Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возродить свои отношения с Богом
ТЕКСТ 146 самбандха, абхидхейа, прайоджана нама эи тина артха сарва-сутре парйавасана Каковы наши отношения с Верховной Личностью Бога? К чему они нас обязывают? Какова высшая цель жизни? Эти вопросы освещены в каждом афоризме " Веданта-сутры", ибо они - венец философии Веданты. КОММЕНТАРИЙ: В " Шримад-Бхагаватам" (5.5.5) сказано: парабхавас тавад абодха-джато йаван на джиджнасата атма-таттвам Все наши дела бессмысленны, если мы не знаем, каково предназначение человеческой жизни. Узнать об этом может только тот, кто спрашивает о том, что есть Брахман. Этим вопросом открывается " Веданта-сутра": атхато брахма-джиджнаса. Человек должен стремиться узнать, что он такое, что представляет собой вселенная, кто есть Бог и каковы связи между Богом, им самим и материальным миром. Животные не задумываются над этими вопросами, но они неизбежно возникнут в сознании тех, кто достоин называться людьми. Знание об этих четырех предметах: о человеке, о вселенной, о Боге и их связях есть самбандха-гйана, знание о наших отношениях с Богом. Когда эти отношения восстановлены, необходимо действовать в соответствии с ними. Это - абхидхея. Исполнив то, что предписано Богом, мы достигнем высшей цели человеческой жизни - обретем любовь к Богу. Это - прайоджана-сиддхи. Обо всем этом обстоятельно рассказывается в " Брахма-сутре" (" Веданта-сутре" ). Если же мы изучаем " Веданта-сутру", но не стремимся узнать об этих предметах, то мы лишь напрасно теряем время. В " Шримад-Бхагаватам" (1.2.8) сказано: дхармах свануштхитах пумсам вишваксена-катхасу йах нотпадайед йади ратим шрама эва хи кевалам Ты можешь быть ученым философом, можешь безупречно исполнять предписания шастр, но если ты не стремишься познать Бога, если не слушаешь повествования о Боге и не славишь Его (шраванам-киртанам), то все твои дела - напрасная трата времени. Философы-майавади не знают, каковы связи между человеком, космосом и Богом, поэтому все их труды совершенно бессмысленны, они лишь напрасно теряют время.
ТЕКСТ 147
эи мата сарва-сутрера вйахйана шунийа сакала саннйаси кахе винайа карийа «Когда Чайтанйя Махапрабху рассказал философам-майавади о самбандхе, абхидхее и прайоджане, они смиренно обратились к Нему и сказали так.
КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто действительно хочет понять философию Веданты, должен опираться на толкования Господа Чайтанйи Махапрабху и ачарйев-вайшнавов, чьи комментарии к " Веданта-сутре" написаны в согласии с заповедями бхакти-йоги. Услышав, как Чайтанйя Махапрабху толкует " Веданта-сутру", саннйаси во главе с Пракашанандой Сарасвати стали смиренными и послушными Господу. Они сказали так.
ТЕКСТ 148
ведамайа-мурти туми, - сакшат нарайана кшама апарадха, - пурве йе каилун ниндана О высокочтимый, Ты сама мудрость Вед, Ты Сам Нараяна. Прости же нам нашу вину, прости нас за то, что мы Тебя осуждали.
КОММЕНТАРИЙ: Путь бхакти открыт только для смиренных и покорных. После того как саннйаси-майавади услышали от Шри Чайтанйи Махапрабху толкование " Веданта-сутры", они стали смиренными и послушными Господу. Они попросили у Него прощения за то, что осуждали Его, говорили, что Он только поет и танцует, но не изучает " Веданта-сутру". Стараясь ширить движение сознания Кришны, мы следуем наказам Господа Чайтанйи Махапрабху. Мы можем не знать всех афоризмов " Веданта-сутры", можем не всегда понимать их смысл, но мы следуем наставлениям ачарйев, и, поскольку мы верны Господу Чайтанйе Махапрабху, мы знаем все, что необходимо знать о " Веданта-сутре". (Лекция прочитанная Гоур Говиндой Свами в Бхубанешваре, 12 апреля 1991г. по «Ч.-ч.», Ади, 7.146-148).
Пожар в океане Бхубанешвар, Индия, 12 апреля 1991 г
Все это напрасная трата времени. - Скорее! Бежим! Кто-то поджег океан! Нужно его потушить! Беги! Чало!! Туши пожар! - А чем носить воду? - Возьми скорее решето! Ты бежишь, чтобы потушить пожар в океане, ты всю ночь поливаешь его водой, но только зря теряешь время - шрама эва хи кевалам. Нотпадайед йади ратим шрама эва хи кевалам. " Ты можешь быть ученым философом, можешь безупречно исполнять свой долг, но если ты не стремишься познать Бога, если ты равнодушен к шраванам-киртанам, то все твои дела - напрасная трата времени. Философы-майавади не знают, каковы связи между человеком, космосом и Богом, поэтому все их труды бессмысленны и они лишь напрасно теряют время". Об этом говорит и Сам Кришна: дхармах сатйа-дайопето видйа ва тапасанвита мад-бхактйапетам атманам на самйак прапунати хи «Ни религиозные обеты, ни правдивость, ни милосердие, ни знание, добытое ценой суровых лишений не очистят твое сердце, если ты не служишь Мне с преданностью и любовью» (Бхаг., 11.14.22).
Ты можешь строго следовать заповедям дхармы. Можешь быть правдивым и никогда не лгать. Можешь быть милосердным к каждому. Можешь быть весьма ученым и знать все четыре Веды (быть чатур-веди). Можешь подвергать себя суровым лишениям (тапасйе). Но если ты не знаешь, что ты такое (свою сварупу) и каковы твои отношения с Богом - видйа ва тапасанвита мад-бхактйапетам атманам, - то все твои заслуги ничего не стоят. Если к нолю прибавить ноль, потом еще один ноль и еще один, и так до бесконечности, в результате все равно будет ноль! Если ноль умножить на ноль, еще на ноль и еще на ноль, опять получится ноль - так какой в этом смысл? Шрила Прабхупада пишет в комментарии: " Философы-майавади не знают, каковы связи между человеком, космосом и Богом, поэтому все их труды бессмысленны, и они лишь напрасно теряют время". Правдивость, милосердие, благочестие, ученость, аскетизм - все это замечательно, но если ты не служишь Богу, если в твоем сердце нет бхакти, то все твои достижения равны нулю. Поставьте рядом тысячи нолей, в результате будет только ноль, но если к нулю слева приписать единицу, получится десять. Эта единица и есть ваши отношения с Богом - самбандха. Когда вы поступаете согласно с ними, это абхидхея. Без самбандхи и абхидхеи все ваши достижения равны нулю. Когда майавади толкуют " Веданта-сутру", они получают нулевой результат, поскольку они очень далеки от истинных самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Они лишь напрасно теряют время. Господь Ришабхадева говорил: парабхавас тавад абодха-джато йаван на джиджнасата атма-таттвам йават крийас тавад идам мано ваи карматмакам йена шарира-бандхах «Если человек не стремится познать духовные ценности, он во всем терпит поражение и обрекает себя на страдания, источник которых - невежество. Любая карма, и греховная, и благочестивая, приносит плоды. К какой бы карме не был склонен человек, его ум остается карматмика, оскверненным мирскими желаниями. До тех пор пока ум осквернен, сознание тоже будет нечистым, и, до тех пор пока мы трудимся ради плодов, нам придется облекаться в материальные тела» (Бхаг, 5.5.5).
Доступно только людям Мы, люди, должны стремиться узнать, кто мы, кто Бог и каковы отношения между нами и Богом. Вот что значит атхато брахма-джигйаса. Пока человек не поднялся на ступень джигйасы, то есть не начал стремиться к самопознанию, он во всем терпит поражение - парабхавас тавад. Он лишен самбандха-гйаны и пребывает в невежестве. Его дела могут быть пунйа-кармой или папа-кармой, благочестивыми или греховными, но ему все равно придется пожинать их плоды, ибо у каждого поступка есть следствие. Ему придется снова и снова облекаться в материальные тела, принадлежащие к одной из 8 400 000 форм жизни, он будет вращаться в круговороте рождений и смертей и непрестанно страдать. Поэтому в " Шримад-Бхагаватам" сказано: теперь, когда вам выпала редкая возможность родиться в облике человека, ваш долг - познать себя. камасйа нендрийа-притир лабхо дживета йавата дживасйа таттва-джиджнаса «Пусть бренные услады не будут смыслом вашего существования на земле. Ведите здоровую жизнь и заботьтесь только о самом необходимом, ибо предназначение человека в том, чтобы познать Абсолютную Истину. Это должно быть целью всех ваших трудов» (Бхаг., 1.2.10). Как мы уже говорили, есть пять видов сознания: аврита-четана, скрытое, санкучита-четана, едва пробивающееся, мукулита-четана, подобное бутону, викачита-четана, расцветающее, и пурна-викачита-четана, расцветшее полностью. Три последних вида сознания бывают только у людей. Только человек может обрести высшую форму сознания - пурна-викачита-четана. Животным это недоступно. " Шримад-Бхагаватам" - наиболее важная из всех шастр. Язык " Бхагаватам" ясный и прямой. Там сказано, что человек, который не стремится познать Абсолютную Истину (таттва-джигйаса), ничем не лучше животного. Животные не задумываются о смысле бытия. И если вы тоже не размышляете над этим, ваше сознание не отличается от сознания животных. У животных четыре ноги, у вас - две. У животных, к тому же, могут быть рога и хвост - пуччха вишана хина. Если вы не стремитесь познать Абсолютную Истину, то вы всего лишь двуногое животное, пусть без рогов и без хвоста - са эва го-кхарах. Махапрабху - Верховный, изначальный ачарйа. Он стоит у истоков ачарйа-парампары. Он рассказал о вайшнавской философии приверженцам майавады, и они ее приняли. Шриман Махапрабху - Сам Верховный Господь, и в Его словах заключена великая сила. Такой же силой обладают слова ачарйи, гаура-прийя-джаны - того, кто очень дорог Гауранге Махапрабху. Майавади поносят Господа Кришну, грешат у Его лотосоподобных стоп (майавади кришне апарадхи). Они отвергают Кришну и считают Богом себя. Но даже их Махапрабху удостоил Своей милости. Даже им Он дал таттва-гйану. Столь милостив садху: он дает людям знание (таттва-джнана-шикша). Это способен сделать только ачарйа. Махапрабху - совершенный ачарйа, и Он тоже наделял людей духовным знанием. Выслушав Его, философы-майавади полностью переменились и стали бхактами. В последующих стихах рассказывается о том, как они танцевали вместе с Махапрабху, наполняя воздух возгласами " Хари! Хари! " Как милостив Господь Чайтанйя!
Назначение Вед Махапрабху говорил, что истинны только наши отношения с Кришной - кришна сей мукхйа самбандха. Все остальные наши связи материальны и поэтому ложны. В материальном мире есть пять видов отношений: отношения между родителями и детьми, между супругами, между друзьями, между слугой и господином и нейтральные отношения. Но со смертью тела этим отношениям приходит конец. Мы страдаем в этом мире только потому, что связали себя телесными узами, но не восстановили свои истинные отношения - отношения с Кришной. Понять это - значит обрести самбандха-гйану. Далее необходимо узнать, как действовать на основе самбандхи. Такой образ действий называется абхидхея. Какой результат приносит абхидхея? Какова ее цель, садхйа-васту? Ее цель - према-прайоджана-сиддхи, высшая ступень совершенства, на которую может подняться человек. Это - кришна-према. бхагаван-'самбандха', бхакти-'абхидхейа'хайа према-'прайоджана', веде тина-васту кайа «Наши отношения с Верховным Господом - что самбандха. Наш истинный долг - с любовью и преданностью служить Господу. Это абхидхея. Когда в нашем сердце проснется любовь к Богу, мы достигнем высшей цели человеческой жизни. Это прайоджана. Все три элемента: самбандха, абхидхея и прайоджана - изложены в Ведах» (Ч.-ч., Мадхья, 6. 178). О них также рассказывается в " Шри Чайтанйя-чаритамрите": коротко - в Ади-лиле и более подробно - в двадцатой главе Мадхья-лилы. Там приведены такие слова Махапрабху: мукхйа-гауна-вритти, кимва анвайа-вйатиреке ведера пратиджна кевала кахайе кришнаке. «Как бы мы не изучали Веды - толкуя смысл слов или пользуясь их прямыми, словарными значениями, - Веды и прямо, и косвенно направляют нас к Кришне» (Ч.-ч., Мадхья, 20. 146). Все в Ведах сосредоточено вокруг Кришны. В " Бхагавад-гите" (15.15) Кришна говорит: " Следуй Ведам, и ты познаешь Меня". Однако так называемые ведантисты требуют: " Покажите, где в Ведах имя Кришны! " Сами они не могут его найти. Философы-майавади известны своей некой ученостью. И Пракашананда Сарасвати, и Сарвабхаума Бхаттачарйа были большими знатоками Вед. Сарвабхаума Бхаттачарйа - воплощение самого Брихаспати, жреца полубогов. И все же они не могли найти Кришну. Кришна говорит: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо - " Следуй Ведам, и ты познаешь Меня". Если же, тщательно изучив четыре Веды (чатур-веди), вы так и не познали Кришну, то вы напрасно потеряли время - шрама эва хи кевалам. И вы будете страдать, поскольку не восстановили отношения с Кришной и связали себя недолговечными, телесными узами.
Бесплодная корова В Одиннадцатой Песни " Шримад Бхагаватам" (11.11.19) сказано: гам дугдха-дохам асатим ча бхарйам дехам парадхинам асат-праджам ча виттам тв атиртхи-критам анга вачам хинам майа ракшати духкха-духкхи «Поистине жалок тот, кто заботится о корове, переставшей давать молоко, о неверной жене, о теле, которое во всем зависит от других, о никчемных детях или о деньгах, не используемых на благо дела. И не менее жалок тот, кто изучает Веды, но не славит Меня». Ты держишь бесплодную корову. Она не дает молока. Она приносит только хлопоты и беды, больше ничего. У тебя есть жена, но она тебе неверна. От нее одни только хлопоты и беды, больше ничего. Вдобавок ко всему у тебя есть тело. Ради мимолетных наслаждений ты заботишься о теле и потому служишь недостойным людям - бипхале севину, крипана дураджана чапала сукха-лава лаги'ре. Твой хозяин отпетый негодяй, но ты все равно ему служишь. Все теперь так служат. " Дайте нам работу! Требуем работы! " Люди совсем уподобились ослам. Хозяин заставляет осла везти тяжелую поклажу и еще погоняет его: " Чало! Чало! " День и ночь люди трудятся, как ослы - гардабхера мата ами кари паришрама. Хватит работать на злобных прислужников майи! Лучше служите Кришне! Вы слуги Кришны! Но вы не знаете об этом и служите недостойным хозяевам - крипана дураджана. И все это только ради того, чтобы получить жалкие крохи удовольствий - чапала сукха-лава лаги'ре. Они нужны вашему телу. Ради тела, ради семьи вы трудитесь в поте лица, но взамен получаете только страдания - дехам парадхинам. У вас есть сын, но он негодяй. От него одни неприятности. Он асат-путра, недостойный сын. У вас есть деньги, так используйте их в служении Кришне - вишайа-самуха сакали 'мадхава', канакера дваре севаха 'мадхава' (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур «Вайшнава Ке»). Иначе ваше золото, ваши ценности станут прибежищем Кали. Золото было пятым местом обитания, которое Махараджа Парикшит назначил для Кали. Если ваше золото не служит Мадхаве (виттам тватиртхи-критам), оно порождает ссоры, коварство, приносит всевозможные несчастья. И если вы толкуете Веды, но не славите Кришну, то ваша жизнь будет тяжелой и безрадостной. Майавади заявляют: " В Ведах ничего не сказано о Кришне". Но Кришна говорит: " Следуй Ведам, и ты познаешь Меня - ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо.
Веды свидетельствуют Кришна упомянут в Ведах. И Гаурахари тоже. Венцом четырех Вед считают Упанишады. В " Чхандогья-упанишаде" (8.13.1) говорится: шйамачххавалам прападйе, шавалачххйамам прападйе. Энергия шавала, которую также называют хладини-свабхава или хладини-шакти, - это энергия Шьямы, Кришны. Кто найдет прибежище у внутренней энергии Господа, Его энергии наслаждения, тот предастся Шьямасундаре, Кришне. В " Риг Веде" (1.164.31) также сказано: апашйам гопам ани-падйа-манам а ча пара ча патхибхиш чарантам са садхричих са ишучир васана авариварти бхуванешу антах «Я видел пастушка Гопала, нетленного, непогрешимого. Порой Он совсем рядом, а порой далеко-далеко от меня. Пути Его бесчисленны. Он часто поражает взор многоцветием одежд. Я не раз видел, как Он странствует по вселенной». Почему же вы говорите, что Кришна не упомянут в Ведах? Вы самонадеянно называете себя знатоками Вед, но в действительности их толком не знаете. Вы не можете найти в них Кришну, потому что не восстановили с Ним связь.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы