Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что надо знать о таких понятиях, как «пиррихий» и «спондей»?



Скандируя написанные, допустим, ямбом стихи, мы дела­ем сильным слог, который в естественной речи не выделяет­ся: ПорА, кра-сА-ви-цА, прос-нИсь…, Ад-мИ-рал-тЕйс-ка-Я-иг-лА...

При скандировании и в первом и во втором примере по четыре сильных слога. А при естественном чтении этих же строк в первой мы сделаем три словесных ударения: По-рА, кра-сА-вица, прос-нИсь, а во второй только два: адмирал-тЕйская иглА.

Так вот пиррихий — это пропуск метрического ударения (подчеркивающего размер) на сильном месте стиха, в ямбе или хорее. Дело в том, что у нас в речи слова состоят не только из двух слогов, но и из трех-четырех и больше. И ес­ли бы поэты, стараясь избегнуть пиррихиев, подбирали бы только короткие слова, для своих стихотворений, то это бы обеднило поэзию, лишило бы ее естественности.

Пиррихий не ломает ритм стиха, не разрушает его разме­ра. Он разнообразит стих, устраняет монотонность, придавая ему тончайшие оттенки интонации. Кроме того, пиррихий облегчает стих. В самом деле, попробуем проскандировать стро­чку (и-клА-нял-сЯ-не-прИ-нуж-дЕ-нно), а затем произнести ее осмысленно, представив, как это делал пушкинский герой: и клАнялся непринуждЕнно. Слово «непринужденно» звучит легко, изящно и свободно, передавая манеру поведения героя. Итак, двусложная стопа с пропущенным ударением называется пиррихием.

Но существует обратное явление, когда в стихе появляется уже сверхсхемное, или внеметрическое ударение:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет...

(А. С. Пушкин).

Злость берет, сокрушает хандра.

Так и просятся слезы из глаз.

Нет! Я лучше уйду со двора...

(Н.А. Некрасов).

При скандировании этих стихов мы произносим как слабые слоги слова «швед», «бой», «гром», «злость», «нет! ». Стихи Пушкина написаны ямбической стопой ¯ |, а Некрасова — анапестом ¯ ¯ |. При исполнении же мы произносим эти слова, акцентируя на них внимание слушателей. Это со­здает определенный ритмический перебой, подчеркивает смы­словую и эмоциональную окрашенность стиха или отдельного слова. (14) Поэтому наиболее эмоционально насыщенные строки подчеркиваются сверхсхемным ударением. Чаще всего внеметрические ударения встречаются в начале строки. Не­редко на первый слог поэты ставят междометия, восклица­ния, отрицания и т. п.

О, Волга, колыбель моя!

О, если б ведала она...

Нет, дерзкий хищник, нет, губитель...

В середине стиха вне метрические ударения встречаются редко. Вот, например, пушкинская строка:

Скучна мне оттепель: вонь, грязь — весной я болен...

Итак, внеметрическое ударение на слабом месте стиха в ямбе или хорее называется спондеем. Он не ломает размера стиха, хотя и создает заметные ритмические перебои. Благо­даря пиррихию и спондею русский классический стих отлича­ется исключительной гибкостью, многообразием оттенков для передачи мыслей и чувств.

Что надо знать об усеченной и нарощенной стопах?

Скандируя стихи, определяя их размер, вы можете заме­тить лишний слог в конце стиха или, наоборот, нехватку его в некоторых строчках. Что это за явление?

Если при скандировании мы ощущаем один или два лиш­них слога в конце стиха, то последняя в стихе стопа нарощенная. Если же не хватает одного, двух слотов, значит стопа, усеченная. Они встречаются постоянно в стихах, не нарушая их размера. С этими оставшимися «хвостиками» считаться не следует. И скандируя, подчеркивая выстукиванием пальцев размер стиха, надо как бы отбрасывать эти «хвостики» в сторону, движением кисти руки, чтобы они не мешали опре­делению размера:

Не пОй, кра-сА-ви-цА, при-мнЕ

Ты пЕ-сен ГрУ-зи-И пе-чАль-ной...

Стихи Пушнина написаны четырехстопным ямбом. А во второй строке последняя стопа нарощенная. Отбросим ки­стью руки слог «ной», произнеся его, конечно. И новую стро­ку начинаем скандировать сначала — иначе можно запутать­ся. Если же видим, что не хватает слога, останавливаем дви­жение пальцев, чтобы заново начать скандировать новую стро­ку:

ДУш-но без счАсть-я и вО-ли /усечен один слог/.

НОчь бес-ко-нЕч-но длин-нА. /усечено два слога/

БУ-ря бы грЯ-ну-ла чтО-ли /усечен один слог/

ЧА-ша с кра-Я-ми пол-нА /усечено два слога/. (15)

Стихотворение Некрасова написано дактилем. И на про­тяжении всего стихотворения — усеченные стопы. Это созда­ет определенный ритм, передающий настроение лирического героя. Почему же остаются «хвостики» в стихах? Чтобы это понять, надо ответить на следующий вопрос.

Что такое клаузула?

Клаузулами называют группу заключительных слогов в стихе, начиная с последнего ударного слога. Клаузулы бы­вают разные. Это свободные слоги, не зависящие от размера стиха.

Окончание на ударный слог принято называть мужским (отдохнУл). Если ударение падает на предпоследний слог, такую клаузулу называют женской (отдохнУла). Если уда­рение стоит на третьем слоге от конца, перед нами дактилическая клаузула (отдыхАющий). Окончания же с числом без­ударных слогов более двух называют гипердактилическими (сверхдактилическими). Они встречаются сравнительно ред­ко. Гипердактилические клаузулы использовались Пушкиным, Блоком, Брюсовым и другими поэтами.

Идет Балда, покрЯкивает,

А поп, завидя Балду, вскАкивает...

(А. Пушкин).

Плыла над морем

даль опАловая... (В. Брюсов).

Клаузулы разнообразят стихотворение, не нарушая при этом метр стиха:

 

По вечерам над ресторАнами (дактилическая клаузула)

Горячий воздух дик и глУх, (мужская клаузула)

И правит окликами пьЯными (дактилическая клаузула)

Весенний и тлетворный дУх (мужская клаузула).

(А. Блок).

Сочетание дактилической и мужской клаузул обостряет восприятие произведения.

Теперь на очереди вопрос, раскрывающий еще одну важ­ную особенность поэтической речи.

 

Что надо знать о рифме?

Мы говорили о клаузулах и заметили, что они, могут вступать между собой в созвучие. Это созвучие концов строк, на­чиная с последнего ударения и называется рифмой. Рифма может быть мужской, женской, дактилической, гипердакти­лической.

«Туман-обман» — мужская рифма, «Славы – забавы» — женская рифма, «Разгорается—улыбается» — дактилическая, «Опаловая— прикалывая» — гипердактилическая.

У Брюсова есть рифмы, в которых число неударных слогов доходит до четырех:

| ¯ ¯ ¯ ¯

Холод, тело тайно скОвывающий...

¯ ¯ ¯ ¯

Холод, душу очаровывающий.

В стихотворении «Прячет месяц» С. Есенин использовал одни дактилические рифмы:

Прячет месяц за овИнами

Желтый лик от солнца Ярого.

Высоко над луговИнами

По востоку пышет зАрево... и т. д.

Какова же роль рифмы в стихотворной речи? «Рифма воз­вращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, — писал В. Маяковский, — заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе». Некоторые поэты, и в том числе Маяковский, рифмовали не только концы, но и на­чала, середины строк:

Улица

– лица у догов годов резче...

(В. Маяковский).

Однако созвучие в конце стиха слышится гораздо отчет­ливее, подчеркивая ритмически организованную стихотворную речь.

Рифмы бывают точные и неточные. Точной рифмой назы­вают такую, в которой все звуки совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова. А рифмы, в которых не все звуки совпадают, называют неточными: «Хорошо —в порошок», «порука — друга», «Песню—тесной» …

Богатой рифмой считают ту, в которой рифмуются не толь­ко звуки, начиная с последнего ударения, но и предшествующий ударению согласный звук: «Лень—олень», «Ревновать – изнывать».

Несколько слов о способах рифмовки. Когда рифмуются две соседние строки, такую рифму называют смежной, или парной. (17)

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

(Н. А. Некрасов).

Когда же рифмуются первая строка с третьей, а вторая с четвертой, рифму называют перекрестной. Это наиболее часто встречающийся вид рифмовки:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

(А. С. Пушкин).

Если же рифмуются первая строка с четвертой, а вторая с третьей — такой вид рифмовки называют охватной, кольцевой или опоясанной.

Я испытать судьбу свою хочу —

Коня взнуздаю дикого, степного

И этот мир себе открою снова,

И вдаль, мечте навстречу, полечу.

(Асхаль Ахметкужин)

Понятие, о способе рифмовки тесно связано с понятием строфы....

Что такое строфа?

Нетрудно заметить, что связь стихотворных строк имеет постоянный характер. Сочетание этих рифмованных строк, объединенных определенной мыслью и имеющих интонационно-синтаксическую законченность, повторяемость в стихотворении, называют строфой. Она усиливает мерность, ритмичность стихотворной речи. Существуют такие строфы, как двустишие, трехстишие, чет­веростишие, пятистишие, шестистишие, семистишие, восьмистишие, девятистишие, четырнадцатистишие. Вот лишь один при­мер трехстишия:

Не для славы —

Для забавы

Я пишу!

Одобренья

И сужденья

Не прошу!

(А. Полежаев).

А вот отрывок из стихотворения С. Есенина, написанного шестистишием: (18)

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака...

Вспомним лермонтовское «Бородино», которое написано строфой семистишия:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были, ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина?

Строфу, состоящую из восьми строк, называют октавой. Она успешно используется в стихах с шутливым или сати­рическим содержанием. Пушкинская шутливая поэма «Домик в Коломне» написана октавами. Октавами пишут и серьезные философские стихи:

Когда б из туч, тяжелых, грозовых,

Не падал гром, не лился дождь привольный,

Когда б с небес, сверкающих, живых,

Не бил, огонь высоких, ярких молний, —

Земля не знала б зелени травы

И свежести цветов в траве зеленой,

И пенья птиц среди густой листвы,

И чистоты природы, обновленной.

 

Когда бы слово из груди живой,

Как стон хотя б, на волю не взлетело,

Когда бы слезы болью ножевой

Во тьме ночной не сотрясали тело, —

Душа не знала б сладостной мечты,

Потоку мысли силы б не хватило,

Стучало б сердце в мраке пустоты,

И песня бы его не посетила!

И по законченности мысли и по интонации в этом стихо­творении башкирского поэта Асхаля Ахметкушина явно об­наруживаются два срифмованных восьмистишия.

Одической строфой — десятистишием написаны знакомые нам строки Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха,

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде. (19)

Наш великий Пушкин создал оригинальную строфу, стоящую из четырнадцати зарифмованных строк, которой написан роман в стихах «Евгений Онегин». Онегинская строфа отличается удивительной гибкостью. В ней есть и смежные, и охватные, и перекрестные рифмы. Она способна передавать самые различные оттенки чувств и мыслей героев романа, его автора.

Что такое стяжение?

Попробуем проскандировать строки стихотворения А. Про­кофьева:

Соловьи, соловьи, соловьи,

Не заморские, не чужие,

Голосистые, наши, твои,

Свет немеркнущий мой, Россия!

Стихи написаны трехстопным анапестом, но во второй и четвертой строках не хватает по одному слогу перед словами:

«не чужие» и «Россия».

Это явление, когда в стихе недостает одного слога, встре­чается довольно часто, особенно в современной поэзии. Называется оно «стяжением». Промежуток между двумя удар­ными слогами как бы стягивается.

Начиная с XVIII века стяжение стало применяться во многих трехсложных размерах. И располагалось оно на од­ном и том же месте каждого стиха. В XX веке стяжение ста­ло располагаться без какой-либо закономерности. Такие сти­хи, в которых места стяжений произвольны, стали называть паузниками.10 Явление стяжения характерны для русских пе­реводов «Илиады» и «Одиссеи» Гомера:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса — Пелеева сына...

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

Скандируя эти строки, отбивая ритм трехсложной стопы дактиля | ¯ ¯ , сразу же ощущаешь стяжение между сло­вами «Гнев» и «богиня» в первой строке, и словами «богов» и «бессмертных» — во второй. Скандируя, на месте пропу­щенного слога можно произносить какое-либо междометие типа: «гм»: ГнЕв «гм», богиня воспОй...

Зачем нам надо знать о стяжении? Во-первых, чтобы не испытывать трудности при определении размера стиха. Ес­ли строка, где есть стяжение, путает нас, надо начать скан­дировать другие строчки и, убедившись в размере, вернуться к этой злополучной строке, поймав стяжение. (20) Во-вторых, знание этого, явления необходимо для того, чтобы верно исполнять стихотворение. Ведь поэты не случайно прибегают к пропуску слога. Что же требуется от исполнителя? При чтении стиха либо выдерживаешь паузу, равную пропущенному слогу (вместо «гм»), либо заполняешь этот пропуск широтой, протяженностью звучания слов. Эта остановка или протяженность звучания помогает заострить внимание на определенной мысли. Произносим «Гнев» и останавливаемся перед величественным словом «богиня», произносим «Кто ж из богов»... и останавливаемся перед словом «бессмертных». В таких случаях пауза помогает выразить подтекст, опреде­ленные отношения, чувства…

В приведенных ранее стихах А. Прокофьева о соловьях наполняется подтекстом пауза перед словом «не чужие». Как важно исполнителю передать отношение к своим — россий­ским соловьям. И как необходимо в наполненной паузе пе­редать свое чувство любви и преклонения перед великим, простым, родным словом «Россия»!

Небольшое стихотворение С. Есенина «Синий май» на­писано анапестом. А во втором четверостишии на третьей строке вдруг стяжение:

В деревЯнные крЫлья окнА

Вместе с рАмами в тОнкие штОры

Вяжет взбАлмошнаЯ луна (стяжение)

На полУ кружевнЫе узОры...

Неожиданная, наполненная подтекстом пауза перед словом «луна» передает радостное удивление художника перед живой картиной природы.

Подобных примеров стяжения можно привести множест­во. И надо пользоваться подсказанной поэтами краской исполнения, наполняя внутренним смыслом местá стяжений (па­узы между словами).

Итак: при определении размера стихов пусть нас не сму­щают ни пиррихии, ни спондеи, ни нарощенные или усечен­ные стопы, ни стяжения. Определив размер стиха по более «типичным» строчкам стихотворения, разберемся, что же мешало нам, какое явление стихотворной речи?

А теперь сделаем перерыв в изложении теории стихосло­жения и вновь займемся тренировкой своего темпо-ритмического слуха (или чувства). Попробуем сочинять рифмован­ные строчки на все размеры силлабо-тонической системы сти­хосложения. (21)

Начинаем отбивать счет хореической стопы: рАз-два, рАз-два, рАз-два и говорим в этом размере:

БУду Я стихИ писАть,

чтОб размЕры рАзличАть.

А теперь попробуем эту мысль передать ямбической сто­пой: раз-двА, раз-двА, раз-двА, раэ-двА... И понимаем, что надо в начало строки добавить безударный слог и только:

я бУду сАм стихИ писАть:

легкО размЕры рАзличАть.

Перейдем к трехсложным размерам. Погружаемся в раз­мер дактиля: рАз-два-три, рАз-два-три, рАз-два-три... И слова сами отбираются и ложатся в строку:

бУду сейчАс я стихИ сочинЯть:

бЫстро размЕры стихОв различАть.

 

Заговорим стопой амфибрахия: раз-двА-три, раз-двА-три,

раз-двА-три... Опять в начало строки поставим безударный слог:

 

начнУ-ка сейчАс я стихИ сочинЯть,

чтоб бЫстро размЕры стихОв различАть.

 

И закончим стопой анапеста: раз-два-трИ, раз-два-трИ, раз-два-трИ, раз-два-трИ... Теперь в начало строки поста­вим два неударных слога:

я немЕдленно стАну стихИ сочинЯть,

чтобы бЫстро размЕры стихОв различАть.

 

Значит, можно взять любую глагольную рифму типа «спать—гулять», и, скандируя, рифмовать две строки в раз­личных размерах:

Я сейчАс пойдУ гулЯть,

ЧтОбы крЕпче нОчью спАть, /хорей/ /

ПойдУ-ка Я сейчАс гулЯть,

Чтоб крЕпче нОчью мнЕ поспАть. /ямб/.

НАдо сейчАс мне пойтИ погулЯть,

ЧтОбы покрЕпче мне нОчью поспАть. /дактиль/

Мне нАдо сегОдня пойтИ погулЯть,

Чтоб нОчью покрЕпче сегОдня поспАть. /амфибрахий/

Надо мнЕ не лениться — пойтИ погулЯть,

чтобы нОчью сегОдня покрЕпче поспАть. /анапест/

Такая игра в «стихоплетство» на разные размеры оказы­вает большую услугу при овладении искусством исполнения стихов.

А теперь вернемся к теории. Мы говорили о размере, риф­ме как о важных элементах стихотворной речи. Но оказы­вается, бывают стихи с разной длиной строк, стихи, в которых чередование ударных и безударных слогов не является признаком ритма, а бывают стихи и без рифм, и без размера. (22)

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Библейские пророчества напоминают нам, что Бог Суверенный
  2. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  3. Hе откладывай на завтра то, что ты отложил вчера на сегодня.
  4. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  5. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  6. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  7. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  8. III. Презрение как заколдованный круг .
  9. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  10. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  11. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  12. Role-Play(сокращение RP) - реальная игра, реальное поведение, как в жизни, игра по ролям.


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 3353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь