Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ДРЕВНИХ ПРИКЛАДНЫХ ИСКУССТВ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАШЕЙ ЭРЫ



ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемое учебное пособие является достаточно ком­пактным литературным источником, способным через закре­пляющие тесты познакомить студента с историей возникно­вения и развития декоративно-прикладного искусства.

Эта область деятельности человека невероятно разнооб­разна и уходит в истории своего развития в глубокую древ­ность. Уже приемы наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) могут быть рассмотрены как первые варианты реализации творческого начала человека. Не вдаваясь в под­робности смыслового значения изображенных фигур, можно сказать, что графическая подача, декоративность всего изо­бражения и принципы организации элементов по всем сте­нам, т.е. графической плоскости, уже несут в себе все при­знаки декоративно-прикладного искусства. Эта пещера была прозвана «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Такое сравнение с известной работой Микеланджело не слу­чайно, так как роспись пещеры выражает духовные устремле­ния и творческую волю людей, создавших собственное изо­бразительное искусство. Силу зверя, его величие, красоту зве­ря в беге, в порыве и в покое, его вечное и грозное присутствие в окружающем мире — вот что передали с закон­ченным мастерством «живописцы» пещер позднего палеоли­та. Фигуры разбросаны по стенам, не связаны друг с другом, не образуют общей живописной композиции, но каждая в от­дельности представляет вполне законченную композицию, иногда написанную одна поверх другой. В пещере Ласко уже встречается попытка изобразить массовую сцену с каким-то сложным сюжетом.

Деятельность человека в области декоративно-прикладного искусства осложняется самой сутью этой области мате­риальной культуры. Все, что не производит человек для соб­ственных каждодневных нужд, превращается в предметы «прикладные». Создавая эти изделия не только как утилитар­ные, но и как декоративные (нанося ли орнамент, вырезая ли участок в форме, напаивая проволоку или каст для камня), человек вкладывал в эти изделия определенный смысл: знаки на поверхности сосуда могут быть охранными, выполнять функцию оберега. Ритмические построения, конфигурация элементов, их цветовое решение и расположение на самом предмете, сделанном древним мастером, созданы по всем за­конам композиции.

Что это? Каким образом древний мастер постигал законы формообразования, пропорциональных сочленений, гармо­ничных сочетаний как элементов между собой, так и цвето­вых пятен?

Возможно, то, что мы сегодня называем законами компози­ции, есть не что иное, как сублимированные знания о гармо­нии форм и элементов многих и многих поколений, разных на­родов и времен. Такими же сублимированными знаниями об окружающей среде, природных силах являются как сами пред­меты прикладного искусства, так и мотивы, их заполняющие.

История человечества огромна и продолжительна. Уже к началу нашей эры большинство предметов прикладного ис­кусства имели сложившуюся форму и приемы декорирова­ния. Примером тому могут служить посуда, оружие, украше­ния. Как форма, так и специфика декорирования исходит из самого назначения изделий: из тарелки едят, кольцо носят на пальце, холодным оружием обороняются от врага и так далее. Чего бы ни коснулся человек, форму предмета определяет прежде всего его суть, его функция. Может, поэтому, как только исчезают суть и функция, исчезает и сам предмет.

Форма в предметах прикладного искусства играет немало­важную роль. Таким образом, чаще можно встретить изделия с осью вращения, обтекаемых силуэтов. Чуть реже — изде­лия, своими очертаниями приближенные к квадрату и прямо­угольнику, которые несут в себе признаки пропорциональных отношений. Известный древнегреческий мыслитель и мате­матик Пифагор Самосский (IV в. до н. э.) считал, что квадрат в большей степени, чем любая другая фигура, несет в себе об­раз «божественной природы». Это была его любимая матема­тическая фигура, которая символизировала высокое достоин­ство, так как прямизна углов передает целостность, а качест­во сторон способно устоять перед силой.Для обозначения видов прикладного искусства искусство­знание применяет два рода понятий. С одной стороны, такие понятия, как «художественный фарфор», «художественная ткань», «художественная обработка дерева», «художественная обработка металла», а с другой — «мебель», «посуда», «одеж­да». Это значит, что виды прикладного искусства принято различать либо по материалу, либо по выполняемым предме­тами утилитарным функциям. И все же классификацию при­кладных искусств по материалу нельзя признать удовлетвори­тельной, потому что те же самые материалы, которые исполь­зуются в прикладном искусстве, служат и искусствам изобразительным. Другие понятия (мебель, посуда и т. д.) ох­ватывают большие группы предметов, имеющих аналогичную практическую функцию, для которой различие материалов имеет уже второстепенное значение. Такая концепция более верна потому, что она содержательна, а не формальна.

Орнамент, орнаментальные мотивы, часто встречающиеся на художественных изделиях, строятся по тем же архитектур­ным законам, что и сама форма. А значит, и геометрические виды отдельно встречающихся орнаментальных мотивов бу­дут стремиться к гармонии и простым пропорциям. Произве­дением прикладного искусства является не орнамент сам по себе, а орнаментированный предмет, обладающий определен­ной, функционально и конструктивно обусловленной фор­мой, окраской, фактурой. Орнаментация поверхности пред­мета имеет целью выделить его среди других. В этом смысле орнамент можно было бы назвать «архитектоникой поверхно­сти» предмета. Орнаментальный узор располагается на поверхности и оформляет ее. Орнамент не может помочь предмету исполнять его практические функции, он не может сделать вещь более удобной, более конструктивно целесооб­разной, более дешевой. Орнамент развивает и обогащает художественно-образный смысл произведения прикладного искусства. Орнамент способен это сделать прежде всего пото­му, что, выделяя те или иные части поверхности предмета, он помогает «построить» её так, как это нужно для решения об­щей эмоционально-выразительной задачи.


Следует также отметить немаловажное значение техниче­ских приемов, способов технологической обработки материа­лов, из которых создавались художественные изделия. С ис­торией развития человеческого общества меняется, усложня­ется обработка материалов. Яркий тому пример — история художественной обработки металла. На ранних этапах металл выливали в формы. Этот способ обработки диктовал и саму конфигурацию предмета. Такие изделия отличаются просто­той форм, несложностью геометрического вида и самым про­стым декорированием. Как только металл научились ковать, вытягивать, сразу усложнилась как форма изделий, так и спо­собы их украшения. Историю в предметах можно проследить на примере одного и того же украшения — колта. Колты X в. просты и лаконичны, колты же XII в. отличаются слож­ностью силуэта, они могут быть объемными и часто украше­ны сложным, витым из проволоки орнаментом. Таким обра­зом можно рассмотреть различные материалы, с которыми соприкасался человек. Каждый из них, будучи популярным, актуальным и широко использующимся в свое время, формировал ту или иную школу, то или иное художественное направление.

На основе знаний о истории различных материалов и способах их обработки, происхождении и развитии художест­венных стилей и направлений, а также своеобразия различ­ных ремесленных школ была составлена программа предла­гаемого курса «Декоративно-прикладное искусство» и кон­трольные тест - вопросы.

Пособие состоит из двух разделов. Это обусловлено осо­бенностью русского декоративно-прикладного искусства и глубокой традицией народных промыслов, которая уходит еще в славянское язычество.

Первый раздел включает в себя историю древних при­кладных искусств, а также западноевропейское прикладное искусство нашей эры. Второй раздел описывает искусство Руси от ранних форм прикладного искусства и его связи с язычеством до развитых народных промыслов России конца XIX — начала XX вв.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. РАЗДЕЛ I

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 1

 

1. Производство каких сосудов было распространено в Древнем Египте?

а) лаковых;

б) деревянных;

в) стеклянных;

г) каменных.

2. Какого цвета глазурь для египетского фаянса была популярна?

а) синяя и зеленая;

б) желтая;

в) красная;

г) черная.

3. С какой династии в Древнем Египте известно стекло?

а) с VI;

б) с IV;

г) с XI.

в) с XVII;


4. С чем связывают происхождение стекла в Древнем Египте?

а) с техническим прогрессом;

б) с ведением войн;

в) с появлением фаянса и глазури;

г) с добычей металлов.

5. Стул какой новой формы появился в Древнем Египте?

а) стул со спинкой;

б) стул с круглым сиденьем;

в) стул с тремя ножками;

г) складной стул.

6. Какого вида зеркала существовали в Древнем Египте?

а) хрустальные;

б) металлические;

в) стеклянные;

г) лаковые.

 

7. Какой принцип лежит в основе минойского декора?


 

а) сопричастность;

б) образность;

в) регулярность;

г) индифферентность.


8. При помощи каких материалов решался вопрос полихромии в египетских золотых украшениях?

а) цветных паст;

б)раскраски;

в) эмалей;

г) цветных камней.

9. Каким орнаментом украшались глиняные изделия эпохи палеолита?

а) расписанным;

б)вылепленным;

в) гравированным;

г) не было орнамента.

10. Благодаря чему керамические изделия стали водонепроницае­мыми?

а) открытию глазури;

б) металлическим накладкам;

в) двойному слою глины;

г) тройному обжигу.

11. Каким способом изготавливались различные стеклянные пред­меты?

а) вырезанием из природного стекла;

б)прессованием;

в) выдуванием;

г) склеиванием.

12. В чем особенность золотых сосудов из Микен и Трои?

а) сдержанность цветовых решений;

б) разнообразие цвета;

в) использование гравирования;

г) объемные орнаментальные мотивы.

 

13. Найдите древнеегипетское ювелирное украшение.

 

 


 

14. Как называется орнамент Древнего Египта?

а) пейзажный;

б) линейный;

в) растительный;

г) фантастический.

15. Какой орнаментальный мотив характерен для эпохи Эхнатона?

а) меандр;

б) волюта;

в) спираль;

г) крест.

16. Какой древней культуре присущ орнамент, построенный на соче­тании простейших геометрических форм?

а) Криту;

б) Древнему Риму;

в) Древней Греции;

г) Месопотамии.

17. Какой мотив был наиболее популярен в орнаментике Месопо­тамии?

а) крылатый бык;

б)волна;

в) цветок лотоса;

г) сфинкс.

18. Какой мотив характерен для Эгейского мира?

а) раковина;

б) квадрат;

в) меандр;

г) ленточная спираль.

19. Какая тематика росписи характерна для ваз «стиля камарес»?

а) морская;

б) гражданская;

в) звездная;

г) пасторальная.

20. Какой формы сосуды были распространены в эгейской культуре?

а) в виде сидящей птицы;

б)квадратные;

в) в виде головы человека;

г) в виде льва.


 


ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 2

 

1. Что было характерно для древнегреческого искусства?

а) гармоничное сочетание жизнеподобия и меры;

б) отсутствие гармонии;

в) преобладание условностей;

г) отсутствие пропорциональных отношений.

2. Что можно сказать о древнегреческой керамике?

а) чрезмерная декоративность;

б) эстетика целесообразности;

в) отсутствие функциональности;

г) эстетика красоты.

3. Какой вид прикладного искусства (материал) активно развивает­ся в Древней Греции?

а) мозаика;

б)стекло;

в) эмаль;

г) керамика.

4. Каковы характерные черты архаического греческого орнамента?

а) геометричность;

б) жанровость;

в) изобразительность;

г) сюжетность.

5. Какому периоду принадлежит «краснофигурная роспись» на ке­рамических сосудах?

а) VI в. н.э.

б) VI в. до н.э.

в) XI в. до н.э.

г) III в. н.э.

6. Какую технику в обработке древесины знали древние греки?

а) интарсия;

б) выемчатая резьба;

в) масверк;

г) фанерование.


7. Какую конструкцию имела древнегреческая мебель?

а) четкую, отвечающую свойствам материала;

б) сложно-конструктивную;

в) с отсутствием четкости;

г) с выраженным несоответствием формы материалу.

8. Что использовалось древними греками для хранения одежды?

а) комод;

б) шкаф;

в) секретер;

г) сундуки различных типов.

9. Что такое клисмос?

а) стул с серповидными ножками;

б)тип стола;

в) вид ножа;

г) тип орнамента.

10. Где впервые встречается «функциональное решение среды»?

а) Древний Египет;

б) Скифия;

в) Древний Рим;

г) Древняя Греция.

11. Что свойственно всем художественным изделиям Древнего Рима?

а) откровенная украшательность;

б)аскетизм;

в) целесообразность формы;

г) яркая функциональность.

12. Какой способ обработки металла был распространен в Древней Греции?

а) гравирование;

б) инкрустация;

в) чернение;

г) торевтика.

13. В чем своеобразие золотых изделий в Древней Греции?

а) простые по форме;

б) конструктивно сложные;

в) использование металлов разных оттенков;

г) обилие цвета.

14. Что характерно для классического древнегреческого ювелирного искусства?

а) матовый блеск золота;

б) яркий блеск золота;

в) яркая полихромия;

г) золото не использовалось.

15. Какой орнаментальный мотив становится ведущим под влиянием Востока?

а) волюта;

б)волна;

в) пальметта;

г) меандр.

16. Какой камень характеризует прикладное искусство восточных земель IV в. до н.э.?

а) янтарь;

б) бирюза;

в) амальдин;

г) яхонт.

17. Какой изобразительный мотив был основным в ювелирных укра­шениях скифов?

а) олень;

б)звезда;

в) цветок;

г) квадрат.

18. Какое новшество появилось в искусстве изготовления стеклян­ных изделий?

а) гравирование стекла;

б)прессование;

в) бесцветное с текло;

г) выдувание стеклянных изделий.

19. Что такое камейное стекло?

а) одноцветное стекло;

б) использование двух и более разноцветных слоев;

в) стекло с разводами;

г) каменное стекло.


20. Найдите скифское украшение.


ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 3

 

1. В чем особенность декоративно-прикладного искусства Византии?

а) в монотеистической направленности;

б) в эстетике красоты;

в) в политеистической направленности;

г) в самобытном развитии.

2. Как можно назвать искусство, развивавшееся при императорах Македонской династии (IX—X вв.)?

а) застой;

б)дворцовое;

в) искусство Возрождения;

г) расцвет.

3. Как называется художественный стиль в прикладном искусстве IV-VII вв.?

а) византийский ренессанс;

б)неоримский;

в) каролингское возрождение;

г) византийский антик.

4. Какой период в искусстве повлиял на становление византийского искусства?

а) эллинизм;

б)готика;

в) классика;

г) архаика.

5. Что является особенностью разнообразных жанров и направле­ний прикладного искусства Византии?

а) отсутствие единого композиционного решения;

б)разрозненность;

в) отсутствие единого формообразования;

г) единство изобразительного решения.

6. Обработка каких материалов достигает апогея в Византии под влиянием классического искусства?

а) стекла;

б)золота и серебра;

в) дерева;

г) камня;

7. Что характеризует орнамент Византии?

а) переработка мотивов в сторону абстрагирования;

б) зооморфный стиль;

в) стилизация природных форм;

г) реалистический стиль.

8. Назовите самый популярный орнаментальный мотив Византии.

а) виноградная лоза;

б) крестоцвет;

в) пальметта;

г) пучки трав.

9. Как строятся орнаментальные композиции в византийском орна­менте?

а) как многопространственные композиции;

б) как ступенчатые композиции;

в) по принципу простого пересечения;

г) по принципу криволинейного сочленения.

10. Какое искусство расцветает в период иконоборчества?

а) изобразительное;

б) жанровое;

в) бессюжетное орнаментальное;

г) пейзажное.

11. Какой орнаментальный мотив доминирует в византийских меда­льонах из драгоценных металлов?

а) сочетание двух крестов;

б)овы;

в) сочетание двух завитков;

г) краббы.

12. Какое искусство распространяется благодаря греческому вли­янию?

а) торевтика;

б) эмаль;

в) резьба по камню;

г) витраж.

13. Что является особенностью бессюжетного орнамента периода иконоборчества?

а) геометризация;

б) зооморфность;

в) сюжетность;

г) натуралистичность.

14. Что такое «резьба «в оброн»?

а) филигрань по стеклу; в) ажурная скань;

в) филигрань с изъятием фона;

г) тиснение.

15. Как называется золотой овальный медальон для хранения ре­ликвий?

а) касонне;

б)камарес;

в) клисмос;

г) энколпион.

16. Найдите ювелирное изделие из Византии.

 

17. Какое направление доминирует в ювелирных изделиях Византии?

а) языческое;

б)культовое, религиозное;

в) светское;

г) дворцовое.

18. Какой способ обработки металлов принес славу византийским златокузнецам?

а) гравирование;

б) эмаль;

в) скань;

г) чернение.

 

 

19. Найдите культовое византийское изделие.

 

 

20. Найдите византийский орнамент.

 


ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 4

 

1. С какого века на средневековом Западе начинают распростра­няться технологические достижения?

а) с XI;

б) с XX;

в) с VIII;

г) с XVI.

2. Где начинает совершенствоваться сельскохозяйственная тех­ника?

а) города;

б) ремесленные цеха;

в) монастыри;

г) рыцарские донжоны.

3. Что было новым элементом в декорировании мебели средневеко­вой Франции?

а) детали из камня;

б) резной орнамент;

в) кованые железные накладки;

г) пластины из кости.

4. Чем покрывалась средневековая мебель?

а) слоем лака;

б) слоем олифы;

в) росписью;

г) слоем краски.

5. Что было универсальным предметом мебели в Средневековье?

а) сундук;

б) стол;

в) комод;

г) буфет.

6. Какой тип кровати под влиянием Востока распространился с XII в.?

а) кровать на подъеме;

б) двухъярусная кровать;

в) кровать с балдахином;

г) металлическая кровать.

7. Когда и где вновь возродилось производство стекла?

а) Рим, XIII в.;

в) Равенна, VIII в.;

б) Венеция, XIII в.;

г) Лимож, XIV в.

8. Какие изделия из стекла изготавливались в эпоху Средневе­ковья?

а) витраж;

б) предметы интерьера;

в) посуда;

г) украшения.

9. С чего начинается развитие ремесел в эпоху Средневековья?

а) с развития сел;

б) с усиления власти церкви;

в) с изменения границ;

г) с развития городов.

10. Как передавались технические знания в эпоху Средневековья?

а) лучшему мастеру;

б) через монастыри;

в) по наследству;

г) от матери к сыну.

11. Что характерно для раннего готического интерьера?

а) каменные полы;

б) дощатые или кафельные полы;

в) земляной пол;

г) мозаичный орнамент на полу.

12. Что характерно для готического формообразования?

а) копирование в дереве церковной архитектуры;

б) копирование природных форм;

в) абстрагирование;

г) синтез изобразительного и геометрического.

13. Что сыграло большую роль в развитии мебельного искусства?

а) развитие гражданского строительства;

б) изобретение лесопильни;

в) изобретение новых технологий;

г) использование новых пород дерева.

14. Какой термин использовался для обозначения искусства?

а) «нео»;

б) «art»;

в) «антик»;

г) «ars».

15. Какой жанр прикладного искусства жанр прикладного искусства стал монополией Франции с XIII в.?

а) финифть; в) резьба по дереву;

б) резьба по кости; г) чеканка по серебру.

16. Что такое «Масверк»?

а) орнаментальный мотив;

б) вид обработки металла;

в) тип камня;

г) сложное переплетение линий, проложенных циркулем.

17. Найдите ювелирное изделие готики.

 

18. Что можно назвать симптомом перехода от романского стиля к готическому в прикладном искусстве?

а) появление светских мотивов;

б) появление абстракционизма;

в) появление геометрических мотивов;

г) появление перспективы.

19. Какие типичные черты присущи раннесредневековым изделиям ювелирного искусства?

а) применение расписной финифти;

б) применение техники холодной эмали с крупными кабошонами;

в) симметричность композиций;

г) использование ограненных камней.

20. Что такое «краббы»?

а) столовые приборы;

б) орнаментальный мотив;

в) инструменты;

г) женское украшение.


ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 5

1. Каков характер формообразования в эпоху Ренессанса?

а) преобладание украшательства;

б)целесообразный;

в) рациональный, планомерный;

г) религиозный.

2. Какое эстетическое кредо эпохи Ренессанса сформулировал Леон Батиста Альберти в своем трактате «О зодчестве»?

а) утилитарность;

б) синтез красоты и пользы;

в) разрушение формы;

г) отсутствие единства.

3. Как иначе можно назвать мебель Ренессанса?

а) «подвижная»;

б) неудобная;

в) статичная;

г) функциональная.

4. Что характеризует мебель Ренессанса?

а) отсутствие декора;

б) асимметричность;

в) четкая форма, активное использование в оформлении архи­тектурных элементов;

г) форма, построенная на криволинейных мотивах.

5. Какая техника в обработке дерева начинает распространяться после изобретения станка для выработки тонких листов древе­сины?

а) инкрустация;

б)фанерование, прием интарсии;

в) морение;

г) рельефная резьба.

6. О каком предмете интерьера можно сказать: «для хранения и пе­ревозки вещей, скамья и традиционная принадлежность прида­ного невесты»?

а) о кассоне;

б)о кровати;

в) о комоде;

г) о клисмосе.

7. Какой новый тип мебели появился в эпоху Ренессанса?

а) кресло;

б) посудный шкаф и секретер;

в) кровать;

г) диван.

8. Какой материал преобладает в отделке стен домов во Франции, Голландии, Германии эпохи Ренессанса?


а) стекло;

б) мрамор;

в) глина;

г) дерево.


9. Что характерно для эстетики второй половины XVI в.?

а) преобладание духовности;

б)рационализм;

в) роль фантазии и свобода творчества;

г) мистицизм.

10. Какой новый вид керамики появился в Италии эпохи Ренессанса?

а) фарфор;

б) полуфаянс;

в) майолика;

г) каменная масса.

11. Какой мастер впервые употребил технику глазурования в круглой скульптуре и рельефах?

а) Лука дель Роббиа;

б) Лоренцо Медичи;

в) Бенвенуто Челлини;

г) Маттео ди Альвице.

12. Что такое альбарелли?

а) тип стула;

б) античные сосуды эпохи Возрождения;

в) орнаментальный мотив;

г) мужское ювелирное украшение.

13. Как называли венецианское дутое с текло?

а) костяное;

б) гутное;

в) хрустальное;

г) зеркальное.

14. Какой прием декорирования был излюбленным у итальянских мастеров-стеклодувов?

а) финифть;

б) филигрань;

в) резьба;

г) рельеф.

15. Для чего применяли в стеклоделии роспись и золочение?

а) скрыть дефекты;

б) для увеличения стоимости изделия;

в) усилить декоративный эффект;

г) для соответствия духу времени.

16. Какой самый характерный орнаментальный мотив ренессансного декора?

а) арабески;

б) пальметта;

в) гротеск;

г) картуш.

17. В чем заключается особенность ренессансных ювелирных укра­шений?

а) подчеркивание формы изделия;

б) неиспользование растительных орнаментальных мотивов;

в) использование поделочного камня;

г) подчеркивание изысканности обработки.

18. Найдите итальянскую майолику.

 

 

19. Где на флорентийских деревянных сундуках, в основном, распо­лагался орнаментальный мотив?

а) на дне сундука;

б) в левом углу;

в) в центре прямоугольной резной рамы;

г) на крышке.

20. Какие мотивы господствуют в композиционных структурах эпохи Возрождения?

а) уравновешенные;

б)неуравновешенные;

в) асимметричные;

г) динамичные.


ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 6

1. Какое производство стало называться «мануфактурой»?

а) цеховое производство;

б) производство, основанное на разделении труда;

в) производство, где работу от начала и до конца выполняет один мастер;

г) механизированное производство.

2. Какое дело распространяется в связи с потребностью в рос­коши?

а) мебельное;

б) эмальерное;

в) строительное;

г) шелкоделие.

3. Какой вид деятельности становится специальным в художествен­ной мануфактуре?

а) проектирование;

б) декорирование изделия;

в) конечная отделка изделия;

г) отливка формы.

4. Какой мотив широко применяется в орнаменте барокко?

а) гротеск;

б) акантовый лист;

в) завиток;

г) ов.

5. Какой орнаментальный мотив получил распространение в немец­ких резных шкафах?

а) гирлянды;

б) крест;

в) ромб;

г) трельяж.

6. Как иначе называют стиль барокко?

а) стиль Елизаветы I;

б) «стиль иезуитов»;

в) гротеск;

г) стиль Людовика XIV.

7. К чему привели изогнутые поверхности в мебели?

а) к отделке бронзовыми накладками;

б) к отсутствию функциональности;

в) к обилию изделий лаковой работы;

г) к использованию новых пород дерева.

8. Чем заменяется резной декор в мебели стиля барокко?

а) бронзовыми накладками;

б) выжиганием;

в) панелями из кости;

г) росписью.

9. Что было организовано в 1662 г. братьями Гобеленами?

а) союз художников-чернодеревщиков;

б) фарфоровая мануфактура;

в) Королевская мануфактура гобеленов;

г) союз французских ткачей.

10.Назовите имя известного мастера-мебельщика эпохи барокко.

а) Анри ван де Вельде;

б) Андре Шарль Буль;

в) Шарль Лебрен;

г) РенеЛалик.

11. Что такое техника «пике»?

а) мозаика из драгоценных камней;

б)тип филиграни;

в) инкрустирование мебели черепаховым панцирем;

г) инкрустирование перламутром.

12. Назовите ведущий орнаментальный мотив в работах А. Ш. Буля.

а) крупные симметричные мотивы стилизованной лозы;

б) цветочные гирлянды;

в)асимметричные завитки;

г) человеческие головы.

13.Какой драгоценный камень становится ведущим в ювелирном деле барокко?

а) аквамарин;

б) бирюза;

в) алмаз;

г) бриллиант.

14.Как называется орнамент, имитирующий вырезанный зубцами и украшенный кистями занавес?

а) картуш;

б) ламбрекен;

в) гротеск;

г) акант.

15.Как называли голландский фарфор XVII в.?

а) делфтский;

б) венский;

в) севрский;

г) фантазийный.

16. Какая керамика достигла расцвета во Франции?

а) со свинцовой глазурью;

б) с оловянной глазурью;

в) с прозрачной глазурью;

г) с матовой глазурью.

17. Каков главный формообразующий элемент ювелирных изделий XVII в.?

а) цветочный;

б) геометрический;

в) звериный;

г) человеческий.

18. Что стало играть ведущую роль в ювелирных изделиях во второй половине XVII в.?

а) драгоценный камень;

б) цветная паста;

в) эмаль;

г) недрагоценный металл.

19. Кого называют главой нового художественного направления в декоративном искусстве XVII в.?

а) Шарль Лебрен;

б) Губиа дель Роббио;

в) Гобелен;

г) Джотто ди Бондоне.

20.Найдите ювелирное украшение эпохи барокко.


ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 7

 

1. Какие мотивы становятся популярными в эпоху рококо?

а) американские;

б)китайские;

в) русские;

г) древнеримские.

2. Какая мебель выпускается братьями Мартэн?

а) с глубокой резьбой;

б) с инкрустацией;

в) в технике черного лака;

г) расписная.

3. Назовите известное североевропейское производство фарфора.

а) Мейсенская мануфактура;

б) Венсенская мануфактура;

в) Севрская мануфактура;

г) Петербургская мануфактура.

4. Какая самая известная французская фарфоровая мануфактура?

а) Венская;

б) Севрская;

в) Венсенская;

г) Парижская.

5. Что такое бисквит?

а) глазурованный фарфор;

б) расписной фарфор;

в) фарфор с позолотой;

г) неглазурованный фарфор.

6. Что становится основным изделием Мейсенской мануфактуры?

а) чайные сервизы;

б) цветочные букеты;

в) псевдокитайские изящные безделушки;

г) вазы.

7. В чем своеобразие венсенского фарфора?

а) персонажи сказок;

б) фарфоровые цветы в стиле рококо;

в) столовые приборы;

г) скульптурные портреты.

8. Укажите излюбленный мотив украшения севрского фарфора.

а) абстрактный декор;

б) цветочный декор;

в) зооморфный декор;

г) геометрический декор.

9. Что стало правилом в мебельном деле после 1743 г.?

а) ставить клеймо;

б) не орнаментировать изделие;

в) выпускать мебельные комплекты;

г) составлять каталог.

10. Назовите наиболее популярный драгоценный камень, использую­щийся в ювелирном деле?

а) рубин;

б) бриллиант;

в) альмандин;

г) алмаз.

11. Какому типу огранки драгоценного камня соответствует 56 граней?

а) бриллиантовая;

б) груша;

в) маркиз;

г) роза.

12. Назовите излюбленный орнаментальный мотив рококо.

а) ламбрекен;

б)гротеск;

в) трельяж;

г) картуш.


13. Как иначе можно назвать стиль рококо?


 

а) стиль Людовика XV;

в) стиль Людовика XIV;

 

 


б) «стиль иезуитов»;

г) фантазийный стиль.


14. Что предпочитает искусство рококо?

а) архитектоничность;

б)атектоничность;

в) четкость;

г) тектоничность.

15. Какая техника переживает возрождение в Италии XVIII в.?

а) маркетри;

б)стукко;

в) пике;

г) гильоше.

16. Как называется английский стиль мебели?

а) неоренессансный;

б) шеффилдский;

в) чиппендейл;

г) викторианский.

17. Что изобрел в начале XVIII в. немецкий химик Иоганн Бетгер?

а) новый стиль;

б) огранку камня;

в) фарфор;

г) стекло.

18. Центром какого промысла можно назвать город Дьепп?

а) резьба по слоновой кости;

б) производство изразцов;

в) эмаль;

г) гобеленовое производство.

19. Как называется техника покрытия изделия серебром, изобретен­ная в Англии?

а) шеффилдская пластина;

б)инкрустация;

в) стукко;

г) папье-маше.

20. Найдите севрский фарфор.


 


 


ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 8

 

1. Что характерно для стиля классицизм?

а) возврат к античности;

б) интерес к национальной традиции;

в) возврат к древности;

г) продолжение рококо.

2. Что характерно для декора классицизма?

а) динамичность;

б) асимметрия;

в) масштаб;

г) симметрия.

3. В чем функция классического декора?

а) выявление архитектоничности предмета;

б) подчеркивание членения предмета;

в) подчеркивание формы предмета;

г) украшательство.

4. Кто был главным создателем серебряных столовых сервизов кон ца XVIII в.?

а) Ле Корбюзье;

в) Ш. Буль;

б) Р.Ж. Огюст;

г) Рене Лалик.

5. К чему проявляли интерес французские серебряники?

а) к фактуре металла;

б) к способам декорирования;

в) к чистоте пробы;

г) к цвету металла

6. Какая техника декорирования использовалась в туалетных гар нитурах?

а) патинирование;

б) чернение;

в) полировка металла, доведенная до зеркального блеска;

г) техника склеивания пластин металла.

7. Что стало причиной развития декоративной бронзы?

а) открытие месторождений бронзы;

б) механизация производства;

в) указ, запрещающий изготовление мебели из драгоценных ме таллов;

г) дешевизна материала.

 

8. Какую технику применяли ювелиры для украшения изделий?

а) тиснение;

б) гравирование;

в) чеканку;

г) живописную эмаль.

9. С помощью чего золотили бронзу?

а) амальгамы;

б) припоев;

в) окиси меди;

г) сплава серебра и золота.

10. Назовите имя известного бронзовщика XVIII в.

а) Ж.-А. Мансар;

б) Ф. Де Лассаль;

в) П. Гутьер;

г) А. Мантенья.

11. Какие типы канделябров получили распространение во второй половине XVIII в.?

а) с четырьмя ножками;

б) в форме треножников;

в) в форме светцов;

г) на одной ноге.

12. Какой узор был популярен в обивочных тканях?

а) арабо-мусульманский;

б) древнеегипетский;

в) романский;

г) помпеянский.

13. В какой области прикладной деятельности проявил себя Филипп де Лассаль?

а) в художественной мебели;

б) в ткачестве;

в) в художественном фарфоре;

г) в ювелирном искусстве.

14. Чему подражали в конце XVIII в. мастера при изготовлении изде­лий из бисквита?

а) античным камеям;

б) египетским украшениям;

в) итальянскому фаянсу;

г) китайскому фарфору.

15. Какой характер носило обращение к античным образцам в эпоху ампира?

а) стилизация;

б) копирование;

в) переработка;

г) не использовались образцы.

16. Какой английский завод специализировался на изготовлении из­делий из бисквита?

а) в Шеффилде;

б) в Веджвуде;

в) в Глазго;

г) в Нанси.

17. В чем своеобразие изделий из бисквита эпохи ампира?

а) в монументальности;

б) в детализировании;

в) в компактности;

г) в пышности.

18. Какой античный орнаментальный мотив стал популярен в эпоху ампира?

а) крестоцвет;

б) трельяж;

в) канделябр;

г) вимперг.

19. В чем состоят новые основы промышленного искусства эпохи ам­пира?

а) в механизации процессов;

б) в компьютеризации;

в) в использовании ручного труда;

г) в разделении труда.

20. Автором какого фарфора считается А. Броньер?

а) твердого фарфора;

б) прозрачного фарфора;

в) мягкого фарфора;

г) неглазурованного фарфора.


ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ГЛАВЕ 9

1. Как стиль «модерн» назывался во Франции?

а) арт-деко;

б) либерти;

в) югендстиль;

г) арт-нуво.

2. В чем особенность орнамента модерна?

а) в отсутствии четкой раппортности;

б) в симметрии;

в) в четкой, ясной раппортности;

г) в наличии оси симметрии.

3. Какая эпоха стала существенной составляющей стиля модерн?

а) ренессанс;

б) классицизм;

в) поздняя готика;

г) ампир.

4. Назовите характерный орнаментальный мотив стиля модерн?

а)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.405 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь