Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
История декоративно-прикладного искусства насчитывает не одну тысячу лет. Начало этого вида человеческого творчества уходит в глубокую древность — за несколько десятков тысяч лет от нас. Все, что когда-то было сделано человеком и для человека, уже можно назвать предметами, изделиями прикладного искусства, ибо сущность этого вида творчества вытекает из самого названия «прикладное», т. е. «прикладывать». Прикладывать к человеку, к его нуждам и потребностям. Несмотря на огромное количество времени, в котором существует человечество, самой яркой и первой из известных на сегодняшний день цивилизацией Древнего мира является Древний Египет. 40 ООО лет разделяет росписи пещеры Ласко, сделанные доисторическим человеком, и первый предмет искусства древнего царства Египта. Первый раздел учебного пособия, посвященный декоративно-прикладному искусству Древнего мира и Западной Европы нашей эры, начинается с изучения декоративного искусства Древнего Египта, государств Месопотамии, а также острова Крит. Для прикладного искусства Древнего мира, в который входят как Древний Египет, так и государства Древнего Востока, от шумеров до персов, а также открытая Генрихом Шлиманом цивилизация средиземноморского острова Крит, характерны общие черты. Это простота геометрических форм художественных изделий и орнаментальных мотивов, их заполняющих. Это использование разнообразных, но тем не менее простых материалов. Самыми распространенными были глина, камень, дерево. История египетской цивилизации и культуры насчитывает несколько тысяч лет. Ее корни уходят в так называемый бронзовый век. Название это следует из особенностей обработки новых для человека материалов. В основном это бронза, из которой отливали, а впоследствии чеканили изделия. Изначально все изделия, производимые в Древнем Египте, создавались для нужд человека в повседневной либо в загробной жизни. Удивительно, но изделия, создаваемые для использования в стране «вечного покоя», поражают невероятным чувством меры, пропорциями и красотой. В то же время для жизни каждодневной изделия производились из достаточно хрупких материалов: глины, дерева. Тем не менее древнеегипетские мастера проявили себя и здесь. Это глиняная посуда, деревянные шкатулки и письменные приборы, стеклянные косметические принадлежности и огромное количество всевозможных женских украшений. Открытые человеческому глазу сокровища гробниц фараонов заставили говорить о древних ремесленниках как о талантливых ювелирах. Золотые изделия, украшенные цветными пастами (эмальерное искусство египтянам не было известно), поражают как разнообразием ассортимента, так и мастерством исполнения. Керамика. В Египте процветало производство каменных сосудов. Каменные вазы находят в гробницах I династии. Уже в эпоху неолита распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. В VI тысячелетии до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика, появляется лощеная керамика. В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египте ремесленники начинают использовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственной профессией. Благодаря открытию глазури, пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и способы украшения превращали керамические изделия в произведения искусства. Древний Египет является родиной фаянса. Именно там начинают впервые покрывать керамические изделия глазурью, обжигая затем при высокой температуре. Египтяне именовали его tjehnet (буквально, «то, что светится, мерцает»), наделяя сакральным смыслом и включая в число ювелирных материалов наряду с необычайно ценимыми лазуритом и золотом. Стекло. Не менее распространенным материалом в искусстве Древнего мира было и стекло. Наконечники стрел, ножи, изготовленные первобытным человеком из природного вулканического стекла (обсидиана), были найдены в самых различных местах земного шара. Примерно за 1200 лет до н. э. уже была известна техника прессования стекла в открытых формах. Этим способом изготавливались вазы, чаши, блюда, кубки, цветные мозаичные украшения. Особенно распространенным было голубое и бирюзовое стекло, окрашенное медью. Зеленое стекло получали окрашиванием медью и железом. Синее стекло, окрашенное кобальтом, появилось в Египте в начале нашей эры. При некоторых достижениях древнего стеклоделия техника его была примитивна. Высоких температур достигать не умели, плавку стекла вели в небольших глиняных тигельках, стекло получалось непрозрачным и в очень малых количествах. Чтобы прикрыть неприглядный вид изделий, прибегали к красителям и имитировали природные полудрагоценные камни. Ассортимент изделий ограничивался мелкими туалетными украшениями: бусами, серьгами, браслетами, застежками, амулетами, флакончиками для ароматических веществ. Непрозрачные древнеегипетские сосуды украшались разноцветными стеклянными нитями: их наматывали на еще не остывшее изделие, а потом прочесывали, в результате чего появлялся орнамент, напоминающий перья. Другой способ декора состоял в инкрустации горячего изделия цветными кусочками стекла. Таким образом на стеклянные бусины наносились узоры в виде кругов, капель, спиралей и даже человеческих масок. Металл. Но самыми любимыми прикладными материалами были драгоценные металлы — золото, реже серебро. Их ценили не только за легкоплавкость, но прежде всего за невероятную цветовую красоту. Золото своим цветом напоминает солнце, а это светило в древних культурах было связано с верховным божеством. Сила Бога эманировалась в цвет и сияние материала. Не случайно художественные изделия, выполненные из золота или серебра, это, как правило, священные культовые предметы: амулеты, обереги, вотивы, защитные тотемы. Орнаменты, украшающие такие изделия, также глубоко символичны: ни одного случайного завитка, ни одной неучтенной точки. Такое педантичное отношение к орнаменту может говорить только об одном, а именно, что все эти хитросплетения, перекрестья линий нанесены со смыслом — божественным, священным смыслом. Такое таинственное расположение мотивов напоминает язык жестов, беззвучный разговор людей. Навыки обработки драгоценных металлов уже в ранний период железного века, т. е. 5000 лет назад, послужили зарождению ювелирного искусства. На Древнем Востоке, в Передней Азии и в Египте ювелирное дело достигло полного расцвета, когда наряду с многочисленными украшениями для простого люда по заказу представителей знати были созданы украшения, являвшиеся произведениями ювелирного искусства. В древности в этом виде искусства доминировал «звериный стиль», причем наиболее распространены были изображения скачущих, борющихся зверей и птиц, фантастических существ. В Древнем Египте первые образцы «звериного» стиля относят к III тысячелетию до н. э. Древнеегипетское ювелирное искусство отличалось любовью к ярким полихромным эффектам. В качестве материалов, помимо золота и серебра, главным образом использовались лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды. Применялась чеканка, гравировка, а также холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, широкое использование лазурита и техники холодной эмали особенно характерно для изделий Месопотамии. Ювелирное искусство эгейской культуры, о чем свидетельствуют изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями животных, найденные в Микенах и Трое, отличалось сдержанностью цветовых решений; применялись плоские многоцветные инкрустации, растительные и геометрические мотивы гравированных рельефов, слегка выступающих над поверхностью металла и расположенных полосами. Орнамент. Искусство Древнего Египта ярко демонстрирует ту истину, что основу орнамента составляют те же смысловые истоки, что и словесный миф и вся материальная культура. Одни и те же элементы или их комплексы, изображенные на плоскости стены, поверхности вещи или созданные в объеме, в одном случае предстают как письменные знаки, в другом — как мотивы орнамента, в третьем — как части или даже законченные формы предметов, имеющих сакральный смысл. В сложных формах ваз, драгоценных подвесок, шкатулок, мебели — видны виртуозные художественные решения из множества подобных знаков, делающих каждый предмет овеществленной легендой о бытии, в которой переплетается множество мифов. Большинство дошедших до нас образцов орнаментики Древнего Египта датируются Новым царством или еще более поздним временем. Но орнаментальное искусство сохраняет важнейшие художественные образы весь период своего существования, поэтому в канве позднеегипетского декора видны орнаментальные схемы, возникшие в различные периоды развития этой культуры, начиная с древнейших геометрических композиций. В отличие от декора ваз, где круговая замкнутость подобного рода композиций возникает в связи с размещением орнамента по периметру сосуда — вместилища бытия, в стенописи этот круг разомкнут, и на первый план выступает идея бесконечности, как бы открытой в пространство. В таком орнаменте четко выделяются две группы. В одной в качестве главного мотива присутствует чередование полураспустившегося цветка и бутона. Во второй фигурируют некие «загадочные» элементы, часто чередующиеся с иероглифическими знаками. Эти две группы формируют так называемый линейный орнамент. В культуре Древнего Египта наиболее выразительной в стилистическом отношении является эпоха Эхнатона. Мировоззрение этого периода заставило поколебаться незыблемую дотоле твердыню египетского представления о мироздании. Из трех вариантов предшествовавшей данному орнаменту сетчатой композиции — с меандром, свастикой и спиралью — в данном типе орнамента выбран и развивается последний. Спираль — наиболее динамичная форма, отражающая идею внутреннего развития. Волюта и S-образный завиток создают максимальное впечатление манерной утонченности, изысканности и изящного колебательного движения. Обычно египетское декоративное искусство по своему характеру плоскостно, двухмерно. Но в этот период в нем словно проступает некий намек на третье измерение, глубину. Колорит классического орнамента Месопотамии известен по глазурованной кирпичной облицовке, его характеризует определенная цветовая гамма, построенная на сочетании коричнево-охристых и сине-зелено-бирюзовых тонов с добавлением белого и черного. Если в египетском декоре в момент его расцвета возникает ощущение иллюзорной глубины, то дошедшая до нас орнаментика Месопотамии впечатляет своей выпуклой вещественностью. По своей ритмике орнамент Месопотамии очень прост. Главные его композиции — трехчастная, производная от нее геральдическая и линейная или их синтез. Если египетский орнамент стремится заполнить всю поверхность, то в орнаменте Месопотамии присутствует довольно четкое деление на фон и изображение почти в пропорции один к одному, что придает орнаментальной ритмике еще более элементарный вид. Большинство мотивов построено на сочетании простейших геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, полукруг. Также встречаются и композиции шахматного типа, идентичные египетским. Чрезвычайно популярный в орнаментике Месопотамии образ крылатого быка, символизирующего мощь, власть, силу, имеющего вместе с тем глубокие тотемные истоки, является основой самого эстетического идеала данной культуры. В целом, орнаментальное искусство Месопотамии не изобилует разнообразием мотивов и композиций. Тем не менее здесь сформировалась во всей полноте универсальная идея всей мировой орнаментики — трехчастная и связанная с нею геральдическая композиция, генетически опирающаяся на важнейший мировоззренческий образ древней культуры — Мировое Древо. Для минойского декора характерен принцип индифферентного отношения к той плоскости, которую он украшает: все стены одинаково равны, роспись не выделяет ни середины стены, ни углов: в ней нет композиционного центра — она строится на ритмических повторах, на бесконечном развертывании рассказа. Благодаря уникальности экономико -политических обстоятельств, каноническая культура как неизбежный этап развития любой цивилизации здесь очень рано сменилась культурой, характерной для других регионов лишь в более позднем периоде. Это время, когда высокого уровня достигает эстетизация во всех сферах жизни: бытовой, ритуальной, художественной. Она характеризуется культом чувственности, молодости, повышенной феминизации. В изобразительно-стилевом смысле это проявляется в пластической раскованности, асимметричности, в преобладании змеящихся, манерных ритмов и линий, в повышенно-декоративном звучании всего изображаемого. В эгейском искусстве роль орнамента в интерьере минимальна. Наиболее характерен для него мотив ленточной спирали с розеткой в центре, а также исторически сменивший его линейный мотив розетки. Динамичную во времени картину орнаментального декора дает эгейская керамика. Здесь распространена форма сосуда в виде сидящей птицы с длинным поднятым кверху клювом. Сосуды аналогичной формы существуют до сих пор. Их форма идеальна для совершения возлияний, что еще более подчеркивает их ритуальное назначение в Древнем мире. S-образный элемент буквально пронизывает всю орнаментику предметного искусства Эгейского мира, являясь его главным элементом. Морская тематика отчетливо звучит в росписи большинства ваз так называемого «стиля камарес», с которым органично связана вазопись периода Старых дворцов. Период Новых дворцов характерен изменением орнамента: к водным мотивам добавляются цветочные. А в росписях ваз так называемого дворцового стиля — последнего периода существования кносского искусства — наблюдается процесс как бы обратный тому, что имел место при переходе к стилю периода Новых дворцов. Нарастает схематизм и условность мотивов. Декор здесь «украшает» сухую, объединенную с ним лишь по конструктивному принципу форму, он как бы расплывается по поверхности чисто декоративными узорами. Таким предстает перед нами мир древнего человека. Мир, в котором сознание определяет форму всего того, что окружает человека, от священного алтаря и чаши для жертвоприношений до сосуда, из которого каждый день пили воду.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1188; Нарушение авторского права страницы