Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чтобы познать Истину, иди к духовному наставнику. Смиренно обращайся к нему с вопросами и ему служи. Те, кто обрел знание о душе, посвятят и тебя в его тайны, ибо они видят Истину. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
КОММЕНТАРИЙ: Путь духовного самопознания далеко не из легких. Поэтому Господь советует нам обратиться к духовному наставнику в преемственности духовных учителей, ведущей начало от Него Самого. Того, кто не принадлежит к такой преемственности, нельзя считать истинным духовным учителем. Первый духовный наставник - Сам Господь, и тот, кто принадлежит к начатой им цепи духовных учителей, способен донести Его послание до ученика в неизменном виде. Духовное знание нельзя обрести разными новомодными средствами, какие предлагают невежественные шарлатаны. В " Бхагаватам" (6.3.19) сказано: дхармам ту сакшад бхагават-пранйтам. Законы религии возвещает Сам Господь. Почему ни собственные измышления, ни утомительные философские рассуждения не приведут нас на путь истинного благочестия. Чтобы духовно совершенствоваться, недостаточно самому читать книги мудрости. За знанием нужно идти к истинному духовному наставнику. Нужно всецело ему предаться и смиренно ему служить, укротив гордыню. Перед тем, кто сумеет угодить учителю, откроется путь к духовному совершенству. В этом секрет успеха. Чтобы ученик мог воспринять духовное знание, он должен обращаться к учителю с вопросами и быть ему послушным. Без послушания и служения он не получит от духовного наставника ответы на свои вопросы. Учитель будет испытывать ученика, и, если тот с честью выдержит испытание, учитель поймет, что его желание искреннее, и даст ему подлинное духовное знание. В этом стихе Господь отвергает и слепую покорность, и бездумные вопросы. Ученик должен смиренно слушать духовного наставника и в полной мере осознать услышанное, а для этого он должен смириться перед учителем, служить ему и спрашивать его об Абсолютной Истине. Духовный учитель всегда добр к ученику. И если ученик ему послушен, если он всегда готов ему служить, учитель ответит на все его вопросы, и тогда ученик обретет совершенное знание.
ШРИ САНАТАНА ДАСА Шри Гуру-вандана ашрайа карийа вандон шри-гуру-чарана джаха хаите миле бхаи кришна-према-дхана Склонись к стопам Шри Гуру и найди у него прибежище. О брат, только так ты обретешь сокровище кришна-премы.
дживера нистара лаги нанда-сута-хари бхуване пракаша хана гуру-рупа дхари Чтобы спасти джив, сын Нанды, Шри Хари, приходит в этот мир в облике Шри Гуру.
махимайа гуру кршна эка кари джана гуру-аджна хрде саба сатйа кари мана. Знай же, что Гуру столь же велик, как Сам Кришна. Пусть наставления Гуру станут сокровищем твоего сердца, ибо их истоки - в Запредельном.
сатйа-джнане гуру-вакйе йахара вишваса авашйа тахара хайа враджа-бхуме васа Кто твердо верит, что в словах Шри Гуру заключена божественная мудрость, тот навечно пребудет во Враджабхуми.
йара прати гурудева хана парасанна кона вигхне сехо нахи хайа авасанна Кто стремится всегда и во всем угождать Шри Гуру, того не смутят никакие преграды.
кришна рушта хаиле гуру ракхибаре паре гуру рушта хаиле кришна ракхибаре наре Если ты разгневал Кришну, тебя спасет Шри Гуру, но если ты разгневал Шри Гуру, то даже Кришна тебя не спасет.
гуру мата гуру пита гуру хана пати гуру вина э-самсаре нахи ара гати Шри Гуру нам мать, отец, господин и учитель. Никто, кроме Шри Гуру, не даст нам прибежища в этом бренном мире.
гуруке манушйа-джнана на кара какхана гуру нинда кабху карне на кара шравана Даже на мгновение не допускай мысли о том, что Шри Гуру простой смертный, и никогда не слушай слов, порочащих Шри Гуру.
Гуру ниндукера мукха кабху на херибе йатха хайа Гуру-нинда татха на йаибе Не смотри на лица тех, кто злословит Шри Гуру, и не ходи туда, где о Шри Гуру говорят с осуждением. Гурура викрийа йади декхаха какхана татхапи аваджна нахи кара кадачана Даже если ты видишь, что Шри Гуру делает что-то недозволенное, не позволяй себе и на мгновение в нем усомниться.
Гуру-пада-падме рахе йара ништха-бхакти джагат тарите сеи дхаре маха-шакти Кто будет безраздельно предан лотосоподобным стопам Шри Гуру, тот обретет великую силу и спасет весь мир.
хена Гуру пада-падма караха вандана йаха хаите гхуче бхаи сакала йантрана Склонись же, о брат, к лотосоподобным стопам Шри Гуру, и тогда наступит конец всем твоим печалям.
Гуру пада-падме нитйа йе каре вандана шире дхари ванди ами танхара чарана Я благоговею перед тем, кто остается простертым перед Шри Гуру, и касаюсь головою его стоп.
шри-Гуру-чарана-падма хриде кари аша шри-Гуру-вандана каре санатана даса Пусть же лотосоподобные стопы Шри Гуру навечно пребудут в моем сердце. С этой мыслью я, Санатана даса, возношу молитвы Гуру-вандана во славу Шри Гуру.
Вайшнава-махима
(Нароттама даса Тхакура. Прартхана, песня 43)
Прославление преданных:
тхакура ваишнава- пада аванира су-сампада суна бхаи хана эка мана ашрайа лаийа бхадже та'ре кршна нахи тйадже ара саба маре акарана О брат, слушай меня внимательно. Лотосоподобные стопы вайшнава - величайшее из всех сокровищ мира. Если, укрывшись под сенью этих стоп, ты поклоняешься Кришне, Он тебя никогда не оставит. Все прочие живут только для того, чтобы умереть.
ваишнава-чарана-джала према-бхакти дите бала ара кеха нахе балаванта ваишнава-чарана-рену мастаке бхушана вину ара нахи бхушанера анта
Вода, омывшая лотосоподобные стопы вайшнава, даст тебе чистую любовь к Богу. Только она обладает такой чудотворной силой. Я осыплю голову пылью с лотосоподобных стоп вайшнава, и эта пыль будет единственным моим украшением.
тиртха-джала павитра-гуне ликхийачхе пуране се саба бхактира праванчана ваишнавера падодака сама нахе эи саба йа 'те хайа ванчхита пурана
Пураны славят очистительную силу воды в местах паломничества, но эта сила ничтожна в сравнении с силой чистых преданных. Даже все священные воды мира не обладают той чудотворной силой, которой обладает вода, омывшая лотосоподобные стопы вайшнава. Эта вода дарует исполнение всех желаний.
ваишнава-сангете мана анандита анукшана сада хайа кршна-пара-санга дина нароттама канде хийа дхаирйа нахи бандхе мора даша кена хаила бханга Когда я с вайшнавами, мой ум радуется и помнит о Кришне. Не в силах сдержать порыв сердца, Нароттама даса громко стенает: " Почему же вайшнавы покинули меня? "
Словарь имен и терминов
А Абхидхея (абхидхейа) - долг, который надлежит исполнять; средство достижения цели; бхакти, образ действий, определяемый нашими личными отношениями с Богом. Аватара(аватара) - пришествие Бога, воплощение. Аврита-четана (аврта-четана)— скрытое сознание. Агйаната (аджнаната) - невежество, незнание. Адау шраддха (адау шраддха) - начиная с веры. Адбхута-аударья (адбхута-аударйа) - необычайное великодушие. Адбхута-ваданья (адбхута ваданйа) - необычайная щедрость. Адбхута-карунья (адбхута карунйа) - необычайное милосердие. Адвайта (адваита) - недвойственный, монизм. Адвайта-вада (адваита-вада) - монизм; учение Шанкары об абсолютном, вечном тождестве Бога и Его энергии. Адхибхаутика, уровень развития сознания (адхибхаутика) - отождествление себя с материей. Адхидайвика, уровень развития сознания (адхидаивика) - представление о себе как о слуге Господа. Адхикара (адхикара) - годность, подготовленность к чему-л., право заниматься чем-л. Адхокшаджа - «недоступный чувственному опыту»; запредельный Господь Вишну, которого нельзя познать ни чувствами, ни умом; трансцендентное. Адхьятмика, уровень развития сознания (адхйатмика) - отождествление себя с телом или умом. Амная (амнайах) - ведическая мудрость, передающаяся по цепи духовных учителей. Анартха- «лишенное ценности»; бесполезное; зло; препятствие; порочные наклонности в сердце, которые лишают нас доступа к чистому преданному служению. Анартха-нивритти (анартха нивртти) - стадия уничтожения анартх; избавление от всего дурного и порочного. Апаварга – освобождение. Апара-вичара (апара-вичара) - относительный подход; поверхностное суждение. Апарадха(апарадха) - грех; оскорбление. Апа-сампрадая (апа сампрадайа) - неавторитетная ветвь в преемственности духовных учителей. Апраката (апраката) - «непроявившееся», скрытое от человеческого глаза. Артха - братство, материальное благополучие; обогащение как одна из четырех целей, к которым стремятся обычные люди. Асадху (асадху) - тот, кто неблагочестив. Асат-путра- недостойный сын. Асури-варнашрама-дхарма (асури-варнашрама-дхарма) - богоотступническая, мирская варнашрама-дхарма, последователи которой не предлагают плоды своего труда Господу. Атма-дхарма(атма-дхарма) - дхарма души; ее вечная религия, предназначение. Ахам мамети (ахам мамети) - отождествление себя с материальным телом; представление о мире, основанное на понятиях «я» и «мое». Ачарья (ачарйа) - тот, кто учит на собственном примере; духовный наставник. Ачарья-аватара (ачарйа-аватара) - пришествие ачарьи из духовного мира. Ачарья-лила (ачарйа-лила) - деяния Чайтанйи Махапрабху в роли ачарьи. Ачарья-парампара (ачарья парампара) - см. Гуру-парампара. Ачетана- лишенный сознания, неодушевленный. Ачинтья-бхедабхеда-таттва(ачинтйа-бхедабхеда-таттва) - учение Господа Чайтанйи о «непостижимом одновременном единстве и различии» Господа и Его энергий. Ашрамы(в ед.ч. ашрама) - этапы духовной жизни; ашрамом также называется жилище отшельника или место, где живет Гуру со своими учениками.
Ашрая (ашрайа) - прибежище, опора; источник; лицо, предмет как вместилище тех или иных свойств или вещей. Ашрая-виграха (премы) (ашрайа-виграха) - Господь как средоточие премы, как ее обладатель; Шримати Радхарани как подчиненное Божество, Бог-слуга. Ашрая-виграха-ачарья (ашрайа-виграха-ачарйа) - духовный наставник как представитель Шримати Радхарани в этом мире. Ашта-саттвика-бхава (ашта-саттвиках-бхава) - восемь внешних признаков духовного экстаза, внешнее проявление духовных чувств и переживаний. К ним относятся: стамбха - оцепенение; сведа - испарина; романча - поднятие волосков на теле; сварабхеда - прерывание голоса; вепатху - трепет; ваиваранйа - изменение цвета кожи; ашру - слезы; пралайа - беспамятство.
Б Баддха - «связанный, попавший в неволю»; зависимый. Баддха-дживы (в ед.ч. баддха-джйва) - зависимые, пад шие, заблудшие души. Брахма-мадхва-гаудийа-сампрадая (брахма-мадхва- гау дийа-сампрадайа) - сампрадайа, ведущая начало от Госпо да Брахмы; впоследствии главными ачарйами в этой сам прадайе были Мадхва и Шри Чайтанйа Махапрабху. Брахма-мадхва-сампрадая (брахма-мадхва-сампрадайа) - сампрадайа, начатая Господом Брахмой и продолженная Мадхвой, который считается ее главным ачарйей.
Брахман - Абсолютная Истина; безличная, всесущая ипостась Бога; сияние, исходящее от тела Господа (познание Брахмана - первая ступень в познании Бога).
Брахманы (в ед.ч. брахмана) - представители сословия жрецов, ученых людей.
Брахма-сутра (брахма-сутра) - см. Веданта-сутра.
Брахмачари (брахмачари) - ученик, живущий в ашраме Гуру и хранящий обет целомудрия.
Брахмачари-дхарма (брахмачари-дхарма) - обязанности и образ жизни брахмачари. Бхагаван (бхагаван) - Всевышний Бог, в полной мере обладающий всеми совершенствами. Бхагавата (бхагавата) - «Шримад-Бхагаватам». Бхагавата-дхарма (бхагавата-дхарма) - религия, заповедующая любить и почитать только Верховного Бога. Бхагават-сева (бхагават-сева) - преданное служение Бхагавану. Бхагьяван (бхагйаван) - удачливый, счастливый. Бхаджан(бхаджана) - поклонение, почитание; киртан; преданное служение. Бхаджана-крия(бхаджана- крийа) - бхаджан, к которому приступают после встречи и общения со святыми людьми. Бхакта - преданный. Бхакти - преданность; исполненное любви, преданное служение Верховной Личности Бога. Бхакти-йога - соединение с Верховным Господом через преданное служение; метод, позволяющий развить в себе чистую любовь к Богу. Бхакти-патха - путь бхакти. Бхактира-мукти- вид освобождения (получивший бхактира-муктидействует в соответствии со своим изначальным предназначением, т. е. с любовью и преданностью служит Богу).
Бхоги (бхоги) - мирянин, жаждущий наслаждений.
В
Вайкунтха (ваикунтха) - духовный мир. Вайшнав (ваишнава) - преданный Господа Вишну. Вайшья (ваишйа) - представитель сословия торговцев и земледельцев. Варна (варна) - каста, сословие. Варнашрама-дхарма (варнашрама-дхарма) - ведическая система общественного устройства, которая предполагает наличие четырех сословий (варн) и четырех этапов духовной жизни (ашрамов).
Вастава-дхарма (вастава-дхарма) - религиозные заповеди высшей реальности. Веданта (веданта) - «вершина знания»; философия Веданта-сутры. Веданта-сутра (веданта-сутра) - философский трактат, состоящий из афоризмов, в которых изложена суть ведического знания. Веданта-сутрусчитают венцом Вед. Ведантисты - изучающие философию Веданты либо ее знатоки; те, кто строго следует предписаниям Вед; имперсоналисты, толкующие «Веданта-сутру» в свете философии монизма. Викачита-четана - расцветающее сознание. Вират-рупа (вират-рупа) - «имеющий телом вселенную»; представление о теле вселенной как о теле Господа. Вишая(вишайа) - субъект; объект; то, что можно воспринять чувствами; то, что может быть познано с помощью священных писаний. Вишая-виграха (премы) (вишайа-виграха) - олицетворение вишаи; Господь как объект премы; Господь как главенствующее Божество, верховный наслаждающийся, как Бог, которому служат. Вишая-виграха-бхагаван (вишайа-виграха-бхагаван) - Господь как высший предмет познания и преданного служения. Вишишта-адвайта-вада (вишиштадваита-вада) - философское учение Рамануджи, известное как монизм, ограниченный присутствием различий; это учение провозглашает, что чит, индивидуальные души, ачит, материальные миры, и ишвара, Верховный Господь, одинаково реальны и отличны друг от друга, но вместе с тем они образуют единое целое. Враджабхуми- земля Враджи, где пять тысяч дет назад Шри Кришна явил Свои лилы. Враджендра-кумара (враджендра-кумара) - Шри Кришна, юный сын царя Враджа.
Г
Гаддалика-срота-ньяя(гаддалика-срота-нйайа) - логика овечьего стада, бездумно следующего за вожаком; бездумный, слепой выбор духовного пути, сделанный исключительно по примеру других.
Гандхарвы - небесные певцы и музыканты, составляющие особую группу полубогов. Гарбходакашайи Вишну (гарбходакашайи вишну) - Вишну, который входит в каждую из вселенных и творит все многообразие мира. Гаудийа-ачарья-парампара(гаудийа-ачарйа-парампара) - преемственность духовных учителей, ведущая начало от Шри Чайта-ньи Махапрабху. Гаудийа-вайшнав (гаудийа-ваишнава) - последователь Шри Чайтанйи Махапрабху. Гаудийа-вайшнава-дхара (гаудийа-ваишнава-дхара) - обычаи и традиции гаудийа-вайшнавов. Гаудийа-Гуру-варга (гаудийа-Гуру-варга) - то же что и гаудийа-ачарйа-парампара. Гауна (гауна) - непрямой, неглавный, низший. Гауна-бхакти (гауна-бхакти) - низшая форма преданного служения; преданное служение, в котором есть примеси кармы, гьяны или йоги (его обычно практикуют те, кто еще не освободился от власти майи). Гауна-патха (гауна-патха) - худший, непрямой путь. Гаура-прия-джана (гаура-прийа-джана) - тот, кто очень дорог Господу Гауранге. Грантха-бхагавата(грантха-бхагавата) - книга «Бхагаватам». Грихастха-дхарма (грхастха-дхарма) - обязанности семейного человека; семейная жизнь. Гуна (гуна) - «веревка»; качество или способ действия; одно из качеств материальной природы: благость, страсть или невежество (гуны властвуют над душой и держат ее в зависимости). Гуру - духовный наставник. Гуру-крипа (Гуру-крпа) - милость, благословения Гуру. Гьяна (джнана) - знание; путь духовного познания, ведущий к освобождению из материального плена. Гьяна-шакти (джнана-шакти) - сила знания или познания; бытие души, проявляющееся в форме сознания.
Гьяни (джнани) - последователи философии монизма, для которых умозрение есть средство постижения Абсолютной Истины; имперсоналисты; те, кто ищет спасения.
Д
Дайви-варнашрама-дхарма (даиви-варнашрама-дхарма) - божественная варнашрама-дхарма, последователи которой посвящают свой труд Господу. Данда (данда) - наказание. Даршан (даршана) - встреча, прием. Двайта / Двайтавада (дваита / дваитавада) - дуализм; философское учение Мадхвы, получившее название «очищенного» дуализма (согласно этому учению, джива, индивидуальная душа, и джада, мир неживой материи, всегда отличны друг от друга, вместе с тем они полностью зависимы от Брахмана, Верховного Господа). Двайтадвайта-вада(дваитадваита-вада) - философское учение Нимбарки, получившее название «одновременного» дуализма и монизма (согласно этому учению, энергия Брахмана - это источник и чит, дживы, и ачит, материального мира, которым наслаждается джива; это учение признает одинаково истинными и понятие двайты, отличности всего сущего от Брахмана, и понятие адвайты, неотделимости всего сущего от бытия Брахмана). Дварака(дварака) - Город, где царствовал Господь Кришна. Джапа-мала (джапа-мала) - четки. Джива (джива) - существо, обладающее сознанием; вечная, предельно малая индивидуальная душа. Джигьяса (джиджнаса) - обращение с вопросами; стремление к знанию. Дикша (дикша) - духовное посвящение, при котором ученик получает мантру и формально соединяется с преемственностью духовных учителей; передача трансцендентного знания от учителя к ученику, в результате которой ученик освобождается от бремени грехов. Дикша-Гуру (дикша-Гуру) - духовный наставник, дающий посвящение и формально соединяющий ученика с преемственностью духовных учителей.
Драшта (драшта) - тот, кто смотрит, видит. Дришта (дршта) - тот, кого видят, или то, что видят. Дурга (дурга) - богиня Дурга, олицетворение материальной, внешней энергии Господа, маха-майи; божество, повелевающее материальным Миром; супруга Господа Шивы. Дхарма - религиозные заповеди; исполнение долга; неотъемлемое свойство предмета; исполнение предписаний Вед, обещающих в награду райские удовольствия (одна из четырех целей, к которым стремятся обычные люди).
И
Иша-таттва (иша-таттва) - знание о Верховном Господе. Итарануракти (итарануракти) - «привязанность к другим вещам»; привязанность души к материальному миру. Й Йога - метод духовного развития, соединяющий душу со Всевышним; состояние, при котором сознание предельно малой души находится в единстве или согласии с Богом. Йог (йоги) - тот, кто занимается йогой.
К Кали - «раздор»; божество, олицетворяющее Кали-йугу и властвующее в этот век. Кали-чела(кали-чела) - приспешник Кали. Кали-юга (кали-йуга) - текущий век, век вражды и лицемерия, который начался пять тысяч лет назад (его общая продолжительность 432 000 лет) Кама (кама) - вожделение; удовлетворение желаний как одна из четырех целей, к которым стремятся обычные люди. Кангала(кангала) - бедный, нищий. Канка (канка) - злодей. Капата (капата) - обманщик, лицемер. Капатья (капатйа) - порочность, лицемерие. Карма- действие; труд ради корысти; последствия прошлых поступков; закон причины и следствия, действующий в материальном мире.
Карматмака (карматмака) - человек, одержимый страстью к корысти. Карми (карми) - тот, кто пытается наслаждаться материальным миром через материальные органы чувств; тот, кто исполняет ведические обряды ради корысти. Катха (катха) - разговор, беседа; рассказы о Верховном Господе и Его преданных. Киртан (киртана / киртанам) - пение во славу Верховного Господа. Киртанакхья-бхакти (киртанакхйа-бхакти) - служение Господу через киртан. Крипа (крипа) - сострадание, милость. Крипана-дураджана(крпана-дураджана) - скупой, порочный человек. Кшатрии (в ед.ч. кшатрийа) - воины и правители; второе сословие в варнашрама-дхарме.
Л
Лагху - легкий; низший, худший. Лакх - 100 000. Лила (лила) - развлечение, игра, забава.
М
Майя (майа) - «то, чего нет»; иллюзия; внешняя энергия Господа, энергия иллюзии, которая держит живые существа в забвении об их духовной природе и о Боге. Майявади (майавади) - имперсоналист. Мантра - магическая формула или заклинание; гимн, стих. Маха-бхагавата (маха-бхагавата) - наиболее возвышенный преданный Господа. Маха-ваданьяя-аватара (маха-ваданйайа-аватара) - самое милостивое и великодушное воплощение Бога. Махаджаны (в ед.ч махаджана) - преданные, которые достигли духовного совершенства и благодаря этому пользуются непререкаемым авторитетом у других преданных. Маха-пуруша (маха-пуруша) - «великий человек»; святой или пророк.
Маха-пуруша-гуру (маха-пуруша-гуру) - великий ачарйа, пришедший прямо из духовного мира. Махат - выдающийся, могущественный. Махат-таттва - совокупная материальная энергия, которая в период сотворения мира распадается на первоэлементы и дает начало всему сущему; причинный океан; часть духовного неба, покрытая материальными первоэлементами. Мокша - избавление, спасение; освобождение из материального плена как одна из целей, к которым стремятся обычные люди. Мокша-камана (мокша-каманах) - желание освободиться из материального плена. Моха (мохах) - иллюзия, игра воображения. Мукта - тот, кто обрел спасение. Мукулита-четана - сознание подобное бутону.
Н Нивритти-марг (нивртти-марга) - путь к освобождению из материального плена или отказ от чувственных наслаждений. Нитья-киртан (нитйа-киртана) - вечное, непрерывное прославление Бога. Нитья-киртана-дхарма (нитйа-киртана-дхарма) - долг, призывающий к вечному прославлению Бога. Нитья-шравана(нитйа-шравана) - вечное, непрерывное слушание о Боге.
П
Пандит (пандита) - ученый человек. Папа-карма (папа-карма) - греховные дела. Парамартха (парамартха) - высшая цель жизни.
Параматма (параматма) - Верховная Душа; Сверхдуша, Верховный Господь, пребывающий в сердце каждого (Он сопровождает падшую душу в ее странствиях по материальному миру, направляя ее из сердца и наблюдая за нею) Параматма-таттва (параматма-таттва) - знание о Личности Бога. Парамахамса (парамахамса) - душа, познавшая себя. Парамешвара (парамешвара) - Верховный Властелин. Парампара (парампара) - преемственность духовных учителей. Парампарья (парампарйа) - традиция; передача из поколения в поколение. Парататтва - величайшее благо; Шри Кришна, Абсолютная Истина. Парипрашна (парипрашна) - вопрос, расспрашивание. Правритти-марг (правртти-марга) - путь мирских наслаждений; идущий этим путем исполняет предписания Вед, чтобы вознестись на райские планеты. Прайоджана- «необходимость»; высшая цель жизни; любовь к Богу. Прайоджана-сиддхи - достижение прайоджаны. Праката - проявившийся, зримый, доступный чувственному опыту. Пракрити (пракрти) - энергия или природа; женское, подчиненное начало. Пранипата (пранипата) - поклон. Прартхана (прартхана) - молитва, мольба. Прасад (прасада) - «милость», остатки подношений Господу. Према - чистая, нерушимая любовь к Богу; любовь к Богу как пятая, высшая цель, к которой должен стремиться человек. Према-бхакти - любовь и преданность Господу. Преми-бхакта (преми-бхакта) - преданный, который обрел прему. Преяс (прейас) - «дорогой, желанный», стремление к сиюминутной выгоде; действия, немедленно приносящие блага, прибыль. Пунья-карма (пунйа-карма) - благие дела. Пураны (в ед.ч. пурана) - священные писания, дополняющие Веды. Пурна-викачита-четана (пурна-викачита-четана) - полностью расцветшее сознание. Пурушартха (пурушартха) - цель человеческих устремлений. Пурушоттама-кшетра- Джаганнатха Пури Дхама.
Р Раджас - страсть. Раджо-гуна (раджо-гуна) - страсть, вторая гуна материальной природы. Ратна-гарбха - таящий драгоценные камни; океан. Раурава-нарака - одна из адских планет. Рупа-шикша (рупа-шикша) - наставления, которые Чайтанья Махапрабху дал Рупе Госвами.
С
Садхака (садхака) - «действенный, целесообразный»; преданный, тот, кто чтит Бога; тот, кто стремится к духовному совершенству. Садху (садху) - тот, кто не привязан к мирскому; человек, безраздельно преданный Богу. Садху-санга(садху-санга) - общение с садху. Садхья-васту (садхйа-васту) - цель, которую нужно достичь. Сагара (сагара) - океан. Самбандха - связь, отношения. Самбандха-гьяна (самбандха-джнана) - знание о Всевышнем Господе, Его божественных энергиях и их взаимосвязях. Самбандха-дата (самбандха-дата) - устанавливающий самбандху, дающий самбандха-гьяну; Гуру, который помогает нам восстановить нашу вечную связь с Богом. Сампрадая (сампрадайа)— «совершенный дар»; указывающий, открывающий путь; цепь духовных учителей; трансцендентное знание, передающееся от одного учителя к другому. Санкучита-четана (санкучита-четана) - едва пробивающееся сознание. Санньяса (саннйаса) - отрешение от мира; жизнь в отрешении. Санньяса-дхарма (саннйаса-дхарма) - обязанности и образ жизни саннйаси. Сат - благой; суть; истина. Сатваты (в ед.ч сатвата) - преданные Господа Вишну. Сат-сампрадая(сат-сампрадайа) - трансцендентное знание, которое передается по цепи маха-пуруш-гуру; истинная, вечная сампрадайа. Саттва- благость. Саттва-гуна (саттва-гуна) - благость, первая гуна материальной природы. Сат-шишья (сат-шишйа) - истинный ученик. Сатья-дхарма(сатйа-дхарма) - вечная истина; закон истины; истинная религия. Свадхината-ратна(свадхината-ратна) - «жемчужина свободы»; дар свободы выбора. Сварупа (сварупа) - «свой облик»; наша истинная природа, настоящий облик; изначальный, вечный облик души и ее особые отношения с Богом. Сева (сева) - служение. Севака-бхагаван (севака-бхагаван) - Бог в облике совершенного слуги Бога. Севья-бхагаван (севйа-бхагаван) - Бог как тот, кому служат. Сиддханта (сиддханта) - вывод; принцип; установленная истина; теория, учение. Сукритиманта-пуруша (сукртиманта-пуруша) - человек, украшенный добродетелью, благочестием.
Т
Тамас - тьма; мрак; незнание, невежество. Тамо-гуна (тамо-гуна) - невежество как третья гуна материальной природы. Таранга (таранга) - волна. Таттва - основополагающая истина; принцип; сущность; тайна, секрет. Таттва-ачарья(таттва-ачарйа) -ачарья, в полной мере познавший таттву. Таттва-васту- основа; Верховный Господь как высшая реальность. Таттва-вичара (таттва-вичара) - абсолютный, неотносительный подход к предмету. Таттва-дарши (таттва-дарши) - тот, кто видит Истину. Таттва-джигьяса(таттва-джиджнаса) - вопросы об Абсолютной Истине; стремление познать таттву. Таттва-шраванам (таттва-шраванам) - слушание наставлений о таттве.
У
Упанишады - философские тексты, образующие один из разделов ведической литературы. Уттама-бхакти- чистая преданность, в которой нет примесей кармы, гьяны и йоги.
Х
Хари-тошана (хари-тошана) - угождение Господу. Хладини-шакти / хладини-свабхава(хладини-шакти /хладини-свабхава) - внутренняя энергия Господа, дарующая блаженство.
Ч
Чаитья-Гуру (чаитйа-Гуру) - Господь, пребывающий в сердце каждого существа. «Чайтанья-Бхагавата»(чаитанйа-бхагавата) - жизнеописание Шри Чайтанйи Махапрабху на бенгали, составленное в шестнадцатом веке; его автор - Шрила Вриндавана даса Тхакура. «Чайтанья-мангала» (чаитанйа-мангала) - жизнеописание Шри Чайтанйи Махапрабху на бенгали, составленное в шестнадцатом веке; его автор - Шрила Лочана даса Тхакура. «Чайтанья-чаритамрита» (чаитанйа-чаритамрта) - жизнеописание Шри Чайтанйи Махапрабху на бенгали, составленное в шестнадцатом веке; его автор - Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами. Четана - обладающий сознанием, способностью чувствовать.
Ш
Шабда-аватара (шабда-аватара) - пришествие трансцендентного звука. Шабда-брахма (шабда-брахма) - трансцендентный звук, исходящий прямо из духовною мира, звук, неотличный от Самого Всевышнего Господа; Веды. Шавала (шавала) - божественная энергия наслаждения, одна из энергии Господа Кришны. Шад-госвами(шад-госвами) - шесть Госвами из Вриндавана: Санатана, Рупа, Джива, Гопала Бхатта, Рагхунатха даса и Рагхунатха Бхатта Госвами. Шакти (шакти) - энергия; сила. Шастра (шастра) - богооткровенное писание. Шикша (шикша) - наставление, поучение. Шикша-Гуру (шикша-Гуру) - духовный учитель, дающий наставления. Шишта(шишта) - тот, кого обучают, кем руководят. Шишья (шишйа) - ученик. Шраванам (шраванам) - слушание. Шраддха (шраддха) - вера, уважение. Шреяс (шрейас) - стремление получить высшее благо; действия, приносящие высшее благо и счастье. Шри-мантра (шри-мантра) - божественная мантра. Шри-нама (шри-нама) - божественное имя. Шрота-бхакта (шрота-бхакта) - преданный, который слушал наставления тех, кто обладает знанием. Шрота-гьяна (шрота-джнана) - знание, воспринятое на слух. Шрота-пантха (шрота-пантха) - метод слушания. Шрота-парампарья(шрота-парампарйа) - традиция, по которой трансцендентное знание передается от духовного учителя к ученику, из поколения в поколение. Шуддха-адвайта-вада(шуддхадваита-вада) - «очищенный» монизм; философское учение Вишнусвами, также приписываемое Валлабха-ачарье. Согласно этому учению, реально существует только Брахман, обладающий бесчисленными свойствами и силами. Он одновременно и сагуна, имеющий качества, и ниргуна, лишенный качеств. Шуддха-двайта-вада (шуддха-дваита-вада) - см. Двайта-вада. Шудра (шудра) - человек, принадлежащий к сословию работников или слуг.
Шьямасундара (Господь) (Шйамасундара) - Верховный Господь, цветом тела подобный грозовой туче. Он вечно пребывает в Своей обители - во Врадже.
Оглавление
Мангалачарна….........................................................................1 Краткое жизнеописание Шрилы Гоур Говинды Свами.........2 Несколько слов о настоящей серии Шри Сиддханта Сагара…………………………………………………………..11 Введение...................................................................................13 Часть первая – наставлнии Глава первая Полностью расцветшее сознание.................................16 Свобода выбора........................................................................17 Виды сознания..........................................................................20 Налакувера и Манигрива.........................................................21 Обратись к садху и спрашивай его о таттве..........................22 Глава вторая Возродить свои отношения с Богом..................26 Пожар в океане.........................................................................28 Доступно только людям..........................................................30 Назначение Вед……................................................................32 Бесплодная корова...................................................................33 Веды свидетельствуют…........................................................35 Господь Чайтанйа наставляет Шачимату..............................35 Рискуя жизнью…….................................................................37 Вы пьете яд!..............................................................................38 Всеобщее братство…...............................................................39 Глава третья Плоды варнашрама-дхармы.................................41 Разделение общества на варны…….......................................42 Две варнашрама-дхармы…….................................................43 За пределами варнашрамы………..........................................45 Высший плод варнашрама-дхармы........................................45 Ни порабощенная, ни свободная............................................48 Готовы задавать вопросы........................................................50 Глава четвертая Искусство задавать вопросы.................................52 Счастливая звезда....................................................................53 Параматма облекается в тело.................................................55 Настоящие вопросы.................................................................56 Те, кто видит Истину...............................................................58 Обязанность ученика...............................................................60 Сат-сампрадайа........................................................................63 Самая авторитетная ветвь.......................................................66 Два Бхагавана...........................................................................70 Часть вторая - Вопросы Глава пятая Киртан ученика.............................................................72 Нет преград...............................................................................73 Кому Гуру являет свой облик?...............................................74 Слушать в записи.....................................................................75 Глава шестая Живой садху......................................................................76 Присудствие в книгах………………………………………..76 Пока не увижу, не поверю…………………………………..77 Милостливый взор…………………………………………..78 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы