движения с ним оказалось связано множество художников, определивших развитие искусства XX в. Начиная с 30-х гг. выставки сюрреалистов стали международными. Сюрреалисты использовали в одном произведении совмещение образов, лишённых логических взаимосвязей. Всё это подкреплялось философией Анри Бергсона, который считал, что суть явлений можно постичь не разумом, а только интуицией. Сюрреалисты взяли на вооружение и теории австрийского психолога Зигмунда Фрейда о бессознательном как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания подлинных вкусов, влечений и причин поступков человека. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, представления, образа из сновидений и т. п., высказывает все, без разбору мысли, которые приходят в голову. Так же рождается сюрреалистический образ: он возникает вследствие «чудесной встречи», т. е. произвольного с точки зрения обыденной логики соединения в тексте либо на холсте различных слов или изображений. Считалось, что именно в этих случайных «встречах» могут обнаружиться черты ощущаемой, но скрытой для разума поэтической реальности. Для сюрреалистов характерно коллективное творчество.

Главные принципы сюрреализма:-автоматизм(Случайно возникающие линии и пятна, напоминающие некие образы, кот-ые при последующем движении руки художника изменялись)- сновидческие образы-использование «обманок»

Отличительной особенностью многих полотен стали реальные, подчас доходящие до натурализма изображения персонажей и их окружения, но в фантастических, бредовых сочетаниях. Этот приём называли «обман зрения» или «обманка». Такова скандальная работа «Дева наказывает Иисуса в присутствии А. Б., П. Е. и художника» Маркса Эрнста.

Бельгийский художник Рене Маргритт придавал своим сюрреалистичным работам загадочный характер. На картине «Шедевр, или Мистерия горизонта» (1955 г.) синей лунной ночью на городском пустыре стоят три человека в одинаковых чёрных пальто и чёрных котелках, похожие друг на друга, как близнецы. Их фигуры чётко видны на фоне отдалённой городской застройки. Они повернулись в разные стороны, и ни один не смотрит на зрителя. Над головой каждого — тоненький серп месяца. Этот загадочный, неподвижный господин в котелке, который может раздваиваться, расстраиваться, а иногда выступает и в одиночку (обычно спиной к зрителю), — сквозной персонаж творчества художника. Героев Магритта очень трудно назвать одушевлёнными, несмотря на то что они хорошо и точно выписаны. Поэтому превращения, происходящие с ними, — неожиданное растворение в пространстве («Чёрная магия», 1935 г.) или исчезновение лица почтенной дамы за букетом фиалок («Большая война», 1964 г.) — вполне соответствуют ещё одной идее сюрреализма, идее «промежуточности». Литераторы изобретали «промежуточные слова», вроде «облаколенопреклонение». У Магритта в «Красной модели» (1935 г.) на землю перед деревянной стеной аккуратно поставлена пара ботинок-ног. Тщательно выписаны десять пальцев и даже прожилки на коже стоп. Но на месте лодыжек (здесь художник и завершает «ноги») — шнуровка, а сами они полые. Картины Магритта — интеллектуальные игры, подчас очень жёсткие, посредством которых он пытался вызвать изумление у зрителя, заставить его заметить странности, скрытые в упорядоченном и незыблемом, на взгляд обывателя, укладе жизни.

Символом же движения стало творчество испанского художника Сальвадора Дали.

Творчество С. Дали.

считал существование на публике еще одной гранью. Д. страстно увлекался импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом. Увлекался идеями Фрейда. Но при этом в отличие от многих представителей авангарда всегда почитал классиков и не стремился никого ниспровергать.

Поступив в 1922 г. в мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, Дали сблизился с поэтом Лоркой и Луисом. Из академии Дали был исключён в 1926 г. В 1928 г. Дали вместе с Буньюэлем написали сценарий, а затем поставили фильм «Андалузский пёс». Картина стала сюрреалистическим манифестом в кино и вызвала скандальную реакцию у критики и публики. В 1929 г. Дали соединил свою судьбу с Элен Элюар (Гала). Она стала постоянной моделью художника, первые сюрреалистические полотна Дали. Каждая картина - интеллектуальный ребус.

В реализме написал «женская фигура у окна». В сюрреализме – идеи Фрейда. Писал методом «автоматизма». Д. было тесно в рамках сюрреализма, он считал, что бессозн надо не просто использовать, им надо управлять.

С 1936 в годы войны его работы полны уродливых изображений(«лицо войны»). В нач.30-х не живописные опыты, тк не было денег. С 1945 – ядерный мистецизм. После войны стал верующим – «тайная вечеря». «Постоянство памяти». «загадка вильгельма телля».

22. Театр жесткости Арто Антонен Арто - французский режиссер, актер, поэт, теоретик театра. Один из основателей Театра «Альфред Жарри» (1926-1929).. В возрасте четырёх лет Арто переболел, следствием чего стало психическое заболевание, от которого он страдал на протяжении всей жизни Проходя лечение в, по назначению врача Арто начинает принимать и быстро приобретает зависимость, от которой он не смог избавиться до самой смерти. Умер в Париже.Театр жестокости / Крюотический театрТеатральные взгляды Арто нашли отражение в сборнике статей «Театр и его Двойник». Пафос системы Арто — в отрицании театра, в привычном понимании этого явления. То есть театра, удовлетворяющего традиционным запросам публики. Сверхзадача — обнаружить истинный смысл человеческого существования через разрушение случайных форм. Противопоставление театра обыденного, мертвого и театра, раскрывающего самую суть бытия, и есть демонстрация театра и его Двойника, являющегося, на самом деле, подлинным Театром.Термин в системе Арто имеет значение принципиально отличное от бытового. Если в обыденном понимании жестокость связана с проявлением индивидуализма, то по Арто, жестокость — осознанное подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности. Жестокость свойственна любому действию, проявление добра — тоже ЖестокостьЖестокость, в понимании Арто, суть акт творения.Арто стремится к реализации кАристотеля. В процессе крюотического спектакля актёр должен оказаться в таком же положении, как обычный человек в пограничном состоянии. Пройти весь катартический процесс (но без реализации, например, убийства) актёру дает художественная структура произведения, уравновешивающая конфликт до развязки, то есть до момента отождествления противоборствующих сторон и — как следствие — уничтожения внешней формы. По Арто на сцене идет реальное проживание событий, но не первичное, а вторичное, воссоздаваемое по воспоминаниям. К этому процессу посредством коллективного бессознательного приобщаются все присутствующие в зале, становясь не зрителями, но соучастниками.В своей системе Арто соединяет структуру мифологическую и структуру катартическую, обе из которых направленны на уничтожение личностного начала героя, его слияние с миром. Помимо этого в своих спектаклях Арто использует также базовые принципы ритуального построения действия. То есть «театр жестокости» имеет каратическую структуру и ритуальную основу.С осени 1924 года Арто становится одним из лидеров и теоретиков сюрреализма. Театр Альфреда Жарри не имел постоянной труппы. Ее составляли актеры других парижских коллективов, будущие знаменитости — Таня Балашова, Этьен Дакру, Раймон Руло, а такжеЖеникаАтанасиу. Постановка «Сна» А. Стриндберга была принципиальна для Театра Жарри. Здесь раскрылись две тенденции эстетики Арто того периода символистская и сюрреалистическая. Арто интересовала сюрреалистическая эстетика сна, а именно восприятие сна как некоей сверхреальности, связующей настоящее, прошлое и будущее. Сновидение сливается с реальностью, фантастические картины сна воспринимаются как естественные. Последний спектакль Театра Жарри состоялся в январе 1929 года. Это была сюрреалистическая пьеса «Виктор, или Дети у Власти» Витрака. Все несуразности обыденной жизни были показаны глазами ребенка. Соединение прекрасного и низменного воплощалось в таких персонажах, как красавица Ида, страдающая «медвежьей болезнью». Увидев в Париже ритуальные представления театра с острова Бали (1931), Арто утвердился в решении заимствовать для своего театра приемы театра восточного. С этого момента и до конца своей жизни Арто будет разрабатывать и пытаться осуществить концепцию «театра жестокости» («жестокость» в данном случае — особое философско-эстетическое понятие). В ноябре Антонен записывает спектакль «Покончить с Божьим судом». Он выступил здесь и как автор новой музыки, играя на барабане, гонге, ксилофоне и других инструментах. В передаче приняли участие Роже Блен и Мария Казарес. Тексты Арто отличались антирелигиозностью, разнузданностью, эпатажем. Цензура передачу запретила.Согласно концепции "театра жестокости", "слова мало что говорят духу, но пространственная протяженность и сами объекты говорят весьма красноречиво" (А.Арто). Именно и только "посредством активных жестов" театральное действо способно "объективно выражать тайные истины" (А.Арто). Таким образом, концепция "театра жестокости" являет собой "физическую, а не словесную идею театра, которая как бы сдерживает театр в границах того, что может происходить на сцене, независимо от написанного текста", — в этом смысле "театр жестокости" практически заменяет собою "тот тип театра, каким мы его знаем на Западе, театра, частично связанного текстом и оказавшегося ограниченным таким текстом"Умер в Париже 4 марта 1948 года

 

Творчество П. Пикассо.





Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1693; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2021 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.) Главная | Обратная связь